THE CONCEPT OF A SOCIAL STATE AS THE BASIS OF A NATIONAL DEVELOPMENT STRATEGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In a post-neocapitalism epoch which is characterized as a new stage in the history of humankind the social state, directed to improvement of quality of life of people, to ensuring social justice, to strengthening of social partnership and mutual social responsibility, to ensuring all rights and personal freedoms and to creation of worthy living conditions, is accepted as following new model of “ideal management”. One of the best sides of the social state it is connected with the fact that it is based on mutually activity, mutual aid and mutual support in the relations the state - society - the citizen. The contemporary history of the modern Azerbaijani state is defined in the direction of creation of the social state. The model of the social state created in Azerbaijan national traditions and also, considers new tendencies of development and the main idea is the azerbaijanizm.

Keywords:
social state, strategy, national development strategy, Azerbaijan, social identity
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Государство, как социальное явление, в совре- менную эпоху приобретает новое значение. Тен- денция развития социа льного гос ударс тва в отдельных странах, направлена на социальное обеспечение, эффективное распределение дохо- дов, на социальное и экономическое развитие, на социальное партнерство и развитие социаль- ной ответственности, на развитие и оптимиза- цию малого бизнеса. Цель данной статьи состоит в интерпре- тации развития социального государства, как нового этапа и новой формы государственного управления. Социальное государство - это госу- дарственная структура, основанная на взаим- ной деятельности, взаимопомощи и поддержке в государстве, обществе и в гражданских отноше- ниях. Также, это форма организации общества, где социальные факторы развития направлены на повышение благосостояния граждан как image Национальная безопасность и стратегическое планирование 85 image основной цели государственного управления. Концепция социального государства может стать основой национальной стратегии развития совре- менных государств. В новейшей истории современного Азер- байджана определены направления создания социального государства. Модель социального государства, сформированная в Азербайджане, включает в себя национальные традиции, учиты- вает новые тенденции развития и главной идеей в ней является «азербайджанство». Социальное государство Перспективы развития современного социаль- ного государства показывают, что социальная соли- дарность социальная ответственность, социальная справедливость, социальный диалог и сотрудни- чество являются культурно-нравственными осно- вами в триаде государство-общество-гражданин. Эти феномены, как взаимосвязанные факторы создают социальную сплоченность, обеспечивают устойчивость социальной стабильности и про- гресса в социуме. Политика социального государства направ- лена на устранение разграничений между прави- тельством и народом, обеспечение экономической и социальной устойчивости, снижение социаль- ного неравенства и обеспечения минимального уровня жизни населения. Развитие социального государства связано с обеспечением традицион- ных гуманистических ценностей, коллективизма и социальной солидарности на основе взаимной помощи. Социальное государство - это государ- ство с высоким уровнем экономического разви- тия, социально ориентированной экономикой. По А.Мюллер-Армаку “целью социального рыноч- ного хозяйства является координация между сферами жизни, представленными рынком, госу- дарством и социальными группами” [7, с.42]. image Главной целью социальной политики в совре- менных странах является прогресс социальной рыночной экономики. Социальная рыночная эко- номика - это экономическая форма, которая учи- тывает потребности и желания людей, и напрямую связана с этими требованиями и желаниями. Если предыдущие социально-экономические структуры были развиты на основе трудовых отношений, то здесь общество - экономика, производитель - потребительские отношения выходят на перед- ний план. Экономика социального государства, социально-ориентированная рыночная эконо- мика направлена на благо социума и гражданина. Экономические отношения в этой общественно- политической системе - отношения равных сто- рон, которые регулируются на основе прав и свобод человека, отталкиваясь при этом от фун- даментальных культурно-нравственных основ. Как всякий социальный феномен, социальное государство подвергается критике. По нашему мне- нию, социальное государство переживает новый этап эволюции своего развития. С одной стороны, этот тип управления не является глобальным, т.е. не так распространен, как например, правовые государства, с другой стороны, не имеет конкрет- ную утвержденную форму, во многих государствах он смешанный. Стратегия национального развития В XXI веке концепция «социального государ- ства» стала одной из основных тенденций нацио- нального развития. Стратегия развития каждого государства представляет собой комплексную долгосрочную программу действий: 1. Где мы находимся сейчас? 2. Где мы хотим быть через год, два, три? 3. Как мы собираемся туда добраться? [1, с.104].Стратегия эта «модель деятельности» связанная «систе- мой приоритетов, координацией и распределе- нием ресурсов, а также набор целевых программ, проектов и программных мероприятий, которые координируются на основе обязательств и вре- мени продолжительности ресурсов их выпол- нения, и которые обеспечивают эффективное решение системных социальных и экономиче- ских трудностей» [3]. В энциклопедическом словаре социологии, автором которого является С.А.Кравченко, «стра- тегия» интерпретируется, как «общий план дей- ствий; искусство, подход, метод планирования будущей деятельности», а термин «националь- ный» как принадлежность к нации, гражданству, национальности, народу,государству и т.д. [5, с.418]. В этом словаре термин «национальный» объясняется, как принадлежащее к нации, граж- данству, национальность, народ, принадлежащее к государству и т.