Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются основные аспекты политики ЕС в регионе Южного Кавказа (Закавказья), с точки зрения региональной и международной безопасности. Основная цель статьи - показать роль ЕС в вопросах региональной безопасности Южного Кавказа. Для региона жизненно важными вопросами являются мир и стабильность. И ЕС в этих вопросах играет важную роль.

Ключевые слова:
региональная безопасность, Южный Кавказ (Закавказье), европейская политика соседства
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

С вхождением в состав ЕС Болгарии и Румы- нии в 2007 г., регион Южного Кавказа стал морским соседом ЕС. Особую активность страны-члены ЕС начали проявлять в регионе со второй половины 1990-х гг., когда были обнародованы предполагае- мые запасы углеводородов в Каспийском море [3, с.169]. ЕС крайне заинтересован в диверсификации поставок энергоносителей. И регион Южного Кав- каза рассматривается ЕС как регион, обеспечиваю- щий добычу и транзит углеводородов. Европейская политика в этой области подразумевает взаимос- вязь регионов Южного Кавказа и Центральной Азии. И ЕС начал разрабатывать и осуществлять ряд проектов. image Страны ЕС рассматривают Южный Кавказ не только как стратегически важный рынок энерго- носителей, но и в качестве плацдарма, непосред- ственно выводящий ЕС к ресурсам Каспийского моря, Центральной Азии и Ирана, минуя тради- ционного «властителя» этого региона - Россию. Руководство Европейской комиссии (ЕК) на разных уровнях заявляет, что главной целью сотрудни- чества с Закавказьем является обеспечение ста- бильности в регионе, гарантированного доступа к энергоресурсам Каспия и Средней Азии, безопас- ности транспортных путей Кавказского коридора. В этом контексте ЕС полностью поддерживает усилия сопредседателей Минской группы ОБСЕ image по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха, настаивает на необходимости скорейшего подпи- сания соглашения о прекращении конфликта, нор- мализации азербайджано-армянских отношений, снятии блокады в отношении Армении [9, с.69-70]. В 1993 г. ЕС предложил проект ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe - Caucasus - Asia). Этот проект призван развивать международный транс- портный коридор между Европой и Азией через Кавказ. В сентябре 1998 г. на саммите в Баку 12 стран подписали Соглашение «О развитии меж- дународного транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия». В 2009 г. к проекту ТРАСЕКА присоединился Иран. Таким образом, членами ТРАСЕКА являются 13 стран: Азербайджан, Арме- ния, Болгария, Грузия, Иран, Казахстан, Киргизия, Молдова, Румыния, Таджикистан, Турция, Укра- ина и Узбекистан. А в 1996 г. появилась программа ИНОГЕЙТ (Interstate Oil and Gas Transportation to Europe). ИНОГЕЙТ является одной из самых долгосрочных программ технической помощи в сфере энергетики. Все три закавказские респу- блики участвуют в этой программе. ЕС стремится обезопасить транзитные пути Южного Кавказа от возможных конфликтов и угроз. По программе ТАСИС (Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States, Тех- ническая помощь Содружеству Независимых Государств) страны Южного Кавказа получали помощь от Евросоюза. Программа ТРАСЕКА явля- ется частью программы ТАСИС. Основная помощь по этой программе поступали в энергетический сектор. В Грузии, например, был реформирован энергетический сектор. В Армении осуществля- ется программа ядерной безопасности, по которой повышается стандарт безопасности на АЭС «Меца- мор». В рамках программы ТРАСЕКА компании из стран ЕС участвовали в проектах трубопроводов Баку - Супса и Баку - Тбилиси - Джейхан. Реализация энергетических проектов требует стабилизации конфликтных ситуаций в регионе. А с распадом СССР на территории Южного Кавказа возникли сразу несколько конфликтов [5, с.93]. Итогом этих конфликтов стало образование трех непризнанных республик: Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха (НКР). Уже в середине 1990-х годов ЕС придавал большое значение стабильно- сти в регионе Южного Кавказа для энергетической безопасности Европы. Руководство ЕС делеги- ровала полномочия в сфере безопасности ОБСЕ и НАТО. И ОБСЕ сыграла и играет важную роль в деле урегулирования конфликтов на Южном Кав- казе. ЕС, не имея возможностей и желания напря- мую вмешиваться в конфликты на Южном Кавказе, оказывал ощутимую поддержку ОБСЕ [1]. ОБСЕ активно работала и работает в зоне карабахского конфликта, постоянно проводя мониторинги приграничных территорий и являясь посредником в переговорном процессе. В 1992 г. Армения и Азербайджан стали членами ОБСЕ (тогда еще СБСЕ). Это позволило данной орга- низации стать посредником в переговорном про- цессе. На конференции по Нагорному Карабаху Беларусь предложила свою столицу, как площадку для переговоров. Так возникло название Минской группы