Текст (PDF):
Читать
Скачать
Несомненно, что развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с образованием ее представителей как абсолютной ценностью человеческого общества. Кризис образования - явление чрезвычайно опасное для человечества на любом этапе его существования. В начале этого года Президент РФ посетил Китайскую Народную Республику, поэтому автору как историку хотелось бы вспомнить слова Конфуция из его обращения к правителям Древнего Китая: «Можно пожертвовать территорией, армией, но учеными, образованными людьми - никогда». Правда, сейчас нет абсолютно никакой необходимости жертвовать ни первым, ни вторым, ни третьим. В мире в целом, и в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), в частности, идет формирование общего образовательного пространства, которое в условиях мировых глобализационных процессов является объективной закономерностью функционирования и развития национальных систем образования. Определение общего образовательного пространства СНГ содержится как в научных работах, так и в правовых документах. Модельный образовательный кодекс государств-участников СНГ (Общая часть), принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ (МПА СНГ) 16 ноября 2006 года, определяет формируемое в масштабах этого межгосударственного объединения общее образовательное пространство как составную часть духовного и культурного пространства Содружества, характеризуемую: -- опорой в ее существовании и развитии на духовную, историческую и культурную общность живущих в СНГ народов, устремлением их к реализации общих духовных, исторических и культурных целей; -- общностью принципов государственной политики в образовании, согласованностью государственных образовательных стандартов, образовательных программ, уровней образования, требований к подготовке и аттестации обучающихся, иных субъектов образования; -- равными возможностями и свободной реализацией права граждан на получение образования в образовательном учреждении/организации на всей территории СНГ. Определение общего образовательного пространства свидетельствует о том, что обозначаемая соответствующим понятием реалия чрезвычайно сложна, масштабна и одновременно особенно востребована в современном мире, т.к. обеспечивает более тесные связи и активизацию сотрудничества государств Содружества в формировании и укреплении их интеллектуального, культурного и научно-технологического потенциала. Создание же такого потенциала по определению является первоочередной социальной миссией образования и, в первую очередь, образования педагогического. Сегодня в России и других государствах Содружества совершенно справедливо говорят и пишут об объективном возрастании социальной значимости педагогического образования, т.к. именно педагог является той ключевой фигурой, которая призвана обеспечивать становление и развитие такой личности каждого члена общества, которая этим обществом востребована. Речь идет о личности человека психосоматически здорового, высоконравственного гражданина и конкурентоспособного профессионала, т. е. о человеке, способном обеспечить и собственное непрерывное разностороннее развитие, и поступательный прогресс общества, членом которого он является, не только в узко технологическом, но в широком гуманитарном смысле этого понятия. Поэтому сегодня, как никогда, в странах Содружества объективно востребовано соответствующее целенаправленное и непрерывное развитие педагогического образования, а в связи с этим пристальное внимание должно уделяться и факторам, подобное развитие стимулирующим. В число таких факторов наряду с прочими, безусловно, входят объективно востребованная интеграция национальных систем педагогического образования в общее образовательное пространство Содружества, а, следовательно, и нормативно-правовое поле, в котором эта интеграция должна происходить. Последнее в основе своей имеет, в первую очередь, законодательное обеспечение формирования общего образовательного пространства СНГ. Упомянутое законодательное обеспечение находится сегодня в динамике, видоизменяется и адаптируется к приоритетным реалиям современной жизни в Содружестве - развитию рыночной экономики, демократизации важнейших государственных и общественных в целом процессов. В основе его формирования лежат сближение, согласование и, наконец, гармонизация национальных законодательств об образовании. Этому призвана всемерно содействовать принятая в деятельности МПА СНГ практика создания и постоянного совершенствования модельного законодательства об образовании для государств-членов Содружества. Предназначение любого модельного закона СНГ всегда заключается в ответе посредством его на т. наз. «вызовы времени» в общественном развитии государств Содружества. Другими словами, каждый модельный закон призван содействовать востребованному временем улучшению правового регулирования определенной сферы жизни