Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
За основу взяты пять «И»: инвестиции, инновации, интеллект, инфраструктура, институты, которые соответствуют аналогичным видам безопасности: инвестиционной; инновационной; интеллектуальной; инфраструктурной; институциональной. Даны определения перечисленным видам экономической безопасности. Определены угрозы и предложены меры по противодействию этим угрозам по каждому виду экономической безопасности.

Ключевые слова:
инвестиционная безопасность, инновационная безопасность, интеллектуальная безопасность, инфраструктурная безопасность, институциональная безопасность, экономическая безопасность, угрозы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В нашей стране взят курс на формирование инновационной экономики до 2020 г. (в соответствии с программой создания инновационной экономики в России). Начата и идет модернизация экономики. Современная экономика приобретает новые черты. До недавнего времени, в Правительстве Российской Федерации очень часто говорили о пяти «И», под которыми подразумевались: инвестиции, инновации, интеллект, инфраструктура, институты. Ставка делалась на то, что за счет этих пяти «И» можно будет успешно перейти к инновационной экономике. Однако желаемых результатов достигнуть не удалось. Почему это произошло? Проанализируем эти пять «И» со стороны экономической безопасности. Все пять «И» соответствуют определенным видам экономической безопасности: инвестиции соответствуют инвестиционной безопасности; инновации - инновационной; интеллект - интеллектуальной; инфраструктура - инфраструктурной; институты - институциональной. Инвестиционная безопасность - способность национальной хозяйственной системы воздействовать на инвестиционный процесс, который может оказывать влияние на стратегическую конкурентоспособность экономики и устойчивый рост [7, с. 304]. Угрозы инвестиционной безопасности: 1) ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам. Это связано, в первую очередь, с введением экономических санкций в отношении России в инвестиционной сфере. По сути это не санкции, а односторонние меры по сдерживанию конкурента, которые сводятся к запрету инвестиций в российскую экономику, прежде всего в топливно-энергетический комплекс. Из-за ухудшения инвестиционного климата в 2014 г. прямые иностранные инвестиции в российскую экономику резко упали (см. таблицу 1) [9]; 2) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики. Доля инвестиций в машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2016 г. составила треть всех инвестиций. В 2016 г. они составили 30,6%. При этом наблюдается снижение по сравнению с 2011 г. В 2011 г. они были на уровне 37,9% [9]. Доля инвестиций в основной капитал в ВВП страны в 2016 г. составляла пятую часть. По итогам 2016 г. в экономику страны вложено 14639,8 млрд руб., это 20,4% от ВВП. Динамика инвестиций в основной капитал по годам показана в таблице 2 [9]. Динамика имеет тенденцию к снижению по сравнению с предыдущими периодами (см. таблицу 2); 3) неблагоприятный инвестиционный климат. Для оттока инвестиций из России используются такие инструменты как понижение рейтингов России, повышение ставок на заемный капитал и инвестиции. Для этого привлекаются различные рейтинговые агентства, например, Moody’s, Fitch, Standard & Poor’s, показывающие необоснованное понижение рейтингов. Низкие рейтинги, как правило, отталкивают инвесторов. Например, консалтинговая фирма A.T. Kearney каждый год публикует рейтинг 25 государств, привлекательных для инвесторов. Россия, которая в 2013 г. была на 11-й позиции в рейтинге, начиная с 2014 г. в ТОП 25 больше не входит (таблица 3) [10]; Отток капитала из России в 2015 г. составил 57 млрд долл. США. Все это привело к значительному инвестиционному спаду, поскольку в первую очередь средства стали выводиться из инвестиционных проектов, они замораживаются, откладываются на будущее. К тому же Россия в начале 2016 г. нарастила инвестиции в гособлигации США еще почти на 5 млрд долл. США, таким образом, общая сумма российских инвестиций достигла 96,9 млрд долл. США, а европейские банки и кредитные организации наоборот отказались размещать российские евробонды, действуя в угоду США и Евросоюза, которые ввели санкции против частных лиц и компаний в России. Чистый отток капитала в 2017 г. по сравнению с прошлым 2016 г. вырос почти в 2 раза. По оценке ЦБ по итогам 2017 г. отток капитала составил 29 млрд долл. США; 4) низкая инвестиционная активность. Она вызвана, прежде всего, недостатком собственных финансовых средств и неблагоприятной экономической ситуацией в стране (см. таблицу 4) [9]. Для обеспечения экономической безопасности устойчивый ежегодный прирост ВВП должен быть на уровне порогового значения 6-7%. Рост ВВП за 2017 г. составил 1,82%. Для нейтрализации и устранения угроз инвестиционной безопасности необходимо: создавать благоприятные условия в экономике для привлечения иностранных инвестиций; обеспечить экономику достаточным количеством инвестиций для поддержания ее устойчивого развития; сформировать оптимальную отраслевую и территориальную структуру инвестиций; снизить объемы оттока капитала; провести модернизацию отечественных инвестиционных и финансовых институтов; осуществить трансформацию внутренних сбережений в инвестиции; максимально осуществить все реализуемые инвестиционные проекты