ОБСЕ. На саммите в Будапеште 6 декабря 1994 г. было решено ввести институты сопредседа- телей в переговорном процессе. Сопредседателями Минской группы ОБСЕ являются Россия, США и Франция. Следует также отметить, что Миссия ОБСЕ в Грузии открыта раньше, чем аналогичные офисы в Армении и Азербайджане и работает в более тесном сотрудничестве как с офисами специальных предстателей страны-председателя ЕС. ОБСЕ также активно работает в конфликтных зонах на территории Грузии. Миссия ОБСЕ раз- вернута в Тбилиси в 1992 г. Миссии было пору- чено оказывать содействие переговорам о мирном урегулировании конфликтов в Южной Осетии, а позже и в Абхазии. image Однако Кавказский кризис 2008 г. решил судьбу Миссии ОБСЕ в Грузии. В 2009 г. Миссия ОБСЕ в Грузии завершила свою работу. Поводом стали разные взгляды на мониторинговую операцию в зоне югоосетинского конфликта после августов- ской войны. Россия не согласилась с прежним фор- матом работы Миссии. А новый формат найти не удалось. Грузия [13], Армения [12] и Азербайджан [14] высоко ценят работу ОБСЕ по переговорному процессу между конфликтующими сторонами. Новое правительство Грузии уже высказалось за возобновление деятельности Миссии ОБСЕ в Гру- зии. Об этом заявила министр иностранных дел Грузии М. Панджикидзе на 19-м заседании Совета глав МИД стран ОБСЕ в Дублине. Несмотря на то, что ОБСЕ ушла из Грузии, во время Кавказского image кризиса 2008 г. посредническая роль ЕС оказалась решающей в окончании боевых действий и в при- нятии документа по урегулированию конфликта [10]. Для Европы Кавказский кризис стал вызовом, сможет ли она сыграть ключевую роль в предотвра- щении войны на европейской территории. Важно отметить, что именно в это время председателем Совета ЕС была Франция. И фактор державного статуса Франции и роль ее президента Н. Сар- кози, у которого были хорошие личные отношения с руководством России, в частности с президентом Д. Медведевым и премьер-министром В. Путиным, сыграл свою роль. Итогом переговоров при посред- ничестве Н. Саркози стал план, названный «План Медведева - Саркози». Благодаря этому документу удалось остановить военные действия. В сфере экономики страны ЕС являются важ- нейшими партнерами стран Южного Кавказа. Нефтяные компании из стран ЕС, такие как, напри- мер британская BP - крупнейший акционер опе- ратора нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан «BTC Co», французская «Total», итальянская «Eni» реализуют различные энергетические про- екты, в том числе нашумевший Баку - Тбилиси - Джейхан. Страны ЕС являются одними из важ- нейших торговых партнеров для стран Южного Кавказа. На страны ЕС в структ уре грузинского экспорта в 2012 г. пришлась почти 15%-ая доля или 353 млн. долларов из 2 млрд. 377 млн. дол- ларов США. Лидером здесь выступает Болгария с показателем 3%. Не отстают от этого показателя также Бельгия и Италия. В структуре грузинского импорта доля стран ЕС выше, чем в экспорте. По показателям 2012 г. на долю стран ЕС пришлось почти 31% или ок. 2,5 млрд. долларов в абсолют- ном выражении. Доля Германии в этом показателе составляет 7%, или 22% доли ЕС. Значительные показатели также у Болгарии, Италии и Румынии. image Для Армении страны ЕС также являются одними из важнейших торговых партнеров. По показателям 2011 г. на долю стран ЕС приходи- лось 45% армянского экспорта. Доля Германии составила 12%, Болгарии - 11%. Выделяются также Нидерланды и Испания с показателями 8% и 6% соответственно. Доля стран ЕС в структуре армян- ского импорта составляет 28% или 1,16 млрд. дол- ларов в абсолютном выражении. На долю Германии получается ок. 6%, Италии - 4%. Доли Болгарии и Румынии составила по 2,5% каждая. Для Азербайджана также актуальна активная торговля со странами-членами ЕС. В структуре азербайджанского экспорта из стран ЕС выделя- ются Италия и Франция. Доля Италии составляет 35% или более 9 млрд. долларов в абсолютной величине, а доля Франции - 15%. В структуре азер- байджанского импорта доля Германии равна 8,5%, а доля Франции составляет 6%, доля Италии - 2,5%. ЕС занимает ведущее место во внешней торговле Азербайджане с долей приближающейся к 50 %. Это очень серьезный показатель. Страны Южного Кавказа также активно сотрудничают со странами ЕС в самых различных областях. Особо можно выделить образовательную область. В странах Южного Кавказа реализуются разные образовательные программы стран ЕС. А главный проект ЕС по отношению к стра- нам Южного Кавказа - это «Восточное партнер- ство» (ВП). Эта программа охватывает кроме южнокавказских стран и другие страны бывшего СССР. Всего в программе задействованы 6 стран - Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия, Азербайд- жан и Армения. Программу «Восточное партнерство» можно охарактеризовать, как политику ЕС на постсовет- ском европейском пространстве (кроме России) в рамках