Текст (PDF):
Читать
Скачать
Образование сегодня является важным фактором, определяющим положение государства в современном мире и на международной арене. Поскольку в настоящее время наблюдается смещение движущих сил из материальной в интеллектуальную сферу, оно приобретает геополитическую направленность и становится инструментом «мягкой силы» государств. Исходной функцией образования как социального института - социализация и гуманизация новых поколений сограждан, является передача «опыта поколений». Однако, распад некогда единого образовательного пространства СССР повлек за собой поиск национальных идентичностей, выстраивание новой (или сохранение существовавшей) системы и структуры образования, что привело к принципиальному изменению категорий оценки образования как социального института: от гуманитарного к геополитическому, и сегодня деятельность ведущих игроков на поле образовательного пространства постсоветских государств показывает, что сотрудничество в области образования перестает быть исключительно гуманитарным, а приобретает все более явственные черты активного инструмента «мягкой силы» в реализации геополитических интересов. На сегодняшний день нельзя отрицать тот факт, что образование оказывает непосредственное влияние на вопросы национальной безопасности государства и вопросы глобальной безопасности. Именно школа (средняя и высшая) является институтом становления личности, средой, которая формирует интеллектуальный, нравственный и трудовой уровень общества, а также его способность обеспечить собственное стабильное существование, развитие и безопасность. Даже американцы считали, что проиграли космическую гонку «за партой», т.е. по причине превосходства уровня образования СССР над аналогичным уровнем в США. Как известно, у образования есть несколько функций, которые следует рассмотреть в контексте национальной безопасности страны: И обеспечение национальной безопасности стран СНГ прямо зависит от того, с какой образовательной подготовкой войдет их молодежь в ХХI век, каковы будут ее нравственные и политические идеалы, социальные ценности, уровень общей культуры и профессиональной подготовки» [4]. ООН и международные организации ведут интенсивную работу по вопросам развития образования. В частности, некоммерческая организация «Глобальное партнерство по образованию» (Global Partnership for Education) исследует вопросы образования и фокусируется на процессах образования в развивающихся странах [11]. Согласно исследованиям, все 17 целей устойчивого развития ООН, так или иначе обуславливаются доступностью образования. К примеру, цель 16 - Содействие построению миролюбивых и открытых обществ в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях, основными идеями которой являются мир и справедливость, поддерживает идею того, что обязательным предвестником мирного, толерантного и здорового общества является именно образование [12]. В странах с более высоким уровнем образования население, как правило, более терпимо к людям других национальностей, рас, религий, к меньшинствам, говорящим на отличных от государственного языках и к иммигрантам страны. Согласно данным ЮНЕСКО, при увеличении количества учащихся в средней школе в государстве на 10%, риск вступления этой страны в войну снижается на 3% [12]. Образованное население принимает более активное участие в политической жизни страны, люди принимают непосредственное участие в демократических процессах, используют в полной мере свои гражданские права. Согласно Central Asia Institute (некоммерческая организация в Центральной Азии, занимающаяся вопросами и поддержкой образования женщин в регионе), «путь к продолжительному миру на земле начинается с образования. Образование является одним из сильнейших инструментов, с помощью которого мы можем прийти к миру в глобальном масштабе» [18]. «Обеспечение устойчивости глобальной безопасности может быть достигнуто только в том случае, когда образовательная политика станет приоритетной в рамках государств и его институтов» [17] - д-р наук Найеф Р.Ф. Аль-Родхан - Директор программы по геополитическим внедрениям и транснациональной безопасности в Женевском центре Политики Безопасности. Аль-Родхан в своей книге «Роль образования в глобальной безопасности» (The Role of Education in Global Security - ориг.) пишет, что образовательная система любого государства должна строиться таким образом, чтобы на выходе мы получали поколение, терпимое к другим людям, национальностям и расам - залог построения мирного общества. Есть и другая позиция - некоторые исследователи считают, что образование важно для государства с экономической точки зрения. Чем выше уровень образованности населения, тем сильнее его экономика, следовательно, тем стабильнее государство на международной арене [10]. Так или иначе, все ученые, исследовавшие эту тему, сходятся в одном - образование играет важную роль в вопросах безопасности сегодня. Говоря о постсоветских реалиях, важно отметить, что возникновение независимых государств на территории бывшего Советского Союза привело к исчезновению единого образовательного пространства. Распалась единая образовательная среда огромной страны, которая сумела построить одну из наиболее эффективных моделей образовательной системы, и обеспечить за относительно короткое время ликвидацию безграмотности, сделать реальным всеобщее среднее образование, конкурентоспособное высшее образование, а также прорывы в