THE MAIN DIRECTIONS OF CO-OPERATION BETWEEN REPUBLIC OF ARMENIA AND THE RUSSIAN FEDERATION IN CSTO
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article considers the main points of the collaboration between Russia and Armenia in Collective Security Treaty Organization. The article also shows the legal and regulatory framework of that co-operation. The reasons of creating the organization are also considered. During the analysis of the article some predictions are done as well. The contribution also presents the role of CSTO in security of the region.

Keywords:
Collective Security Treaty Organization, Russian-Armenian relations, military co-operation, Russia, Armenia
Text
Publication text (PDF): Read Download

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ) [1]. Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 сентября 1993 года, Белоруссия - 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ. На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые были ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года. 2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ. 4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. «Целями Организации (ОДКБ) являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам» [2]. В 2009 году членами ОДКБ было подписано Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования. К основным задачам, возлагаемым на КСОР, относятся: «развертывание на территории любой из Сторон с целью демонстрации готовности к применению военной силы; участие в предотвращении и отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии, локализации вооруженных конфликтов; участие в мероприятиях по борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности; участие в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи» [3]. Если говорить о взаимоотношениях России и Армении, то для России стратегически важным является интенсивно развивающееся с Арменией военно-техническое и экономическое сотрудничество. Существование рядом дружественных стран играет важную роль в обеспечении безопасности страны. Для Армении членство в ОДКБ является одним из главных направлений международного сотрудничества, способным обеспечить военную безопасность страны. Российская Федерация и Республика Армения стояли у истоков Договора о коллективной безопасности и в дальнейшем сыграли одну из ключевых ролей в процессе создания Организации Договора о коллективной безопасности. Значимую роль в развитии отношений между Россией и Арменией сыграл Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенный в 1997 году. В пятой статье договора указывается, что «охрана границ Республики Армения с государствами, не входящими в Содружество Независимых Государств, будет осуществляться совместными усилиями Высоких Договаривающихся Сторон на основе соответствующих договоров между ними, исходя из интересов их собственной безопасности и коллективной безопасности СНГ» [4]. Также в Договоре указывается, что обе стороны будут действовать в соответствии с целями и принципами, содержащимися в документах, подписанных обоими государствами в рамках Содружества Независимых Государств и соблюдать обязательства, вытекающие из их участия в Содружестве, в частности из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи в частности обозначил главные сферы сотрудничества: совместную охрану границ Республики Армения, расширение взаимодействия вооруженных сил двух сторон, сотрудничество в экономической, топливно-энергетической и научно-технической сферах и т.д. Данный договор имел большое значение для Армении, учитывая сохраняющуюся напряженность в отношениях с Турцией, и в отношениях с Азербайджаном из-за Нагорно-Карабахской проблемы. Следующим этапом двусторонних отношений стало создание в 1998 году Межпарламентской комиссии по сотрудничеству, в рамках работы которой в 2000 году Президентом Российской Федерации В. В. Путиным и Президентом Республики Армения была принята Декларация о союзническом взаимодействии между Арменией и Россией. В ней отмечалась необходимость развития стратегического партнерства. Взаимодействие Армении и России в военной сфере проявляется в таких направлениях, как объединенная система противовоздушной обороны, размещение вооруженных сил России в Армении, сотрудничество в рамках ОДКБ. Например, расположенная в Гюмри российская военная база, имеет большое значение не только для Армении, но и для всего региона в целом. Договор о размещении российской военной базы был заключен в 1995 году и был продлен в 2010 до 2044 года. В свою очередь, для России существование данной базы является важным оплотом сил в регионе [5]. Кроме того, между Российской Федерацией и Республикой Армения было подписано Соглашение о взаимодействии при подготовке кадрового состава войск. По данному Соглашению военнослужащие Армении могут проходить обучение в военных учебных заведениях России. Данные соглашения заключены на основе международного права. Международное право Армении является гарантом ее внешнеполитической стабильности. Закон Республики Армения «О международных договорах Республики Армения» регулирует отношения, связанные с заключением международного договора Республики Армения: его подготовкой, ведением по нему переговоров и согласованием текста, подписанием, внесением на ратификацию и утверждением, присоединением к международному договору, вступлением в силу, регистрацией и учетом, выполнением международного договора, приостановлением, прекращением его действия или денонсацией, а также другие связанные с этим отношения [6]. Его действие распространятся на договоры, заключенные между Республикой Армения и другими субъектами международного публичного права, а также образованиями, к которым относятся международные межправительственные организации. История армянского народа может быть выражена в следующем формате: после первых веков существования страны наступил «непрочный расцвет», а все последующее представляет собой непрерывную череду успехов и драматических переживаний. И между тем никогда Армения не поддавалась «отчаянию», всегда умела пользоваться обстоятельствами, чтобы интенсифицировать международную торгово-экономическую деятельность и находить наилучшее применение своим природным и человеческим ресурсам для развития своей государственности [7]. Вступление Армении в ОДКБ можно рассматривать как новую веху в ее истории. При этом, в интересах стабильности двусторонних отношений международное право Армении и России требует дальнейшего сближения принципов и понятий. В частности, армянская сторона не раз выступала с инициативами по совершенствованию системы и структуры ОДКБ. КСОР - Коллективные силы оперативного реагирования, целесообразность которых признали все участники договора, - были созданы по представлению Республики Армения. В 2012-2013 годах в связи с эскалацией напряженности на Ближнем Востоке, нестабильной ситуации в мире странами были предприняты меры для укрепления и развития межгосударственного сотрудничества. Так, например, в декабре 2012 года была проведена встреча министров обороны Российской Федерации С. Шойгу и Республики Армения С. Оганяна. В ходе встречи были подписаны программы сотрудничества на последующие годы. Кроме того, странами-участницами ОДКБ периодически проводятся совместные военные учения. В ходе недавнего обострения конфликта в Нагорной Карабахе, Российская Федерация как страна-участница ОДКБ призвала обе стороны к прекращению огня. Президент Российской Федерации В. В. Путин на эскалацию конфликта отреагировал следующим образом: «Конечно, нужны долгосрочные решения по Карабаху». «Они могут быть достигнуты исключительно политическими средствами, должен быть найден компромисс» [8]. В отношениях между Россией и Арменией всегда большую роль играли отношения в военной сфере, однако в последнее время все больше проявляется двустороннее сотрудничество в экономической области. Взаимодействие двух странах углубляется также в гуманитарной и культурной сферах. И Российская Федерация, и Республика Армения заинтересованы в дальнейшем развитии взаимовыгодных отношений. Все это свидетельствует о прочности стратегического партнерства. И можно смело отметить, что в дальнейшем сотрудничество как в военной, так и экономической сфере будет углубляться.
References