Европейской политики соседства (ЕПС). Расширение географических рамок ЕПС отчасти стало следствием «революции роз» в Грузии. ЕС пришел к выводу, что нужно добиться включения Азербайджана, Армении и Грузии в данную стра- тегию. Эти три страны являются членами Совета Европы и ОБСЕ. Необходимость предотвращения конфликтов даёт ЕС особые предпочтения усилить свою роль в регионе. В 2004 г. были окончательно очерчены географические рамки сферы действия политики соседства [7]. С вступлением в ЕС стран Восточной Европы ЕС территориально стал граничить с республиками бывшего СССР. ЕПС охватывает кроме стран пост- советского пространства также страны Средизем- номорья [2, с.119]. Поэтому мы рассмотрим часть ЕПС - «Восточное партнерство», касающееся непо- средственно стран Южного Кавказа. Программа «Восточное партнёрство» направ- лена на поощрение субрегиональной интеграции image [4, с.38]. ЕС намерено выстроить систему связи с регионом Южного Кавказа, а точнее со странами данного региона и еще более усилить связь региона с Европой. А затем и создать новую идентичность - европейский Южный Кавказ. В рамках политики ВП между странами Южного Кавказа и ЕС шла активная политическая работа. Проводились саммиты, велись переговоры, в рамках ВП. При этом страны Южного Кавказа обязывались выполнить определенные требова- ния ЕС для продвижения политики ВП. По итогам саммита ВП в Праге 7 мая 2009 г. была принята Совместная декларация Пражского саммита Вос- точного партнёрства [6]. Декларировалась возмож- ность подписания соглашений о зонах свободной торговли и заключения соглашений об ассоциации между ЕС и «восточными партнерами» (Арме- ния, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдавия и Украина). Также предусматривалось облегчение режимов поездки граждан стран «восточных пар- тнеров», но при условии реализации мер усиления безопасности. Также ЕС намеревался увеличить финансовую помощь, и предполагалось внедрение систем энергобезопасности. На саммите в Вильнюсе 28-29 ноября 2013 г. предполагалось уже подписание Соглашений об ассоциации между ЕС и всеми тремя странами Южного Кавказа. Однако, 3 сентября 2013 г. во время визита президента Армении С. Саргсяна в Москву было заявлено о намерении Армении вступить в Таможенный союз, что исключило под- писание Арменией Соглашения об ассоциации с ЕС. Руководство Азербайджана также сообщило о невозможности подписания Соглашения об ассо- циации с ЕС в том виде, в котором предполагалось во время подготовки к саммиту. А Грузия во время Вильнюсского саммита парафировала Соглашение об ассоциации с ЕС [11]. Грузия также подписала Соглашение об ассоци- ации с ЕС и стала единственной из стран Южного Кавказа, стремящегося достичь столь высокого уровня интеграции в структуры ЕС. Грузия также заявила о желании стать членом ЕС. image У трех стран партнеров из шести на своих территориях имеются замороженные конфликты. В конфликтном состоянии находится и Армения по вопросу Нагорного Карабаха. Юридически на территории Армении конфликта нет, но фактически Армения и Нагорный Карабах создали еди- ную систему безопасности, к тому, же захвачены анклавные территории Армении и Азербайджана. Можно сказать, что конфликт есть и на территории Армении, и на территории Азербайджана. Кавказ- ский кризис 2008 г. создал условия для подписания Грузией Соглашения об ассоциации с ЕС. Не имея никаких отношений с Россией и исчерпав возмож- ности решения своих территориальных проблем, Грузия устремилась в Европу. А вот для Армении и Азербайджана вопрос безопасности первостепе- нен. Особенно уязвима в этом отношении Арме- ния, поэтому она и выбрала другой путь [8]. В силу сложившейся ситуации с отказом Арме- нии и Азербайджана подписать Соглашения об ассоциации с ЕС, Брюссель вынужден будет скор- ректировать свою политику в отношении стран Южного Кавказа. Это будет касаться и Грузии. ЕС был заинтересован в целом регионе Южного Кав- каза. Фрагментировать регион не в интересах ЕС. К тому же главными факторами интереса со стороны ЕС к странам Южного Кавказа - это возможность транзита и каспийские энергоносители. Грузия может обеспечить лишь транзит через свою тер- риторию, а вот без участия Азербайджана и других прикаспийских стран вопрос о поставках углеводо- родов в Европу можно будет закрыть. Структуры ЕС будут активно продвигаться в регион Южного Кавказа. Для ЕС интерес пред- ставляет целый регион Южного Кавказа, а не реги- ональные фрагменты. Целью проекта «Восточное партнерство» являлось активизация движения стран Южного Кавказа к интеграции с ЕС, как в сфере политики, так и экономики. 24 ноября 2017 г. в Брюсселе Армения и ЕС подписали Соглашение о всеобъемлющем и расши- ренном партнерстве. Членство Армении в ЕАЭС и реализация данного соглашения покажу т, насколько взаимодополняемы эти интеграционные проекты.
Список литературы

