Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
В современном мире перед органами государственной власти всех уровней стоит первоочередная задача по эффективной защите национальной безопасности. Национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности [1]. Такое определение дает Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 года (далее - Стратегия), которая определяет основные направления деятельности по обеспечению целостности, безопасности и стабильного развития государства. Обеспечение национальной безопасности неразрывно связано с обеспечением национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов. Стратегия, определяет национальные интересы Российской Федерации (далее - национальные интересы) как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития [1]. А стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее - национальные приоритеты) определены как важнейшие направления обеспечения национальной безопасности [1]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации зафиксированы следующие национальные интересы: 1. укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации; 2. укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, развитие демократических институтов, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества; 3. повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны; 4. сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; 5. повышение конкурентоспособности национальной экономики; 6. закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях полицентричного мира [1]. В качестве национальных приоритетов в Стратегии национальной безопасности обозначены: -- оборона страны; -- государственная и общественная безопасность; -- повышение качества жизни российских граждан; -- экономический рост; -- наука, технологии и образование; -- здравоохранение; -- культура; -- экология живых систем и рациональное природопользование; -- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство [1]. Несмотря на то, что приоритеты в документе определены достаточно четко, нельзя говорить о том, что это отдельные направления деятельности по обеспечению национальной безопасность. Анализ разделов Стратегии, где обозначены цели, угрозы и меры, направленные на реализацию стратегических национальных приоритетов позволяет говорить о поэтапном формировании полноценной системы обеспечения национальной безопасности. Элементы системы взаимосвязаны между собой и объединяют все сферы жизни общества, затрагивая всех граждан государства. Стратегия представляет собой базовый документ, который входит в нормативную базу, определяющую основные направления обеспечения национальных интересов и национальных приоритетов. Данная база формируется в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ. Кроме Стратегии национальной безопасности на сегодняшний день национальные интересы и национальные приоритеты в различных сферах определяются в следующих нормативных документах: Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176. Доктрина информационной безопасности подробно определяет национальные интересы в информационной сфере. В документе к ним относятся: а) обеспечение и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при использовании информационных технологий, обеспечение информационной поддержки демократических институтов, механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, а также применение информационных технологий в интересах сохранения культурных, исторических и духовно-нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации; б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время; в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности; г) доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры; д) содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве[2]. Успешная реализация рассмотренных направлений позволит создать безопасное информационное пространство. Это особенно актуально в условиях активного развития информационных технологий. Тем более что в современных условиях использование информационного пространства для дестабилизации внутриполитической ситуации в государстве и одним из активных инструментов, влияющих на внешнюю политику. В Стратегии экономической безопасности «национальные интересы Российской Федерации в экономической сфере определяются объективно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [4]. В отличие от доктрины информационной безопасности в стратегии экономической безопасности национальные интересы четко не сформулированы. Однако документ четко определяет вызовы и угрозы в сфере экономической безопасности и намечает основные направления по противодействию кризисным явлениям в различных отраслях экономики. Стратегия разработана на период до 2030 года, однако его актуальность возрастает не только в силу сложной мировой экономической ситуации, но и влияния санкций на экономическую сферу государства. Доктрина продовольственной безопасности определяет основные положения деятельности органов государственной власти по реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. В самом документе национальные интересы государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочную перспективу, заключаются, в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира [5]. Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов [5]. В данном случае можно говорить о пересечении направлений реализации Доктрины продовольственной безопасности и Стратегии экономической безопасности - оба документа направлены на формирование стабильной экономической среды, устойчивой к вызовам мировой экономики. Стратегия экологической безопасности также не выделяет перечень конкретных национальных интересов, однако четко анализирует один из национальных приоритетов - экология живых систем и рациональное природопользование. Результатом реализации данной стратегии должны стать обеспечение экологической безопасности (включая сохранение и восстановление природной среды), качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности, обеспечение гидрометеорологической безопасности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата [3]. Национальные приоритеты в сфере обороны, общественной и национальной безопасности отражены в соответствующих документах посвященных противодействию терроризму и экстремизму. Таким образом, можно говорить о постепенном формировании единой системы нормативных документов стратегического планирования, в которых зафиксирован не только перечень национальных интересов и приоритетов, но и сформулированы основные направления по их обеспечению. Эта работа должна продолжаться не только в реализации рассмотренных документов на федеральном уровне, но и в подготовке отраслевых документов. Кроме того, эта работа должна быть продолжена на уровне регионов. Это позволит создать единую систему, обеспечивающую реализацию стратегических планов в соответствии с национальными приоритетами, что позволит усилить национальную безопасность.