Текст (PDF):
Читать
Скачать
Установление и эволюция системы рыночных отношений в нашей стране, необходимость усиления уровня обороноспособности государства ставит перед руководством страны широкий спектр стратегических и теоретико-практических задач, обусловленных реализацией продуктивных инструментов научно-инновационного и высокотехнологического развития национальной экономики. Резкий рывок западных стран мира привел к созданию постиндустриальной экономики, а в дальнейшем и новейших видов экономических систем - инновационной и интеллектуальной экономики, экономики знаний, глобальных информационных систем, цифровой экономики, высоких технологий и технологического венчурного бизнеса. Ключевым базисом такой системы экономики выступает сформированный человеческий ресурсный капитал в качестве ведущей доминанты социально-экономического становления современного общества. За период с начала девяностых годов технологическое отставание РФ от стран - мировых технологических лидеров заметно увеличилось, и это обуславливает в свою очередь, разработку и реализацию новейших подходов и методов к организации научных оборонных исследований в целях восстановления утраченного паритета. Для выхода из сложившейся ситуации Указом Президента РФ в 2012 году принято решение о создании Фонда перспективных исследований - первого государственного фонда, главной целью которого ставится содействие и помощь осуществлению научно-исследовательским работам в интересах обороны и национальной безопасности России, получению качественно новых результатов в оборонно-промышленной сфере, созданию и продвижению высокотехнологичных интегрированных производств продукции военного и двойного назначения. Фонд перспективных исследований находится в начале своего развития и реализации стратегических проектов (перспективные подводные технологии, интеллектуальное оружие, перспективные системы обработки и передачи информации и т.д.). Считаю важным отметить, что государственные органы лишь в последние 3-5 лет стали оказывать исключительное внимание проблемам строительства высокотехнологичных интегрированных структур в оборонной сфере и сегодня проблем в этой отрасли предостаточно. Обновленные стратегические направления развития ОПК предполагают использование инструментов и механизмов, создающих высокотехнологичный потенциал в этой сфере, тем самым определяя новый вектор развития национальной экономики. Реализация потенциала оборонно-промышленного комплекса позволит обеспечить не только обороноспособность и национальную безопасность страны, но и вывести систему национальной экономики государства на новый технологический уровень, обеспечив тем самым конкурентоспособность на мировых рынках. Отсюда очевидна необходимость внедрения в практику новых форм и инструментов государственной промышленной политики, выработки новых комплексных механизмов координации. Построение высокотехнологичных интегрированных инновационных структур тесным образом связано с необходимостью объединить в рамках особых экономических зон производственные бизнес-процессы высокотехнологичных секторов ОПК, существующие фундаментальные разработки современных видов вооружений и военной техники и подготовку высококлассных специалистов для оборонной промышленности. Больших успехов ОПК добилось в производстве оборудования для ТЭК, в разработке энергосберегающих технологий. Активно ведутся работы по созданию конкурентоспособных электростанций газотурбинного типа. Также присутствуют неплохие результаты в производстве предприятиями ОПК продукции медицинского назначения, в распространении информационных технологий и телекоммуникаций. Более 75% всех инвестиционных вложений в оборонной промышленности используется на закупку современного оборудования, модернизацию устаревших основных фондов [1]. Но при всём этом необходимо усиливать действенный мониторинг и контроль за адресностью инвестиций, что особенно актуально в рамках реализации государственного оборонного заказа. Очень важно, чтобы новейшие технологии, применяемые в военной промышленности, имели возможность использования также и в производстве продукции гражданского и двойного назначения. Такая современная отечественная продукция может быть также востребована и в нефтегазовой отрасли, может заинтересовать и частных инвесторов. Тенденцией последних лет является рост научного потенциала отраслевых комплексов в структуре ОПК. Так выработка на одного работника заметно увеличилась в авиационной промышленности, ракетно-космической, промышленности боеприпасов. Однако подчеркнём, что оборонная промышленность нашей страны в аутсайдерах по уровню расходов на науку. Так