Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сотрудничество с государствами СНГ является приоритетным направлением внешней культурной политики и культурной дипломатии Российской Федерации. Культурные связи России с государствами СНГ многообразны. Однако среди этого многообразия форм особое место занимают культурные-мега-события - крупные международные проекты с большим числом участников, обширной программой и широким медийным освещением. Повышение интереса к организации мега-событий становится заметной тенденцией современного культурного обмена, т.к. подобные мероприятия обладают универсальностью, и в отличие от многих других форм межкультурного диалога они позволяют решать не только сугубо культурные, но и политические, и экономические, и социальные задачи. Культурные мега- события, организуемые в странах Содружества Независимых государств, обладают не только богатейшим творческим потенциалом, но значительным эффектом с точки зрения культурной дипломатии. Они имеют большой объединяющий, интеграционный, коммуникационный ресурс, способствуют культурному сближению стран СНГ, вносят вклад в популяризацию национальных культур. Однако надо отметить, что потенциал культурных мега-событий не до конца использован государствами СНГ и учитывая особенности современных культурных связей, спектр таких мероприятий мог бы быть значительно больше и разнообразнее.

Ключевые слова:
Россия, СНГ, культурная дипломатия, международные культурные связи, культурный обмен, мега- события
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Характерной чертой культурного обмена начала XXI века стал значительный рост интереса к организации масштабных международных мероприятий с большим числом участников, значительным общественным резонансом и широким медийным освещением. За такими мероприятиями закрепилось название «мега-событие». Мега-события как глобальное мероприятие, может проводиться в сфере политики, экономики, культуры, спорта [16. р. 15]. Сегодня существуют различные подходы к определению и типологии мега-событий, которые предлагают в основном зарубежные исследователи, представители различных направлений гуманитарного знания. Известный социолог, Мартин Мюллер, выделяет четыре критерия, которые раскрывают сущность мега-событий: привлекательность для посетителей, доступность, стоимость и эффект в экономической, культурной, имиджевой сферах [4, р. 5; 16]. Большое внимание автор уделяет именно последнему критерию, рассматривая мега-события как важный инструмент развития имиджа города, региона, где происходят масштабные мероприятий в культурной, спортивной, политической, экономической сферах. Важно, что именно благодаря данным мероприятиям формируется позитивный имидж региона, увеличивается поток туристов, формируется инфраструктура региона, создаются объекты долговременной эксплуатации, которые активно используются и после проведения масштабных мероприятий. Обращаясь к различным примерам мегасобытий и анализируя их природу, экономический и имиджевый эффект. М. Мюллер дает следующее определение мега-событию: «это мероприятие с установленными временными рамками, которое привлекает большое количество зрителей, освещается средствами массовой информации, имеет большую стоимость, а также сильно влияет на его место проведения и население» [4, р. 12]. На международную природу мега-событий обращает внимание в своей книге «Мега-события и современность» английский ученый, профессор Шеффилдского университета М. Рош. По его мнению, «мега-события - это культурные (включая коммерческие и спортивные) мероприятия большого масштаба, которые привлекают внимание и интерес со стороны мирового сообщества и имеют международную значимость» [15, р. 11]. Определяющими критериями мега-событий Дж. Хорн назвал значительные социальные, политические, экономические и идеологические последствия для города, региона и страны, в котором оно проводится. Таким образом, автор показал исключительные возможности данных мероприятий для решения актуальных задач в разных сферах [13, р.2]. Таким образом, обобщая мнения специалистов, можно предложить следующее определение данных мероприятий. Мега-события - это многоцелевые мероприятия, которые отражают процессы глобализации современной культуры, международных отношений, возрастающее влияния политики и экономики на их программу и подходы в организации и проведении. Стоит отметить, что по своему содержанию мега-события, к какой бы сфере они не относились можно рассматривать как многожанровые фестивали культуры и искусств. Несмотря на сложную природу и жанрово-видовую направленность данных мероприятий, можно выделить следующие направления, формы и типы мега-событий: 1) Культурные мега-события - это масштабные мероприятия в рамках театральной, музыкально, кинематографической, художественной жизни, которые проводятся в форме фестивалей, конкурсов, премий… А также культурные мега-события, которые проводятся в рамках современных международных отношений, например, сезоны культур, перекрестные годы культур, крупные международные фестивали, праздники. 