СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ, СВЯЗАННЫЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность проведенного исследования обусловлена тем, что вопросы противодействия преступлений в сфере экономики в отечественной и зарубежной литературе исследовались в достаточной степени, однако необходимо отметить о том, что большинство данных исследований было проведено в начале нового тысячелетия и в них не учитывались некоторые современные особенности. В том числе, проведенное исследование показало, что большинство авторов рассматриваемой проблематики изучали отдельные меры по предупреждению правонарушений в экономической сфере, среди которых, как правило исследовались меры общесоциального предупредительного характера, в отдельных случаях изучались специально-криминологические меры, применяемые сотрудниками правоохранительных служб. При этом нельзя не сказать, о том, что указанные сотрудники имели возможность эффективного предупреждения рассматриваемых преступлений при условии периода централизованных экономических процессов. В процессе исследования автор приходит к выводу о том, что в условиях начала третьего тысячелетия XXI столетия, указанными субъектами превентивного воздействия, возможно лишь осуществление незначительных мер по преду-преждению рассматриваемых деяний. В гораздых больших масштабах про-тиводействовать рассматриваемым преступлениям могут сотрудники других государственных органов и коммерческих организаций. Новизной данного исследования, явился анализ теоретических и организационных основ предупреждения преступлений в сфере экономической безопасности, выступающих в качестве важнейшего элемента по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. В том числе новизной обладает и ряд других положений проведенного исследования. Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования ее основах результатов по совершенствованию теоретических и организационных основ в процессе предупреждения экономических преступлений.

Ключевые слова:
экономическая безопасность, национальная безопасность, модернизация экономики, глобализационных процессы, стабильность, устойчивость развития, риски, угрозы, вызовы безопасности, предупреждение преступности, экономическая преступность, профилактика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Усиливающиеся в начале третьего десятилетия XXI столетия интеграционные и  глобализационные процессы, формируемые стратегии дальнейшего совершенствования различных народно-хозяйственных отраслей, высокая степень  важности проблем связанных с конкурентоспособностью национальной экономики, повышают актуальность проблематики по обеспечению экономической безопасности страны [1, с. 5]. В том числе указанные процессы обусловили необходимость совершенствования механизмов по управлению процессами обеспечения экономической безопасности, определив рассматриваемую проблему первоочередной задачей в сфере государственного управления.

Процессы связанные с глобализацией экономики представляются необратимыми естественными эволюционными процессами развития общества. Поэтому любая из экономических систем отдельно взятых государств в условиях третьего десятилетия XXI столетия в большей степени получает зависимость от зарубежных экономик, поскольку в современной глобальной экономике значительное количество процессов представляются в виде некой цеп­ной реакции.

Вопросам обеспечения экономической безопасности уделяли огромное внимание в различные времена и эпохи.  Данную проблему отражали в своих работах Демокрит, Аристотель, Платон и ряд других известных личностей. Вопросы обеспечения экономической безопасности и национальных интересов стали возникать сразу же вместе с появлением государственности. В нашем государстве анализируемая проблема получила свою актуальность в 1990-х гг. с распадом Советского Союза [2, с. 165].  В настоящее время проблематика экономической безопасности не теряет своей актуальности, в частности из-за нарастающих глобализационных мировых экономических проблем [3, с. 232].

В настоящее время в контексте вопросов, связанных с обеспечением мирового порядка важной роль, отводится приоритетам суверенности и независимости стран по самостоятельному принятию решений и определения не только вопросов внутренней, но и внешней политики государства [4, с. 5].

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что в недавнем прошлом, актуализировались проблемы, связанные с возможностями по экономическому давлению и введению дискриминационных ограничений. Сегодня преградой по нейтрализации важнейших угроз, является их основной источник среди которых важнейшим является внешний фактор - неопределенность про­исходящих в мире процессов мешающих нашей стране активно жить и развиваться [5, с. 55].

Прежде чем остановиться на рассмотрении проблематики связанной с противодействием правонарушениям в сфере экономической деятельности, следует отметить, что больше всего данных составов (47статей), содержится в главе двадцать второй Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Одновременно с этим, важно подчеркнуть, что нормами двадцать второй главы предусмотрены виды отвесности за весьма разнообразный спектр деяний [6, с. 20].

Во многом данное обстоятельство объясняется особенностью видового объекта рассматриваемых противоправных деяний, которым является рассматриваемая деятельность. Именно поэтому, каждый из ее этапов деятельности, имеет различные по своим характеристикам превентивные меры, а также различный круг субъектов связанных с предупреждением рассматриваемых противоправных деяний. Поскольку на различных этапах могут возникать различные виды правонарушений в сфере экономической деятельности, обусловленные различными причинами и условиями, поэтому различны не только субъекты превентивного воздействия, но и меры по их предупреждению [7, с. 45].