сфере НТР. Образовательная система каждого из суверенных государств начала трансформироваться в соответствии с направленностью политики руководства соответствующих государств. С распадом СССР постсоветское пространство становится областью конфликта интересов ведущих стран мира, поэтому попытки России сохранить своё влияние в регионе сталкивается с интересами крупнейших мировых держав: ЕС и США - на Западе, Турции, Ирана и Китая - на Востоке. Определяющим фактором российского влияния в постсоветском пространстве остаётся то обстоятельство, что там сегодня проживает около 25 млн. русских и русскоязычных соотечественников, которые во многом способствуют активности России в регионе Ближнего зарубежья. Исследование систем образования постсоветских государств позволяет условно разделить их на четыре основные группы (согласно Немчиновой Т.С.) [7]: государства, которые и по сей день сохраняют элементы «советской» системы образования - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Украина; государства с умеренным уровнем «формальной европеизации» системы образования - Азербайджан Грузия, Молдавия; государства, активно интегрирующиеся в «усреднено европейскую» систему образования, - Латвия, Литва, Эстония; государства, заимствующие американскую модель системы образования (школа - колледж - ВУЗ), - Узбекистан, Туркменистан. И действительно, согласно показателям Интеграционного барометра ЕАБР за 2017 год, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан из 7 стран-респондентов (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова и Таджикистан) более всех прочих предпочитают систему образования, сложившуюся в СНГ (рис.1).. Эти же страны проявляют наибольший интерес к российскому образованию, в наибольшей степени жители Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана на уровне 36%, 28% и 24% соответственно [5]. Одновременно наблюдается небольшой рост автономистских настроений, в области образовательной миграции (рис. 2). Данная тенденция говорит об увеличении доверия жителей стран к собственным системам образования. Прочие страны демонстрируют интерес к странам ЕС - это, главным образом, Молдова и Армения, а также к другим странам мира (США и т.д.). Но говоря о социокультурном притяжении в целом, для стран сохраняется общая тенденция к сближению к СНГ. В силу общего исторического прошлого уровень межличностных связей между гражданами СНГ все еще достаточно высок. А расширению и укреплению социальных связей между рассматриваемыми странами могла бы способствовать активизация образовательного обмена и сотрудничества между странами по вопросам образования в целом. В частности, СНГ предполагает сотрудничество по вопросам образования - в настоящее время действует Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ, в рамках которого проводятся заседания Совета, Конференции министров образования государств-участников, съезды учителей и работников сферы образования стран СНГ и т.п. Можно говорить о том, что Россия является ядром евразийской интеграции, и по этой причине стремление России сохранить свое влияние в Содружестве вполне обосновано. Для этого используются такие рычаги, как популяризация и распространение русского языка, активизация работы с «русскоязычными» соотечественниками за рубежами страны. Рационально вести работу в двух направлениях: во первых, над повышением интенсивности контактов с представителями нынешней и перспективной элиты этих стран и, во вторых, более активной работой с широкой общественностью. Только в последние несколько лет сфера образования стала рассматриваться в России как область применения «мягкой силы» в отношении государств постсоветского пространства. Для этого выделяются огромные средства на «формирование имиджа» России в странах ближнего зарубежья. Таким образом, можно сделать вывод, что образование сегодня становится реализацией геостратегических интересов, и поэтому особенно важно уделять внимание данной сфере. Потенциал для интеграции в данной сфере стран постсоветского пространства падает. Связано это в первую очередь с различными геополитическими интересами. В зависимости от них, каждая из стран бывшего СССР строит систему образования и ценностных ориентаций в векторе своих геополитических предпочтений. Пропасть между поколением, получившим образование на единой образовательной платформе, и новым поколением, получающим образование в зависимости от политической направленности государства, неумолимо растет. По этой причине (не принимая в расчет проевропейски ориентированную Прибалтику), страны Содружества Независимых государств проводят активную работу по вопросам интеграции образовательных систем, в частности, посредством деятельности Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств по формированию общего образовательного пространства СНГ. Россия ведет свою политику в направлении сохранения связей с государствами Содружества, и образование становится одним из мощнейших инструментов «мягкой силы» Российской Федерации. Необходимо разрабатывать новые документы и улучшать формы сотрудничества между странами Содружества для обеспечения их мирного сосуществования, а также сохранения и развития интеграционных процессов в регионе. Рисунок 1 - Притяжение к странам региона СНГ в вопросах образования (предпочтения образовательной миграции) Рисунок 2 - Отсутствие интереса к другим странам в вопросах образования (предпочтения образовательной миграции)