КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Эпоха пост-неокапитализма является новым этапом в истории человечества. Социальное государство, будучи моделью «идеального управления», выступает гарантом повышения качества жизни людей, обеспечения социальной справедливости, укрепления социального партнерства и взаимной социальной ответственности, обеспечения прав и свобод личности, создания достойных условий жизни. Новейшая история современного Азербайджанского государства определена в направлении создания социального государства. Модель социального государства, сформированная в Азербайджане, включает в себя национальные традиции и учитывает новые тенденции развития, а главной идеей является азербайджанство.

Ключевые слова:
социальное государство, стратегия, национальная стратегия развития, азербайджанство, социальная идентичность
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение Государство, как социальное явление, в совре- менную эпоху приобретает новое значение. Тен- денция развития социа льного гос ударс тва в отдельных странах, направлена на социальное обеспечение, эффективное распределение дохо- дов, на социальное и экономическое развитие, на социальное партнерство и развитие социаль- ной ответственности, на развитие и оптимиза- цию малого бизнеса. Цель данной статьи состоит в интерпре- тации развития социального государства, как нового этапа и новой формы государственного управления. Социальное государство - это госу- дарственная структура, основанная на взаим- ной деятельности, взаимопомощи и поддержке в государстве, обществе и в гражданских отноше- ниях. Также, это форма организации общества, где социальные факторы развития направлены на повышение благосостояния граждан как image Национальная безопасность и стратегическое планирование 85 image основной цели государственного управления. Концепция социального государства может стать основой национальной стратегии развития совре- менных государств. В новейшей истории современного Азер- байджана определены направления создания социального государства. Модель социального государства, сформированная в Азербайджане, включает в себя национальные традиции, учиты- вает новые тенденции развития и главной идеей в ней является «азербайджанство». Социальное государство Перспективы развития современного социаль- ного государства показывают, что социальная соли- дарность социальная ответственность, социальная справедливость, социальный диалог и сотрудни- чество являются культурно-нравственными осно- вами в триаде государство-общество-гражданин. Эти феномены, как взаимосвязанные факторы создают социальную сплоченность, обеспечивают устойчивость социальной стабильности и про- гресса в социуме. Политика социального государства направ- лена на устранение разграничений между прави- тельством и народом, обеспечение экономической и социальной устойчивости, снижение социаль- ного неравенства и обеспечения минимального уровня жизни населения. Развитие социального государства связано с обеспечением традицион- ных гуманистических ценностей, коллективизма и социальной солидарности на основе взаимной помощи. Социальное государство - это государ- ство с высоким уровнем экономического разви- тия, социально ориентированной экономикой. По А.Мюллер-Армаку “целью социального рыноч- ного хозяйства является координация между сферами жизни, представленными рынком, госу- дарством и социальными группами” [7, с.42]. image Главной целью социальной политики в совре- менных странах является прогресс социальной рыночной экономики. Социальная рыночная эко- номика - это экономическая форма, которая учи- тывает потребности и желания людей, и напрямую связана с этими требованиями и желаниями. Если предыдущие социально-экономические структуры были развиты на основе трудовых отношений, то здесь общество - экономика, производитель - потребительские отношения выходят на перед- ний план. Экономика социального государства, социально-ориентированная рыночная эконо- мика направлена на благо социума и гражданина. Экономические отношения в этой общественно- политической системе - отношения равных сто- рон, которые регулируются на основе прав и свобод человека, отталкиваясь при этом от фун- даментальных культурно-нравственных основ. Как всякий социальный феномен, социальное государство подвергается критике. По нашему мне- нию, социальное государство переживает новый этап эволюции своего развития. С одной стороны, этот тип управления не является глобальным, т.е. не так распространен, как например, правовые государства, с другой стороны, не имеет конкрет- ную утвержденную форму, во многих государствах он смешанный. Стратегия национального развития В XXI веке концепция «социального государ- ства» стала одной из основных тенденций нацио- нального развития. Стратегия развития каждого государства представляет собой комплексную долгосрочную программу действий: 1. Где мы находимся сейчас? 2. Где мы хотим быть через год, два, три? 3. Как мы собираемся туда добраться? [1, с.104].Стратегия эта «модель деятельности» связанная «систе- мой приоритетов, координацией и распределе- нием ресурсов, а также набор целевых программ, проектов и программных мероприятий, которые координируются на основе обязательств и вре- мени продолжительности ресурсов их выпол- нения, и которые обеспечивают эффективное решение системных социальных и экономиче- ских трудностей» [3]. В энциклопедическом словаре социологии, автором которого является С.А.Кравченко, «стра- тегия» интерпретируется, как «общий план дей- ствий; искусство, подход, метод планирования будущей деятельности», а термин «националь- ный» как принадлежность к нации, гражданству, национальности, народу,государству и т.д. [5, с.418]. В этом словаре термин «национальный» объясняется, как принадлежащее к нации, граж- данству, национальность, народ, принадлежащее к государству и т.