2) Спортивные мега-события - Олимпийские игры и другие международные спортивные игры, чемпионаты мира, региональные чемпионаты по разным видам спорта, крупнейшие международные спортивные события, такие как Чемпионат мира по футболу, Олимпийские игры, универсиады и т.д. 3) Политические мега-события - встречи глав-государств, официальных лиц и политиков разного уровня, саммиты, форумы крупного международного масштаба. 4) Прочие мероприятия, имеющие сложную природу, международные социальные, гуманитарные проекты. Например, Экологическая акция «Спасем амурского тигра». Безусловно, предложенная типология нуждается в уточнении и детализации и может быть дополнена другими интересными примерами мега-событий. Мега-события - это инструмент государственной политики, способ заявить о своих политических амбициях и продемонстрировать свои достижения в различных сферах. в период холодной войны они часто использовались для демонстрации успехов и достижений той или иной идеологической системы. Например, Олимпийские игры в Москве в 1980 году - социалистической, Игры в Лос-Анджелесе - капиталистической, и безусловно, сегодня мега-события, являются одним из наиболее действенных и масштабных инструментов дипломатии Современные мега-события весьма разнообразны, но особой популярностью и интересом пользуются мега-события в области культуры и спорта. В качестве формы культурной дипломатии мега-события выполняют ряд важнейших функций. Они способствуют углублению межкультурного сотрудничества и культурного обмена, популяризируют национальную культуру, привлекают к культурному диалогу молодежь. Проведение культурных мега-событий открывает для стран и городов новые возможности для самопрезентации, увеличивает их шансы в конкуренции с другими территориями, способствует росту популярности и известности, положительно влияют на рост числа туристов, активизируют культурную жизнь [22, с. 33]. Нередко культурные мега-события используются в качестве элементов национальных имиджевых и брендинговых кампаний, поскольку с их помощью можно удачно подчеркнуть привлекательность и уникальность страны. Они также способствуют формированию положительного имиджа страны-организатора и вносят определенный вклад в укрепление ее репутации. Традиционно мега-события проводятся разными странами, но сегодня получила распространение практика проведения мега-событий, которые подготовлены целыми регионами, политическими объединениями и гуманитарными организациями. Такие мега-события, кроме вышеперечисленных функций, решают задачи интеграции участников, формирования единого политического, экономического культурного пространства. Например, к интересным примерам европейских мега-событий можно отнести многожанровый фестиваль «Культурная столица Европы», который демонстрирует единство и многообразие культурных традиций народов Европы. В странах СНГ сегодня также сложилась скоординированная система проведения культурных мега-событий, в которых принимают участие практически все государства-члены. Большинство из них стали уже традиционными, проводятся на регулярной основе и привлекают большое число участников и зрителей. К числу таких культурных мега-событий можно отнеси молодежные Дельфийские игры государств-участников СНГ, которые впервые состоялись в 2002 году в Брянске. Это соревнования молодых деятелей искусств в возрасте от 10 лет до 21 года, главная цель которых - приумножение культурных традиций, сохранение и развитие национальной культуры, а также укрепление культурных связей между странами СНГ. Популярность Игр у зрителей, их освещение в СМИ позволяют использовать Игры как инструмент общественной дипломатии, поскольку они направлены на поддержку взаимопонимания между народами Содружества, популяризируют общие культурные ценности, гуманистические идеалы. Программа Игр включает конкурсную и фестивальную части. Участники выступают в различных номинациях, в народных, классических и современных видах искусств: фортепиано, скрипка, эстрадное пение, народное пение, академическое пение, эстрадный танец, народный танец, цирк, фотография, плакат, граффити, ди-джей, вебдизайн, народные инструменты, духовые инструменты, народные художественные промыслы и ремесла, кулинарное искусство. Игры проходили в различных городах государств СНГ: Кишиневе (2004), Киеве (2005), Астане (2006 и 2012), Минске (2008), Ереване (2010). Среди российских городов Игры принимали у себя Новосибирск (2013), Волгоград (2014). В 2017 году участники Дельфийских состязаний встретились в Свердловской области. Дельфийские игры государств-участников СНГ признаны Международным Дельфийским комитетом и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО [5]. Сочетание культурных, спортивных и гуманитарных аспектов в программе Игр делает их уникальным примером спортивных соревнований. Они способствуют развитию межкультурного общения, формированию уважительного отношения к культурам стран СНГ, их сохранению и популяризации. Фестиваль как культурное мега-событие создает особую, неповторимую атмосферу, объединяющую большое число участников, зрителей и организаторов. Актуальность фестивальных форм в культурной дипломатии подтверждается их особыми возможностями в осуществлении межкультурного, творческого общения, использованием диалогового