1. Dogovor o kollektivnoy bezopasnosti. 1992 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126 (data obrascheniya 3.05.2016)

2. Ustav Organizacii o kollektivnoy bezopasnosti. 2002 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124 (data obrascheniya 3.05.2016)

3. Soglashenie o Kollektivnyh silah operativnogo reagirovaniya ODKB. 2009. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.dkb.gov.ru/ksor/ksor.pdf (data obrascheniya 3.05.2016)

4. Dogovor o druzhbe, sotrudnichestve i vzaimnoy pomoschi mezhdu Rossiyskoy Federaciey i Respublikoy Armeniya. 1997 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/8306454 (data obrascheniya 3.05.2016)

5. Dogovor mezhdu Rossiyskoy federaciey i Respublikoy Armeniya o Rossiyskoy voennoy baze na territorii Respubliki Armeniya. 1995 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_673/doc673a332x809.htm (data obrascheniya 3.05.2016)

6. Zakon Respubliki Armeniya o «Mezhdunarodnyh dogovorah Respubliki Armeniya». 2007 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.parliament.am/legislation.php?sel= show&ID=3047&lang=rus (data obrascheniya 6.05.2016)

7. Minasyan G. M. Vstuplenie Armenii v EAES i novye vektory sotrudnichestva na Evraziyskom prostranstve // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo evraziyskih gosudarstv: politiki, ekonomika, pravo. - Moskva. -2015. №1(2). - S. 2-3.

8. Slova Prezidenta RF V.V. Putina vo vremya «Pryamoy linii» 2016. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: ria.ru/world/20160414/1410726551.html (data obrascheniya 6.05.2016)

Login or Create
* Forgot password?