по данным директора Института США и Канады РАН, у ведущих стран Запада научные расходы на составляют порядка 2-3% валового внутреннего продукта, в том числе у США, - 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигают 3,5-4,5% ВВП, довольно быстро наращивает расходы на НИОКР КНР (1,7% ВВП). И по данным различных прогнозов ожидается что в ближайшие годы Китай перегонит США в области расходов на НИОКР. Анализ общемировой практики демонстрирует, что фундаментом для создания и эффективного совершенствования высокотехнологичных комплексов должны стать прорывные новейшие исследования, глобальная наука и реализация генеральных исследовательских программ в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В современных условиях структура ОПК состоит из довольно разветвленной сети инфраструктурных организаций, но при этом главные показатели внедрения инноваций оставляют желать лучшего. В то же время, отметим, что содержание нынешней военно-технической политики России, имеет ряд специфических особенностей, которые вызваны изменениями, происшедшими в военно-стратегической обстановке в мире: во-первых, генеральное направление военно- технической политики должно быть направлено на обеспечение не только необходимого уровня национальной безопасности государ- ства, но и стратегической стабильности в многополярном мире. Тем самым повышается приоритетность развития научно-технической (технологической) базы, а также реальное использование новейших достижений науки и техники при создании образцов вооружения, военной и специальной техники; во-вторых, нарастание сложностей в системе национальной экономики страны, а также реформирование направленности содержа- ния военной доктрины РФ ставит перед руководством новые приоритеты в области проведения фундаментальных, поисковых и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих создание принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники; в-третьих, целесообразно вычленение в структурные самостоятельные научно- технические программы генеральные (ключевые) военные технологии, дающие возможность более рационально финансировать оборонные НИОКР, избежать дублирования деятельности, расширить рамки взаимодействия гражданского и оборонного секторов, то есть механизмов частно-государственного партнёрства. Определённому кругу перспективных военных технологий следует придать характер двойного назначения, на базисе которых определять будущее системной научно-технологической базы страны. Вместе нельзя умалчивать о неготовности большей части мощностей ОПК страны после затяжного периода упадка в постсоветский период к увеличению объемов НИОКР и производства серийной продукции. Одной из базовых проблем, влияющих на эффективное выполнение НИОКР в рамках ГПВ 2020 - несоответствующая действительности оценка необходимого финансирования и НИОКР. По мнению ряда экспертов-специалистов, выделяемые объемы для финансирования НИОКР и закупок ВВСТ были чрезмерными, и проблема заключалась в их эффективном освоении существующим потенциалом ОПК (рис. 2). Рассмотрев и проанализировав общемировую практику, считаю, что возможности по созданию и развитию высокотехнологичных интегрированных структур должны базироваться на развитой инновационной инфраструктуре отраслей, входящих в оборонно-промышленный комплекс- одним из вариантов которых могут выступить кластеры. Именно инновационная инфраструктура отраслей оборонной промышленности выступает системообразующим стержнем при создании кластеров. Даже, несмотря на значительную разницу в уровне научного потенциала оборонных отраслей, можно с уверенностью утверждать, что возможность создания высокотехнологичных кластеров есть у каждого из них [2,3]. Оценка научного потенциала оборонного потенциала России наглядно демонстрирует, что наиболее привлекательными для реализации стратегии построения оборонных кластеров являются авиационная, ракетно-космическая отрасли и радиоэлектронный комплекс (см. рис. 3). Подчеркнём, что объем выпуска продукции, произведенной промышленными оборонными предприятиями за 2016 год, вырос на 10,7% (в сопоставимых ценах 2016 года). Об этом сообщается в материалах к заседанию Коллегии Минпромторга РФ [4]. При этом доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции на предприятия ОПК Минпромторга РФ остается на невысоком уровне. Сегодня очевидно, что сложившиеся геополитические реалии и внутренние процессы в системе экономики РФ предопределяют актуализацию целого ряда стимулов, реализацию которых можно тесным образом связать с необходимостью создания высокотехнологичных интегрированных структур на базисе кластерной стратегии