д. [5, с.236] image На основе интерпретации этих определе- ний, можем сказать, что национальная стратегия развития государства - эта план деятельности, основанный на национальном единстве народа, ориентированный на прогресс благосостояния граждан. Национальное единство народа направ- лено на сохранение социальной, политической, экономической и культурной стабильности всех людей, живущих в стране, на основе взаимопом- ощи и взаимоподдержки. По мнению А.М.Гасанова «Стратегия наци- онального развития, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, его национальные интересы и их обеспечение, намечает тактику отно- шений с международным сообществом и странами региона, пути, средства и ресурсы, используемые для ее реализации, конкретное геополитическое поведение, предпринимаемое в ответ на действия окружающих геополитических субъектов» [2, с.47].. Национальная стратегия развития стран включает в себя формирование системы соци- ального обеспечения и прав, в основе которой лежит установление социальной солидарности и гармоничных отношений между различными социальными группами, что является основной идеей социального государства. В национальной стратегии развития инновационное развитие определяется как ключевой показатель про- гресса страны. Инновационные возможности развития мегаполиса заставляют националь- ные правительства определять стратегии в конкретных областях следующим образом. Национальная стратегия развития может быть обеспечена на основе национального единства. Эта стратегия направлена на сохранение обычаев и тра- диций, языка и религии, которые являются основой духовного единства народа и нации. Достижение экономического процветания и качественного жития, правильная оценка человеческого фактора и потенциала в процессе экономического прогресса, открытие широких возможностей для инвестиций, улучшение экспорта, сосредоточие на макроэконо- мической стабильности, формирование успешной бизнес-среды и качественной инфраструктуры выступает в качестве основных целей в нацио- нальной стратегии развития современных соци- ально ориентированных стран. В национальной стратегии развития, в том числе во всех социальных сферах, включая экономическую, политиче- скую, экологическую, культурную, социальную и т.д. - устойчивое развитие является ключевым фактором. В этой стратегии национальное разви- тие выступает как основной принцип и включает в себя управление кризисными ситуациями и про- граммы выхода из кризисных ситуаций всех видов (природные, экономические, политические, куль- турные и т.д.). Одним из значимых аспектов наци- ональной стратегии развития является развитие регионов. Цель этой стратегии - эффективность и справедливость государственного управления для каждого гражданина, создание сбалансированной государственной власти, верховенство и обеспече- ние законов, проведение прагматичной внешней политики, которая отдает предпочтение интересам народа и нации в регионе. Национальная стратегия развития Азербайджанской Республики image Развитие социального государства в западных обществах присходило постепенно путем есте- ственно-исторической эволюции. В Азербайджане формирование социального государства сопрово- ждалось многостепенными радикальными транс- формациями. Можно сказать, что формирование социального государства в нашей стране началась одновременно с прогрессивными государствами Европы. Формирование основ концепции соци- ального государства в Азербайджане в ХХ веке условно можно разделить на три этапа: 1918- 1920 годы (развитие социальной политики); 1920-1970-е годы (советско-социалистический этап развития социального государства), 1970- 1988 годы (высший этап социализма или начало социально-политического кризиса) и, наконец, этап после 1993-го года (строительство новой социальной политики страны, ориентирован- ный на социально-рыночную экономику). Этап 1988-1993 годов можно охарактеризовать как переходный период, сопровождаемый сменой власти в истории страны. С избранием Ильхама Алиева Президентом Азербайджанской Респу- блики (2003 г.) начался новый этап строительства социального государства в Азербайджане. Теоре- тико-идеологическая основа модели социального государственного строительства в Азербайджане связана с концепцией азербайджанства. Основоimage положником этой концепции был Гейдар Алиев. Азербайджанство является основой формиро- вания новой модели социальной идентичности в нашей стране. Правительство Ильхама Алиева, осуществляющее национальную стратегию раз- вития, является сторонником инновационных реформ. Этот процесс продолжается внедре- нием существенных инноваций в общественную, политическую и экономическую жизнь страны, совершенствованием социальных институ тов на основе новых принципов и обязанностей. Правительство готовит и реализует программы и стратегии для эффективного функционирова- ния социальных институтов. В настоящее время развитие социально ориентированной рыноч- ной экономики и строительство социального государства как основы Национальной страте- гии развития, послужило фундаментом для мно- гих достижений нашей страны. Благосостояние населения и усиление геополитической роли страны определено правительством в качестве основных целей развития. Переход экономики к инновационному развитию, создание конку- рентоспособной инновационной системы в гло- бальном масштабе, указывают на необходимость комплексного ориентира развития. Достижение целей устойчивого развития является одним из приоритетов национальной стратегии развития Азербайджана. Современная социальная политика Азербайджанской Республики выступает как меха- низм регулирования существующих социальных институтов. Стратегия Национального Развития Азербайджанской Республики, которая направ- лена на строительство социального государства, включает в себя «Стратегическую Дорожную Карту Азербайджанской Республики по перспек- тиве национальной экономики» [8], концепцию развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» [4, с. 36-37] и основы «Повестки дня на период до 2030 года в области Устойчивого развития» ООН [9, с.17-19]. image Стратегическая дорожная карта, которая направлена на создание основы для макроэконо- мической стабильности и динамичного