Напряженность в современном глобальном геополитическом пространстве актуализирует в качестве одной из проблем и проблему обеспечения безопасности на водных объектах, поскольку на планете 70,8 процентов занимают моря и океаны. Высока доля и иных водных бассейнов. В условиях кризиса международного права, когда все больше государств демонстрирует пренебрежение к нормам права, часть специальных юридических норм, которые призваны регулировать общественные отношения, складывающиеся в области использования океанов, морей и их ресурсов и затрагивающие интересы многих стран, их юридических и физических лиц, а также различных международных организаций, пока не подвергаются ревизии. Это создает условия для конструктивного диалога на международной арене и разрешения возникающих противоречий на правовой основе, что особенно необходимо в обеспечении безопасности на морских просторах. Но и здесь уже предпринимаются попытки в оценке событий на море использовать не юридический подход, а политический, как это случилось с действиями Украины в Керченском проливе в ноябре 2018 года, осуществленные в нарушение п. 3 ст. 25 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года [1]. Международное морское право - это совокупность договорных и обычных норм, регулирующих отношения между государствами в связи с их морской деятельностью, прежде всего, путем установления правового статуса и соответствующих режимов морских пространств в интересах мирового сообщества. При возникновении коллизий юрисдикции и законов различных стран, например, законов флага судна, места происшествия, гражданства и тому подобное, применяются особые методы правового регулирования (коллизионных норм). Так, с 1959 года функционирует Международная морская организация (далее - ИМО), отвечающая за повышение надежности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов [2]. Более 40 конвенций и соглашений, около тысячи кодексов, включая Полярный кодекс 2014 года, вступивший в действие с 2017 года [3], а также рекомендаций были разработаны ИМО и осуществляются в настоящее время в мировом масштабе. ИМО обеспечивает механизмы для сотрудничества между правительствами в формировании норм и правил, связанных с техническими вопросами, влияющими на международное судоходство, для содействия принятию максимально осуществимых стандартов безопасности и эффективности морского судоходства, а также для охраны морской среды через предотвращение и борьбу с ее загрязнением судами. Вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируют следующие основные международные конвенции: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) [4]; Международная Конвенция об охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) [5]; Международная Конвенция по поиску и спасению на море (САР-79) [6]; Международная конвенция о спасании (SALVAGE-89) [7], Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1967 года [8]. Россия, являясь правопреемником СССР, остается их участником. Кроме того по каждому морю или водному бассейну существуют договоры с сопредельными государствами. Так, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на море в условиях возрастания интенсивности движения судов в Арктике, Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация разработали и подали в январе 2018 года предложение в Международную морскую организацию о системе шести двусторонних маршрутов для судов и шести районов повышенной осторожности плавания в Беринговом проливе и Беринговом море [9]. В Российской Федерации это - Главный морской спасательно- координационный центр Министерства транспорта России; по линии Международной организации гражданской авиации (ИКАО) - Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Министерства транспорта России (СПАСОП) и Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны России. Так, в третьем разделе третьей книги дана Координация операций по поиску и спасанию, включающая в себя способы координации, координацию береговых властей и координацию на месте действия [10]. Этот том должен находиться на борту любых спасательных средств, на всех морских и воздушных судах. Ответственные лица обязаны использовать его в качестве руководства в ходе реализации функций координатора на месте проведения спасательной операции, в ходе поиска или спасания, а также в случае возникновения собственных аварийных ситуаций. Основное назначение Наставления ИАМСАР - оказание помощи государствам по поиску и спасанию на море и выполнении ими международных обязательств. Это обеспечивает для авиации и морских судов единый подход в организации и предоставлении услуг по САР. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 530 (в ред. от 07.10.2017) были утверждены «Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации» (Правила) в полном соответствии с Наставлением ИАМСАР. Согласно Правилам, Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны) и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации определяет: "а) требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования; б) состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп; в) перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп; г) требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп; д) порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море (ст. 9)" [11]. Поисково-спасительные операции в мировом океане должны проводиться на основе Международной Конвенции по поиску и спасению на море (с Приложением от 1998 года - далее Конвенция). 