д. [5, с.236] image На основе интерпретации этих определе- ний, можем сказать, что национальная стратегия развития государства - эта план деятельности, основанный на национальном единстве народа, ориентированный на прогресс благосостояния граждан. Национальное единство народа направ- лено на сохранение социальной, политической, экономической и культурной стабильности всех людей, живущих в стране, на основе взаимопом- ощи и взаимоподдержки. По мнению А.М.Гасанова «Стратегия наци- онального развития, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, его национальные интересы и их обеспечение, намечает тактику отно- шений с международным сообществом и странами региона, пути, средства и ресурсы, используемые для ее реализации, конкретное геополитическое поведение, предпринимаемое в ответ на действия окружающих геополитических субъектов» [2, с.47].. Национальная стратегия развития стран включает в себя формирование системы соци- ального обеспечения и прав, в основе которой лежит установление социальной солидарности и гармоничных отношений между различными социальными группами, что является основной идеей социального государства. В национальной стратегии развития инновационное развитие определяется как ключевой показатель про- гресса страны. Инновационные возможности развития мегаполиса заставляют националь- ные правительства определять стратегии в конкретных областях следующим образом. Национальная стратегия развития может быть обеспечена на основе национального единства. Эта стратегия направлена на сохранение обычаев и тра- диций, языка и религии, которые являются основой духовного единства народа и нации. Достижение экономического процветания и качественного жития, правильная оценка человеческого фактора и потенциала в процессе экономического прогресса, открытие широких возможностей для инвестиций, улучшение экспорта, сосредоточие на макроэконо- мической стабильности, формирование успешной бизнес-среды и качественной инфраструктуры выступает в качестве основных целей в нацио- нальной стратегии развития современных соци- ально ориентированных стран. В национальной стратегии развития, в том числе во всех социальных сферах, включая экономическую, политиче- скую, экологическую, культурную, социальную и т.д. - устойчивое развитие является ключевым фактором. В этой стратегии национальное разви- тие выступает как основной принцип и включает в себя управление кризисными ситуациями и про- граммы выхода из кризисных ситуаций всех видов (природные, экономические, политические, куль- турные и т.д.). Одним из значимых аспектов наци- ональной стратегии развития является развитие регионов. Цель этой стратегии - эффективность и справедливость государственного управления для каждого гражданина, создание сбалансированной государственной власти, верховенство и обеспече- ние законов, проведение прагматичной внешней политики, которая отдает предпочтение интересам народа и нации в регионе. Национальная стратегия развития Азербайджанской Республики image Развитие социального государства в западных обществах присходило постепенно путем есте- ственно-исторической эволюции. В Азербайджане формирование социального государства сопрово- ждалось многостепенными радикальными транс- формациями. Можно сказать, что формирование социального государства в нашей стране началась одновременно с прогрессивными государствами Европы. Формирование основ концепции соци- ального государства в Азербайджане в ХХ веке условно можно разделить на три этапа: 1918- 1920 годы (развитие социальной политики); 1920-1970-е годы (советско-социалистический этап развития социального государства), 1970- 1988 годы (высший этап социализма или начало социально-политического кризиса) и, наконец, этап после 1993-го года (строительство новой социальной политики страны, ориентирован- ный на социально-рыночную экономику). Этап 1988-1993 годов можно охарактеризовать как переходный период, сопровождаемый сменой власти в истории страны. С избранием Ильхама Алиева Президентом Азербайджанской Респу- блики (2003 г.) начался новый этап строительства социального государства в Азербайджане. Теоре- тико-идеологическая основа модели социального государственного строительства в Азербайджане связана с концепцией азербайджанства. Основоimage положником этой концепции был Гейдар Алиев. Азербайджанство является основой формиро- вания новой модели социальной идентичности в нашей стране. Правительство Ильхама Алиева, осуществляющее национальную стратегию раз- вития, является сторонником инновационных реформ. Этот процесс продолжается внедре- нием существенных инноваций в общественную, политическую и экономическую жизнь страны, совершенствованием социальных институ тов на основе новых принципов и обязанностей. Правительство готовит и реализует программы и стратегии для эффективного функционирова- ния социальных институтов. В настоящее время развитие социально ориентированной рыноч- ной экономики и строительство социального государства как основы Национальной страте- гии развития, послужило фундаментом для мно- гих достижений нашей страны. Благосостояние населения и усиление геополитической роли страны определено правительством в качестве основных целей развития. Переход экономики к инновационному развитию, создание конку- рентоспособной инновационной системы в гло- бальном масштабе, указывают на необходимость комплексного ориентира развития. Достижение целей устойчивого развития является одним из приоритетов национальной стратегии развития Азербайджана. Современная социальная политика Азербайджанской Республики выступает как меха- низм регулирования существующих социальных институтов. Стратегия Национального Развития Азербайджанской Республики, которая направ- лена на строительство социального государства, включает в себя «Стратегическую Дорожную Карту Азербайджанской Республики по перспек- тиве национальной экономики» [8], концепцию развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» [4, с. 36-37] и основы «Повестки дня на период до 2030 года в области Устойчивого развития» ООН [9, с.17-19]. image Стратегическая дорожная