TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF THE MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX IS A DOMINANT OF RUSSIA’S NATIONAL SECURITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In our time, it becomes more obvious that modern trends in the changing and development of the geopolitical, foreign economic and military-strategic situation in the world raise new demands on the principles, directions, methods and content of the state’s military construction. The Russian defense industry has been a locomotive for allied industries of the country for many years, but unfortunately for the last decade of the twentieth century, its positions have been visibly shaken. The defense industry complex of the country in the near future needs a technological breakthrough that will lead it to the world leading positions in the field of technology for the production of weapons and military equipment, thereby increasing the level of national defense and national security. Prospective directions of modernization of the Russian defense industry by forming high-tech integrated structures for the production of both military and civil products are considered in the article.

Keywords:
defense-industrial complex, national security, modernization, innovation, high-tech production, human capital
Text
Publication text (PDF): Read Download

Установление и эволюция системы рыночных отношений в нашей стране, необходимость усиления уровня обороноспособности государства ставит перед руководством страны широкий спектр стратегических и теоретико-практических задач, обусловленных реализацией продуктивных инструментов научно-инновационного и высокотехнологического развития национальной экономики. Резкий рывок западных стран мира привел к созданию постиндустриальной экономики, а в дальнейшем и новейших видов экономических систем - инновационной и интеллектуальной экономики, экономики знаний, глобальных информационных систем, цифровой экономики, высоких технологий и технологического венчурного бизнеса. Ключевым базисом такой системы экономики выступает сформированный человеческий ресурсный капитал в качестве ведущей доминанты социально-экономического становления современного общества. За период с начала девяностых годов технологическое отставание РФ от стран - мировых технологических лидеров заметно увеличилось, и это обуславливает в свою очередь, разработку и реализацию новейших подходов и методов к организации научных оборонных исследований в целях восстановления утраченного паритета. Для выхода из сложившейся ситуации Указом Президента РФ в 2012 году принято решение о создании Фонда перспективных исследований - первого государственного фонда, главной целью которого ставится содействие и помощь осуществлению научно-исследовательским работам в интересах обороны и национальной безопасности России, получению качественно новых результатов в оборонно-промышленной сфере, созданию и продвижению высокотехнологичных интегрированных производств продукции военного и двойного назначения. Фонд перспективных исследований находится в начале своего развития и реализации стратегических проектов (перспективные подводные технологии, интеллектуальное оружие, перспективные системы обработки и передачи информации и т.д.). Считаю важным отметить, что государственные органы лишь в последние 3-5 лет стали оказывать исключительное внимание проблемам строительства высокотехнологичных интегрированных структур в оборонной сфере и сегодня проблем в этой отрасли предостаточно. Обновленные стратегические направления развития ОПК предполагают использование инструментов и механизмов, создающих высокотехнологичный потенциал в этой сфере, тем самым определяя новый вектор развития национальной экономики. Реализация потенциала оборонно-промышленного комплекса позволит обеспечить не только обороноспособность и национальную безопасность страны, но и вывести систему национальной экономики государства на новый технологический уровень, обеспечив тем самым конкурентоспособность на мировых рынках. Отсюда очевидна необходимость внедрения в практику новых форм и инструментов государственной промышленной политики, выработки новых комплексных механизмов координации. Построение высокотехнологичных интегрированных инновационных структур тесным образом связано с необходимостью объединить в рамках особых экономических зон производственные бизнес-процессы высокотехнологичных секторов ОПК, существующие фундаментальные разработки современных видов вооружений и военной техники и подготовку высококлассных специалистов для оборонной промышленности. Больших успехов ОПК добилось в производстве оборудования для ТЭК, в разработке энергосберегающих технологий. Активно ведутся работы по созданию конкурентоспособных электростанций газотурбинного типа. Также присутствуют неплохие результаты в производстве предприятиями ОПК продукции медицинского назначения, в распространении информационных технологий и телекоммуникаций. Более 75% всех инвестиционных вложений в оборонной промышленности используется на закупку современного оборудования, модернизацию устаревших основных фондов [1]. Но при всём этом необходимо усиливать действенный мониторинг и контроль за адресностью инвестиций, что особенно актуально в рамках реализации государственного оборонного заказа. Очень важно, чтобы новейшие технологии, применяемые в военной промышленности, имели возможность использования также и в производстве продукции гражданского и двойного назначения. Такая современная отечественная продукция может быть также востребована и в нефтегазовой отрасли, может заинтересовать и частных инвесторов. Тенденцией последних лет является рост научного потенциала отраслевых комплексов в структуре ОПК. Так выработка на одного работника заметно увеличилась в авиационной промышленности, ракетно-космической, промышленности боеприпасов. Однако подчеркнём, что оборонная промышленность нашей страны в аутсайдерах по уровню расходов на науку. Так по данным директора Института США и Канады РАН, у ведущих стран Запада научные расходы на составляют порядка 2-3% валового внутреннего продукта, в том числе у США, - 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигают 3,5-4,5% ВВП, довольно быстро наращивает расходы на НИОКР КНР (1,7% ВВП). И по данным различных прогнозов ожидается что в ближайшие годы Китай перегонит США в области расходов на НИОКР. Анализ общемировой практики демонстрирует, что фундаментом для создания и эффективного совершенствования высокотехнологичных комплексов должны стать прорывные новейшие исследования, глобальная наука и реализация генеральных исследовательских программ в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В современных условиях структура ОПК состоит из довольно разветвленной сети инфраструктурных организаций, но при этом главные показатели внедрения инноваций оставляют желать лучшего. В то же время, отметим, что содержание нынешней военно-технической политики России, имеет ряд специфических особенностей, которые вызваны изменениями, происшедшими в военно-стратегической обстановке в мире: во-первых, генеральное направление военно- технической политики должно быть направлено на обеспечение не только необходимого уровня национальной безопасности государ- ства, но и стратегической стабильности в многополярном мире. Тем самым повышается приоритетность развития научно-технической (технологической) базы, а также реальное использование новейших достижений науки и техники при создании образцов вооружения, военной и специальной техники; во-вторых, нарастание сложностей в системе национальной экономики страны, а также