общества в любом государстве, входящем в состав Содружества. Под содействием подразумевается, что любой такой модельный закон носит рекомендательный характер. Поэтому представители законотворчества любого государства Содружества, опираясь на данный закон, могут обновлять соответствующее национальное законодательство, в частности, регламентирующее образование. При этом они вправе учитывать традиции истории и культуры народов, проживающих на территории данного государства, особенности развития национальной системы образования и т. д., но, в то же время, учитывая реалии современности, призваны обеспечивать его сближение, согласование и гармонизацию с национальными законодательствами об образовании других государств-участников СНГ. Действующее модельное законодательство государств-участников СНГ, которое, регулируя формирование соответствующего общего образовательного пространства, способствует развитию и сближению национальных систем образования, в частности, педагогического, по сфере приложения к объекту регулирования можно подразделить на две основные группы. К первой следует отнести модельные законодательные акты, регулирующие образование как сферу общественной жизнедеятельности в целом, ко второй - модельные законодательные акты, регулирующие отдельные сферы самого образования. К первой группе относятся модельный закон «Об образовании» государств-участников СНГ, и уже упоминавшийся ранее модельный Образовательный кодекс (Общая часть) для государств-участников СНГ, принятые МПА СНГ соответственно 3 апреля 1999 года и 16 ноября 2006 года. Достаточно перечислить основные разделы кодекса как масштабного правового документа, чтобы осознанно утверждать, что таковой в руках квалифицированных законодателей в состоянии содействовать совершенствованию всех сторон национальных законодательств об образовании, в частности, педагогического, и, в конечном итоге, их гармонизации, требуемой формированием общего образовательного пространства Содружества. В рассматриваемом модельном Образовательном кодексе (Общей части) масштабно и развернуто представлены следующие разделы: 1. Основы правового регулирования в области образования. 2. Образовательные отношения. 3. Комплексные институты образовательного законодательства. 4. Дисциплинарная и материальная ответственность в системе образования. Значительную часть второй группы рассматриваемых модельных законодательных актов составляют модельные законы, регулирующие развитие в государствах Содружества образования взрослых. К последним же относится и значительный контингент граждан, осуществляющих подготовку, повышение профессиональной квалификации и профессиональную переподготовку по педагогическим специальностям. Необходимо отметить, что в последние десятилетия развитию данной сферы образования в государствах Содружества, по примеру стран Запада, стало, наконец, уделяться все большее внимание и это неслучайно. Не вдаваясь в рамках настоящих тезисов в подробное раскрытие этого положения, напомним только, что именно образование взрослых за многолетнюю практику своего функционирования и развития в различных странах доказало собственную первостепенную значимость для обеспечения прогресса личности и общества. Образование взрослых - один из важнейших факторов воздействия на жизнедеятельность социума, все его структурные элементы. Оно является способом регулирования социального поведения, средством социального контроля и, одновременно, инструментом стабилизации социокультурной ситуации. Более того, в контексте межнациональных проблем образование взрослых становится важнейшим цивилизованным (ненасильственным, гуманистическим) фактором гармонизации межнациональных и межгосударственных отношений. Исторический опыт показывает: переход той или иной страны на новый путь развития всегда сопровождался пересмотром принципов государственной политики в этой области. Образование взрослых благодаря гибкости, оперативности и сравнительно небольшим затратам является именно той сферой образовательной практики, которая способна эффективно содействовать успешному разрешению политических, социально-экономических и культурных проблем в обществе. Такого рода зависимость темпов развития общества от качественных и количественных показателей, характеризующих состояние образования взрослых, видимо, носит характер объективной социальной закономерности. Во всяком случае, в мире нет страны, которая не была бы в значительной мере обязана образованию взрослых своим экономическим и культурным прогрессом. Образование взрослых - система, которой, как отмечалось на V Гамбургской конференции, принадлежит будущее, - должно стать стержнем устойчивого развития, обеспечения стабильности в обществе, социализации человека в окружающей его усложняющейся общественной среде. В странах Содружества, как показывает практика, рассматриваемое образование становится ныне важнейшим ресурсом