экономи- ческого развития в стране, содержит 12 пунктов. В стратегической дорожной карте представляется компаративный анализ социального и экономиче- ского развития, реформы в социальном секторе и социально-политические инновации. Основываясь на анализе, основу стратегии строительства соци- ального государства в Азербайджане можно диф- ференцировать следующим образом: развитие рыночной экономики; развитие социально ориентированной рыночной экономики; развитие социальной инфраструктуры; развитие регионов; развитие системы социального обеспечения; позитивные изменения в области науки, образования и здравоохранении; реформа правовой системы; поддержка частной собственности, борьба с бедностью; улучшение социального положения бежен- цев и вынужденных переселенцев и др. Также утверждены специальные стратегиче- ские документы государства по продвижению выше названных областей, например, «Образо- вательная стратегия», «Научная стратегия» и др. Анализ концепции развития «Азербайджан 2020 взгляд в будущее» и Стратегической дорожной карты свидетельствует о том, что в нашей стране разработана модель социального государства, ориентированная на синтез мирового опыта и социальную модернизацию. «Стратегическая дорожная карта будущего национальной экономики Азербайджанской Респу- блики», как основная программа национального развития, содержит многие аспекты концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее», утвержденной Указом Президента 2012 года. В этом документе изложены основы развития азербайджанского государства. Это, в первую оче- редь, формирование высоко конкурентной эко- номики, формирование экономической модели, основанной на эффективном государственном регулировании и зрелых рыночных отноше- ниях, развитие не-нефтяного сектора, поддержка научного потенциала и инноваций, улучше- ние транспортной, транзитной и логистической инфраструктуры и сбалансированное развитие регионов. Немаловажное внимание в этом доку- менте уделено развитию информационно-комму- никационных технологий и обеспечению перехода к информационному обществу, развитию чело- веческого капитала и созданию эффективной image системы социальной защиты, укреплению здоро- вья населения и развитию медицины. Формирова- ние современной системы образования, гендерное равенство и развитие семьи, развитие молодежи и спорта, совершенствование законодательства и укрепление институционального потенциала, развитие гражданского общества, защита культур- ного наследия и эффективное управление, защита окружающей среды также являются приоритет- ными задачами развития социального государ- ства. 25-27 сентября 2015 года Саммит ООН по устойчивому развитию утвердил Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Цели в области устойчивого развития, утвержденные в этом дневнике на 2016-2030 годы, также являются основой национальной стратегии развития азербайджанского государства. 6 октября 2016 года Президент Азербайджан- ской Республики Ильхам Алиев подписал указ «О создании Национального координационного совета по устойчивому развитию Азербайджан- ской Республики». Основной целью Совета явля- ется «определение национальных приоритетов и показателей для Азербайджана до 2030 года, соот- ветствующие глобальным целям и задачам, обеспе- чение гармонизации государственных программ и стратегий, охватывающих социально-экономиче- ские сферы страны с целями в области устойчивого развития»[10]. Эта программа, которая включает развитие мегасоциума и совершенствование националь- ных стратегий развития, направлена на то, чтобы человечество имела равные возможности разви- тия. Основы Национальной стратегии развития Азербайджанского государства подкрепляются нормативно-правовыми документами, концеп- циями и стратегиями, принятыми по инициативе правительства, а также международными конфе- ренциями и форумами, реализуемыми проектами и программами. Именно на этой основе создается и представляется миру азербайджанская модель строительства социального государства. Заключение image Модель строительства социального государства в Национальной стратегии развития Азербайджана можно охарактеризовать следующим образом: Адаптация модели к потребностям обще- ства и вызовам глобализации, способность прово- дить гибкие социально-инновационные реформы является ключевым показателем ее эффективно- сти; Ведущая и интервенционистская роль государства в реализации и регулировании соци- альной политики, положительная тенденция соци- альной динамики; Важность государственного сектора в соци- альной направленности национальной экономиче- ской системы; Социальная политика, основанная на проч- ной правовой и законодательной базе и инноваци- онной ориентации; Новая социальная идентичность - форми- рование азербайджанства как модели гражданства. Итоги Как всякое социальное явление или соци- альный процесс, современное государство соот- ветственно местным условиям и национальной характерис тике прио бре тае т свойс твенные черты, создаются региональные модели соци- ального государства. Изучение социального раз- вития в Азербайджане в условиях современных глобальных трансформаций, создает необходи- мость изучения государственного управления и социальных институтов на месте. Законода- тельные и социальные институты в социальном государстве строятся в направлении устранения социальных трудностей нуждающихся слоев населения, социальной защиты и социального обеспечения людей, справедливого социального регулирования общества. В контексте глобаль- ных изменений наблюдаются постоянные инно- вационные социальные изменения, при этом последовательный процесс реформ в Азербайд- жане, развитие государства и общества направ- лены на социальный прогресс. Азербайджанская модель социального государства - обществен- но-политическое устройство, которое в кри- зисных и рискованных ситуациях регулируется государством, развивает индивидуальную сво- боду и личную собственность, является инно- вационным и ориентировано на защиту своих национальных и религиозных традиций.
Список литературы

