Russian Federation
The relevance of the research is due to the fact that the issues of countering crimes in the economic sphere have been sufficiently studied in the domestic and foreign literature, but it should be noted that most of these studies were conducted at the beginning of the new Millennium and they did not take into account some modern features. In particular, the study showed that most of the authors of the issues under consideration studied individual measures to prevent offenses in the economic sphere, among which, as a rule, measures of a General social preventive nature were studied, in some cases, special criminological measures applied by law enforcement officers were studied. At the same time, it is impossible not to say that these employees had the opportunity to effectively prevent the crimes in question, provided that the period of centralized economic processes. In the course of the research, the author comes to the conclusion that in the conditions of the beginning of the third Millennium of the XXI century, these subjects of preventive influence can only implement minor measures to prevent the acts in question. On a very large scale, employees of other state bodies and commercial organizations can counteract the crimes in question. The novelty of this research is the analysis of the theoretical and organizational foundations for the prevention of crimes in the field of economic security, which are the most important element in ensuring the national security of the Russian Federation. A number of other provisions of the study are also new. The practical significance of this work is the possibility of using its basic results to improve the theoretical and organizational foundations in the process of preventing economic crimes.
economic security, national security, economic modernization, globalization processes, stability, sustainable development, risks, threats, security challenges, crime prevention, economic crime, prevention
Усиливающиеся в начале третьего десятилетия XXI столетия интеграционные и глобализационные процессы, формируемые стратегии дальнейшего совершенствования различных народно-хозяйственных отраслей, высокая степень важности проблем связанных с конкурентоспособностью национальной экономики, повышают актуальность проблематики по обеспечению экономической безопасности страны [1, с. 5]. В том числе указанные процессы обусловили необходимость совершенствования механизмов по управлению процессами обеспечения экономической безопасности, определив рассматриваемую проблему первоочередной задачей в сфере государственного управления.
Процессы связанные с глобализацией экономики представляются необратимыми естественными эволюционными процессами развития общества. Поэтому любая из экономических систем отдельно взятых государств в условиях третьего десятилетия XXI столетия в большей степени получает зависимость от зарубежных экономик, поскольку в современной глобальной экономике значительное количество процессов представляются в виде некой цепной реакции.
Вопросам обеспечения экономической безопасности уделяли огромное внимание в различные времена и эпохи. Данную проблему отражали в своих работах Демокрит, Аристотель, Платон и ряд других известных личностей. Вопросы обеспечения экономической безопасности и национальных интересов стали возникать сразу же вместе с появлением государственности. В нашем государстве анализируемая проблема получила свою актуальность в 1990-х гг. с распадом Советского Союза [2, с. 165]. В настоящее время проблематика экономической безопасности не теряет своей актуальности, в частности из-за нарастающих глобализационных мировых экономических проблем [3, с. 232].
В настоящее время в контексте вопросов, связанных с обеспечением мирового порядка важной роль, отводится приоритетам суверенности и независимости стран по самостоятельному принятию решений и определения не только вопросов внутренней, но и внешней политики государства [4, с. 5].
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что в недавнем прошлом, актуализировались проблемы, связанные с возможностями по экономическому давлению и введению дискриминационных ограничений. Сегодня преградой по нейтрализации важнейших угроз, является их основной источник среди которых важнейшим является внешний фактор - неопределенность происходящих в мире процессов мешающих нашей стране активно жить и развиваться [5, с. 55].
Прежде чем остановиться на рассмотрении проблематики связанной с противодействием правонарушениям в сфере экономической деятельности, следует отметить, что больше всего данных составов (47статей), содержится в главе двадцать второй Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Одновременно с этим, важно подчеркнуть, что нормами двадцать второй главы предусмотрены виды отвесности за весьма разнообразный спектр деяний [6, с. 20].
Во многом данное обстоятельство объясняется особенностью видового объекта рассматриваемых противоправных деяний, которым является рассматриваемая деятельность. Именно поэтому, каждый из ее этапов деятельности, имеет различные по своим характеристикам превентивные меры, а также различный круг субъектов связанных с предупреждением рассматриваемых противоправных деяний. Поскольку на различных этапах могут возникать различные виды правонарушений в сфере экономической деятельности, обусловленные различными причинами и условиями, поэтому различны не только субъекты превентивного воздействия, но и меры по их предупреждению [7, с. 45].