опережающего развития. Среди них можно выделить следующие: необходимость создания вооружений и военной техники с принципиально новыми свойствами, обеспечивающими превосходство в современной войне; растущая потребность в создании новейших или глубокой модернизации существующих технологических подходов производства оружия и военной техники; экономическая целесообразность расходования бюджетных ассигнований в рамках реализации ГОЗ, которая требует применения финансово-экономических, структурных, информационных, маркетинговых и иных инноваций при выпуске и сбыте товаров и услуг военного назначения, обеспечивающих рационализацию использования бюджетных средств или создающих условия для неё. Эти и многие другие стимулы, влияющие на инновационное развитие предприятий ОПК, могут выступать как целевые показатели в развитии высокотехнологичных интегрированных структур на основе механизмов кластерообразования. Полагаю, что организационно высокотехнологичные кластеры могут быть созданы на базе существующих в комплексе интегрированных структур, наиболее близких по организационно-экономическому и институциональному устройству, которых функционирует в ОПК на сегодня достаточное количество. Однако, считаю, что найдется большое количество противников создания данных структур в ОПК. Уничтожить идею создания высокотехнологичных кластерных структур могут сами высокотехнологичные оборонные предприятия , а точнее - их руководство. Процессы системной коррупции, которые, к сожалению, не обошли стороной и оборонно-промышленный комплекс. Показательным в этом плане проведенное 29.01.2014 года первое заседание коллегии Генпрокуратуры РФ, Министерства обороны и Министерства промышленности и торговли, на котором обсуждалось состояние законности в ОПК. По словам Генерального прокурора, в ОПК было выявлено, что авиа- и судостроители вкладывают бюджетные средства в коммерческие банки с целью извлечения собственной выгоды, руководители отраслевых предприятий зачастую сами являются организаторами хищений, а Министерство промышленности и торговли РФ от контроля выполнения целевых программ просто «самоустранилось». Присутствуют и прямые хищения бюджетных средств оборонными предприятиями. 4 декабря 2014 года В.В. Путин в Послании Федеральному собранию указал, что хищение и нецелевое расходование бюджетных средств необходимо рассматривать как непосредственный прямой удар по основам национальной безопасности государства. МО РФ во взаимодействии с Росфинмониторингом РФ и другими курирующими государственными ведомствами было поручено сформировать эффективную систему контроля и мониторинга использования денежных средств, выделяемых на финансирование государственного оборонного заказа [5]. Данное послание Президента РФ повлекло за собой серьезные поправки в нормативную правовую и институциональную базу в отношении гособоронзаказа в России. Существуют также и другие актуальные проблемы в отечественной оборонной промышленности, в первую очередь связанные с неразвитостью инфраструктуры инновационной деятельности ввиду: примитивности и декомплиментарности институциональной структуры инновационной деятельности; израсходования стратегического и фундаментального общетехнического научного задела в условиях нехватки финансовой бюджетной поддержки академической и прикладной науки; неполноценной организационно-экономической и финансовой вовлеченности действенных научных организаций, представителей фундаментальной и прикладной науки в тематику инновационного развития организаций ОПК [6]. Но при этом следует подчеркнуть, что объективные предпосылки к появлению все большего числа высокотехнологичных интегрированных структур очевидны. Главенствующей из них является существующий в структуре взаимосвязей ОПК и гражданских отраслей трансферт технологий. Выше отмечалось, что развитие оборонно-промышленного комплекса является локомотивом и для смежных отраслей. Таким образом, отечественный ОПК, аккумулируя передовые научно-технические достижения, по-прежнему предопределяет эффективность функционирования высокотехнологичных сфер экономики страны. Подводя итог, можно отметить, что сформировавшаяся дефрагментированная институциональная структура военного производства в России требует неотложных мер по интеграции существующих укладов в нечто единое, иначе эффективность текущих преобразований будет близка к нулю. Необходимо создать и развить эффективные высокотехнологичные интегрированные структуры, одним из базисных направлений которых могут выступить кластеры - тем самым повысить конкурентоспособность отечественного ОПК и, следовательно, уровень национальной безопасности страны.