Abstract and keywords
Abstract (English):
The demographic security as a separate type of security is considered and given. The main threats and expedient ways of responding to them are formulated. The role of the state in regulating demographic processes is considered.

Keywords:
risk, danger, demographic security, monitoring, birth rate, mortality, life expectancy
Text
Publication text (PDF): Read Download

Демографическая безопасность является одним из видов безопасности наряду с такими видами как военная, политическая, культурная, экономическая, социальная, продовольственная, экологическая. Все они рассматриваются в контексте национальной безопасности. Сложившаяся в Республике Беларусь демографическая ситуация актуализирует проблему демографической безопасности страны. Демографическая безопасность характеризуется всеми свойствами системы: структурность, взаимосвязанность, взаимозависимость элементов, целостность, изолированность, стремление к сохранению устойчивости. Она как система является составляющей систем более высокого по отношению к ней порядка - гуманитарной безопасности и национальной безопасности. Структурными элементами системы демографической безопасности являются: система интересов и ценностей личности, общества, государства; система органов, защищающих интересы; объекты и субъекты; ресурсы обеспечения. Объектами выступают население как объект защиты и как фактор обеспечения безопасности; система обеспечения и управления системой демографической безопасности; система средств и мероприятий по созданию системы защиты от угроз и опасностей демографической безопасности. В качестве субъекта выступают исполнительные органы власти, отвечающие в пределах своей компетенции за реализацию программ демографического развития государства, а также государственные органы, ответственные за обеспечение национальной безопасности страны. Демографическая безопасность предполагает обеспеченность функционирования и жизнедеятельности личности, общества, государства в сфере демографических процессов и явлений. Ее характеристика определяет наличие угроз для выработки мер противодействия, как сущности демографической безопасности. Систему или ее элемент можно считать в состоянии относительной демографической безопасности, если обеспечена должная на данный момент защита от демографических угроз. Выделяют следующие угрозы: реальные и потенциальные, создаваемые целенаправленно и возникающие стихийно, прямые и косвенные. Перечень демографических угроз на разных этапах формирования и развития общества динамично изменялся. На сегодняшний день - это депопуляция, деградация института семьи, старение населения. Цель обеспечения демографической безопасности заключается в создании условий, достаточных для предупреждения и нейтрализации демографических угроз. Основными задачами обеспечения демографической безопасности являются: улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения; обеспечение государственных социальных стандартов; оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков; противодействие нелегальной миграции; стимулирование привлечения и закрепления специалистов в сельской местности; повышение престижа семьи в обществе; обеспечение репродуктивных прав граждан. В целом обеспечение демографической безопасности предполагает решение следующих задач: выявление факторов, формирующих демографические угрозы; характеристика реальных и потенциальных демографических угроз; разработка индикаторов демографических угроз и определение предельных критических (пороговых) значений состояния отдельных составляющих демографической среды; разработка механизма обеспечения демографической безопасности. Среди факторов, формирующих демографические риски, выделяются внутренние и внешние по отношению к данной территории (стране, экономическому региону, области, району, населенному пункту). К внутренним факторам относятся: экономикогеографические и этнокультурные особенности территории; миграционные связи; основные инфраструктурные элементы (образование, жилье, здравоохранение, социальная защита); экономическая и финансовая основа взаимодействия «регион-центр»; реализация демографической политики государства. К внешним факторам относятся: состояние и процессы, имеющие место в других государствах (регионах) как формирующих миграционные потоки; целенаправленная деятельность внешних структур по формированию демографических рисков. Изложенные обстоятельства дают основание выделить основные принципы обеспечения демографической безопасности в Республики Беларусь: самостоятельность государства в выборе форм и методов воздействия на развитие демографических процессов; приоритет национальных демографических интересов; информированность общества о демографических угрозах, их последствиях и мерах, принимаемых для обеспечения демографической безопасности. На демографическую безопасность оказывают влияние как социально-экономические, экологические и демографические угрозы. Каждая из них образует отдельную подсистему, имеющая свое назначение. Приближение любой из них к предельно критическим показателям означает снижение жизнеспособности страны и требует скорейшей трансформации происходящих процессов. Это предполагает выбор стратегии и тактики выхода из кризиса, определение и анализ главных факторов, влияющих на данный процесс, наличие актуальных и достоверных данных. В настоящее время главную угрозу для демографического развития Республики Беларусь представляет депопуляция. Изучение данной проблемы предполагает анализ следующих компонентов: общая численность населения страны и ее половозрастной структуры; изменение темпов и абсолютной численности населения; абсолютные и относительные показатели снижения численности детей и подростков, темпы роста старения населения, баланс половой структуры по возрастным группам. Значительное влияние на рождаемость оказывают устойчивость семьи и репродуктивное поведение населения, что предполагает анализ следующих показателей: оплата труда и реальные доходы семьи; занятость женщин; обеспеченность жильем; репродуктивное здоровье населения; экологическая ситуация и ее влияние на рождаемость; социальная защита населения. Для анализа продолжительности жизни и смертности населения исследования требуют следующие показатели: состояние здоровье населения; уровень медицинского обслуживания, обеспеченность населения лечебными учреждениями, лекарственными препаратами; состояние окружающей среды; обеспеченность жильем; культура населения; социальная защита населения; пропаганда здорового образа жизни. Оценка миграционной ситуации во внутренней миграции предполагает: анализ перемещений «село-город»»; анализ половозрастной структуры сельского населения; оценка занятости и безработицы, оплаты труда и обеспеченности социальной инфраструктурой села. Оценка угроз во внешней миграции связана с анализом сложившейся ситуации в области оттока из страны квалифицированных кадров, притока нелегальной миграции. Структура изучения демографических угроз и разработка мероприятий по их нейтрализации предполагает следующие блоки анализа: мониторинг и прогноз динамики социально-экономических экологических и других факторов, влияющих на компоненты демографического развития (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, миграционные процессы, качество населения); определение демографических угроз и пороговых величин; формирование государственной демографической политики, системы мер ее реализации. Сущность демографических угроз реализуется в системе се критериев и показателей. Критерий демографической безопасности представляет собой оценку состояния населения с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность демографической безопасности. Критерий определяет выбор индикаторов, которые будут за выбранный для анализа период времени описывать и характеризовать эволюцию воспроизводства населения, уровень его количественных и качественных параметров. На развитие населения и его безопасность влияют как социально-экономические, экологические, политические, так и сами демографические показатели. Обобщающим, характеризующим устойчивость территории к депопуляции, является показатель естественной убыли населения и суммарный коэффициент рождаемости. Так, в Республике Беларусь за 2007/2016 годы первый показатель сократился с 3,1 до 0,2 [1, с. 141]. Второй показатель хоть и возрос с 1,43 до 1,73 [1, с. 273], но не достиг уровня простого воспроизводства населения на одну женщину репродуктивного возраста - 2,1 ребенка. Среди показателей, апробированных в практике развитых стран, для оценки уровня здоровья населения в Республике Беларусь используются такие как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, младенческая смертность. Так, в Республике Беларусь за 2007/2016 годы первый показатель для мужчин и женщин возрос с 70,3 до 74,1 года [1, с. 175], второй показатель сократился с 5,2 до 3,2 [1, с. 304]. При анализе причин смертности учитывается уровень потребления и отравление алкоголем, хронический алкоголизм, суицидов. Из экономических показателей наибольшее влияние на все стороны жизни страны, в том числе и демографическую безопасность, оказывает динамика ВВП. Эффективность функционирования экономики и проведения социальной политики дает представление об уровни жизни населения. На состояние демографической безопасности оказывают влияние проблемы занятости населения, готовность и возможность им заниматься производительным трудом, так как нерешенность вопросов собственности, низкая оплата труда, несовершенство налоговой политики, ведет к ослаблению мотивации. Следствием углубления социально-экономического кризиса становится безработица, где интегральными показателями являются уровень занятости населения и уровень реальной и скрытой безработицы. Для Республики Беларусь характерен весь комплекс экологических проблем, типичных как для развитых, так и для развивающихся стран. При этом важно отметить, что часть населения живет на территории, загрязненной радионуклидами, что оказывает негативное влияние на демографическое развитие страны. Социально-экономические факторы опосредованно влияют на интенсивность воспроизводственных процессов. Смена социально-экономических условий изначально сказывается на демографическом поведении, и лишь затем - интенсивности демографических процессов. Это обусловливает временной лаг между изменением социальноэкономических и демографических параметров. Здесь демографический мониторинг и прогнозирование показателей должны стать важным условием в выявлении демографических угроз. Эффективная демографическая политика предполагает выработку стратегии решения демографических проблем, основанную на конструктивном анализе причин возникновения угроз демографической безопасности. Важная роль в данном процессе отводится государству. Государственное регулирование демографических процессов является органичной частью единого комплекса воздействия на социальноэкономические процессы и осуществляется сообразно общим принципам: системный подход при формировании и корректировке государственных регуляторов; сочетание интересов государства, отраслей и территорий; обеспечение баланса интересов государства, различных слоев общества и субъектов экономики; обеспечение экономической безопасности страны. Деятельность государства по отношению к демографическим процессам предполагает использование совокупности мер правового, экономического и организационно-хозяйственного регулирования. Законодательные методы обеспечивают формирование правовой основы разрешающего (запрещающего) характера, регулируют общественные отношения, связанные с демографическим развитием общества. В нынешней демографической ситуации важная роль отводится механизмам экономического воздействия на демографические процессы, создающих мотивационные стимулы для оптимизации компонентов демографического воспроизводства. Роль государства как экономического регулятора заключается в определении целей, приоритетов, выработке механизма их реализации, выборе регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта. Организационно-административная форма предполагает прямые административные указания, координацию экономической политики в соответствии с курсом демографического развития, подготовку кадров, мониторинг демографических процессов. Реализация демографической политики предполагает выполнение воспитательной и пропагандистской функции, формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, создает условия для их реализации с учетом многосторонних интересов. Мировой опыт в области демографического регулирования показывает, что каждая из его форм может использоваться и в отдельности, и в различных сочетаниях. Выбор тех или иных форм зависит от социально-экономической и политической организации общества, целей и задач, решаемых правительством. Подводя итог, следует подчеркнуть, что проблема демографической безопасности страны может быть решена только в условиях скоординированной деятельности системы здравоохранения, просвещения, охраны труда и материнства, а также через согласование показателей социально-экономического, экологического и демографического развития.
References

1. Demograficheskiy ezhegodnik Respubliki Belarus': statist. sb./ Nac. stat. komitet (Belstat) - Minsk, 2017. - 442 s

Login or Create
* Forgot password?