на инновационном уровне. Инновационная безопасность - это такое состояние инновационного развития национальной экономики, которое в совокупности с определенными условиями и факторами характеризует стабильность, устойчивость и поступательность развития экономики данной территории и определяется способностью государства защищать интересы ее главных субъектов на основе разработки и реализации долгосрочной инновационной политики. Угрозы инновационной безопасности: 1) слабая инновационная активность. Инновационная активность - решающий фактор экономической самостоятельности и конкурентных рыночных позиций предприятия. Низок уровень предпринимательской активности в области инноваций. В развитых странах доля инновационно активных предприятий находится в пределах от 25 до 80%. В РФ этот показатель составляет около 10% (в промышленности - 7,7%). Россия сильно отстает от развитых стран в инновационной активности предприятий: 90% предприятий не занимаются инновациями [6, с. 32]; 2) отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий. Весь мировой рынок высокотехнологичной продукции условно охватывает 50 макротехнологий. Так, десять наиболее развитых стран обладают практически полным их набором. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия - по 11, Япония - по 7. По оценке наших специалистов за рынок 10-15 макротехнологий из тех 50, что определяют потенциал развитых стран, Россия вполне способна побороться. В хозяйственный оборот России вовлечено менее 1% результатов научной деятельности, а в США и Англии, где идеи, профинансированные государством, передаются исполнителю - 70%; 3) недостаточное финансирование инновационной деятельности. На НИОКР в России тратится 1,1% ВВП (половина за счет государства). Израиль в 2015 г. потратил на научно-исследовательскую деятельность больше всех стран в мире - 4,3% от ВВП, Южная Корея - 4,2%, Япония - 3,3%, США - 2,8%. По данным Industrial Research Institute (IRI), в 2015 г. расходы на исследования и разработки в мире в целом составили 1882,7 млрд. долл. Из них более 60% расходов пришлось на 4 страны - США, Китай, Японию и Германию. При этом доля России составила только 2,7% [11]; 4) низкий уровень инновационной продукции. В России только 1/12 продукции является инновационной. Общий объем инновационной продукции в 2017 г. по отношению ко всему объему промышленной продукции составил 8,4%, что на 0,5% выше показателя 2016 г. Крупные и средние промышленные предприятия России в 2017 г. произвели инновационной продукции и услуг на рекордную за последние двадцать лет сумму в 3,7 трлн руб. Лидировали по внедрению новых технологий производства кокса и нефтепродуктов, где инновационная продукция составила 29% общего объема, а также автомобилей (около 10%) и металлов (8%) [11]; 5) низкая доля России на мировом рынке инноваций. Современный мировой рынок инноваций превышает 2 трлн. долл. США, из которых на долю США приходится 36%, Японии - 30%, Германии - 17%, Китая - 7%. Доля России в мировом обороте торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3-0,5%; 6) финансовые потери от реализации технологий, а не готовой продукции. Экспорт инновационных технологий за пределы России составил в 2011 г. - 3716,3 млн долл. США или 0,7% от общего объема экспорта. (в 2006 г. - 14,3%, в 2007 г. - 15,3%, в 2008 г. - 13,9%, в 2009 г. - 1%, в 2010 г. - 1,0%). Государства инвестируют и зарабатывают на продаже интеллектуальной собственности. США эта статья дохода приносит ежегодно 150 млрд долл. США (для сравнения - «нефтяные доходы» России в 2015 г. составили около 90 млрд долл. США. Это примерно 12% от ВВП США. В Финляндии, входящей в пятерку по расходам на НИОКР, патенты дают до 20% ВВП, в России - менее 1%. Россия подает международных патентных заявок в семь раз меньше, чем Корея, и в 70 раз меньше, чем США. Из всего количества заявок на регистрацию изобретений в экономическом обороте находится только 0,4% результатов (в развитых странах 70%). Страна играет роль поставщика интеллектуального сырья (60% запатентованных в России открытий и изобретений используют иностранные бенефициарии), а не готовых технологий [3, с. 418]. Для противодействия угрозам инвестиционной безопасности необходимо: комплексное развитие научного потенциала; восстановление полного научно-производственного цикла; развитие национальной инновационной системы; стимулирование и поддержка развития рынка инноваций, наукоемкой продукции, в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью; формирование системы фундаментальных и прикладных научных исследований и ее государственная поддержка; развитие перспективных высоких технологий; развитие взаимодействия вузов и научноисследовательских центров с промышленными предприятиями; расширение практики софинансирования государством и субъектами бизнеса долгосрочных фундаментальных исследований с длительным сроком реализации. Интеллектуальная безопасность - означает защищенность продуктов умственного труда, а также рациональное использование, воспроизводство и повышение качества умственной способности людей, определяющих их деятельность. Угрозы интеллектуальной безопасности: 1) недостаточное качество профессионального и высшего образования. Достичь такого качества и уровня образования, которое было в бывшем СССР, пока не удается. По сути, тогда была создана самая лучшая в мире система образования. Об этом говорят цифры и факты. В настоящее время 40% физиков и математиков США - выходцы из России. Ровно половина 50% программистов, которые решают наиболее сложные задачи в США, это выходцы из нашей страны. Среди 100 наиболее квалифицированных российских ученых в области естественных наук (в т.