SAFETY ON WATER OBJECTS: LEGAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals some provisions of the international documents that define the principles of search and rescue services and organization of work to ensure the safety of water bodies, mechanisms of their implementation and practical activities of States.

Keywords:
Safety, Law, Convention, Agreement, Water Object, Rescue, Search and Rescue Service, Marine Rescue Center
Text
Напряженность в современном глобальном геополитическом пространстве актуализирует в качестве одной из проблем и проблему обеспечения безопасности на водных объектах, поскольку на планете 70,8 процентов занимают моря и океаны. Высока доля и иных водных бассейнов. В условиях кризиса международного права, когда все больше государств демонстрирует пренебрежение к нормам права, часть специальных юридических норм, которые призваны регулировать общественные отношения, складывающиеся в области использования океанов, морей и их ресурсов и затрагивающие интересы многих стран, их юридических и физических лиц, а также различных международных организаций, пока не подвергаются ревизии. Это создает условия для конструктивного диалога на международной арене и разрешения возникающих противоречий на правовой основе, что особенно необходимо в обеспечении безопасности на морских просторах. Но и здесь уже предпринимаются попытки в оценке событий на море использовать не юридический подход, а политический, как это случилось с действиями Украины в Керченском проливе в ноябре 2018 года, осуществленные в нарушение п. 3 ст. 25 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года [1]. Международное морское право - это совокупность договорных и обычных норм, регулирующих отношения между государствами в связи с их морской деятельностью, прежде всего, путем установления правового статуса и соответствующих режимов морских пространств в интересах мирового сообщества. При возникновении коллизий юрисдикции и законов различных стран, например, законов флага судна, места происшествия, гражданства и тому подобное, применяются особые методы правового регулирования (коллизионных норм). Так, с 1959 года функционирует Международная морская организация (далее - ИМО), отвечающая за повышение надежности и безопасности судоходства в области международной торговли и за предотвращение загрязнения моря с судов [2]. Более 40 конвенций и соглашений, около тысячи кодексов, включая Полярный кодекс 2014 года, вступивший в действие с 2017 года [3], а также рекомендаций были разработаны ИМО и осуществляются в настоящее время в мировом масштабе. ИМО обеспечивает механизмы для сотрудничества между правительствами в формировании норм и правил, связанных с техническими вопросами, влияющими на международное судоходство, для содействия принятию максимально осуществимых стандартов безопасности и эффективности морского судоходства, а также для охраны морской среды через предотвращение и борьбу с ее загрязнением судами. Вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируют следующие основные международные конвенции: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; Международные правила предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) [4]; Международная Конвенция об охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) [5]; Международная Конвенция по поиску и спасению на море (САР-79) [6]; Международная конвенция о спасании (SALVAGE-89) [7], Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1967 года [8]. Россия, являясь правопреемником СССР, остается их участником. Кроме того по каждому морю или водному бассейну существуют договоры с сопредельными государствами. Так, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на море в условиях возрастания интенсивности движения судов в Арктике, Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация разработали и подали в январе 2018 года предложение в Международную морскую организацию о системе шести двусторонних маршрутов для судов и шести районов повышенной осторожности плавания в Беринговом проливе и Беринговом море [9]. В Российской Федерации это - Главный морской спасательно- координационный центр Министерства транспорта России; по линии Международной организации гражданской авиации (ИКАО) - Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Министерства транспорта России (СПАСОП) и Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны России. Так, в третьем разделе третьей книги дана Координация операций по поиску и спасанию, включающая в себя способы координации, координацию береговых властей и координацию на месте действия [10]. Этот том должен находиться на борту любых спасательных средств, на всех морских и воздушных судах. Ответственные лица обязаны использовать его в качестве руководства в ходе реализации функций координатора на месте проведения спасательной операции, в ходе поиска или спасания, а также в случае возникновения собственных аварийных ситуаций. Основное назначение Наставления ИАМСАР - оказание помощи государствам по поиску и спасанию на море и выполнении ими международных обязательств. Это обеспечивает для авиации и морских судов единый подход в организации и предоставлении услуг по САР. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № 530 (в ред. от 07.10.2017) были утверждены «Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации» (Правила) в полном соответствии с Наставлением ИАМСАР. Согласно Правилам, Министерство транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны) и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации определяет: "а) требования к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования; б) состав наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп; в) перечень оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп; г) требования к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп; д) порядок аварийного оповещения о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, а также о людях, терпящих или потерпевших бедствие на море (ст. 9)" [11]. Поисково-спасительные операции в мировом океане должны проводиться на основе Международной Конвенции по поиску и спасению на море (с Приложением от 1998 года - далее Конвенция). 1 января 2017 года введен в действие Международный кодекс для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярный кодекс). Полярный кодекс является обязательным нормативным актом для всех судов валовой вместимостью свыше 500 регистровых тонн и пассажирских судов, эксплуатируемых в полярных водах, кроме судов, используемых для правительственной некоммерческой службы. Основной целью Полярного кодекса является увеличение безопасности и снижение негативного воздействия на людей и окружающую среду при эксплуатации судов в полярных водах. В настоящее время новые суда должны строиться с учетом требований Полярного кодекса. Все суда, эксплуатируемые в полярных водах, должны будут пройти освидетельствование и сертификацию на предмет соответствия требованиям Полярного кодекса. По итогам освидетельствования на судно будет выдаваться Полярный сертификат, в котором указывается название судна, его позывные, порт приписки, валовая вместимость и номер ИМО. Полярный сертификат удостоверяет, что судно должным образом освидетельствовано и удовлетворяет всем требованиями Полярного кодекса. К Полярному сертификату будет прилагаться соответствующий перечень оборудования [см.: 3]. Морская доктрина Российской Федерации, правовую основу которой составляют, в том числе и признанные принципы и нормы международного права, международные договоры России в области морской деятельности. Из-за активного развития Североатлантического альянса и его приближение к российским границам основные акценты сделаны на двух направлениях: арктическом и атлантическом. Согласно ст. 82 Морской доктрины поиск и спасание на море является одной из основ морской безопасности, которая обеспечивается комплексом мероприятий: в том числе и выполнением международных обязательств по предоставлению мореплавателям метеорологической и навигационной информации в рамках Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ст. 84) [12]. В «Основах государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.01.2018 г. № 12. Это в полной мере относится к поиску и спасанию на море [14]. Увеличение мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Северо-Западного, Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов; развитие Северного морского пути и увеличения грузопотока по нему до 80 миллионов тонн к 2024 году, определенные в качестве стратегических задач в Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», актуализируют проблему международного сотрудничества по поиску и спасанию в море в настоящее время [15]. Допуск спасательных судов и средств иностранных государств во внутренние морские воды и в территориальное море и их участие в поисково-спасательных и судоподъемных операциях в целях поиска и спасания людей, спасения и буксировки аварийных судов, подъема затонувших судов и грузов производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации [16]. Россия в этом следует и требованиям Международной конвенции о спасании (SALVAGE-89), которая регулирует в основном имущественные отношения при спасении, устанавливает порядок и размер вознаграждения за спасение, но в ст.11 определяет, что «Государство-участник, издавая правила или принимая решения по вопросам, относящимся к спасательным операциям, таким как допуск в порты судов, терпящих бедствие, или предоставление услуг спасателям, принимает во внимание необходимость сотрудничества между спасателями, другими заинтересованными сторонами и публичными властями для обеспечения эффективного и успешного осуществления спасательных операций с целью спасения людей или имущества, находящихся в опасности, а также предотвращения ущерба окружающей среде в целом» [см.: 7]. «Положение о пересечении государственной границы Российской Федерации иностранными спасательными единицами и пребывании их на территории Российской Федерации в целях поиска и спасания людей», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2000 г. № 654, содержит эти диспозиции (п. 2) и возлагает обязанности по координации поисково-спасательной операции на Государственный морской спасательно-координационный центр или соответствующим российский морской спасательно-координационный центр (п. 9) [17]. Таким образом, по проблемам обеспечения безопасности на водных объектах на международном уровне разработаны и приняты к исполнению международным сообществом ряд документов, определяющих принципы построения поисково-спасательных служб, организации работы по обеспечению безопасности на водных объектах, механизмы их реализации. Комплексных характер международных решений способствует совместной практической деятельности государств по обеспечению безопасности на море и позволяет, в целом, успешно бороться с их угрозами и рисками на морских просторах. Российская Федерация является участников большей части международных Конвенций, соглашений, договоров, вносит свой вклад в обеспечение безопасности, строго соблюдая нормы и принципы международного права. Во всех морских государствах создана система координации, поиска и спасания людей и имущества, терпящих бедствия в море.
References

