Россия
Россия
Нефтегазовый комплекс Сахалинской области – ядро системы островного регионального хозяйства, развитие которого осуществляется в условиях реализации Федерального закона № 473-ФЗ от 29.12.2014г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», предусматривающего формирование благоприятной среды для привлечения инвестиций, ускоренное развитие экономики и создание комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности человека. Достижение поставленной цели возможно в условиях адаптированного к поставленным целям и задачам стратегического управления, технологически предусматривающего идентификацию проблем и обоснование возможных путей их решения Представлены авторские результаты исследований в области идентификации основных проблем и возможных путей их решения в рамках стратегического управления нефтегазовым комплексом Сахалинской области.
нефтегазовый комплекс региона, проблемы развития, пути решения, стратегическое управление
Нефтегазовый комплекс формируют значительную часть доходов бюджета Российской Федерации и ее регионов, оказывая существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий, их инфраструктурное обеспечение, что в конечном итоге формирует качество и уровень жизни населения, высокий уровень которых является стратегической целевой установкой и индикатором устойчивого развития.
Специфика производственно-технологического процесса и многообразие видов продукции, выпускаемой организациями нефтегазового комплекса, предопределяют виды экономической деятельности, сложноструктурированные связи и взаимосвязи, требующие адаптивные и эффективные меры стратегического управления развитием.
Википедия определяет нефтегазовый комплекс как обобщённое название группы отраслей по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа и распределению продуктов их переработки» [1].
Российский экономист Гавва Р.В. отмечает, что «нефтегазовый комплекс является экономическим интегратором регионов России. Такие системообразующие предприятия, как ПАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», АО «Транснефть», ряд крупных нефтяных, осуществляют свою деятельность практически во всех регионах России» [2]. Авторы разделяют позицию Гавва Р.В. и полагают, что в регионах, у которых в природно-ресурсном потенциале преобладают углеводороды, нефтегазовый комплекс является экономическим, экологическим и социальным интегратором систем регионального хозяйства. Данное заключение наглядно прослеживается в развитии нефтегазового комплекса Сахалинской области и региона в целом.
На острове Сахалин и прилегающем к нему шельфе выявлено 82 месторождения углеводородов, из которых 64 расположены на суше и 18 на шельфе. В настоящее время разработка ведется на 28 месторождениях суши и 7 на шельфе [3].
Основной объем добычи углеводородов – 90,5% нефти и 90% - газа обеспечивают проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». На 10 лицензионных участках островного региона осуществляет свою деятельность ПАО НК «Роснефть».На 2 лицензионных участках в рамках проекта «Сахалин-3» деятельность в регионе ведет ПАО «Газпром».
На небольших газовых месторождениях юга Сахалина свою деятельность осуществляет АО «Сахалинская нефтяная компания».АО «Петросах» является интегрированной нефтяной компанией, которая единственная в области ведет полный цикл нефтяного бизнеса от добычи нефти до производства нефтепродуктов на собственном нефтеперерабатывающем заводе, осваивая месторождение нефти Окружное.
Отраслевая характеристика экономических видов деятельности нефтегазового комплекса Сахалинской области многообразна (табл 1.).
Таблица 1.
Отраслевая характеристика экономических видов деятельности нефтегазового комплекса Сахалинской области [4]
Отрасль (наименование работ) |
Вид экономической деятельности |
Группы продукции |
Проект, компания |
Транспортировка и потребители |
1.Нефтедобывающая (добыча нефти) |
1.Добыча нефти |
1.Нефть |
1.«Сахалин-1».
2 «»Сахалин-2».
3.ПАО НК «Роснефть», Северная оконечность месторождения Чайво. 4.АО «Петросах» месторождение «Окружное» |
1.По магистральному нефтепроводу поступает на терминал в Де-Кастри и отгружается на экспорт. 2.По транссахалинской трубопроводной системе поступает на объединенный береговой технологический комплекс и отгружается на экспорт. 3.По магистральному трубопроводу поступает на Комсомольский НПЗ.