ч. академиков РАЕН) более половины постоянно работают за границей. В целом сейчас более 700 тыс. наших специалистов советской высшей школы работает за рубежом; 2) недостаточное финансирование сферы образования и науки. В 2017 г. в России на образование было выделено 595 млрд руб., что на 54 млрд руб. больше, чем в 2016 г. Однако, Россия заметно отстает от развитых стран по расходам на образование. Так, в США доля расходов на образование - 7,5% ВВП. В России этот показатель в 2017 г. составил - 3,3%; 3) переход к постиндустриальному информационному обществу. Сегодня в мире насчитывается около 1 млрд чел., имеющих доход больше 20 тыс. долл. США в год (так называемый золотой миллиард). Они и могут воспользоваться всеми благами процесса информатизации. Остальная же часть населения из этого процесса может просто выпасть. Кроме того, 80% объема программного продукта в мире создается на английском языке, но 75% населения мира английского не знают. Россия, располагая 1/40 частью населения мира, заняла в 2016 г. лишь 43-е место по уровню информатизации; 4) устаревание научных кадров. Возраст научных сотрудников в России составляет: до 30 лет - 0,3%; от 30 до 50 лет - 6,2%; свыше 50 лет - 93,5%. Приток молодых специалистов снизился до критического уровня, поэтому средний возраст членов государственных академий - около 70 лет, докторов наук - более 60 лет, кандидатов наук приближается к 55 годам; 5) отток ученых за рубеж в ходе совместной работы по проектам. Из науки в целом ушла 1/3 исследователей, из академической науки - половина. Наиболее талантливые, а это не менее 180- 250 тыс. работников сферы науки, научного обслуживания и медицины, покинули Россию в период экономических реформ. Вырисовывается такая картина [1, с. 419-420]: численность работающих в научно-технической сфере страны уменьшилась в 2,5 раза (с 2 млн в 1990 г. до 800 тыс. в 2000 г.); около 50 тыс. ученых (прежде всего, математиков, физиков, химиков, биологов) вынуждены были покинуть Россию и работать в других странах; 6) недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов. Россия занимает девятое место в мире по размеру интеллектуального капитала и остается на 69-м месте по эффективности политики в области инноваций; 7) быстрые изменения научно-технического характера в мире. На предприятиях острая потребность в инженерах, технологах, конструкторах, программистов, архитекторов, прорабов и т.д., не хватает технических специалистов; 8) дублирование вузами подготовки специалистов и как следствие перепроизводство таких специалистов как юристы, экономисты, финансисты. Готовят сегодня юристов в России 1211 вузов. Из них 542 государственных и 669 негосударственных. Половина выпускников вузов работает сегодня не по специальности. Для сравнения: в Швеции таких - 10%, во Франции и США - около 25%. Более 25% выпускников вузов в России работают на таких местах, где высшее образование и вовсе не требуется; 9) потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического развития. Сегодня интеллектуальная составляющая ни в одной отрасли не превышает 1%, тогда как в развитых странах Запада она достигает 20-25%. Причина известна: уже несколько лет в России регистрируются лишь 20 тыс. патентов (из них только 5% используется в промышленности), в то время как в СССР этот показатель ежегодно составлял 200 тыс. авторских свидетельств [2, с.122]. 10) сокращение численности персонала, занятого исследованиями и разработками. С 2000 г. по 2011 г. численность научных работников уменьшилась на 152456 чел. В 2000 г. в научной сфере работало 887729 чел., а в 2011 г. - 735273 чел. 11) утечка «умов». Потери (прямые и косвенные) от «экспорта научных кадров» по разным подсчетам (в т. ч. по методике ООН) составляют от 30 до 50 млрд долл. США в год, что значительно больше, чем прямой вывоз капитала из России. Для противодействия угрозам интеллектуальной безопасности необходимо: преодолеть отставание в интеллектуальной сфере от ведущих развитых стран; повысить качество подготовки научных работников, инженеров, технических специалистов; повысить качество подготовки кадров высшей квалификации, которые могут стать мостом между наукой и производством; создать благоприятные условия для научной деятельности; создать сеть научно-инновационных центров; повысить инвестиции в развитие человеческого капитала. Инфраструктурная безопасность - это состояние бесперебойного функционирования инфраструктуры национальной экономики, при которых ею обеспечивается устойчивая и эффективная реализация общественного воспроизводственного процесса. Угрозы инфраструктурной безопасности: 1) ухудшение технического состояния объектов инфраструктуры. Например, техническое состояние многих гидротехнических сооружений, введенных в эксплуатацию 40-60 и более лет назад, вызывает серьезную тревогу, так как ресурс их прочности фактически исчерпан. Около 20% портовых причальных сооружений постройки 1937-1940 гг. выработали нормативные сроки службы, и около 20% - постройки до 1960 г. - близки к нему. Такая же ситуация и с