Россия
Россия
В статье на примере двух приволжских регионов – Республики Мордовия и Чувашской Республики, характеризующихся схожими условиями хозяйствования, показано влияние эффективности регионального управления на уровень жизни людей в 2010 – 2019 гг. Выявлено, что Республика Мордовия, демонстрирующая более высокие темпы экономического роста и обладающая более сильным экономическим потенциалом по сравнению с Чувашской Республикой (оцененным душевым ВРП) отстает от Чувашской Республики по уровню жизни (оцененному показателями денежных доходов). О низкой эффективности государственного управления в Республике Мордовия в 2010 – 2019 гг. говорят также сильно завышенная численность работников органов государственной власти и органов муниципального управления, а также самая большая среди российских субъектов долговая нагрузка.
региональная экономика, социально-экономическая политика, эффективность управления, валовой региональный продукт, уровень жизни, денежные доходы
Природно-климатические условия ведения хозяйственной деятельности в Республике Мордовия (РМ) и Чувашской Республике (ЧР), входящих в состав Приволжского федерального округа, схожи. Численность населения на 1 января
Основная причина сильного отставания обеих республик в уровне экономического развития – слабость их природно-ресурсного потенциала. Удельный вес каждого из рассматриваемых регионов в объеме добычи полезных ископаемых в России составляет менее 0,01 процента, что существенно ограничивает возможности развития ключевой отрасли экономики – обрабатывающих производств. Это подтверждается данными Росстата о вкладе этих субъектов в совокупный объем производства отрасли: на Мордовию приходится 0,44 %, на Чувашию – 0,48 % объема отгруженных обрабатывающими предприятиями товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, что значительно ниже доли регионов в территориальной структуре населения страны. Для сравнения: вклад Республики Татарстан, обеспечивающей 3,76 % совокупного объема добываемых в стране полезных ископаемых, в объем производства обрабатывающей промышленности составляет 4,08 %, что существенно выше удельного веса населения региона в общей численности населения страны, который в
Изменение душевого ВРП в 2005 – 2018 гг. свидетельствует о более динамичном экономическом развитии Республики Мордовия, в которой показатель увеличился в 5,6 раза против 4,6 раза в стране в целом. В Чувашской Республике в это период валовой общественный продукт стал больше в 4,5 раза [5, с. 492 – 493].
Зависимость региональных бюджетов от федерального центра в
Долговая нагрузка регионов, экономика которых функционирует в схожих условиях, говорит об эффективности работы региональных управленческих команд. В
Руководство Республики Чувашии, работая примерно в таких же условиях, что и управленческая команда Республики Мордовии, ведет более взвешенную политику в отношении заимствований. СМИ сообщают о 40-процентной долговой нагрузке этого региона. Более того, в
Об эффективности организации регионального управления говорят и данные о численности работников государственных органов и органов местного самоуправления. Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что численность аппарата этих органов в Республике Мордовия сильно завышена – численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в расчете на 100 000 чел. населения на 18 % больше, чем в РФ и на 29 % больше, чем в ПФО В Чувашской Республике численность сотрудников этих органов в расчете на 100 000 чел. населения на 12 % меньше, чем в РФ и на 4 % меньше, чем в ПФО.
Таблица 1
Численность работников территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти и численность работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
Показатель |
Российская Федерация |
Приволжский федеральный округ |
Республика Мордовия |
Чувашская Республика |
Численность населения, начало |
146781 |
29397 |
795 |
1223 |
Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления |
|
|
|
|
человек |
2157937 |
396060 |
13811 |
15796 |
в расчете на 100 000 чел. населения |
1470 |
1347 |
1737 |
1292 |
Численность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти |
|
|
|
|
человек |
1196581 |
217386 |
8455 |
8813 |
в расчете на 100 000 чел. населения |
815 |
739 |
1064 |
721 |
Численность работников органов исполнительной власти субъектов РФ |
|
|
|
|
человек |
179493 |
26742 |
1148 |
981 |
в расчете на 100 000 чел. населения |
122 |
91 |
144 |
80 |
Численность работников органов местного самоуправления |
|
|
|
|
человек |
461101 |
97786 |
2620 |
3879 |
в расчете на 100 000 чел. населения |
314 |
333 |
330 |
317 |
Таким образом, судя по динамике валового регионального продукта и его величине в расчете на душу населения в 2010 – 2018 гг., можно говорить о том, что Республика Мордовия облает в сравнении с Чувашской Республикой большим экономическим потенциалом. Динамика структуры консолидированного бюджета Чувашской Республики (удельный вес безвозмездных поступлений в 2010 – 2019 гг. находился примерно на одном и том же уровне) и его долговая нагрузка (менее 50 % собственных доходов) говорят о том, что власти этого региона проводят более взвешенную финансовую политику, чем руководство Республики Мордовия, ориентируясь в основном на собственные возможности. Численность аппарата органов государственного и муниципального управления в Республике Мордовия сильно завышена (в Республике Чувашия – ниже средних показателей в стране), что также свидетельствует о невысокой эффективности государственного управления в данном субъекте.