Отмечая определенные положительные результаты в исследовании проблематики предупреждения преступных посягательств в экономике, необходимо указать, на то, что научные познания этой важной проблемы еще окончательно не завершены. Вследствие этого необходимо обозначить ряд общих подходов по раскрытию предупредительных мер указанных выше противоправных деяний [8, с. 58].

Среди общих мер по предупреждению преступлений важно отметить культурно-воспитательные. Важнейшее значение по профилактике хозяйственных преступлений отводится формированию мышления, проповедующего умеренность, ограничения, в тех целях, когда это целесообразно для достижения общих интересов [9, с. 197].

 В качестве предупредительного воздействия всегда широко использовалась массовая пропаганда личного примера добросовестному служению делу, уважительному отношению к успеху коллектива предприятия, организации достигнутый правовым путем, который подавали руководители хозяйственных организаций, контролирующие организации, правоохранительные органы. В конечном итоге насущной задачей при формировании нравственных начал в рассматриваемой сфере может являться деятельность, связанная с возрождением национальной традиции по деловой этике и восприятию положительного иностранного опыта. В результате таких инициатив непременно оздоровится духовно-нравственная среда [10, с. 55].

 Кроме этого следовало бы применять меры, которые должны формировать культуру и моральные нормы, уважительное отношение к законности, интересу других граждан, чувству гражданственности, добропорядочности в экономической деятельности. Требуется также усилить социальную работу, повысить роль социальных реклам в целях предупредительной работы по вопросам виктимологической безопасности населения, которая требует специальные знания. Активнее использовать средства массовой информации и имеющиеся институты гражданского общества, в целях содействия осознания населением опасных последствий преступности в сфере экономики, тем самым снижая уровень терпимости граждан страны к ее проявлениям.

Важно стремится изменить менталитет наших сограждан. Необходим комплекс государственных программ, рассчитанных на охват всех возрастных групп. Особая роль должна отводиться работе связанной с формированием правосознания широких слоев населения.  Важнейшая роль в этой деятельности должна отводиться средствам массовой информации всех уровней от местных до федеральных. Поскольку на них всегда лежала ответственность по воспитанию и формированию правосознания, и активной гражданской позиции населения страны.

Правоохранительные органы также должны формировать правосознание граждан, а данная работа может быть реализована посредством организации выступлений и лекций перед населением, с обязательным правильным организованным взаимодействием со средствами массовой информации. Во время работы по информированию граждан происходит процесс формирования позитивного отношения общества к правоохранительной деятельности государства, а также происходит внедрение в общественное сознание населения идеи об обязательном их участии в совместной деятельности по охране общественного порядка, но и в профилактической работе [11, с. 55].

По этой причине важно на регулярной основе занимается информированием общественности через СМИ о деятельности по раскрытию с участием населения, преступлений в сфере экономики. Для этого подразделениям МВД России необходимо эффективнее организовывать информационное и профилактическое сопровождение своей деятельности, активнее публиковаться в СМИ, выступать на радио и телевидении, проводить пресс-конференции, размещать актуальные материалы на сайтах сети Интернет. Совершенствование основ профилактической деятельности по данному направлению позволит сформировать высокое доверие населения к деятельности органов внутренних дел, по борьбе с преступностью в сфере экономики.  

Вмесите с тем, правоохранительными органами должна осуществлять деятельность по информированию населения о потенциальной возможности совершения экономических преступлений. Вместе с ними предупреждать рассматриваемые преступления могут и другие субъекты, как например банковские структуры, информируя население о возможных противоправных деяниях в экономической сфере. Эта функция может быть ими осуществлена, в ходе непосредственного общения с клиентами банковской сфере. В частности, им необходимо активнее вести профилактическую работу по предупреждению мошеннических действий с использованием SMS-сообщений, рекомендовав населению игнорировать требования злоумышленников. Разъяснять гражданам, о недопущении ими разглашения информации об их банковских картах, поскольку такой информацией могут быть заинтересованы только мошенники.

Также необходимо улучшать осведомленность населения относительно правил и процедур при совершении сделок и иных операций для повышения их виктимности.

Одним из важнейших средств связанных с предупреждением преступлений в сфере экономики, выступают средства их правового регулирования. Право является эффективным средством, связанным с регулированием общественного развития. Противодействие преступности может быть достигнуто только при соблюдении законодательных и иных нормативно-правовых актов во всех сферах жизнедеятельности. Роль права усиливается, расширяется, укрепляются его правовые начала и во время процесса развития правовых основ деятельности, связанной с предупреждением преступлений [12, с. 28].

Нормативно-правовые акты, способствуют обеспечению ответственности уполномоченных лиц по выполнению их функционала в рассматриваемом направлении, а также соблюдению всех необходимых прав и законных интересов учреждений, и граждан, которые подпадают в область деятельности по профилактике преступности в сфере экономики.

