Russian Federation
Russian Federation
Using the example of two Volga regions - the Republic of Mordovia and the Chuvash Republic, characterized by similar economic conditions, the article shows the impact of the effectiveness of regional management on the standard of living of people in 2010-2019. It is revealed that the Republic of Mordovia, which demonstrates higher rates of economic growth and has a stronger economic potential compared to the Chuvash Republic (estimated per capita GRP) lags behind the Chuvash Republic in terms of living standards (estimated by indicators of monetary income). The low efficiency of public administration in the Republic of Mordovia in 2010-2019 is also indicated by the greatly overestimated number of employees of public authorities and municipal authorities, as well as the largest debt burden among Russian subjects.
regional economy, socio-economic policy, management efficiency, gross regional product, standard of living, monetary income
Природно-климатические условия ведения хозяйственной деятельности в Республике Мордовия (РМ) и Чувашской Республике (ЧР), входящих в состав Приволжского федерального округа, схожи. Численность населения на 1 января
Основная причина сильного отставания обеих республик в уровне экономического развития – слабость их природно-ресурсного потенциала. Удельный вес каждого из рассматриваемых регионов в объеме добычи полезных ископаемых в России составляет менее 0,01 процента, что существенно ограничивает возможности развития ключевой отрасли экономики – обрабатывающих производств. Это подтверждается данными Росстата о вкладе этих субъектов в совокупный объем производства отрасли: на Мордовию приходится 0,44 %, на Чувашию – 0,48 % объема отгруженных обрабатывающими предприятиями товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, что значительно ниже доли регионов в территориальной структуре населения страны. Для сравнения: вклад Республики Татарстан, обеспечивающей 3,76 % совокупного объема добываемых в стране полезных ископаемых, в объем производства обрабатывающей промышленности составляет 4,08 %, что существенно выше удельного веса населения региона в общей численности населения страны, который в
Изменение душевого ВРП в 2005 – 2018 гг. свидетельствует о более динамичном экономическом развитии Республики Мордовия, в которой показатель увеличился в 5,6 раза против 4,6 раза в стране в целом. В Чувашской Республике в это период валовой общественный продукт стал больше в 4,5 раза [5, с. 492 – 493].
Зависимость региональных бюджетов от федерального центра в
Долговая нагрузка регионов, экономика которых функционирует в схожих условиях, говорит об эффективности работы региональных управленческих команд. В
Руководство Республики Чувашии, работая примерно в таких же условиях, что и управленческая команда Республики Мордовии, ведет более взвешенную политику в отношении заимствований. СМИ сообщают о 40-процентной долговой нагрузке этого региона. Более того, в
Об эффективности организации регионального управления говорят и данные о численности работников государственных органов и органов местного самоуправления. Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что численность аппарата этих органов в Республике Мордовия сильно завышена – численность работников государственных органов и органов местного самоуправления в расчете на 100 000 чел. населения на 18 % больше, чем в РФ и на 29 % больше, чем в ПФО В Чувашской Республике численность сотрудников этих органов в расчете на 100 000 чел. населения на 12 % меньше, чем в РФ и на 4 % меньше, чем в ПФО.
Таблица 1
Численность работников территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти и численность работников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,
Показатель |
Российская Федерация |
Приволжский федеральный округ |
Республика Мордовия |
Чувашская Республика |
Численность населения, начало |
146781 |
29397 |
795 |
1223 |
Численность работников государственных органов и органов местного самоуправления |
|
|
|
|
человек |
2157937 |
396060 |
13811 |
15796 |
в расчете на 100 000 чел. населения |
1470 |
1347 |
1737 |
1292 |
Численность работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти |
|
|
|
|
человек |
1196581 |
217386 |
8455 |
8813 |
в расчете на 100 000 чел. населения |
815 |
739 |
1064 |
721 |
Численность работников органов исполнительной власти субъектов РФ |
|
|
|
|
человек |
179493 |
26742 |
1148 |
981 |
в расчете на 100 000 чел. населения |
122 |
91 |
144 |
80 |
Численность работников органов местного самоуправления |
|
|
|
|
человек |
461101 |
97786 |
2620 |
3879 |
в расчете на 100 000 чел. населения |
314 |
333 |
330 |
317 |
Таким образом, судя по динамике валового регионального продукта и его величине в расчете на душу населения в 2010 – 2018 гг., можно говорить о том, что Республика Мордовия облает в сравнении с Чувашской Республикой большим экономическим потенциалом. Динамика структуры консолидированного бюджета Чувашской Республики (удельный вес безвозмездных поступлений в 2010 – 2019 гг. находился примерно на одном и том же уровне) и его долговая нагрузка (менее 50 % собственных доходов) говорят о том, что власти этого региона проводят более взвешенную финансовую политику, чем руководство Республики Мордовия, ориентируясь в основном на собственные возможности. Численность аппарата органов государственного и муниципального управления в Республике Мордовия сильно завышена (в Республике Чувашия – ниже средних показателей в стране), что также свидетельствует о невысокой эффективности государственного управления в данном субъекте.