инфраструктурой в других отраслях; 2) недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Например, российские морские торговые порты обеспечивают потребности страны в перевалке экспортно-импортных грузов не более чем на 70%. Остальное идет через порты Финляндии, Латвии, Литвы, Эстонии, Украины и других стран. В итоге в год Россия вынуждена платить иностранным портам свыше 1,5 млрд долл. США; 3) недостаточное развитие таможенной инфраструктуры. Данная инфраструктура требует расширения уже сейчас (возникают очереди). Результат 30 мин. на границе оформляют документы на 1 транспортное средство; 4) низкое качество отечественных дорог. Доля ДТП из-за неудовлетворительных дорожных условий составляет 24%. За год на российских дорогах гибнут 35 тыс. чел. Только 37% федеральных трасс отвечают современным нормативным требованиям. Однако 63% дорог не соответствуют нормативным и транспортно-эксплуатационным показателям, таким как: участки концентрации ДТП; неудовлетворительная ровность дорожных покрытий; неудовлетворительные сцепные свойства покрытий; участки, работающие в режиме перегрузки; неудовлетворительная прочность дорожных одежд. Для противодействия угрозам инфраструктурной безопасности необходимо: развертывание на государственной границе Российской Федерации высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов и систем повышения эффективности пограничной деятельности, в том числе необходимо создание дополнительных пропускных пунктов, таможенных терминалов; улучшение и развитие транспортной, энергетической и жилищно-коммунальной инфраструктуры; создание современной транспортно-логистической инфраструктуры; развивать информационную инфраструктуру. Институциональная безопасность - в ее основе лежит институциональный механизм обеспечения экономической безопасности, который представляет собой особую структурную составляющую хозяйственного механизма, обеспечивающую создание норм и правил, взаимодействия различных хозяйствующих субъектов и агентов с целью реализации их экономических возможностей по предотвращению угроз экономической безопасности и стабилизации хозяйственной среды. Угрозы институциональной безопасности: 1) недостаточное развитие нормативно-правовой базы в области науки, технологий и образования. Чтобы инновационная экономика заработала, нужна законодательная база, нужны законы и механизмы их реализации. Ежегодно в России органами законодательной и исполнительной власти принимаются 1,5-2 тыс. нормативных актов. Законодательство России на современном этапе включает порядка 1 млн нормативных актов, причем федеральное законодательство составляет не более 10%, а остальное -законодательство субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления [8, с. 55]. К числу специальных федеральных законов, регулирующих инновационную предпринимательскую деятельность, относится только 12; 2) многообразие и порой противоречивость законодательных актов. Госдума в 2017 г. приняла 74 закона, по итогам президентского послания Федеральному Собранию. Законодательная реализация послания президента Федеральному Собранию является одним из приоритетов в работе депутатов, в связи с чем, необходимо было принять 97 законов, из которых 74 закона приняли в 2017 г. и 23 закона предстоит принять в 2018 г. При этом 21 закон из этих 74 - это были законодательные инициативы депутатов и 43 законопроекта - это законы, инициированные правительством. 3) наличие институциональных ловушек и институционный вакуум в инновационной среде. К институциональным ловушкам относят [4]: неплатежи, уклонение от налогов, коррупция, теневая экономика и т.д. Институциональный вакуум в инновационной среде - закономерность ее формирования. Это обязательный атрибут институциональной среды. Это объективное явление, которое создает не просто негативные стимулы, а именно общее ухудшение экономической ситуации и осознание экономическими и социальными субъектами того, что надеяться им в преодолении трудностей не на что. Следовательно, институциональные ловушки и институциональный вакуум поддерживают не только состояние экономической, политической, но и институциональной незащищенности, уязвимости нашей страны [5]. Для нейтрализации угроз институциональной безопасности необходимо: совершенствование правовых и административных механизмов; совершенствование правового регулирования инновационной деятельности; выбор оптимального управления процессами реформирования во всех сферах государственной и общественной жизни; содействовать, стимулировать, поддерживать развитие инновационной экономики; совершенствовать институты организационно-правого обеспечения инновационной экономики: управленческие и законодательные органы; арбитражный суд; адвокатские конторы; нотариальные конторы; правовые консультационные центры и др.; дальнейшее развитие организационноправового обеспечения инновационной экономики, в котором концентрируются четыре основных аспекта: государственное; административное; финансовое; трудовое. Таким образом, мы получили ответ на вопрос: «Почему не удалось достигнуть желаемых результатов на пути продвижения к инновационной экономике»? Слишком сильны угрозы экономической безопасности в пяти «И», на которые делалась ставка. Тем не менее, устранив угрозы экономической безопасности, можно будет успешно двигаться по намеченному пути к инновационной экономике.
Список литературы