При помощи права не только возможно установить ответственность за нарушения каких-либо запретов, но также и обеспечить при помощи присущих только ему средств, не только необходимые условия по позитивному поведению граждан, но также и эффективное функционирование системы по предупреждению противоправных деяний [13, с. 110]. В эконмической сфере на основе правовых средств, возможно одушевлять правовое регулирование общественных отношений, которые выступают в качестве эффективных средств по достижению целей, которые были постелены обществом [14, с. 72].

Отличительной чертой процесса по правовому регулированию является то, что он представляет из себя такую разновидность по социальному регулированию, в первую очередь, имеющую по своей направленности результативный характер, а также осуществляемый на основе и при помощи комплекса мер. 

Следует отметить, что процесс правового регулирования является формой госрегулирования общественных отношений. При помощи него, поведение участников общественных отношений, удается привести к необходимому соответствию требованиям и дозволениям, которые содержатся в правовых нормах. В качестве механизма по правовому регулированию рассматриваемых общественных отношений выступает единая система правовых средств, обеспечивающая эффективное правовое воздействие. Рассматриваемый механизм по правовому регулированию, состоит из ряда элементов, в том числе правовых норм, правовых отношений, правовой ответственности и др. [15, с. 343].

Потому, как и в какой степени бедует запущен процесс урегулирования общественных отношений, при помощи различных законодательных отраслей, во многом будет зависеть степень и уровень того, либо иного уголовно-правового пробела в который будут стремиться проникнуть преступные элементы. И используя удобные моменты, пока отсутствует строгая юридическая ответственность за совершенные противоправные деяния в указанных выше уголовно-правовых пробелах, преступниками могут быть причинены различные виды серьезных ущербов, за которые они не понесут никакую ответственность.

Рассматриваемое урегулирование общественных отношений, как правило может осуществляться при помощи нормативного порядка, посредством установления правил поведения, участвующих в общественных отношениях лиц, предоставляя им различные права и наделив их различными видами обязанностей. Чтобы установить указанные выше права и обязанности, законодателем также используется и ряд определенных запретов, тем самым предписывая участвующим в отношениях их поведение, или же может позволить им самим выбирать характер из взаимоотношений.

Опираясь на указанное выше, необходимо также отметить о том, что важнейшим направлений правоохранительных органов по профилактике правонарушений в сфере экономической деятельности является меры связанные с совершенствованием законодательства. Реализовывать данное направление деятельности, возможно используя положительный опыт правоохранительной работы, посредством подготовки различных предложений для дальнейшего их внесения, для изменения и дополнения законодательных норм.

Одно из важнейших значений в рассматриваемой превентивной деятельности отводится арбитражному суду и надзорной функции прокуратуры, которые обязаны применять решительные действия в целях недопущения злостных нарушений закона [16, с. 47].

Необходимо также подчеркнуть о том, что первоочередное значение в рассматриваемой превентивной деятельности, также отводится различным контролирующим органам. Так, например, предупреждать такие правонарушения, как в частности, отграничение конкуренции способна только Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации [17, с. 10].

Предупреждать таможенные (валютные) преступления, как правило под силу только органам валютного контроля, которыми в соответствии с ФЗ № 173 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» [18] являются Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) и Правительство РФ в лице Федеральной службы финансово-бюджетного надзора [19].  В соответствии со своими функциональными обязанностями указанная выше служба осуществляет функцию по валютному контролю, следит за соблюдением валютного законодательства, в том числе и с целью предупреждения нарушений в рассматриваемой сфере. ЦБ РФ контролирует деятельность кредитных организаций по правильному осуществлению валютных операций. Правительством РФ обеспечивается деятельность по взаимодействию между таможенными и налоговыми органами, как агентами по валютному контролю с ЦБ РФ [20].

Превентивная роль контролирующих субъектов, как и их эффективная деятельность в рассматриваемом процессе во многом зависит от внедрения в их практическую работу более совершенных методов, связанных с контролем [21, с. 52].

Кроме перечисленных субъектов, противодействие преступности в сфере экономической деятельности осуществляется и рядом других субъектов, деятельность которых будет более подробно рассмотрена в дальнейших исследованиях рассматриваемой проблематики [22, с. 57].

В заключении необходимо отметить, что в ранее проведенных исследованиях ряд авторов исследовав проблематику предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности, ограничивали свои исследования рассмотрением предупредительных мер отдельных видов правонарушений, таких, как преступления в сфере малого предпринимательства, незаконной предпринимательской деятельности, преступлений налоговой сферы, легализации преступных доходов и др.