Посмотрим, как выявленная экономическая динамика и реализуемая региональными властями социальная политика сказываются на жизни людей.
Для характеристики уровня жизни населения обратимся к показателям реальных денежных доходов и соотношению номинальных значений их основных элементов с установленной в регионах величиной прожиточного минимума, а также показателям дифференциации населения по денежным доходам.
В 2010 – 2019 гг. средние заработная плата и пенсия в реальном исчислении в Республике Мордовии и Чувашской Республике возрастали значительно более высокими темпами, чем в РФ и ПФО. Однако на реальных денежных доходах населения это отразилось слабо (таблица 2).
Таблица 2
Реальные денежные доходы населения, 2019 к 2009, процентов
[5, с. 232 – 237]
Регион |
Реальные денежные доходы населения |
Реальная начисленная заработная плата |
Реальный размер назначенных пенсий |
Российская Федерация |
110,83 |
133,44 |
131,88 |
Приволжский |
106,56 |
132,11 |
138,36 |
Республика Мордовия |
110,73 |
145,69 |
143,12 |
Чувашская Республика |
114,31 |
139,43 |
145,10 |
В
Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в обеих республиках был и остается значительно больше, чем в стране в целом. Для Мордовии традиционно характерен немного более высокий уровень бедности, чем для Чувашии:
Это означает, что, находясь примерно в равных возможностях, региональные власти Чувашской Республики осуществляют более адресную политику социальной помощи нуждающимся гражданам, что подтверждается также одним из наиболее низких в стране показателей дифференциации доходов населения: коэффициент фондов, показывающий во сколько раз средний уровень денежных доходов 10 % населения с самыми высокими доходами больше среднего уровня денежных доходов 10 % населения с самыми низкими доходами, в
О немного более высоком уровне жизни в Чувашии по сравнению с Мордовией говорит и соотношение основных элементов денежных доходов с установленной в регионе величиной прожиточного минимума – это касается и заработной платы и пенсий (таблица 3).
Таблица 3
Соотношение среднемесячной заработной платы и среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума,
процентов [5, с. 274 – 275]
Регион |
Соотношение с величиной прожиточного минимума,
|
|
среднемесячной начисленной заработной платы работников
|
среднего размера назначенных пенсий (на 1 января
|
|
Российская Федерация |
449,0 |
169,6 |
Республика Мордовия |
312,5 |
179,0 |
Чувашская Республика |
330,2 |
182,7 |
Таким образом, анализ основных индикаторов жизненного уровня в Республике Мордовия и Чувашской Республике в 2010 – 2019 гг. свидетельствует о том, что оба региона сильно отстают от среднероссийского уровня по большинству показателей. Вместе с тем, есть все основания утверждать, что уровень жизни в Чувашии, оцененный по стоимостным показателям, немного выше, чем в Мордовии.
Итак, проведя сравнительный анализ, можно утверждать, что Мордовия в 2010 – 2019 гг. развивалась более динамично, чем Чувашия, и, судя по душевому ВРП, обладает более сильным экономическим потенциалом. Однако по основным индикаторам уровня жизни, Мордовия отстает от Чувашской Республики. Это свидетельствует о более высокой эффективности социальной политики региональной власти Чувашской Республики по сравнению с Республикой Мордовия, что также подтверждается характерными для Чувашии низкими показателями дифференциации населения по доходам. О невысокой эффективности органов государственной власти в Республике Мордовия в 2010 – 2019 гг. говорят разросшийся аппарат управления и максимальная среди российских субъектов долговая нагрузка.
1. Gosdolg Mordovii prevyshaet 49 mlrd rubley / Regnum. [Elektronnyy resurs] - URL: https://regnum.ru/news/economy/3119178.html#:~:text=Saransk%2C%2018%20noyabrya%202020%2C%2020,goda%20sostavil%2049%2C165%20mlrd%20rubley (data obrascheniya - 10.10.2021)
2. Gosdolg regionov RF po itogam 9 mesyacev 2021 goda vyros 09.11.2021. [Elektronnyy resurs] - URL: https://riarating.ru/regions/20211109/630212043.html (data obrascheniya - 10.10.2021)
3. Gosdolg Chuvashii za 9 mesyacev snizilsya na 519 mln rubley. / Pravda PFO [Elektronnyy resurs] - URL: https://pravdapfo.ru/news/gosdolg-chuvashii-za-9-mesyaczev-snizilsya-na-519-mln-rublej/ (data obrascheniya - 10.11.2021)
4. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli: Stat. sb. / Rosstat. - M., 2019. - 1204 s.
5. Regiony Rossii. Social'no-ekonomicheskie pokazateli: Stat. sb. / Rosstat. - M., 2020. - 1242 s.
6. Rekomendacii po racional'nym normam potrebleniya pischevyh produktov, otvechayuschih sovremennym trebovaniyam zdorovogo pitaniya. Elektronnyy fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov : sayt. URL: https://docs.cntd.ru/document/420374878 (data obrascheniya: 20.10.2021)