Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрена и дана характеристика демографическая безопасность как отдельного вида безопасности. Сформулированы основные угрозы и целесообразные пути реагирования на них. Рассмотрена роль государства в регулировании демографических процессов.

Ключевые слова:
гроза, опасность, демографическая безопасность, мониторинг, рождаемость, смертность, продолжительность жизни
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Демографическая безопасность является одним из видов безопасности наряду с такими видами как военная, политическая, культурная, экономическая, социальная, продовольственная, экологическая. Все они рассматриваются в контексте национальной безопасности. Сложившаяся в Республике Беларусь демографическая ситуация актуализирует проблему демографической безопасности страны. Демографическая безопасность характеризуется всеми свойствами системы: структурность, взаимосвязанность, взаимозависимость элементов, целостность, изолированность, стремление к сохранению устойчивости. Она как система является составляющей систем более высокого по отношению к ней порядка - гуманитарной безопасности и национальной безопасности. Структурными элементами системы демографической безопасности являются: система интересов и ценностей личности, общества, государства; система органов, защищающих интересы; объекты и субъекты; ресурсы обеспечения. Объектами выступают население как объект защиты и как фактор обеспечения безопасности; система обеспечения и управления системой демографической безопасности; система средств и мероприятий по созданию системы защиты от угроз и опасностей демографической безопасности. В качестве субъекта выступают исполнительные органы власти, отвечающие в пределах своей компетенции за реализацию программ демографического развития государства, а также государственные органы, ответственные за обеспечение национальной безопасности страны. Демографическая безопасность предполагает обеспеченность функционирования и жизнедеятельности личности, общества, государства в сфере демографических процессов и явлений. Ее характеристика определяет наличие угроз для выработки мер противодействия, как сущности демографической безопасности. Систему или ее элемент можно считать в состоянии относительной демографической безопасности, если обеспечена должная на данный момент защита от демографических угроз. Выделяют следующие угрозы: реальные и потенциальные, создаваемые целенаправленно и возникающие стихийно, прямые и косвенные. Перечень демографических угроз на разных этапах формирования и развития общества динамично изменялся. На сегодняшний день - это депопуляция, деградация института семьи, старение населения. Цель обеспечения демографической безопасности заключается в создании условий, достаточных для предупреждения и нейтрализации демографических угроз. Основными задачами обеспечения демографической безопасности являются: улучшение социально-экономических условий жизнедеятельности населения; обеспечение государственных социальных стандартов; оптимизация внешних и внутренних миграционных потоков; противодействие нелегальной миграции; стимулирование привлечения и закрепления специалистов в сельской местности; повышение престижа семьи в обществе; обеспечение репродуктивных прав граждан. В целом обеспечение демографической безопасности предполагает решение следующих задач: выявление факторов, формирующих демографические угрозы; характеристика реальных и потенциальных демографических угроз; разработка индикаторов демографических угроз и определение предельных критических (пороговых) значений состояния отдельных составляющих демографической среды; разработка механизма обеспечения демографической безопасности. Среди факторов, формирующих демографические риски, выделяются внутренние и внешние по отношению к данной территории (стране, экономическому региону, области, району, населенному пункту). К внутренним факторам относятся: экономикогеографические и этнокультурные особенности территории; миграционные связи; основные инфраструктурные элементы (образование, жилье, здравоохранение, социальная защита); экономическая и финансовая основа взаимодействия «регион-центр»; реализация демографической политики государства. К внешним факторам относятся: состояние и процессы, имеющие место в других государствах (регионах) как формирующих миграционные потоки; целенаправленная деятельность внешних структур по формированию демографических рисков. Изложенные обстоятельства дают основание выделить основные принципы обеспечения демографической безопасности в Республики Беларусь: самостоятельность государства в выборе форм и методов воздействия на развитие демографических процессов; приоритет национальных демографических интересов; информированность общества о демографических угрозах, их последствиях и мерах, принимаемых для обеспечения демографической безопасности. На демографическую безопасность оказывают влияние как социально-экономические, экологические и демографические угрозы. Каждая из них образует отдельную подсистему, имеющая свое назначение. Приближение любой из них к предельно критическим показателям означает снижение жизнеспособности страны и требует скорейшей трансформации происходящих процессов. Это предполагает выбор стратегии и тактики выхода из кризиса, определение и анализ главных факторов, влияющих на данный процесс, наличие актуальных и достоверных данных. В настоящее время главную угрозу для демографического развития Республики Беларусь представляет депопуляция. Изучение данной проблемы предполагает анализ следующих компонентов: общая численность населения страны и ее половозрастной структуры; изменение темпов и абсолютной численности населения; абсолютные и относительные показатели снижения численности детей и подростков, темпы роста старения населения, баланс половой структуры по возрастным группам. Значительное влияние на рождаемость оказывают устойчивость семьи и репродуктивное поведение населения, что предполагает анализ следующих показателей: оплата труда и реальные доходы семьи; занятость женщин; обеспеченность жильем; репродуктивное здоровье населения; экологическая ситуация и ее влияние на рождаемость; социальная защита населения. Для анализа продолжительности жизни и смертности населения исследования требуют следующие показатели: состояние здоровье населения; уровень медицинского обслуживания, обеспеченность населения лечебными учреждениями, лекарственными препаратами; состояние окружающей среды; обеспеченность жильем; культура населения; социальная защита населения; пропаганда здорового образа жизни. Оценка миграционной ситуации во внутренней миграции предполагает: анализ перемещений «село-город»»; анализ половозрастной структуры сельского населения; оценка занятости и безработицы, оплаты труда и обеспеченности социальной инфраструктурой села. Оценка угроз во внешней миграции связана с анализом сложившейся ситуации в области оттока из страны квалифицированных кадров, притока нелегальной миграции. Структура изучения демографических угроз и разработка мероприятий по их нейтрализации предполагает следующие блоки анализа: мониторинг и прогноз динамики социально-экономических экологических и других факторов, влияющих на компоненты демографического развития (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, миграционные процессы, качество населения); определение демографических угроз и пороговых величин; формирование государственной демографической политики, системы мер ее реализации. Сущность демографических угроз реализуется в системе се критериев и показателей. Критерий демографической безопасности представляет собой оценку состояния населения с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность демографической безопасности. Критерий определяет выбор индикаторов, которые будут за выбранный для анализа период времени описывать и характеризовать эволюцию воспроизводства населения, уровень его количественных и качественных параметров. На развитие населения и его безопасность влияют как социально-экономические, экологические, политические, так и сами демографические показатели. Обобщающим, характеризующим устойчивость территории к депопуляции, является показатель естественной убыли населения и суммарный коэффициент рождаемости. Так, в Республике Беларусь за 2007/2016 годы первый показатель сократился с 3,1 до 0,2 [1, с. 141]. Второй показатель хоть и возрос с 1,43 до 1,73 [1, с. 273], но не достиг уровня простого воспроизводства населения на одну женщину репродуктивного возраста - 2,1 ребенка. Среди показателей, апробированных в практике развитых стран, для оценки уровня здоровья населения в Республике Беларусь используются такие как ожидаемая продолжительность жизни при рождении, младенческая смертность. Так, в Республике Беларусь за 2007/2016 годы первый показатель для мужчин и женщин возрос с 70,3 до 74,1 года [1, с. 175], второй показатель сократился с 5,2 до 3,2 [1, с. 304]. При анализе причин смертности учитывается уровень потребления и отравление алкоголем, хронический алкоголизм, суицидов. Из экономических показателей наибольшее влияние на все стороны жизни страны, в том числе и демографическую безопасность, оказывает динамика ВВП. Эффективность функционирования экономики и проведения социальной политики дает представление об уровни жизни населения. На состояние демографической безопасности оказывают влияние проблемы занятости населения, готовность и возможность им заниматься производительным трудом, так как нерешенность вопросов собственности, низкая оплата труда, несовершенство налоговой политики, ведет к ослаблению мотивации. Следствием углубления социально-экономического кризиса становится безработица, где интегральными показателями являются уровень занятости населения и уровень реальной и скрытой безработицы. Для Республики Беларусь характерен весь комплекс экологических проблем, типичных как для развитых, так и для развивающихся стран. При этом важно отметить, что часть населения живет на территории, загрязненной радионуклидами, что оказывает негативное влияние на демографическое развитие страны. Социально-экономические факторы опосредованно влияют на интенсивность воспроизводственных процессов. Смена социально-экономических условий изначально сказывается на демографическом поведении, и лишь затем - интенсивности демографических процессов. Это обусловливает временной лаг между изменением социальноэкономических и демографических параметров. Здесь демографический мониторинг и прогнозирование показателей должны стать важным условием в выявлении демографических угроз. Эффективная демографическая политика предполагает выработку стратегии решения демографических проблем, основанную на конструктивном анализе причин возникновения угроз демографической безопасности. Важная роль в данном процессе отводится государству. Государственное регулирование демографических процессов является органичной частью единого комплекса воздействия на социальноэкономические процессы и осуществляется сообразно общим принципам: системный подход при формировании и корректировке государственных регуляторов; сочетание интересов государства, отраслей и территорий; обеспечение баланса интересов государства, различных слоев общества и субъектов экономики; обеспечение экономической безопасности страны. Деятельность государства по отношению к демографическим процессам предполагает использование совокупности мер правового, экономического и организационно-хозяйственного регулирования. Законодательные методы обеспечивают формирование правовой основы разрешающего (запрещающего) характера, регулируют общественные отношения, связанные с демографическим развитием общества. В нынешней демографической ситуации важная роль отводится механизмам экономического воздействия на демографические процессы, создающих мотивационные стимулы для оптимизации компонентов демографического воспроизводства. Роль государства как экономического регулятора заключается в определении целей, приоритетов, выработке механизма их реализации, выборе регуляторов, обеспечивающих получение системного эффекта. Организационно-административная форма предполагает прямые административные указания, координацию экономической политики в соответствии с курсом демографического развития, подготовку кадров, мониторинг демографических процессов. Реализация демографической политики предполагает выполнение воспитательной и пропагандистской функции, формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, создает условия для их реализации с учетом многосторонних интересов. Мировой опыт в области демографического регулирования показывает, что каждая из его форм может использоваться и в отдельности, и в различных сочетаниях. Выбор тех или иных форм зависит от социально-экономической и политической организации общества, целей и задач, решаемых правительством. Подводя итог, следует подчеркнуть, что проблема демографической безопасности страны может быть решена только в условиях скоординированной деятельности системы здравоохранения, просвещения, охраны труда и материнства, а также через согласование показателей социально-экономического, экологического и демографического развития.
Список литературы

1. Демографический ежегодник Республики Беларусь: статист. сб./ Нац. стат. комитет (Белстат) - Минск, 2017. - 442 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?