Текст (PDF):
Читать
Скачать
15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ) [1]. Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 сентября 1993 года, Белоруссия - 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ. На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые были ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года. 2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ. 4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. «Целями Организации (ОДКБ) являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам» [2]. В 2009 году членами ОДКБ было подписано Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования. К основным задачам, возлагаемым на КСОР, относятся: «развертывание на территории любой из Сторон с целью демонстрации готовности к применению военной силы; участие в предотвращении и отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии, локализации вооруженных конфликтов; участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности; участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи» [3]. Если говорить о взаимоотношениях России и Армении, то для России стратегически важным является интенсивно развивающееся с Арменией военно-техническое и экономическое сотрудничество. Существование рядом дружественных стран играет важную роль в обеспечении безопасности страны. Для Армении членство в ОДКБ является одним из главных направлений международного сотрудничества, способным обеспечить военную безопасность страны. Российская Федерация и Республика Армения стояли у истоков Договора о коллективной безопасности и в дальнейшем сыграли одну из ключевых ролей в процессе создания Организации Договора о коллективной безопасности. Значимую роль в развитии отношений между Россией и Арменией сыграл Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенный в 1997 году. В пятой статье договора указывается, что «охрана границ Республики Армения с государствами, не входящими в Содружество Независимых Государств, будет осуществляться совместными усилиями Высоких Договаривающихся Сторон на основе соответствующих договоров между ними, исходя из интересов их собственной безопасности и коллективной безопасности СНГ» [4]. Также в Договоре указывается, что обе стороны будут действовать в соответствии с целями и принципами, содержащимися в документах, подписанных обоими государствами в рамках Содружества Независимых Государств и соблюдать обязательства, вытекающие из их участия в Содружестве, в частности из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи в частности обозначил главные сферы сотрудничества: совместную охрану границ Республики Армения, расширение взаимодействия вооруженных сил двух сторон, сотрудничество в экономической, топливно-энергетической и научно-технической сферах и т.д. Данный договор имел большое значение для Армении, учитывая сохраняющуюся напряженность в отношениях с Турцией, и в отношениях с Азербайджаном из-за Нагорно-Карабахской проблемы. Следующим этапом двусторонних отношений стало создание в 1998 году Межпарламентской комиссии по сотрудничеству, в рамках работы которой в 2000 году Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и Президентом Республики Армения была принята Декларация о союзническом взаимодействии между Арменией и Россией. В ней отмечалась необходимость развития стратегического партнерства. Взаимодействие Армении и России в военной сфере проявляется в таких направлениях, как объединенная система противовоздушной обороны, размещение вооруженных сил России в Армении, сотрудничество в рамках ОДКБ. Например, расположенная в Гюмри российская военная база, имеет большое значение не только для Армении, но и для всего региона в целом. Договор о размещении российской военной базы был заключен в 1995 году и был продлен в 2010 до 2044 года. В свою очередь, для России существование данной базы является важным оплотом сил в регионе [5]. Кроме того, между Российской Федерацией и Республикой Армения было подписано Соглашение о взаимодействии при подготовке кадрового состава войск. По данному Соглашению военнослужащие Армении могут проходить обучение в военных учебных заведениях России. Данные соглашения заключены на основе международного права. Международное право Армении является гарантом ее внешнеполитической стабильности. Закон Республики Армения «О международных договорах Республики Армения» регулирует отношения, связанные с заключением международного договора Республики Армения: его подготовкой, ведением по нему переговоров и согласованием текста, подписанием, внесением на ратификацию и утверждением, присоединением к международному договору, вступлением в силу, регистрацией и учетом, выполнением международного договора, приостановлением, прекращением его действия или денонсацией, а также другие связанные с этим отношения [6]. Его действие распространятся на договоры, заключенные между Республикой Армения и другими субъектами международного публичного права, а также образованиями, к которым относятся международные межправительственные организации. История армянского народа может быть выражена в следующем формате: после первых веков существования страны наступил «непрочный расцвет», а все последующее представляет собой непрерывную череду успехов и драматических переживаний. И между тем никогда Армения не поддавалась «отчаянию», всегда умела пользоваться обстоятельствами, чтобы интенсифицировать международную торгово-экономическую деятельность и находить наилучшее применение своим природным и человеческим ресурсам для развития своей государственности [7]. Вступление Армении в ОДКБ можно рассматривать как новую веху в ее истории. При этом, в интересах стабильности двусторонних отношений международное право Армении и России требует дальнейшего сближения принципов и понятий. В частности, армянская сторона не раз выступала с инициативами по совершенствованию системы и структуры ОДКБ. КСОР - Коллективные силы оперативного реагирования, целесообразность которых признали все участники договора, - были созданы по представлению Республики Армения. В 2012-2013 годах в связи с эскалацией напряженности на Ближнем Востоке, нестабильной ситуации в мире странами были предприняты меры для укрепления и развития межгосударственного сотрудничества. Так, например, в декабре 2012 года была проведена встреча министров обороны Российской Федерации С. Шойгу и Республики Армения С. Оганяна. В ходе встречи были подписаны программы сотрудничества на последующие годы. Кроме того, странами-участницами ОДКБ периодически проводятся совместные военные учения. В ходе недавнего обострения конфликта в Нагорной Карабахе, Российская Федерация как страна-участница ОДКБ призвала обе стороны к прекращению огня. Президент Российской Федерации В. В. Путин на эскалацию конфликта отреагировал следующим образом: «Конечно, нужны долгосрочные решения по Карабаху». «Они могут быть достигнуты исключительно политическими средствами, должен быть найден компромисс» [8]. В отношениях между Россией и Арменией всегда большую роль играли отношения в военной сфере, однако в последнее время все больше проявляется двустороннее сотрудничество в экономической области. Взаимодействие двух странах углубляется также в гуманитарной и культурной сферах. И Российская Федерация, и Республика Армения заинтересованы в дальнейшем развитии взаимовыгодных отношений. Все это свидетельствует о прочности стратегического партнерства. И можно смело отметить, что в дальнейшем сотрудничество как в военной, так и экономической сфере будет углубляться.