CONTEMPORARY PROBLEMS OF INTEGRATION PROCESSES IN THE SOUTH CAUCASUS
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines the problems associated with the integration problems in the South Caucasus. Mostly, the article is focused on continuing problems in the region and the processes of overcoming current political, socio-economic and cultural contradictions and conflicts in the South Caucasus that’s possible only on the basis of effective integration and political stability in the region.

Keywords:
South Caucasus, regional security, geopolitics, integration political, ethnic conflicts
Text
Text (PDF): Read Download

В данной статье будут рассматриваться основные процессы, связанные с интеграционной политикой стран Южного Кавказа. Актуальность как нельзя высока, с учётом политической активности государств региона, так, например, недавние события, например, в Армении, где массовые протесты местных жителей, вынудили уйти в отставку с руководящего поста президента Сержа Саргсяна [4]. После распада Советского Союза, страны Южного Кавказа, находящиеся вблизи от стран Ближнего Востока, находились на перипетии политического курса и в целом, дальнейшего движения вперёд. В период своей независимости, страны, как и многие другие страны бывшего СССР, пошли по демократическому пути развития. Особую важность имеет местоположение этих государств, поскольку они являются границей Европы и Азии, а также, граничат с довольно нестабильными государствами Ближнего Востока [1]. Их интегрированность в современную мировую политику определяется наличием союзников и способностью противостоять современным вызовам, будь то политика, наука, экономика или военное дело. Основными стремлениями государств Южного Кавказа является, создание крепких союзов с более сильными государствами, путём региональной интеграции, как, например, ШОС, организация, которая была подписана в две тысячи седьмом году в Бишкеке. Одной из проблем, в данном регионе является, религиозный вопрос и периодическая эскалация военных конфликтов в исламских странах, что представляет собой существенную угрозу стабильности региона и его дальнейшему развитию. Рассматривая такого международного актора как Грузия, стоит напомнить, что страна не входит в состав ШОС, поскольку при президенте Саакашвили, правительство страны хотело вступить в НАТО и на сегодняшний день проводит прозападную политику, перенимая некоторые ценности и культурные особенности. Говоря о вышеупомянутой Шанхайской организации, по задумке, она является объединяющим элементом, который обеспечивает, взаимное сотрудничество и мирное сосуществование стран-участниц. Армения и Грузия в него не входят, но так или иначе являются партнёрами Российской Федерации, несмотря на определённые прецеденты в прошлом, как например, недельная война России и Грузии, а также происшествие в Армении с участием российского солдата из военной базы, которая до сих пор находится на территории Армении. Политическая интеграция государств Южного Кавказа - является одной из важнейших составляющих для создания более плотного сотрудничества с Российской Федерацией. Путин В.В. неоднократно отмечал то, что страны бывшего СССР должны тесно сотрудничать и помогать друг другу. Однако, не все государства согласны с такой политикой и как уже упоминалось, Грузия, например, как и Украина куда более расположены к сотрудничеству, в большей степени к Европейскому Союзу нежели к России [2]. Для стран Южного Кавказа, как и для всех остальных республик бывшего СССР, переход на другой политический курс был довольно болезненным, поскольку сам распад представлял собой довольно резкий переход и ни политики, ни население к настолько быстрой смене реалий не были готовы. Основной проблемой для многих республик остаётся высокий уровень коррупции и коррумпированности многих государственных структур. Одной из задач, которые поставил перед собой Саакашвили было максимальное изменение государственной системы, в пользу уменьшения уровня коррупции и выведения страны в эшелон передовых государств с подобным населением и ресурсами. В ситуации с Арменией, как показывают последние события, население страны путём долгодневных, непрекращающихся митингов, заставило уйти в отставку, уже бывшего президента республики, Сержа Саргсяна. Мотивом для этого послужил как раз высокий уровень коррупции, продажности государственных структур и в конце концов, население попросту устало от бесконечного правления одного и того же человека. Отличительной чертой Армянских митингов было то, что в отличии от многих Российских народных шествий, эти длились не пару часов, а несколько дней. Протестующие собирались на главных улицах, на главной площади, возле правительственных объектов. После продолжительных митингов бывший президент подал в отставку. Специфика государств южнокавказского региона заключается в том, что все они уже на протяжении полутора десятилетий находятся в переходном состоянии, связанном с распадом союзного государства - СССР, в состав которого входили Азербайджан, Армения и Грузия. Выход на самостоятельный уровень политического функционирования и обретения демократических свобод оказался связанным с переходом на капиталистические «рельсы» экономических отношений и с необходимостью опоры прежде всего на собственные скрытые ресурсы и производительные силы. Кроме того, общественная психология, ориентированная на прежние «союзные» политико-интеграционные отношения, оказалась не готовой как к их распаду, так и к необходимости вступления в новые связи, подчиненные стратегии и тактике иной, несоциалистической, ориентации. Процессы с непризнанными республиками Южной Осетии и Абхазии; нерешенная проблема карабахского вопроса, эти и другие проблемы, является основными факторами, сковывающими интеграционную политику и Азербайджана, и Армении, а также государств-соседей. Не менее сложный характер носит экономическая составляющая политического интегрирования в рассматриваемом регионе, связанная с открытием нефтепровода Баку -Тбилиси - Джейхан, пополняющегося с 2006 г. казахстанской нефтью и альтернативного «нефтяным» интересам России в регионе [5]. В свою очередь, стоит отметить, что Азербайджан, учитывая его доминирование сырьевых отраслей в экономике страны проводит политику лавирования, сохраняя тесное сотрудничество с Россией и с Западом. Несмотря на всю сложность и неоднозначность политических, экономических и интеграционных процессов на Южном Кавказе, все три страны объективно заинтересованы в сохранении и поддержании отношений с Российской Федерацией как в рамках двустороннего сотрудничества, так и на многосторонней основе.
References

1. Aleksanyan A.A. Sovremennye vyzovy integracionnym processam na Yuzhnom Kavkaze: evropeyskoe i evraziyskoe izmereniya. - M.: Nauka, 2014. - 351 s

2. Burov A.A. Novoe v politiko-integracionnyh processah na Yuzhnom Kavkaze [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.pglu.ru/upload/iblock/a41/uch_2008_xiii_00036.pdf (data obrascheniya: 31.05.2018)

3. Minasyan S.G. Voenno-politicheskoe sotrudnichestvo Rossii i Armenii v kontekste problem regional'noy bezopasnosti Yuzhnogo Kavkaza // Vestnik VGU. Seriya Gumanitarnye nauki. - 2005. - № 1. - S. 339

4. RIA Novosti, protesty v Armenii [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://ria.ru/world/20180420/1519107257.html (data obrascheniya: 31.05.2018)

5. Formirovanie integracionnoy modeli na Yuzhnom Kavkaze [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://kavkazplus.com/news.php?id=71#.WxcL3s6Joxc (data obrascheniya: 24.05.2018)

Login or Create
* Forgot password?