Отмечая определенные положительные результаты в исследовании проблематики предупреждения преступных посягательств в экономике, необходимо указать, на то, что научные познания этой важной проблемы еще окончательно не завершены. Вследствие этого необходимо обозначить ряд общих подходов по раскрытию предупредительных мер указанных выше противоправных деяний [8, с. 58].
Среди общих мер по предупреждению преступлений важно отметить культурно-воспитательные. Важнейшее значение по профилактике хозяйственных преступлений отводится формированию мышления, проповедующего умеренность, ограничения, в тех целях, когда это целесообразно для достижения общих интересов [9, с. 197].
В качестве предупредительного воздействия всегда широко использовалась массовая пропаганда личного примера добросовестному служению делу, уважительному отношению к успеху коллектива предприятия, организации достигнутый правовым путем, который подавали руководители хозяйственных организаций, контролирующие организации, правоохранительные органы. В конечном итоге насущной задачей при формировании нравственных начал в рассматриваемой сфере может являться деятельность, связанная с возрождением национальной традиции по деловой этике и восприятию положительного иностранного опыта. В результате таких инициатив непременно оздоровится духовно-нравственная среда [10, с. 55].
Кроме этого следовало бы применять меры, которые должны формировать культуру и моральные нормы, уважительное отношение к законности, интересу других граждан, чувству гражданственности, добропорядочности в экономической деятельности. Требуется также усилить социальную работу, повысить роль социальных реклам в целях предупредительной работы по вопросам виктимологической безопасности населения, которая требует специальные знания. Активнее использовать средства массовой информации и имеющиеся институты гражданского общества, в целях содействия осознания населением опасных последствий преступности в сфере экономики, тем самым снижая уровень терпимости граждан страны к ее проявлениям.
Важно стремится изменить менталитет наших сограждан. Необходим комплекс государственных программ, рассчитанных на охват всех возрастных групп. Особая роль должна отводиться работе связанной с формированием правосознания широких слоев населения. Важнейшая роль в этой деятельности должна отводиться средствам массовой информации всех уровней от местных до федеральных. Поскольку на них всегда лежала ответственность по воспитанию и формированию правосознания, и активной гражданской позиции населения страны.
Правоохранительные органы также должны формировать правосознание граждан, а данная работа может быть реализована посредством организации выступлений и лекций перед населением, с обязательным правильным организованным взаимодействием со средствами массовой информации. Во время работы по информированию граждан происходит процесс формирования позитивного отношения общества к правоохранительной деятельности государства, а также происходит внедрение в общественное сознание населения идеи об обязательном их участии в совместной деятельности по охране общественного порядка, но и в профилактической работе [11, с. 55].
По этой причине важно на регулярной основе занимается информированием общественности через СМИ о деятельности по раскрытию с участием населения, преступлений в сфере экономики. Для этого подразделениям МВД России необходимо эффективнее организовывать информационное и профилактическое сопровождение своей деятельности, активнее публиковаться в СМИ, выступать на радио и телевидении, проводить пресс-конференции, размещать актуальные материалы на сайтах сети Интернет. Совершенствование основ профилактической деятельности по данному направлению позволит сформировать высокое доверие населения к деятельности органов внутренних дел, по борьбе с преступностью в сфере экономики.
Вмесите с тем, правоохранительными органами должна осуществлять деятельность по информированию населения о потенциальной возможности совершения экономических преступлений. Вместе с ними предупреждать рассматриваемые преступления могут и другие субъекты, как например банковские структуры, информируя население о возможных противоправных деяниях в экономической сфере. Эта функция может быть ими осуществлена, в ходе непосредственного общения с клиентами банковской сфере. В частности, им необходимо активнее вести профилактическую работу по предупреждению мошеннических действий с использованием SMS-сообщений, рекомендовав населению игнорировать требования злоумышленников. Разъяснять гражданам, о недопущении ими разглашения информации об их банковских картах, поскольку такой информацией могут быть заинтересованы только мошенники.