реформирование направленности содержа- ния военной доктрины РФ ставит перед руководством новые приоритеты в области проведения фундаментальных, поисковых и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих создание принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники; в-третьих, целесообразно вычленение в структурные самостоятельные научно- технические программы генеральные (ключевые) военные технологии, дающие возможность более рационально финансировать оборонные НИОКР, избежать дублирования деятельности, расширить рамки взаимодействия гражданского и оборонного секторов, то есть механизмов частно-государственного партнёрства. Определённому кругу перспективных военных технологий следует придать характер двойного назначения, на базисе которых определять будущее системной научно-технологической базы страны. Вместе нельзя умалчивать о неготовности большей части мощностей ОПК страны после затяжного периода упадка в постсоветский период к увеличению объемов НИОКР и производства серийной продукции. Одной из базовых проблем, влияющих на эффективное выполнение НИОКР в рамках ГПВ 2020 - несоответствующая действительности оценка необходимого финансирования и НИОКР. По мнению ряда экспертов-специалистов, выделяемые объемы для финансирования НИОКР и закупок ВВСТ были чрезмерными, и проблема заключалась в их эффективном освоении существующим потенциалом ОПК (рис. 2). Рассмотрев и проанализировав общемировую практику, считаю, что возможности по созданию и развитию высокотехнологичных интегрированных структур должны базироваться на развитой инновационной инфраструктуре отраслей, входящих в оборонно-промышленный комплекс- одним из вариантов которых могут выступить кластеры. Именно инновационная инфраструктура отраслей оборонной промышленности выступает системообразующим стержнем при создании кластеров. Даже, несмотря на значительную разницу в уровне научного потенциала оборонных отраслей, можно с уверенностью утверждать, что возможность создания высокотехнологичных кластеров есть у каждого из них [2,3]. Оценка научного потенциала оборонного потенциала России наглядно демонстрирует, что наиболее привлекательными для реализации стратегии построения оборонных кластеров являются авиационная, ракетно-космическая отрасли и радиоэлектронный комплекс (см. рис. 3). Подчеркнём, что объем выпуска продукции, произведенной промышленными оборонными предприятиями за 2016 год, вырос на 10,7% (в сопоставимых ценах 2016 года). Об этом сообщается в материалах к заседанию Коллегии Минпромторга РФ [4]. При этом доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции на предприятия ОПК Минпромторга РФ остается на невысоком уровне. Сегодня очевидно, что сложившиеся геополитические реалии и внутренние процессы в системе экономики РФ предопределяют актуализацию целого ряда стимулов, реализацию которых можно тесным образом связать с необходимостью создания высокотехнологичных интегрированных структур на базисе кластерной стратегии опережающего развития. Среди них можно выделить следующие: необходимость создания вооружений и военной техники с принципиально новыми свойствами, обеспечивающими превосходство в современной войне; растущая потребность в создании новейших или глубокой модернизации существующих технологических подходов производства оружия и военной техники; экономическая целесообразность расходования бюджетных ассигнований в рамках реализации ГОЗ, которая требует применения финансово-экономических, структурных, информационных, маркетинговых и иных инноваций при выпуске и сбыте товаров и услуг военного назначения, обеспечивающих рационализацию использования бюджетных средств или создающих условия для неё. Эти и многие другие стимулы, влияющие на инновационное развитие предприятий ОПК, могут выступать как целевые показатели в развитии высокотехнологичных интегрированных структур на основе механизмов кластерообразования. Полагаю, что организационно высокотехнологичные кластеры могут быть созданы на базе существующих в комплексе интегрированных структур, наиболее близких по организационно-экономическому и институциональному устройству, которых функционирует в ОПК на сегодня достаточное количество. Однако, считаю, что найдется большое количество противников создания данных структур в ОПК. Уничтожить идею создания высокотехнологичных кластерных структур могут сами высокотехнологичные оборонные предприятия , а точнее - их руководство. Процессы системной коррупции, которые, к сожалению, не обошли стороной и оборонно-промышленный комплекс. Показательным в этом плане проведенное 29.01.2014 года первое заседание коллегии Генпрокуратуры РФ, Министерства обороны и Министерства промышленности и торговли, на котором обсуждалось состояние законности в ОПК. По словам Генерального прокурора, в ОПК было выявлено, что авиа- и судостроители вкладывают бюджетные средства в коммерческие банки с целью извлечения собственной выгоды, руководители отраслевых предприятий зачастую сами являются организаторами хищений, а Министерство промышленности и торговли РФ от контроля выполнения целевых программ просто «самоустранилось». Присутствуют и прямые хищения бюджетных средств оборонными предприятиями. 4 декабря 2014 года В.В. Путин в Послании Федеральному собранию указал, что хищение и нецелевое расходование бюджетных средств необходимо рассматривать как непосредственный прямой удар по основам национальной безопасности государства. МО РФ во взаимодействии с Росфинмониторингом РФ и другими курирующими государственными ведомствами было поручено сформировать эффективную систему контроля и мониторинга использования денежных средств, выделяемых на финансирование государственного оборонного заказа [5]. Данное послание Президента РФ повлекло за собой серьезные поправки в нормативную правовую и институциональную базу в отношении гособоронзаказа в России. Существуют также и другие актуальные проблемы в отечественной оборонной промышленности, в первую очередь связанные с неразвитостью инфраструктуры инновационной деятельности ввиду: примитивности и декомплиментарности институциональной структуры инновационной деятельности; израсходования стратегического и фундаментального общетехнического научного задела в условиях нехватки финансовой бюджетной поддержки академической и прикладной науки; неполноценной организационно-экономической и финансовой вовлеченности действенных научных организаций, представителей фундаментальной и прикладной науки в тематику инновационного развития организаций ОПК [6]. Но при этом следует подчеркнуть, что объективные предпосылки к появлению все большего числа высокотехнологичных интегрированных структур очевидны. Главенствующей из них является существующий в структуре взаимосвязей ОПК и гражданских отраслей трансферт технологий. Выше отмечалось, что развитие оборонно-промышленного комплекса является локомотивом и для смежных отраслей. Таким образом, отечественный ОПК, аккумулируя передовые научно-технические достижения, по-прежнему предопределяет эффективность функционирования высокотехнологичных сфер экономики страны. Подводя итог, можно отметить, что сформировавшаяся дефрагментированная институциональная структура военного производства в России требует неотложных мер по интеграции существующих укладов в нечто единое, иначе эффективность текущих преобразований будет близка к нулю. Необходимо создать и развить эффективные высокотехнологичные интегрированные структуры, одним из базисных направлений которых могут выступить кластеры - тем самым повысить конкурентоспособность отечественного ОПК и, следовательно, уровень национальной безопасности страны.
References