Не отрицая серьезных успехов в исследовании проблематики предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности, все же нельзя не сказать о том, что процессы научного познания рассматриваемой проблематики пока что далеки от завершения. В целом же можно отметить, что пока мы не имеем четкой и комплексной системы по предупреждению указанных преступлений. И в этой связи, как в теоретических, так и практических планах, необходима дальнейшая в первую очередь на теоретических уровнях, разработка общего подхода по предупреждению экономических преступлений.

Список литературы

1. Варюха А.О., Сурженко Л.В. Современные угрозы экономической безопасности России // Молодой ученый. - 2016. - № 8.8. - С. 3-5.

2. Фомин А. К вопросу об угрозах экономической безопасности // Безопасность: информационный сборник фонда национальной и международной безопасности. - 1997. - № 10. - С.162- 170.

3. Костин В. И., Косыгин А. Б. О некоторых факторах, влияющих на национальную безопасность России // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. - 2012. - № 2. - С. 232.

4. Ахмедзянов Р.Р., Гузеева А.А. Состояние показателей экономической безопасности страны в условиях функционирования ЕАЭС // Молодежный научный вестник. - 2018. - С.5.

5. Проблемы экономической безопасности России в условиях геополитического кризиса и санкционного давления западных стран: коллективная монография / Выпряжкина И. Б., Выпряжкин Б.С., Евдокимов С.Ю. и др.; под редакцией Гребеник В.В. - Москва: Науч. консультант, 2017. - 164 с.

6. Кобец П.Н. Формирование долгосрочной стратегии борьбы с экономическими преступлениями - важнейший элемент совершенствования обеспечения внутренней безопасности нашей страны // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2015. - № 2-1 (10). - С.19-22.

7. Кобец П.Н. Проблемы создания государственной системы мониторинга экономической безопасности Российской Федерации - важнейшего элемента национальной безопасности государства // Научный вестник волгоградского филиала РАНХИГС, серия: политология и социология. - 2017. - № 2. - С. 44-49.

8. Кобец П.Н. О предупреждении преступности в начале 2020-х годов - сложном комплексе мер упреждающего воздействия // В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы восьмого круглого стола со Всероссийским и международным участием, 2020. - С. 57-58.

9. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические яв¬ления и процессы. - 2011. - Вып. 1-2. - С. 194-198.

10. Кобец П.Н. О необходимости комплексного подхода к вопросам противодействия преступности в начале 2020-х годов // В сборнике: Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы восьмого круглого стола со Всероссийским и международным участием, 2020. - С. 55-56.

11. Кобец П.Н. О необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования взаимодействия подразделений полиции, обеспе-чивающих охрану общественного порядка, с общественными объединениями и гражданами // В сборнике: Актуальные проблемы административно-юрисдикционной деятельности полиции материалы региональной научно-практической конференции. Нижегородская академия МВД России, 2019. - С. 50-56.

12. Кобец П.Н. Профилактика преступности как сложный, многогранный процесс, в условиях России начала второго десятилетия XXI столетия // Российский следователь. - 2012. - № 20. - С. 27-30.

13. Теоретические основы предупреждения преступности / Антонян Ю.М., Жалинский А.Э., Звирбуль В.К., Клочков В.В., и др.; Отв. ред.: Звирбуль В.К., Клочков В.В., Миньковский Г.М. - М.: Юрид. лит., 1977. - 256 c.

14. Общая теория права / Явич Л.С.; Под ред.: Королев А.И. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 285 c.

15. Юридическая энциклопедия / Тихомиров М.Ю., Тихомирова Л.В.; Под ред.: Тихомиров М.Ю. - М.: Юринформцентр, 1997. - 525 c.

16. Титов А.Б., Михеенко О.В. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Общество: политика, экономика, право. - 2017. - № 1. - С. 46-49.

17. Бухвальд Е.М. Экономическая безопасность и финансово-бюджетные аспекты стратегирования планирования развития российских регионов // Сборник научных трудов Международной научно- практической конференции «Экономическая безопасность России и стратегии развития ее регионов В современных условиях», 2015. - С. 9-11.

18. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном кон-троле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения 09.12.2020).

19. Постановление Правительства РФ от 04.02.2014 N 77 (ред. от 25.12.2015) "О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" (вместе с "Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора") [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158593/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения 09.12.2020).

20. Постановление Правительства РФ от 11.09.2006 N 560 (ред. от 13.04.2016) "Об утверждении Правил по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля, таможенных и налоговых органов как уполномоченных Правительством Российской Федерации органов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62736/ (дата обращения 09.12.2020).

21. Кобец П.Н. Роль информационно-аналитического обеспечения в сфере экономической безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2016. - № 4(16). - С.52-56.

22. Климонова А.Н. Основные подходы к исследованию понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность государства» // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - Т. 9. - № 8. - С. 54-60.

Войти или Создать
* Забыли пароль?