принципа продвижения национальных культур, широтой и многообразием направлений и форм участия. Дипломатический потенциал фестиваля «Славянский базар» велик. Он формирует дух взаимопонимания между участниками, содействует культурному сближению стран СНГ, способствует обмену национальными песенными, музыкальными традициями, рождает у участников и зрителей чувство культурной общности, но при этом вносит вклад в популяризацию национальных музыкальных традиций и культур, служит ареной для демонстрации лучших творческих достижений. Не следует забывать и об имиджевом характере фестиваля, поскольку он считается одним из ключевых культурных проектов стран Содружества. Общественный, медийный, политический резонанс фестиваля «Славянский базар» также позволяет отнести его к действенным рычагам культурной дипломатии на пространстве СНГ. Еще одним примером культурного мегасобытия на пространстве СНГ служит межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества» [10], разработанная в 2011 году для поддержания интереса к национальным культурам государств-членов и придания нового импульса для культурного развития нестоличных городов СНГ. в качестве культурной столицы СНГ каждый год в двух государствах выбирают по одному нестоличному городу, в которых затем организуются масштабные культурные мероприятия с целью презентации и популяризации их потенциала. За историю существования программы культурными столицами стали СНГ становились: в 2011 году Ульяновск (Россия) и Гомель (Беларусь), в 2012 году - Астана (Казахстан) и Мары (Туркменистан), в 2013 году - Габала (Азербайджан), Гюмри (Армения), Могилев (Беларусь), в 2014 году - Алматы (Казахстан) и Ош (Кыргызстан). В 2015 году культурными столицами Содружества были выбраны Воронеж (Россия) и Куляб (Таджикистан), в 2016 году - Дашогуз (Туркменистан), в 2017 году - Гянджа (Азербайджан), в 2018 году культурной столицей станет Горис (Армения)[6]. Говоря о ценности этой программы с точки зрения культурной дипломатии, отметим, что она, в первую очередь, состоит в укреплении и расширении культурных связей между странами и городами Содружества, в активизации межкультурного диалога, продвижении общих культурно-гуманитарных ценностей. Города, признанные культурной столицей СНГ, становятся более известными, узнаваемыми. На год они становятся «витриной», визитной карточкой культуры своей страны, повышают уровень осведомленности о ней за пределами государства. Культурные столицы привлекают туристов, в них проводятся различные фестивали, выставки, концерты, способствующие оживлению их культурной жизни. Кроме того, происходит более активное развитие инфраструктурных проектов, реализуются проекты по благоустройству этих городов. В начале ХХI века получил распространение и такой вид культурных мега-событий как год культур, когда страна или страны-организаторы проводят многочисленные культурные мероприятия, продвигая, таким образом свои лучшие культурные достижения. Большое число участников, организаторов, мероприятий, их медийность позволяют отнести такие культурные акции к числу мега-событий. Годы культур как международный мегапроект объединяют многие виды искусства, кроме того, они включают университетские, технологические, научные, промышленные и экономические обмены. Их программа исключительно насыщенна и обычно включает нескольких сотен событий. Говоря о значении годов культур с точки зрения культурной дипломатии, отметим их репутационные, коммуникационные возможности: они способствуют культурному сближению стран, популяризации национальной культуры и языка стран-организаторов. Заслуживает внимания роль годов культур в процессе формирования благоприятного образа страны-организатора. Это и довольно эффективная форма событийного пиара, своеобразная реклама туристического, научного, делового потенциала стран-организаторов, важный компонент национального брендинга [2, с. 34-35]. Крупным культурным событием стал Всемирный форум по межкультурному диалогу. В мае 2017 года состоялся уже IV-й такой форум в Баку. Темой форума-2017 стали проблемы укрепления межкультурного диалога в странах СНГ. Участники обсуждали новые возможности для человеческой безопасности, мира и устойчивого развития. Целью форума является дальнейшее продвижение и поддержание устойчивого взаимопонимания и диалога как внутри культур, так и между ними [4]. Форумы вносят свой вклад в развитие культурной дипломатии, поскольку они служат открытой дискуссионной площадкой для обмена мнениями по различным вопросам культурного сотрудничества. Задачи культурной дипломатии заключаются, с одной стороны, в популяризации культуры и укреплении культурных связей, а с другой - в формировании положительного имиджа государства за рубежом. С этой точки зрения культурные мегасобытия создают массу возможностей для реализации этих задач, поскольку именно они формируют новые и укрепляют уже существующие культурные связи, рождают новые культурные проекты, вносят вклад в развитие культурного обмена. Самостоятельным и весьма важным направлением взаимодействия на пространстве СНГ является спорт, спортивные мероприятия, которые отличаются значительным масштабом и, безусловно, могут