1. Konvenciya OON po morskomu pravu ot 10.12.1982 goda (s izmeneniyami ot 23.07.1994 g.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea (data obrascheniya: 02.02.2019)

2. Mezhdunarodnaya morskaya organizaciya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.un.org/ru/ecosoc/imo/ (data obrascheniya: 02.02.2019)

3. Mezhdunarodnyy kodeks dlya sudov, ekspluatiruemyh v polyarnyh vodah (Polyarnyy kodeks). Rezolyuciya OON MSC.385(94) prinyata 21 noyabrya 2014 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/420376046 (data obrascheniya: 02.02.2019)

4. Mezhdunarodnye pravila preduprezhdeniya stolknoveniy sudov v more (MPPSS-72). [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mppss.ru/rules/ (data obrascheniya: 02.02.2019)

5. Mezhdunarodnaya Konvenciya ob ohrane chelovecheskoy zhizni na more (SOLAS-74) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/71353064/ (data obrascheniya: 03.02.2019)

6. Mezhdunarodnaya Konvenciya po poisku i spaseniyu na more (SAR-79) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/901824783 (data obrascheniya: 03.02.2019)

7. Mezhdunarodnaya Konvenciya o spasanii (SALVAGE-89) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/2540770/ (data obrascheniya: 03.02.2019)

8. Soglashenie o spasanii kosmonavtov, vozvraschenii kosmonavtov i vozvraschenii ob'ektov, zapuschennyh v kosmicheskoe prostranstvo 1967 goda. Prinyata rezolyuciey 2345 (XXII) General'noy Assamblei OON ot 19 dekabrya 1967 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://undocs.org/ru/A/RES/2345(XXII) (data obrascheniya: 03.02.2019)

9. Rossiya i SShA razrabotali marshruty sudov v Arktike iz-za rosta dvizheniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/20180125/1513351656.html (data obrascheniya: 07.02.2019)

10. Rukovodstvo MAMPS. Rukovodstvo po mezhdunarodnomu aviacionnomu i morskomu poisku i spasaniyu. Tom III. Podvizhnye sredstva. Desyatoe izdanie. 2016 god [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://aviadocs.com/icaodocs/Docs/9731_vol3_ru.pdf (data obrascheniya: 07.02.2019)

11. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 15.07.2008 № 530(s izmeneniyami i dopolneniyami na 7 oktyabrya 2017 goda) «Federal'nye aviacionnye pravila poiska i spasaniya v Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/193588/ (data obrascheniya 10.02.2019)

12. Morskaya doktrina Rossiyskoy Federacii na period do 2020 goda. Utverzhdena Prezidentom Rossiyskoy Federacii 27 iyulya 2001 goda [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ (data obrascheniya: 05.02.2019)

13. Osnovy gosudarstvennoy politiki Rossiyskoy Federacii v oblasti zaschity naseleniya i territoriy ot chrezvychaynyh situaciy na period do 2030 goda. Utverzhdeny Ukazom Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 11.01.2018 g. № 12 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42753 (data obrascheniya: 05.02.2019)

14. Sendayskaya ramochnaya programma po snizheniyu riska bedstviy na 2015 - 2030 gody. Rezolyuciya, prinyataya General'noy Assambleey OON na Shest'desyat devyatoy sessii 23 iyunya 2015 goda A/RES/69/283. A/RES/69/283 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/167/19/ (data obrascheniya: 06.02.2019)

15. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federacii ot 07 maya 2018 goda № 204 «O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2024 goda» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrascheniya: 05.02.2019)

16. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federacii № 155-FZ 1998 goda (s izmeneniyami i dopolneniyami na 27 dekabrya 2018 goda) «O vnutrennih morskih vodah, territorial'nom more i prilezhaschey zone Rossiyskoy Federacii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/12112602/ (data obrascheniya: 05.02.2019)

17. Polozhenie o peresechenii gosudarstvennoy granicy Rossiyskoy Federacii inostrannymi spasatel'nymi edinicami i prebyvanii ih na territorii Rossiyskoy Federacii v celyah poiska i spasaniya lyudey. Utverzhdeno Postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 4 sentyabrya 2000 g. № 654 // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii ot 11 sentyabrya 2000 g. № 37, st. 3722

Login or Create
* Forgot password?