1. Арин О. А. Мир без России. - М., 2002. - 480 с.

2. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике / Под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотникова. В 2-х т. Т. 1. - СПб., 2007. - 396 с.

3. Государство и рынок: новое качество взаимодействия в информационно-сетевой экономике / Под ред. С.А. Дятлова, Д.Ю. Миропольского, В.А. Плотникова. В 2-х т. Т. 2. - СПб., 2007. - 422 с.

4. Манохина Н. В. Институциональный вакуум как атрибут институциональной среды // Вестник СГСЭУ. - 2008. - № 5 (24). - С. 16-18.

5. Манохина Н. В. «Институциональные ловушки» и институциональный вакуум в российской инновационной среде // Вестник СГСЭУ. - 2011. - № 5 (39) - С. 44-48.

6. Сенчагов В. К. Новые угрозы экономической безопасности и защита национальных интересов России / Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции. - Нижний Новгород, 2013. - С. 29-39.

7. Филатова А. С. Инвестиционная безопасность РФ в современных условиях // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 304-307.

8. Шкатулла В. И. Право. - М., 2004. - 360 с.

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moneymakerfactory.ru/biznes-plan/dinamika-investitsiy/(дата обращения: 31.01.2018).

10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/81/14655/ (дата обращения: 31.01.2018).

11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://promdevelop.ru/inostrannye-investitsii-v-ekonomike-rossii/(дата обращения: 31.01.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?