Текст (PDF):
Читать
Скачать
В настоящее время мы являемся свидетелями разнообразных, и не всегда предсказуемых, геополитических процессов, в той или иной степени влияющих на развитие национальных государств. Заложенная в истории цивилизации одна из самых эффективных схем выживания - объединение в союзы, - сегодня также актуальна. Примерами этому являются Евросоюз, который уже несколько десятилетий воспринимается как единое целое в осуществлении экономической, социальной и внешнеполитической деятельности; страны БРИКС, которые пытаются организовать самостоятельный союз, способный противостоять возникающим макроэкономическим и геополитическим вызовам современности… Одним из таких союзных образований, также имеющих цель благополучного и относительно самостоятельного развития в рамках единого союза, является ЕАЭС. Как известно, фундаментом данного образования стали ряд стран-участников СНГ, сумевшие в нелегкой политической и экономической обстановке сформировать некую общность, принявшую единые правила поведения. Разумеется, для развития, для стабильного существования данному союзу, равно как и другим, необходимо иметь не только механизмы развития, но и механизмы защиты. Это очевидно, так как любой союз (будь то Евросоюз, ЕАЭС, БРИКС или ШОС) существует в не замкнутом пространстве, а в остро-конкурентной среде, обостряющейся геополитическими проблемами. Среди механизмов защиты, обеспечивающих самостоятельность и независимость участников ЕАЭС в осуществлении своих планов и проектов, в том числе связанных с иностранными партнерами, немалую роль играют информационные механизмы. Почему? Суть нашего утверждения о важности и приоритетности информационных механизмов в защите интересов союза, равно как и в реализации информационного сопровождения своей деятельности и перспективных планов, заключается в существующем как данность глобальном информационном обществе, выдвинувшем качественно новые доминанты развития, функционирования и проблематики. Не считаться с этим в современных условиях означает, в лучшем случае, неуспех, в худшем - катастрофу. Современные информационные ресурсы, структуры, ретрансляторы, технологии и т.д. способны создавать и корректировать любую реальность. Даже самые устойчивые образования и союзы не способны противостоять информационной экспансии (например, со стороны конкурентного субъекта), если таковая случится. С другой стороны, также самые устойчивые образования и союзы не в состоянии развиваться без того же надлежащего информационного сопровождения. Это полностью относится и к евразийскому пространству. Являясь одним из самых недавних союзов, находящимся в фазе формирования, выработке некой единой политики, что свойственно подобным союзам, имеющим различные историю, ментальность, конфессиональность, культуру, язык и т.д., ЕАЭС нуждается в протекции своего формирования. Одной из существенных проблем в этом плане является формирование единого информационного пространства для всех заинтересованных участников данного союза. Необходимость этого заключается в вышеприведенном предложении - именно единая информационная платформа способна синтезировать историю, ментальность, конфессиональность, культуру, язык в некое объединяющее сущее понятие, как базовую форму развития. Существующие возможности информационно-коммуникационного взаимодействия и взаимовлияния способны существенно снизить временной формат осуществления данной задачи синтеза. При этом, следует иметь ввиду, что единая информационная платформа должна учитывать местные (в данном случае - национальные) интересы, традиции и законы. Это предполагает серьезные исследования в данном отношении, которые в обязательном порядке должны использовать и опираться на соответствующие научные изыскания и предложения. Это обеспечит серьезный и глубокий базис для выстраивания не только единого информационного пространства, но и единой информационной политики в перспективе для всех участников союза. Среди медийных ретрансляторов, которые сегодня используются на пространстве СНГ, объединяющие или отражающие информационные интересы всего Содружества, можно выделить разве что телеканал «Мир». Именно этот телеканал освещает в различных жанрах и сюжетах происходящие события, социально-культурные даты и проекты, экономическую жизнь и т.