1 января 2017 года введен в действие Международный кодекс для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс). Полярный кодекс является обязательным нормативным актом для всех судов валовой вместимостью свыше 500 регистровых тонн и пассажирских судов, эксплуатируемых в полярных водах, кроме судов, используемых для правительственной некоммерческой службы. Основной целью Полярного кодекса является увеличение безопасности и снижение негативного воздействия на людей и окружающую среду при эксплуатации судов в полярных водах. В настоящее время новые суда должны строиться с учетом требований Полярного кодекса. Все суда, эксплуатируемые в полярных водах, должны будут пройти освидетельствование и сертификацию на предмет соответствия требованиям Полярного кодекса. По итогам освидетельствования на судно будет выдаваться Полярный сертификат, в котором указывается название судна, его позывные, порт приписки, валовая вместимость и номер ИМО. Полярный сертификат удостоверяет, что судно должным образом освидетельствовано и удовлетворяет всем требованиями Полярного кодекса. К Полярному сертификату будет прилагаться соответствующий перечень оборудования [см.: 3]. Морская доктрина Российской Федерации, правовую основу которой составляют, в том числе и признанные принципы и нормы международного права, международные договоры России в области морской деятельности. Из-за активного развития Североатлантического альянса и его приближение к российским границам основные акценты сделаны на двух направлениях: арктическом и атлантическом. Согласно ст. 82 Морской доктрины поиск и спасание на море является одной из основ морской безопасности, которая обеспечивается комплексом мероприятий: в том числе и выполнением международных обязательств по предоставлению мореплавателям метеорологической и навигационной информации в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ст. 84) [12]. В «Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 г. № 12. Это в полной мере относится к поиску и спасанию на море [14]. Увеличение мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов; развитие Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему до 80 миллионов тонн к 2024 году, определенные в качестве стратегических задач в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», актуализируют проблему международного сотрудничества по поиску и спасанию в море в настоящее время [15]. Допуск спасательных судов и средств иностранных государств во внутренние морские воды и в территориальное море и их участие в поисково-спасательных и судоподъемных операциях в целях поиска и спасания людей, спасения и буксировки аварийных судов, подъема затонувших судов и грузов производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации [16]. Россия в этом следует и требованиям Международной конвенции о спасании (SALVAGE-89), которая регулирует в основном имущественные отношения при спасении, устанавливает порядок и размер вознаграждения за спасение, но в ст.11 определяет, что «Государство-участник, издавая правила или принимая решения по вопросам, относящимся к спасательным операциям, таким как допуск в порты судов, терпящих бедствие, или предоставление услуг спасателям, принимает во внимание необходимость сотрудничества между спасателями, другими заинтересованными сторонами и публичными властями для обеспечения эффективного и успешного осуществления спасательных операций с целью спасения людей или имущества, находящихся в опасности, а также предотвращения ущерба окружающей среде в целом» [см.: 7]. «Положение о пересечении государственной границы Российской Федерации иностранными спасательными единицами и пребывании их на территории Российской Федерации в целях поиска и спасания людей», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2000 г. № 654, содержит эти диспозиции (п. 2) и возлагает обязанности по координации поисково-спасательной операции на Государственный морской спасательно-координационный центр или соответствующим российский морской спасательно-координационный центр (п. 9) [17]. Таким образом, по проблемам обеспечения безопасности на водных объектах на международном уровне разработаны и приняты к исполнению международным сообществом ряд документов, определяющих принципы построения поисково-спасательных служб, организации работы по обеспечению безопасности на водных объектах, механизмы их реализации. Комплексных характер международных решений способствует совместной практической деятельности государств по обеспечению безопасности на море и позволяет, в целом, успешно бороться с их угрозами и рисками на морских просторах. Российская Федерация является участников большей части международных Конвенций, соглашений, договоров, вносит свой вклад в обеспечение безопасности, строго соблюдая нормы и принципы международного права. Во всех морских государствах создана система координации, поиска и спасания людей и имущества, терпящих бедствия в море.