Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с интеграционными процессами на Южном Кавказе. Особое внимание уделяется неурегулированным проблемам и конфликтам в регионе, а также процессам преодоления существующих политических, социально-экономических и духовно-культурных противоречий и конфликтов на Южном Кавказе (ЮК), что возможно лишь при эффективной интеграции и достижении политической стабильности региона.

Ключевые слова:
Южный Кавказ, региональная безопасность, интеграционный потенциал, межнациональные конфликты, геополитика
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В данной статье будут рассматриваться основные процессы, связанные с интеграционной политикой стран Южного Кавказа. Актуальность как нельзя высока, с учётом политической активности государств региона, так, например, недавние события, например, в Армении, где массовые протесты местных жителей, вынудили уйти в отставку с руководящего поста президента Сержа Саргсяна [4]. После распада Советского Союза, страны Южного Кавказа, находящиеся вблизи от стран Ближнего Востока, находились на перипетии политического курса и в целом, дальнейшего движения вперёд. В период своей независимости, страны, как и многие другие страны бывшего СССР, пошли по демократическому пути развития. Особую важность имеет местоположение этих государств, поскольку они являются границей Европы и Азии, а также, граничат с довольно нестабильными государствами Ближнего Востока [1]. Их интегрированность в современную мировую политику определяется наличием союзников и способностью противостоять современным вызовам, будь то политика, наука, экономика или военное дело. Основными стремлениями государств Южного Кавказа является, создание крепких союзов с более сильными государствами, путём региональной интеграции, как, например, ШОС, организация, которая была подписана в две тысячи седьмом году в Бишкеке. Одной из проблем, в данном регионе является, религиозный вопрос и периодическая эскалация военных конфликтов в исламских странах, что представляет собой существенную угрозу стабильности региона и его дальнейшему развитию. Рассматривая такого международного актора как Грузия, стоит напомнить, что страна не входит в состав ШОС, поскольку при президенте Саакашвили, правительство страны хотело вступить в НАТО и на сегодняшний день проводит прозападную политику, перенимая некоторые ценности и культурные особенности. Говоря о вышеупомянутой Шанхайской организации, по задумке, она является объединяющим элементом, который обеспечивает, взаимное сотрудничество и мирное сосуществование стран-участниц. Армения и Грузия в него не входят, но так или иначе являются партнёрами Российской Федерации, несмотря на определённые прецеденты в прошлом, как например, недельная война России и Грузии, а также происшествие в Армении с участием российского солдата из военной базы, которая до сих пор находится на территории Армении. Политическая интеграция государств Южного Кавказа - является одной из важнейших составляющих для создания более плотного сотрудничества с Российской Федерацией. Путин В.В. неоднократно отмечал то, что страны бывшего СССР должны тесно сотрудничать и помогать друг другу. Однако, не все государства согласны с такой политикой и как уже упоминалось, Грузия, например, как и Украина куда более расположены к сотрудничеству, в большей степени к Европейскому Союзу нежели к России [2]. Для стран Южного Кавказа, как и для всех остальных республик бывшего СССР, переход на другой политический курс был довольно болезненным, поскольку сам распад представлял собой довольно резкий переход и ни политики, ни население к настолько быстрой смене реалий не были готовы. Основной проблемой для многих республик остаётся высокий уровень коррупции и коррумпированности многих государственных структур. Одной из задач, которые поставил перед собой Саакашвили было максимальное изменение государственной системы, в пользу уменьшения уровня коррупции и выведения страны в эшелон передовых государств с подобным населением и ресурсами. В ситуации с Арменией, как показывают последние события, население страны путём долгодневных, непрекращающихся митингов, заставило уйти в отставку, уже бывшего президента республики, Сержа Саргсяна. Мотивом для этого послужил как раз высокий уровень коррупции, продажности государственных структур и в конце концов, население попросту устало от бесконечного правления одного и того же человека. Отличительной чертой Армянских митингов было то, что в отличии от многих Российских народных шествий, эти длились не пару часов, а несколько дней. Протестующие собирались на главных улицах, на главной площади, возле правительственных объектов. После продолжительных митингов бывший президент подал в отставку. Специфика государств южнокавказского региона заключается в том, что все они уже на протяжении полутора десятилетий находятся в переходном состоянии, связанном с распадом союзного государства - СССР, в состав которого входили Азербайджан, Армения и Грузия. Выход на самостоятельный уровень политического функционирования и обретения демократических свобод оказался связанным с переходом на капиталистические «рельсы» экономических отношений и с необходимостью опоры прежде всего на собственные скрытые ресурсы и производительные силы. Кроме того, общественная психология, ориентированная на прежние «союзные» политико-интеграционные отношения, оказалась не готовой как к их распаду, так и к необходимости вступления в новые связи, подчиненные стратегии и тактике иной, несоциалистической, ориентации. Процессы с непризнанными республиками Южной Осетии и Абхазии; нерешенная проблема карабахского вопроса, эти и другие проблемы, является основными факторами, сковывающими интеграционную политику и Азербайджана, и Армении, а также государств-соседей. Не менее сложный характер носит экономическая составляющая политического интегрирования в рассматриваемом регионе, связанная с открытием нефтепровода Баку -Тбилиси - Джейхан, пополняющегося с 2006 г. казахстанской нефтью и альтернативного «нефтяным» интересам России в регионе [5]. В свою очередь, стоит отметить, что Азербайджан, учитывая его доминирование сырьевых отраслей в экономике страны проводит политику лавирования, сохраняя тесное сотрудничество с Россией и с Западом. Несмотря на всю сложность и неоднозначность политических, экономических и интеграционных процессов на Южном Кавказе, все три страны объективно заинтересованы в сохранении и поддержании отношений с Российской Федерацией как в рамках двустороннего сотрудничества, так и на многосторонней основе.
Список литературы

1. Алексанян А.А. Современные вызовы интеграционным процессам на Южном Кавказе: европейское и евразийское измерения. - М.: Наука, 2014. - 351 с

2. Буров А.А. Новое в политико-интеграционных процессах на Южном Кавказе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pglu.ru/upload/iblock/a41/uch_2008_xiii_00036.pdf (дата обращения: 31.05.2018)

3. Минасян С.Г. Военно-политическое сотрудничество России и Армении в контексте проблем региональной безопасности Южного Кавказа // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. - 2005. - № 1. - С. 339

4. РИА Новости, протесты в Армении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/world/20180420/1519107257.html (дата обращения: 31.05.2018)

5. Формирование интеграционной модели на Южном Кавказе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kavkazplus.com/news.php?id=71#.WxcL3s6Joxc (дата обращения: 24.05.2018)

Войти или Создать
* Забыли пароль?