д. В рамках данной статьи мы не оцениваем качество и профессионализм журналистской деятельности «Мир», но констатируем, что это - единственный массовый ретранслятор Содружества. Разумеется, этого чрезвычайно мало, к тому же сюда можно добавить отсутствие общих печатных периодических СМИ, радиостанций, даже нет единого информационного агентства. Вне сомнений, приоритет национальных информационных интересов оказывается в явном преимуществе, так как люди, проживающие, скажем, в Киргизии, вряд ли с повышенным интересом будут отслеживать вопросы жизнедеятельности в Армении, их куда больше волнует то, что происходит на их земле. К тому же надо иметь ввиду и экономический фактор - тот же телеканал иди реакция газеты зависят от прибыли, которая обеспечивается востребованностью их продукции целевыми аудиториями, и свою сетку вещания или печатный контент они будут планировать таким образом, чтобы привлечь к себе массовое внимание. Насколько в такое планирование будет встраиваться информационное оповещение о происходящем пусть и в дружественных, но не своих государствах? Таким образом, встает проблема не только формирования единого информационного пространства, но и проблема насыщенности разнообразными информационными ретрансляторами (средствами массовой информации) межнационального уровня, проблема создания информационной продукции, которая окажется востребованной населением Содружества, наконец, проблема финансирования. В современных условиях и проблематике функционирования стран-участников СНГ реализовать подобный проект практически очень сложно. Наличие внутренних политических, экономических и социальных проблем в каждой из стран Содружества, отодвигают на второй план необходимость создания единой информационной площадки. Концепция формирования информационного пространства СНГ, утвержденна решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 г. в г. Москве. Один из исследователей проблематики информационной политики СНГ Виталий Струговец еще семь лет назад отмечал: «Основные положения Концепции отражали приоритетные цели и интересы проведения согласованной на межгосударственном уровне политики формирования информационного пространства СНГ, принципы и организационные основы сотрудничества государств - участников СНГ в сфере развития информационных и телекоммуникационных услуг, механизмы и условия реализации согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и программ по развитию межгосударственных информационных обменов. с момента появления Концепции формирования информационного пространства СНГ прошло свыше 15 лет, реальных изменений в развитии межгосударственного информационного обмена не произошло, информационное пространство Содружества так и не было сформировано. Конечно, определенная работа в этом направлении проводилась, но для создания полноценного единого информационного пространства СНГ ее оказалось явно недостаточно» [1]. Причины, препятствовавшие эффективности формирования единого информационного пространства в прошлые годы, остаются актуальными и неразрешимыми и в настоящее время. Упомянутый выше В. Струговец среди таковых причин, с которыми мы полностью солидарны, называет: Отдельной темой в формировании единой информационной площадки Содружества может стать вопрос создания единого виртуального пространства. Ведь в самом деле, при очевидной динамике востребованности интерактивных информационных ретрансляторов, социальных сетей и интернет-коммуникаторов, необходимо оперативно и качественно разрабатывать этот проект. Вполне вероятны разработка собственного браузера, поисковой системы, соответствующих опций, привлекательными для потенциальных пользователей, насыщение ее блогерским сообществом, разнообразными чатами, экономическими, культурными, музыкальными и пр. программами, рейтингами, обсуждениями… На наш взгляд, такая идея вполне осуществима, если в ее основе поставить, прежде всего, заинтересованность молодой и перспективной части интернет-сообщества из стран СНГ. Во-первых, грандиозность и целиннность такого проекта привлечет к нему внимание креативных молодых специалистов, где им можно развернуть свои таланты на многочисленных направлениях. Во-вторых, кооперация как следствие необходимости совместно работы, послужит толчком к интеграции в других процессах, снижая проблематику, существующую в Содружестве. В-третьих, интернет-контент при его качественном и талантливом создании может вовлечь в себя и традиционные СМИ, превращая в это необходимую информационную конвергентность. Главным же при осуществлении этого проекта является все та же государственная воля и государственная заинтересованность участников Содружества.