Также необходимо улучшать осведомленность населения относительно правил и процедур при совершении сделок и иных операций для повышения их виктимности.
Одним из важнейших средств связанных с предупреждением преступлений в сфере экономики, выступают средства их правового регулирования. Право является эффективным средством, связанным с регулированием общественного развития. Противодействие преступности может быть достигнуто только при соблюдении законодательных и иных нормативно-правовых актов во всех сферах жизнедеятельности. Роль права усиливается, расширяется, укрепляются его правовые начала и во время процесса развития правовых основ деятельности, связанной с предупреждением преступлений [12, с. 28].
Нормативно-правовые акты, способствуют обеспечению ответственности уполномоченных лиц по выполнению их функционала в рассматриваемом направлении, а также соблюдению всех необходимых прав и законных интересов учреждений, и граждан, которые подпадают в область деятельности по профилактике преступности в сфере экономики.
При помощи права не только возможно установить ответственность за нарушения каких-либо запретов, но также и обеспечить при помощи присущих только ему средств, не только необходимые условия по позитивному поведению граждан, но также и эффективное функционирование системы по предупреждению противоправных деяний [13, с. 110]. В эконмической сфере на основе правовых средств, возможно одушевлять правовое регулирование общественных отношений, которые выступают в качестве эффективных средств по достижению целей, которые были постелены обществом [14, с. 72].
Отличительной чертой процесса по правовому регулированию является то, что он представляет из себя такую разновидность по социальному регулированию, в первую очередь, имеющую по своей направленности результативный характер, а также осуществляемый на основе и при помощи комплекса мер.
Следует отметить, что процесс правового регулирования является формой госрегулирования общественных отношений. При помощи него, поведение участников общественных отношений, удается привести к необходимому соответствию требованиям и дозволениям, которые содержатся в правовых нормах. В качестве механизма по правовому регулированию рассматриваемых общественных отношений выступает единая система правовых средств, обеспечивающая эффективное правовое воздействие. Рассматриваемый механизм по правовому регулированию, состоит из ряда элементов, в том числе правовых норм, правовых отношений, правовой ответственности и др. [15, с. 343].
Потому, как и в какой степени бедует запущен процесс урегулирования общественных отношений, при помощи различных законодательных отраслей, во многом будет зависеть степень и уровень того, либо иного уголовно-правового пробела в который будут стремиться проникнуть преступные элементы. И используя удобные моменты, пока отсутствует строгая юридическая ответственность за совершенные противоправные деяния в указанных выше уголовно-правовых пробелах, преступниками могут быть причинены различные виды серьезных ущербов, за которые они не понесут никакую ответственность.
Рассматриваемое урегулирование общественных отношений, как правило может осуществляться при помощи нормативного порядка, посредством установления правил поведения, участвующих в общественных отношениях лиц, предоставляя им различные права и наделив их различными видами обязанностей. Чтобы установить указанные выше права и обязанности, законодателем также используется и ряд определенных запретов, тем самым предписывая участвующим в отношениях их поведение, или же может позволить им самим выбирать характер из взаимоотношений.
Опираясь на указанное выше, необходимо также отметить о том, что важнейшим направлений правоохранительных органов по профилактике правонарушений в сфере экономической деятельности является меры связанные с совершенствованием законодательства. Реализовывать данное направление деятельности, возможно используя положительный опыт правоохранительной работы, посредством подготовки различных предложений для дальнейшего их внесения, для изменения и дополнения законодательных норм.
Одно из важнейших значений в рассматриваемой превентивной деятельности отводится арбитражному суду и надзорной функции прокуратуры, которые обязаны применять решительные действия в целях недопущения злостных нарушений закона [16, с. 47].
Необходимо также подчеркнуть о том, что первоочередное значение в рассматриваемой превентивной деятельности, также отводится различным контролирующим органам. Так, например, предупреждать такие правонарушения, как в частности, отграничение конкуренции способна только Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации [17, с. 10].