1. Болгова И.В. Проблема обеспечения безопасности на периферии Европейского союза: место Закавказья // Вестник МГИМО Университета. - 2011. - № 6 (21). - С. 51-59

2. Болгова И.В., Никитина Ю.А. Отношения между ЕСигосударствами Закавказья: перспективы развития // Ежегодник ИМИ. - 2014. - № 2(8). - С. 117-126

3. Гаджиев К.С. «Большая игра на Кавказе». Вчера, сегодня, завтра. - М.: Международные отношения, 2012. - 344 с

4. Латкина В.А. Восточный вектор Европейской политики соседства: ловушки Европеизации. // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - № 6 (39). - С. 37-46

5. Марабян К.П. Современная политика России на Южном Кавказе / К.П. Марабян // Вестник МГИМО университета. - 2014. - № 4. - С. 92-100

6. Сергунин А.А. «Восточное партнерство»: Вызов российской дипломатии в Восточной Европе. // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. - №1. - С. 205-210

7. Федорцев В.А. Восточное направление европейской политики соседства: особенности становления и развития // Проблемы национальной стратегии. - 2012. - № 2 (11). - С. 27-48

8. Чернова А.В. «Восточное партнерство» после саммита в Вильнюсе. // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - № 1 (34). - С. 14-22

9. Чернявский С.И. Западная активность в Закавказье // Международная жизнь. - 1998. - №6. - С. 68-76

10. Юрьева Т.В. Год спустя после Кавказского кризиса: некоторые проблемы безопасности в Европе // Вестник МГИМО Университета. - 2009. - № 5 (8). - С. 32-39

11. Emerson M. After Vilnius Fiasco: Who is to blame? What is to be done? 21.01.2014 // Centre of European Political Studies // CEPS Essays [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ceps.eu/system/files/No%208%20ME%20Vilnius%20Fiasco.pdf (дата обращения: 25.12.2017 г.)

Войти или Создать
* Забыли пароль?