1. Karavaev I.E. Ob osnovnyh aspektah vliyaniya reformirovaniya i razvitiya OPK na obespechenie nacional'noy bezopasnosti // Promyshlennik Rossii. 03.03.2011

2. Abdulkadyrov A.S. Osobennosti postroeniya vysokotehnologichnyh klasterov innovacionnogo tipa // Problemy ekonomiki. - 2013. - № 6 (58). - S.9-12

3. Abdulkadyrov A.S. Klasternaya strategiya i ee vozmozhnosti v sfere oboronnogo proizvodstva // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2013. - № 2 (36). - S.150-155

4. Minpromtorg: Ob'em promyshlennoy produkcii, proizvedennoy predpriyatiyami OPK za 2016 god, vyros na 10,7% [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.aex.ru/news/2017/3/24/167736/. (Data obrascheniya 24.08.2018)

5. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 04.12.2014 g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_171774/

6. Egorov G.N., Tedeev E.K., Umnov A.N. Chto pokazal kompleksnyy sopostavimyy analiz mirovogo opyta i otechestvennoy praktiki regulirovaniya innovacionnoy deyatel'nosti v oboronno-promyshlennom komplekse Rossii. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.nii-ecos.ru/information_analytical_materials/doc/analysis_internationa_experience.doc

Login or Create
* Forgot password?