Предупреждать таможенные (валютные) преступления, как правило под силу только органам валютного контроля, которыми в соответствии с ФЗ № 173 от 10.12.2003 «О валютном регулировании и валютном контроле» [18] являются Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) и Правительство РФ в лице Федеральной службы финансово-бюджетного надзора [19]. В соответствии со своими функциональными обязанностями указанная выше служба осуществляет функцию по валютному контролю, следит за соблюдением валютного законодательства, в том числе и с целью предупреждения нарушений в рассматриваемой сфере. ЦБ РФ контролирует деятельность кредитных организаций по правильному осуществлению валютных операций. Правительством РФ обеспечивается деятельность по взаимодействию между таможенными и налоговыми органами, как агентами по валютному контролю с ЦБ РФ [20].
Превентивная роль контролирующих субъектов, как и их эффективная деятельность в рассматриваемом процессе во многом зависит от внедрения в их практическую работу более совершенных методов, связанных с контролем [21, с. 52].
Кроме перечисленных субъектов, противодействие преступности в сфере экономической деятельности осуществляется и рядом других субъектов, деятельность которых будет более подробно рассмотрена в дальнейших исследованиях рассматриваемой проблематики [22, с. 57].
В заключении необходимо отметить, что в ранее проведенных исследованиях ряд авторов исследовав проблематику предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности, ограничивали свои исследования рассмотрением предупредительных мер отдельных видов правонарушений, таких, как преступления в сфере малого предпринимательства, незаконной предпринимательской деятельности, преступлений налоговой сферы, легализации преступных доходов и др.
Не отрицая серьезных успехов в исследовании проблематики предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности, все же нельзя не сказать о том, что процессы научного познания рассматриваемой проблематики пока что далеки от завершения. В целом же можно отметить, что пока мы не имеем четкой и комплексной системы по предупреждению указанных преступлений. И в этой связи, как в теоретических, так и практических планах, необходима дальнейшая в первую очередь на теоретических уровнях, разработка общего подхода по предупреждению экономических преступлений.
1. Varyuha A.O., Surzhenko L.V. Sovremennye ugrozy ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii // Molodoy uchenyy. - 2016. - № 8.8. - S. 3-5.
2. Fomin A. K voprosu ob ugrozah ekonomicheskoy bezopasnosti // Bezopasnost': informacionnyy sbornik fonda nacional'noy i mezhdunarodnoy bezopasnosti. - 1997. - № 10. - S.162- 170.
3. Kostin V. I., Kosygin A. B. O nekotoryh faktorah, vliyayuschih na nacional'nuyu bezopasnost' Rossii // Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota im. admirala S. O. Makarova. - 2012. - № 2. - S. 232.
4. Ahmedzyanov R.R., Guzeeva A.A. Sostoyanie pokazateley ekonomicheskoy bezopasnosti strany v usloviyah funkcionirovaniya EAES // Molodezhnyy nauchnyy vestnik. - 2018. - S.5.
5. Problemy ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v usloviyah geopoliticheskogo krizisa i sankcionnogo davleniya zapadnyh stran: kollektivnaya monografiya / Vypryazhkina I. B., Vypryazhkin B.S., Evdokimov S.Yu. i dr.; pod redakciey Grebenik V.V. - Moskva: Nauch. konsul'tant, 2017. - 164 s.
6. Kobec P.N. Formirovanie dolgosrochnoy strategii bor'by s ekonomicheskimi prestupleniyami - vazhneyshiy element sovershenstvovaniya obespecheniya vnutrenney bezopasnosti nashey strany // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. - 2015. - № 2-1 (10). - S.19-22.
7. Kobec P.N. Problemy sozdaniya gosudarstvennoy sistemy monitoringa ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii - vazhneyshego elementa nacional'noy bezopasnosti gosudarstva // Nauchnyy vestnik volgogradskogo filiala RANHIGS, seriya: politologiya i sociologiya. - 2017. - № 2. - S. 44-49.
8. Kobec P.N. O preduprezhdenii prestupnosti v nachale 2020-h godov - slozhnom komplekse mer uprezhdayuschego vozdeystviya // V sbornike: Yuridicheskaya nauka v XXI veke: aktual'nye problemy i perspektivy ih resheniy. Sbornik nauchnyh statey po itogam raboty vos'mogo kruglogo stola so Vserossiyskim i mezhdunarodnym uchastiem, 2020. - S. 57-58.