4.Поступает на собственный НПЗ |
2.Газовая (газодобыча) |
1.Добыча природного газа
2.Добыча газового конденсата |
1.Природный газ
2.ШФЛУ |
1.ПАО РК «Роснефть»
2.Проект «Сахалин-2»
1.Проект «Сахалин-1» |
1.Хабаровский край, Охинский и Ногликский районы Сахалинской области. 2.По транссахалинской трубопроводной системе поступает на производственный комплекс «Пригородное». Часть газа через Северный и Южный узлы учета и отбора поступает в Сахалинскую область, Хабаровский и Приморский края. 1.Конденсат по магистральному нефтепроводу поступает на терминал в Де-Кастри и отгружается на экспорт. Часть газа по трубопроводной системеСахалин-Хабаровск-Владивосток отгружается потребителям Хабаровского края. |
3.Газовая (газопереработка) |
1.Сжижение и обогащение природного газа для последующей транспортировки |
1.Сжиженный природный газ |
1.Проект «Сахалин-2» |
1.Поступивший по транссахалинской трубопроводной системе газ подвергается сжижению на заводе СПГ производственного комплекса «Пригородное» для последующей поставке на экспорт. |
4.Нефтетеперерабатывающая |
1.Производство жидкого топлива |
1.Бензин. 2.Дизельное топливо. 3.Керосин. 4.Мазут |
1.АО «Петросах» |
1.Среднесуточный объем переработки нефти – 450 тн. Для удовлетворения внутренних нужд Сахалинской области |
5.Нефтегазовый сервис |
1.Предоставление услуг по доразведке месторождений нефти и газа.
2.Предоставление услуг по монтажу, демонтажу и ремонту буровых вышек. 3.Бурение, связанное с добычей нефти и газа |
1.Услуга.
2.Услуга.
3.Услуга. |
1.ПАО «Газпром».
2.АО «Петросах».
1.АО «Сахалинская нефтяная компания» |
1.Работа на 2-х лицензионных участках Сахалинского шельфа в рамках проекта «Сахалин-3».
2.Разрабатывают месторождение нефти «Окружное».
1.Разработка небольших газовых месторождений на юге Сахалина
|
Основные участники, входящие в состав нефтегазового комплекса регионального хозяйства Сахалинской области обеспечены запасами углеводородов на длительную перспективу - от 19 до 70 лет, при этом продолжается дальнейшая разведка запасов в акватории острова Сахалин и Курильских островов (табл. 2).
Таблица 2.
Нефтегазовые проекты, реализуемые в Сахалинской области [5]
Проект |
Запасы |
Операторы |
«Сахалин-1» (Чайво, Одопту, Аркутун-Даги) |
извлекаемые: 307 млн. т нефти, 485 млрд. м3 газа |
«Роснефть» (20%), ExxonMobil (30%), Sodeco (30%), ONGK (20%) |
«Сахалин-2» (Пильтун-Астохское, Лунское) |
извлекаемые: 150 млн. т нефти, 500 млрд. м3 газа |
«Газпром» (50% + 1 акция), Shell (27,5%), Mitsui (12,5%), Mitsubishi (10%) |
«Сахалин-3» (Венинский блок) |
извлекаемые: 164 млн. т нефти, 258 млрд. м3 газа |
«Роснефть» (74,9%), Sinopec (25,1%), |
«Сахалин-3» (Киринский блок) |
извлекаемые: 75,4 млрд. м3 газа, 8,6 млн. т газового конденсата |
«Газпром» (100%) |
«Сахалин-3» (Восточно-Одонтинский блок) |
прогнозные: 70 млн. т нефти, 30 млрд. м3 газа |
«Газпром» (100%) |
«Сахалин-3» (Айяшский блок) |
прогнозные: 97 млн. т нефти, 37 млрд. м3 газа |
«Газпром» (100%) |
«Сахалин-4» (Западно-Шмидтовский блок) |
прогнозные: 235 млн. т нефти, 396 млрд. м3 газа |
«Роснефть» (51%), ВР (49%) |
«Сахалин-5» (Восточно-Шмидтовский блок) |
прогнозные: 212 млн. т нефти, 245 млрд. м3 газа |
«Роснефть» (51%), ВР (49%) |
«Сахалин-5» (Кайганско-Васюканский блок) |
прогнозные: 650 млн. т нефти, 500 млрд. м3 газа |
«Роснефть» (51%), ВР (49%) |
«Сахалин-5» (Лопуховский блок) |
прогнозные: 130 млн. т нефти, 500 млрд. м3 газа |
«Газпром нефть» (100%) |
«Сахалин-б» |
оценочные: 1,1 млрд. т у.т. |
97% «Петросах» (Urals Energy), 3% «Сахалинская нефтяная компания» |
«Сахалин-7» |
оценочные: 0,5 млрд. т у.т. |
не определён |
«Сахалин-8» |
оценочные: 320 млн. т у.т. |
не определён |
«Сахалин-9» |
оценочные: 295 млн. т у.т. |
не определён |
Реализуемые проекты составляют основу жизнедеятельности нефтегазового комплекса и региональной экономики Сахалинской области, оказывает существенное влияние на характер и уровень социально-экономического развития Российской Федерации.
Динамика показателей внешнеэкономической деятельности нефтегазового комплекса Сахалинской области за 2018 – 2019 годы позволяет сделать заключение о росте объемов сырьевого экспорта (табл.3).
Таблица 3.