1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. - М.: Инфра-М, 2002. - 328 с

2. Гасанов А.М. Политика национального развития и безопасности Азербайджанской Республики. - Баку: “Zərdabi LTD” MMC, 2014. - 672 c

3. Дунаев О. Стратегия - это искусство, без которого не удержать бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://upmind.ru/node/71(дата обращения 11.07.2019)

4. Концепция Развития «Азербайджан - 2020: Взгляд В Будущее». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://president.az/files/future_ru.pdf (дата обращения 01.10.2019)

5. Кравченко С.А. Социологический энсиклопедический словарь. - М: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ООО «Транзит книга», 2004. - 511 с

6. Аносов С.С. Социальная солидарность: теоретическое осмысление в современной науке // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - Т. 9. - № 4. - С. 416-432

7. Социальное рыночное хозяйство: концепции, практический опыт и перспективы применения в России / под общ.ред. проф. Р.М. Нуреева. - М.: Дом ГУВШЭ, 2007. - 488 с

8. Стратегическая дорожная карта по развитию логистики и торговли в Азербайджанской Республике. Обзор экономических реформ Азербайджана. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://ecoreform.az/store//media/islahat_icmali/oktyabr/SYX_ru.pdf (дата обращения 03.05.2019)

9. The Sustainable Development Goals Report 2018. United Nations New York, 2018, 40p

10. Указ Президента Азербайджанской Республики о создании Национального координационного совета по устойчивому развитию Азербайджанской Республики. Ильхам Алиев Президент Азербайджанской Республики Баку, 6 октября 2016 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://president.az/azerbaijan/society/2735962.html (дата обращения 12.11.2018)

Войти или Создать
* Забыли пароль?