карта, которая направлена на создание основы для макроэконо- мической стабильности и динамичного экономи- ческого развития в стране, содержит 12 пунктов. В стратегической дорожной карте представляется компаративный анализ социального и экономиче- ского развития, реформы в социальном секторе и социально-политические инновации. Основываясь на анализе, основу стратегии строительства соци- ального государства в Азербайджане можно диф- ференцировать следующим образом: развитие рыночной экономики; развитие социально ориентированной рыночной экономики; развитие социальной инфраструктуры; развитие регионов; развитие системы социального обеспечения; позитивные изменения в области науки, образования и здравоохранении; реформа правовой системы; поддержка частной собственности, борьба с бедностью; улучшение социального положения бежен- цев и вынужденных переселенцев и др. Также утверждены специальные стратегиче- ские документы государства по продвижению выше названных областей, например, «Образо- вательная стратегия», «Научная стратегия» и др. Анализ концепции развития «Азербайджан 2020 взгляд в будущее» и Стратегической дорожной карты свидетельствует о том, что в нашей стране разработана модель социального государства, ориентированная на синтез мирового опыта и социальную модернизацию. «Стратегическая дорожная карта будущего национальной экономики Азербайджанской Респу- блики», как основная программа национального развития, содержит многие аспекты концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее», утвержденной Указом Президента 2012 года. В этом документе изложены основы развития азербайджанского государства. Это, в первую оче- редь, формирование высоко конкурентной эко- номики, формирование экономической модели, основанной на эффективном государственном регулировании и зрелых рыночных отноше- ниях, развитие не-нефтяного сектора, поддержка научного потенциала и инноваций, улучше- ние транспортной, транзитной и логистической инфраструктуры и сбалансированное развитие регионов. Немаловажное внимание в этом доку- менте уделено развитию информационно-комму- никационных технологий и обеспечению перехода к информационному обществу, развитию чело- веческого капитала и созданию эффективной image системы социальной защиты, укреплению здоро- вья населения и развитию медицины. Формирова- ние современной системы образования, гендерное равенство и развитие семьи, развитие молодежи и спорта, совершенствование законодательства и укрепление институционального потенциала, развитие гражданского общества, защита культур- ного наследия и эффективное управление, защита окружающей среды также являются приоритет- ными задачами развития социального государ- ства. 25-27 сентября 2015 года Саммит ООН по устойчивому развитию утвердил Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Цели в области устойчивого развития, утвержденные в этом дневнике на 2016-2030 годы, также являются основой национальной стратегии развития азербайджанского государства. 6 октября 2016 года Президент Азербайджан- ской Республики Ильхам Алиев подписал указ «О создании Национального координационного совета по устойчивому развитию Азербайджан- ской Республики». Основной целью Совета явля- ется «определение национальных приоритетов и показателей для Азербайджана до 2030 года, соот- ветствующие глобальным целям и задачам, обеспе- чение гармонизации государственных программ и стратегий, охватывающих социально-экономиче- ские сферы страны с целями в области устойчивого развития»[10]. Эта программа, которая включает развитие мегасоциума и совершенствование националь- ных стратегий развития, направлена на то, чтобы человечество имела равные возможности разви- тия. Основы Национальной стратегии развития Азербайджанского государства подкрепляются нормативно-правовыми документами, концеп- циями и стратегиями, принятыми по инициативе правительства, а также международными конфе- ренциями и форумами, реализуемыми проектами и программами. Именно на этой основе создается и представляется миру азербайджанская модель строительства социального государства. Заключение image Модель строительства социального государства в Национальной стратегии развития Азербайджана можно охарактеризовать следующим образом: Адаптация модели к потребностям обще- ства и вызовам глобализации, способность прово- дить гибкие социально-инновационные реформы является ключевым показателем ее эффективно- сти; Ведущая и интервенционистская роль государства в реализации и регулировании соци- альной политики, положительная тенденция соци- альной динамики; Важность государственного сектора в соци- альной направленности национальной экономиче- ской системы; Социальная политика, основанная на проч- ной правовой и законодательной базе и инноваци- онной ориентации; Новая социальная идентичность - форми- рование азербайджанства как модели гражданства. Итоги Как всякое социальное явление или соци- альный процесс, современное государство соот- ветственно местным условиям и национальной характерис тике прио бре тае т свойс твенные черты, создаются региональные модели соци- ального государства. Изучение социального раз- вития в Азербайджане в условиях современных глобальных трансформаций, создает необходи- мость изучения государственного управления и социальных институтов на месте. Законода- тельные и социальные институты в социальном государстве строятся в направлении устранения социальных трудностей нуждающихся слоев населения, социальной защиты и социального обеспечения людей, справедливого социального регулирования общества. В контексте глобаль- ных изменений наблюдаются постоянные инно- вационные социальные изменения, при этом последовательный процесс реформ в Азербайд- жане, развитие государства и общества направ- лены на социальный прогресс. Азербайджанская модель социального государства - обществен- но-политическое устройство, которое в кри- зисных и рискованных ситуациях регулируется государством, развивает индивидуальную сво- боду и личную собственность, является инно- вационным и ориентировано на защиту своих национальных и религиозных традиций.
References