быть названы мега-событиями. Значение спорта в современной жизни велико. Многие исследователи подчеркивают, что классические мега-события связаны именно со сферой спорта, спортивных мероприятий самого разного уровня. Они обладают исключительными возможностями, как правило, сопровождаются культурной программой, объединяют большую международную аудиторию, как зрителей, так и спортсменов и обладают очевидным политическим, имиджевым эффектом. При поддержке Международного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС) в государствах СНГ проводятся различные спортивные мега-события, целью которых является развитие массовых физкультурных движений, детскоюношеского спорта, утверждение здорового образа жизни. Среди таких мероприятий: Международные Иссык-Кульские спортивные игры стран СНГ и ШОС; Международный турнир по футболу «Кубок Содружества»; соревнования по отдельным видам спорта; открытый конноспортивный фестиваль стран СНГ и Балтии «Кубок Содружества»; фестивали единоборств; детские конкурсы и турниры (в том числе, среди школьных команд); научно-практические форумы, конференции, семинары по спортивной проблематике. Повышенный интерес к вопросам спорта нашел свое отражение и в том, что 2012 год был объявлен Годом спорта и здорового образа жизни в Содружестве Независимых Государств. На примере этого тематического года можно рассмотреть многочисленные формы спортивных связей и показать роль спорта как инструмента современной дипломатии [12]. Обзор содержания программ научно-познавательных мероприятий Года спорта и здорового образа жизни позволяет прийти к выводу, что объектом исследований на пространстве СНГ становится широкий спектр проблем: от определения путей эффективного управления спортивными сооружениями; обсуждение инновационных методов управления; до - обмена достижениями в сфере предоставления населению спортивных услуг и облегчения доступа к занятиям физической культурой и спортом в регионах. Одной из инновационных форм спортивного сотрудничества стран СНГ можно назвать IX Красноярский экономический форум (февраль, 2012), который стартовал с открытия молодежной площадки «Поколение-2020» под девизом «Универсиада. Город, живущий спортом». Площадка уникальна тем, что готовилась силами молодежи и собрала более 600 участников. Молодые люди предложили конкретные идеи и проекты по различным направлениям: «Спортивная инфраструктура», «Студенческий спорт», «Город, живущий спортом» и другие. (Красноярск был одним из претендентов на проведение Всемирной зимней Универсиады в 2019 году). Участники молодежной площадки выразили уверенность, что их молодежные проекты будут поддержаны и в других городах не только России, но и стран Содружества. Итоговым мероприятием Года стала Молодежная сессия государств-участников СНГ по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни в котором приняли участие победители и призеры Олимпийских игр из бывших советских республик [11]. Подведение итогов Года состоялось на заседании Совета постоянных полномочных представителей государств - участников Содружества при участии глав Правительств стран СНГ. К заседанию была подготовлена книжная выставка «2012 - Год спорта и здорового образа жизни в СНГ», организованная Президентской библиотекой Республики Беларусь. Очевидна масштабность мероприятий, каждое из которых отвечает всем признакам мега-событий и практика реализации спортивной Стратегии на пространстве СНГ, предложенная в рамках Года спорта и здорового образа жизни: содержание программ, охват участников (возраст, институты и территории, партнёры), инновационный характер оформления, включая освещение в СМИ, рекламные мероприятия, стратегию продвижения. В целом, спортивные мега-события на пространстве СНГ отличаются комплексным и системно-целевым подходом к развитию спорта и спортивного сотрудничества. Можно отметить оформившуюся на пространстве СНГ, тенденцию интеграции действий всех заинтересованных участников в разработке определённой модели взаимоотношений, создание которой, несомненно, будет способствовать решению проблемы формирования единой (общей) спортивной и культурной среды. Особая роль в данных процессах, безусловно, принадлежит мега-событиям В настоящее время в странах СНГ сложилась определенная система проведения масштабных культурных мероприятий различного характера, имеющих собственные традиции, широкий общественный резонанс, большое число участников. Однако проводимые мероприятия, на наш взгляд, не исчерпывают всех возможностей культурных мега-событий как инструментов культурной дипломатии. Недостаточно внимания уделяется современным культурным достижениям стран СНГ, мало используется цифровое пространство и связанные с ним новые формы культуры. Также можно активнее использовать и такие востребованные направления культурного обмена как национальная кухня, мода, дизайн, т.к. во всем мире в культурной палитре обязательно присутствуют мега-события подобного содержания. Поэтому, полагаем, перспективы использования мега-событий в практике культурной дипломатии на пространстве СНГ довольно обширны и требуют более креативного, инновационного подхода к их реализации.
Список литературы