согласованного развития личности и общества, решающим фактором интеграции этих стран в европейское образовательное пространство. К настоящему времени МПА СНГ принято более 250 модельных законов и рекомендаций, так или иначе касающихся правового обеспечения развития сферы образования взрослых граждан, большинство из которых активно используются в национальных законодательствах стран Содружества. К наиболее значимым следует отнести принятый МПА СНГ 6 декабря 1997 года модельный закон «Об образовании взрослых», подготовленный Институтом образования взрослых Российской Академии Образования, который впоследствии стал базовой организацией СНГ в этой сфере образования. Через год, 7 декабря 1998 года, Межпарламентский Комитет четырех государств - Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России принял новый модельный закон СНГ «О постдипломном образовании». 7 декабря 2002 года Межпарламентской Ассамблеей СНГ были приняты модельные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О просветительской деятельности» и новая редакция модельного закона «Об образовании взрослых». Эти законы непосредственно или опосредованно касаются, в частности, правовых основ подготовки педагогов, обеспечения их профессиональной квалификации. В последнем случае следует, например, учесть, что педагог издавна выполняет в нашем обществе просветительскую миссию. Соответствующий же модельный закон закрепляет основные права граждан в сфере просвещения, обязанности органов власти и управления по их реализации, а также правовые механизмы и процедуры, обеспечивающие повышение эффективности просветительской деятельности. Развитие педагогического образования в Содружестве должно сегодня постоянно ориентироваться на динамичное модельное законодательство об образовании для государств-участников СНГ, обеспечивающее, в частности, формирование общего образовательного пространства Содружества. Ныне, например, как никогда, повышена актуальность подготовки выпускника вуза не только как конкурентоспособного специалиста, но как гражданина и человека. Крайнее выражение недопустимости «забвения» этой позиции применительно к студенту вуза - это проблемы коррупции, преступности в обществе и, увы, незастрахованности от присутствия лиц с высшим образованием в числе нарушителей закона. Более того, есть преступления, которые могут быть совершаемы лишь при наличии высшего профессионального образования. Вузы не могут стоять в стороне от решения этой насущной проблемы, необходимость которого следует отражать, прежде всего, в законодательстве посредством фиксации, например, в целях его образовательной деятельности соответствующей модели выпускника - человека, гражданина и профессионала. В настоящее время в рамках МПА СНГ готовится модельный закон «О начальном и среднем профессиональном образовании». Разрабатывает этот документ организатор настоящей конференции, недавно учрежденный Российской академией Образования Институт педагогического образования. В данном законопроекте как раз заявлен именно такой подход к модели выпускника соответствующего образовательного учреждения/организации. По аналогии с позициями, указанными в этом законопроекте, правомерно определить высшее профессиональное образование, а в его рамках и педагогическое, как процесс обучения, воспитания и развития личности в интересах самой личности, общества и государства: -- обеспечивающий усвоение и совершенствование гражданином системы профессиональных и общеобразовательных знаний, умений, навыков; -- гарантирующий подготовку на этой основе работников - профессионалов высшего уровня для экономики и всех других сфер общественно-полезной деятельности; -- осуществляющий подготовку в итоге каждого обучающегося как профессионала - активного субъекта рынка труда, способного к оптимальной профессиональной самореализации в экономике и иных сферах общественно-полезной деятельности; -- осуществляющий подготовку в перспективе каждого профессионала как представителя либо немногочисленного слоя профессиональной элиты, либо многочисленного слоя достаточно образованных работников, способных легко переходить на базе высшего профессионального образования от одной профессиональной деятельности к другой; -- содействующий в процессе и в результате этой подготовки непрерывному повышению психосоматического, нравственного, интеллектуального, правового, профессионального, политического и общекультурного уровня развития личности каждого профессионала; -- способствующий посредством совершенствования личности каждого работника - профессионала обеспечению устойчивого социально-экономического, государственно-политического и духовно-культурного развития общества и государства. Таким образом, законодательное обеспечение формирования общего образовательного пространства СНГ правомерно рассматривать в качестве фактора развития педагогического образования в Содружестве.