Оценка динамики показателей сырьевого экспорта промышленным комплексом Сахалинской области за 2018-2019 годы [6].
Показатели |
2018г. |
2019г. |
Изм-е |
1.Экспорт сырой нефти: млн. тн. млрд. долларов США средняя цена за 1 тн., долларов США |
14,9 5,9 396 |
16,6 9,1 548,2 |
1,7 3,2 152,2 |
2.Экспорт сжиженного природного газа: млн. тн. млрд. долларов США средняя цена за 1 тн., долларов США |
10,9 3,2 293,6 |
13,2 4,5 340,9 |
2,3 1,3 47,5 |
Сахалинская область экспортирует нефть в сыром виде, в силу чего регион получает только около 10% от потенциально-возможного дохода в пересчете на действующие мировые цены, применяемые в условиях глубокой (полной) переработки экспортируемого продукта (сырая нефть).
В регионе функционирует только один маломощный нефтеперерабатывающий завод, при этом уровень затрат и себестоимости производимой и реализуемой им продукции крайне высок, что негативно отражается на расходах населения на текущие бытовые нужды.
Сжиженный газ (пропан, бутан, пентан) – продукт первичной переработки природного газа, при которой смесь сжижается с температурой кипения от -50 до 0 градусов. Следующим после сжижения природного газа является этап производства этилена, пропилена, бутадиена, изопрена. Затем – этап производства гликоли, стирола, внинилхлорида и только на последней стадии технологического процесса - производство волокон, ластика, каучука, ПВХ, РР и др. Взаимосвязь и зависимость уровня доходности и уровня глубины переработки природного газа по технологическим стадиям имеет следующий вид: 1-я стадия – 3-5%; 2-я стадия – 10-12%; 3-я стадия – 16-18%; 4-я стадия – 20-25%; 5-я стадия – 38-40%.
По заключению авторов, особенностями экспорта нефтегазового комплекса островного региона Сахалинской области являются:
- узкосырьевая направленность, формирующая предпосылки высокой степени зависимости от конъюнктуры мировых цен и взаимоотношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
- сырьевая специализация не обеспечивает (не способствует) активизации инновационных процессов с их последующей диффузией в системе регионального хозяйства;
-результатом сырьевой специализации является низкая добавленная стоимость экспортируемого продукта и, как следствие – упущенные возможности (выгоды) социо-эколого-экономического устойчивого развития
Основная проблема развития нефтегазового комплекса Сахалинской области, требующая разрешения в рамках стратегического управления – низкий уровень глубины переработки нефти и природного газа. При этом идентифицированную проблему следует рассматривать в качестве причины и следствия существующих взаимосвязей и зависимостей как внутри самой системы «нефтегазовый комплекс Сахалинской области», так и в системах вышестоящего уровня – региональная и национальная экономика. Обеспечение глубокой переработки углеводородов, по заключению авторов, должно составлять стратегический вектор (целевую установку) управления развитием нефтегазового комплекса Сахалинской области на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
При разработке механизмов и методов стратегического управления нефтегазовым комплексом Сахалинской области в соответствии с задаваемым вектором необходимо учитывать и тот факт, что в регионе действует вступивший в силу 30 марта 2015 года Федеральный закон № 473-ФЗ от 29.12.2014г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
Действующий закон определяет территорию опережающего социально-экономического развития как часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности человека [7].
Академик РАН Глазьев С.Ю. в монографии «Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса» отмечал, что антикризисная стратегия должна включать активную промышленную политику, стимулирующую «точки роста» в общей депрессивной среде, при этом наибольшее значение имеют точки роста с большим мультипликатором, стимулирующим экономическую активность в большом числе технологически сопряженных производств [8].
В Сахалинской области точкой роста с большим мультипликатором, способной обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие и достичь поставленную цель, является нефтегазовый комплекс, который располагает потенциалом, позволяющим мультиплицировать ожидаемый эффект – повышение инвестиционной привлекательности региона для эффективной и конкурентоспособной предпринимательской деятельности, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
В институциональном аспекте нефтегазовый комплекс территории опережающего социально-экономического развития – целостная социо-эколого-экономическая система, интегрирующая в пространстве и времени социальные, экологические и экономические процессы, системные мультипликативные эффекты которых обеспечивают ее ускоренное и опережающее развитие [9]. Формирование мультипликативных эффектов, обеспечивающих ускоренное развитие, достигается адекватным управлением, при котором нефтегазовый комплекс - субъект, объект и система управления, обладающая определенным потенциалом к самоорганизации и саморазвитию, нацеленная на совместимость и сбалансированность с другими системами микро, мезо и макроуровня, на реализацию стратегических целей, как самой системы, так и системы вышестоящего уровня, по отношению к которой она выступает подсистемой (промышленный комплекс, региональная экономика), в условиях обеспечения определенной степени автономности, способности сохранять свое совокупное качество и функции [10].