9. Radyukova Ya. Yu., Shamaev I. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' strany kak mnogourovnevaya sistema elementov i otnosheniy // Social'no-ekonomicheskie yav¬leniya i processy. - 2011. - Vyp. 1-2. - S. 194-198.
10. Kobec P.N. O neobhodimosti kompleksnogo podhoda k voprosam protivodeystviya prestupnosti v nachale 2020-h godov // V sbornike: Yuridicheskaya nauka v XXI veke: aktual'nye problemy i perspektivy ih resheniy. Sbornik nauchnyh statey po itogam raboty vos'mogo kruglogo stola so Vserossiyskim i mezhdunarodnym uchastiem, 2020. - S. 55-56.
11. Kobec P.N. O neobhodimosti sovershenstvovaniya normativno-pravovogo regulirovaniya vzaimodeystviya podrazdeleniy policii, obespe-chivayuschih ohranu obschestvennogo poryadka, s obschestvennymi ob'edineniyami i grazhdanami // V sbornike: Aktual'nye problemy administrativno-yurisdikcionnoy deyatel'nosti policii materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferencii. Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2019. - S. 50-56.
12. Kobec P.N. Profilaktika prestupnosti kak slozhnyy, mnogogran-nyy process, v usloviyah Rossii nachala vtorogo desyatiletiya XXI stoletiya // Rossiyskiy sledovatel'. - 2012. - № 20. - S. 27-30.
13. Teoreticheskie osnovy preduprezhdeniya prestupnosti / Antonyan Yu.M., Zhalinskiy A.E., Zvirbul' V.K., Klochkov V.V., i dr.; Otv. red.: Zvirbul' V.K., Klochkov V.V., Min'kovskiy G.M. - M.: Yurid. lit., 1977. - 256 c.
14. Obschaya teoriya prava / Yavich L.S.; Pod red.: Korolev A.I. - L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1976. - 285 c.
15. Yuridicheskaya enciklopediya / Tihomirov M.Yu., Tihomirova L.V.; Pod red.: Tihomirov M.Yu. - M.: Yurinformcentr, 1997. - 525 c.
16. Titov A.B., Miheenko O.V. Ekonomicheskaya bezopasnost' v sisteme nacional'noy bezopasnosti Rossii // Obschestvo: politika, ekonomika, pravo. - 2017. - № 1. - S. 46-49.
17. Buhval'd E.M. Ekonomicheskaya bezopasnost' i finansovo-byudzhetnye aspekty strategirovaniya planirovaniya razvitiya rossiyskih regionov // Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoy nauchno- prakticheskoy konferencii «Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii i strategii razvitiya ee regionov V sovremennyh usloviyah», 2015. - S. 9-11.
18. Federal'nyy zakon "O valyutnom regulirovanii i valyutnom kon-trole" ot 10.12.2003 N 173-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (data obrascheniya 09.12.2020).
19. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.02.2014 N 77 (red. ot 25.12.2015) "O Federal'noy sluzhbe finansovo-byudzhetnogo nadzora" (vmeste s "Polozheniem o Federal'noy sluzhbe finansovo-byudzhetnogo nadzora") [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158593/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (data obrascheniya 09.12.2020).
20. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.09.2006 N 560 (red. ot 13.04.2016) "Ob utverzhdenii Pravil po obespecheniyu vzaimodeystviya ne yavlyayuschihsya upolnomochennymi bankami professional'nyh uchastnikov rynka cennyh bumag kak agentov valyutnogo kontrolya, tamozhennyh i nalogovyh organov kak upolnomochennyh Pravitel'stvom Rossiyskoy Federacii organov valyutnogo kontrolya s Central'nym bankom Rossiyskoy Federacii" [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62736/ (data obrascheniya 09.12.2020).
21. Kobec P.N. Rol' informacionno-analiticheskogo obespecheniya v sfere ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii // Nacional'naya bezopasnost' i strategicheskoe planirovanie. - 2016. - № 4(16). - S.52-56.
22. Klimonova A.N. Osnovnye podhody k issledovaniyu ponyatiy «ekonomicheskaya bezopasnost'» i «ekonomicheskaya bezopasnost' gosudarstva» // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. - 2014. - T. 9. - № 8. - S. 54-60.