Посмотрим, как выявленная экономическая динамика и реализуемая региональными властями социальная политика сказываются на жизни людей.
Для характеристики уровня жизни населения обратимся к показателям реальных денежных доходов и соотношению номинальных значений их основных элементов с установленной в регионах величиной прожиточного минимума, а также показателям дифференциации населения по денежным доходам.
В 2010 – 2019 гг. средние заработная плата и пенсия в реальном исчислении в Республике Мордовии и Чувашской Республике возрастали значительно более высокими темпами, чем в РФ и ПФО. Однако на реальных денежных доходах населения это отразилось слабо (таблица 2).
Таблица 2
Реальные денежные доходы населения, 2019 к 2009, процентов
[5, с. 232 – 237]
Регион |
Реальные денежные доходы населения |
Реальная начисленная заработная плата |
Реальный размер назначенных пенсий |
Российская Федерация |
110,83 |
133,44 |
131,88 |
Приволжский |
106,56 |
132,11 |
138,36 |
Республика Мордовия |
110,73 |
145,69 |
143,12 |
Чувашская Республика |
114,31 |
139,43 |
145,10 |
В
Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в обеих республиках был и остается значительно больше, чем в стране в целом. Для Мордовии традиционно характерен немного более высокий уровень бедности, чем для Чувашии:
Это означает, что, находясь примерно в равных возможностях, региональные власти Чувашской Республики осуществляют более адресную политику социальной помощи нуждающимся гражданам, что подтверждается также одним из наиболее низких в стране показателей дифференциации доходов населения: коэффициент фондов, показывающий во сколько раз средний уровень денежных доходов 10 % населения с самыми высокими доходами больше среднего уровня денежных доходов 10 % населения с самыми низкими доходами, в
О немного более высоком уровне жизни в Чувашии по сравнению с Мордовией говорит и соотношение основных элементов денежных доходов с установленной в регионе величиной прожиточного минимума – это касается и заработной платы и пенсий (таблица 3).
Таблица 3
Соотношение среднемесячной заработной платы и среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума,
процентов [5, с. 274 – 275]
Регион |
Соотношение с величиной прожиточного минимума,
|
|
среднемесячной начисленной заработной платы работников
|
среднего размера назначенных пенсий (на 1 января
|
|
Российская Федерация |
449,0 |
169,6 |
Республика Мордовия |
312,5 |
179,0 |
Чувашская Республика |
330,2 |
182,7 |
Таким образом, анализ основных индикаторов жизненного уровня в Республике Мордовия и Чувашской Республике в 2010 – 2019 гг. свидетельствует о том, что оба региона сильно отстают от среднероссийского уровня по большинству показателей. Вместе с тем, есть все основания утверждать, что уровень жизни в Чувашии, оцененный по стоимостным показателям, немного выше, чем в Мордовии.
Итак, проведя сравнительный анализ, можно утверждать, что Мордовия в 2010 – 2019 гг. развивалась более динамично, чем Чувашия, и, судя по душевому ВРП, обладает более сильным экономическим потенциалом. Однако по основным индикаторам уровня жизни, Мордовия отстает от Чувашской Республики. Это свидетельствует о более высокой эффективности социальной политики региональной власти Чувашской Республики по сравнению с Республикой Мордовия, что также подтверждается характерными для Чувашии низкими показателями дифференциации населения по доходам. О невысокой эффективности органов государственной власти в Республике Мордовия в 2010 – 2019 гг. говорят разросшийся аппарат управления и максимальная среди российских субъектов долговая нагрузка.
1. Госдолг Мордовии превышает 49 млрд рублей / Регнум. [Электронный ресурс] - URL: https://regnum.ru/news/economy/3119178.html#:~:text=Саранск%2C%2018%20ноября%202020%2C%2020,года%20составил%2049%2C165%20млрд%20рублей (дата обращения - 10.10.2021)
2. Госдолг регионов РФ по итогам 9 месяцев 2021 года вырос 09.11.2021. [Электронный ресурс] - URL: https://riarating.ru/regions/20211109/630212043.html (дата обращения - 10.10.2021)
3. Госдолг Чувашии за 9 месяцев снизился на 519 млн рублей. / Правда ПФО [Электронный ресурс] - URL: https://pravdapfo.ru/news/gosdolg-chuvashii-za-9-mesyaczev-snizilsya-na-519-mln-rublej/ (дата обращения - 10.11.2021)
4. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - 1204 с.
5. Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат. сб. / Росстат. - М., 2020. - 1242 с.
6. Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт. URL: https://docs.cntd.ru/document/420374878 (дата обращения: 20.10.2021)