1. Armstrong M. Strategicheskoe upravlenie chelovecheskimi resursami. - M.: Infra-M, 2002. - 328 s

2. Gasanov A.M. Politika nacional'nogo razvitiya i bezopasnosti Azerbaydzhanskoy Respubliki. - Baku: “Zərdabi LTD” MMC, 2014. - 672 c

3. Dunaev O. Strategiya - eto iskusstvo, bez kotorogo ne uderzhat' biznes [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://upmind.ru/node/71(data obrascheniya 11.07.2019)

4. Koncepciya Razvitiya «Azerbaydzhan - 2020: Vzglyad V Buduschee». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://president.az/files/future_ru.pdf (data obrascheniya 01.10.2019)

5. Kravchenko S.A. Sociologicheskiy ensiklopedicheskiy slovar'. - M: OOO «Izdatel'stvo Astrel'», OOO «Izdatel'stvo AST», OOO «Tranzit kniga», 2004. - 511 s

6. Anosov S.S. Social'naya solidarnost': teoreticheskoe osmyslenie v sovremennoy nauke // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. - 2017. - T. 9. - № 4. - S. 416-432

7. Social'noe rynochnoe hozyaystvo: koncepcii, prakticheskiy opyt i perspektivy primeneniya v Rossii / pod obsch.red. prof. R.M. Nureeva. - M.: Dom GUVShE, 2007. - 488 s

8. Strategicheskaya dorozhnaya karta po razvitiyu logistiki i torgovli v Azerbaydzhanskoy Respublike. Obzor ekonomicheskih reform Azerbaydzhana. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:http://ecoreform.az/store//media/islahat_icmali/oktyabr/SYX_ru.pdf (data obrascheniya 03.05.2019)

9. The Sustainable Development Goals Report 2018. United Nations New York, 2018, 40p

10. Ukaz Prezidenta Azerbaydzhanskoy Respubliki o sozdanii Nacional'nogo koordinacionnogo soveta po ustoychivomu razvitiyu Azerbaydzhanskoy Respubliki. Il'ham Aliev Prezident Azerbaydzhanskoy Respubliki Baku, 6 oktyabrya 2016 goda. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://president.az/azerbaijan/society/2735962.html (data obrascheniya 12.11.2018)

Login or Create
* Forgot password?