1. 26 апреля в Казани завершился Второй международный фестиваль школьного спорта среди государств-участников СНГ /Интернет портал СНГ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfgs-sng.org/activity/culture/1665.html (дата обращения: 10.09.2017)

2. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Культурные мега-события в дискурсе внешней культурной политики современных государств // Фундаментальные и прикладные науки сегодня (Fundamental and applied SciencestodayXII). Материалы XII международной научно-практической конференции, 25-26 июля, 2017 г. North Charleston, США. Ed. SPCAcademic 2017. Vol. 1. C. 30-35.

3. Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Культурные сезоны как форма внешней культурной политики (на примере России и Франции) // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 2. - С. 30-35.

4. Всемирный Форум по межкультурному диалогу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.unesco.org/events/4-y-vsemirnyy-forum-po-mezhkulturnomu-dialogu (дата обращения: 19.08.2017)

5. Дельфийские игры государств-участников СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://delphic.world/games/cis/first/informatsiya/ (дата обращения: 08.09.2017)

6. Исполнительный комитет СНГ. Межгосударственная программа «Культурные столицы Содружества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/page.php?id=19155 (дата обращения: 08.09.2017)

7. Историко-культурное наследие для будущих поколений (2011 год - Год историко-культурного наследия в СНГ). Интернет-портал СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-cis.info/page.php?id=19623 (дата обращения: 25.08.2017)

8. Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfgs-sng.org/mfgs/smi/ (дата обращения: 19.08.2017)

9. Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске»Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fest-sbv.by/ (дата обращения: 25.08.2017)

10. Положение о Межгосударственной программе «Культурные столицы Содружества» от декабря 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-cis.info/page.php?id=23214 (дата обращения: 25.08.2017)

11. Сборник аналитических, информационных и научных материалов о деятельности Содружества Независимых Государств. Минск, 2013. С. 92-111 / Интернет портал СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cis.minsk.by/foto/pages/19180/54db5e914a193.pdf (дата обращения: 10.09.2017)

12. Тематика годов в гуманитарной сфере на 2011 и 2012 годы в СНГ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mfgs-sng.org/mfgs/smi/417.html (дата обращения: 25.08.2017)

13. Horne J. Sports mega-events - three sites of contemporary political contestation // Sport in Society: Cultures, Commerce, Media, Politics. 2015.

14. Müller M. What makes an event a mega-event? Definitions and sizes // Leisure Studies. 2015. №34. P. 5-16.

15. Roche M. Mega-events and Modernity. London: Routledge, 2000.

16. Sage G.H. Globalizing Sport. How Organizations, Corporations, Media, and Politics are Changing Sports. Boulder, London: Paradigm Publishers, 2010.

Войти или Создать
* Забыли пароль?