Особое место в системе стратегического управления нефтегазовым комплексом Сахалинской области, по заключению авторов, должно быть отведено выработке мер управляющего воздействия развитию инфраструктурного обеспечения, которое предлагается рассматривать в единстве и взаимосвязях с инфраструктурным обеспечением системы вышестоящего уровня – региональная экономика.
Проведя научно-прикладные исследования, российский ученый Н.В. Каленская предлагает качественный показатель инфраструктурного обеспечения рассматривать в виде алгоритма:
ПОM(i,t)+H(c,t)+K(p,t)+P(r,t)) = ЭР, (1)
где: ПО – инфраструктурное обеспечение;
M(i,t) – привлеченный инновационный потенциал;
Н(с,t) – привлеченный научный потенциал;
K(p,t) – привлеченный кадровый потенциал;
P(r,t)) – привлеченный ресурсный потенциал;
ЭР – достигнутый экономический результат [11].
Значение ЭР пропорционально изменяется от увеличения или уменьшения влияния ресурсов инфраструктурного обеспечения, при этом нет сомнений в том, что для обеспечения устойчивого опережающего социально-экономического развития (до задаваемого уровня) нефтегазового комплекса региона и Сахалинской области в целом, необходимо не просто развитие инфраструктурного обеспечения базового сектора ее экономики, а развитие, обеспечивающее формирование такого инфраструктурного обеспечения (инфраструктуры), которое будет соответствовать императивам ускоренного инновационного развития.
Процесс развития инфраструктурного обеспечения нефтегазового комплекса региона, выступающего территорией опережающего социально-экономического развития, предлагается признавать целенаправленным, учитывающим воздействие как эндогенных, так и экзогенных факторов (рис.1.).
Рисунок 1 – Формирование инфраструктуры устойчивого опережающего развития нефтегазового комплекса Сахалинской области
Российский академик А.И. Татаркин отмечал, что «невозможно развивать регион и разрабатывать стратегии развития, не опираясь на региональные возможности производства» [12]. Такие выводы приобретают особую актуальность для развития природно-ресурсного региона – Сахалинская область, состояние, динамика и перспективы развития которого находятся в высокой степени зависимости от развития нефтегазового комплекса. Управление нефтегазовым комплексом в формате устойчивого опережающего социально-экономического развития позволить достичь заявленную цель, но требует обоснования на концептуальном уровне, дополняемым механизмами, методологией и инструментарно-методическим аппаратом.
1. Нефтегазовая энциклопедия. В 3-х томах. - М.: Моск. Отд. «Нефть и газ» МАИ, ОАО «ВНИИИОЭНГ», 2004. - 308с.
2. Гавва Р.В. Нефтегазовый комплекс как системообразующая детерминанта российской экономики: автореф. дис. канд. экон. наук:08.00.05. - М, 2007. - 24 с.
3. Лемдяева Л.А. Стратегия и инструментарий устойчивого развития природно-ресурсного региона: на материалах Сахалинской области: диссертация ... к. экон. наук: 08.00.05. - Кисловодск, 2010. - 177 с.
4. Доклад об экологической ситуации и об охране окружающей среды Сахалинской области в 2018 году / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области. - Южно-Сахалинск, ООО «Эйкон», 2019. - 180 с.
5. Доклад о социально-экономическом положении Сахалинской области за 2018 год / Правительство Сахалинской области. - Южно-Сахалинск, 2019. - 129с.
6. Сводный доклад Сахалинской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах Сахалинской области за 2018 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sakhalin.gov.ru/fileadmin/main/Programms/Svodnyi_doklad_po_itogam_2018_goda.pdf
7. Федеральный закон № 473-ФЗ от 29.12.2014г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70831204.
8. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - СПб.: СПбГУП, 2011. - 48 с.
9. Портер Майкл. Конкурентные преимущества. Как достичь высокого результата и обеспечить устойчивость. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 435 с.
10. Федеральный закон ФЗ- 488 от 31.12.2014г. «О промышленной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70833138.
11. Каленская, Н.В. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития регионального промышленного комплекса. - Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2010. - 148 с.
12. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона. -2014. - № 2. - С.10-11.
13. Татаркин А.И.Системный подход к разработке и реализации промышленной политики России // Доклады дальнревосточного международного экономического форума. 2007.
14. Чесноков А.Г. Стратегия развития нефтегазового комплекса в механизме обеспечения экономической безопасности России: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2011. - 20 с.
15. Хасанова, Г.Ф. Методическое обеспечение стратегического планирования развития нефтесервисных компаний: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Уфа, 2015. - 161 с.