LEGISLATIVE PROVISION OF FORMATION OF A GENERAL EDUCATION SPACE IN THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The necessity of forming a common educational space on the territory of the CIS is substantiated. The necessity of integrating the national systems of pedagogical education into the general educational space of the Commonwealth is argued. It is proposed to develop model legislation in the field of education. It is recommended to develop a model educational code and its possible structure is presented. It points out the need to develop a unified legislative framework in the field of professional development and professional retraining.

Keywords:
educational space, National systems of pedagogical education, Model legislation, Model educational code, Model laws of adult education, Model laws «On primary and secondary vocational education»
Text
Publication text (PDF): Read Download

Несомненно, что развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с образованием ее представителей как абсолютной ценностью человеческого общества. Кризис образования - явление чрезвычайно опасное для человечества на любом этапе его существования. В начале этого года Президент РФ посетил Китайскую Народную Республику, поэтому автору как историку хотелось бы вспомнить слова Конфуция из его обращения к правителям Древнего Китая: «Можно пожертвовать территорией, армией, но учеными, образованными людьми - никогда». Правда, сейчас нет абсолютно никакой необходимости жертвовать ни первым, ни вторым, ни третьим. В мире в целом, и в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), в частности, идет формирование общего образовательного пространства, которое в условиях мировых глобализационных процессов является объективной закономерностью функционирования и развития национальных систем образования. Определение общего образовательного пространства СНГ содержится как в научных работах, так и в правовых документах. Модельный образовательный кодекс государств-участников СНГ (Общая часть), принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ (МПА СНГ) 16 ноября 2006 года, определяет формируемое в масштабах этого межгосударственного объединения общее образовательное пространство как составную часть духовного и культурного пространства Содружества, характеризуемую: -- опорой в ее существовании и развитии на духовную, историческую и культурную общность живущих в СНГ народов, устремлением их к реализации общих духовных, исторических и культурных целей; -- общностью принципов государственной политики в образовании, согласованностью государственных образовательных стандартов, образовательных программ, уровней образования, требований к подготовке и аттестации обучающихся, иных субъектов образования; -- равными возможностями и свободной реализацией права граждан на получение образования в образовательном учреждении/организации на всей территории СНГ. Определение общего образовательного пространства свидетельствует о том, что обозначаемая соответствующим понятием реалия чрезвычайно сложна, масштабна и одновременно особенно востребована в современном мире, т.к. обеспечивает более тесные связи и активизацию сотрудничества государств Содружества в формировании и укреплении их интеллектуального, культурного и научно-технологического потенциала. Создание же такого потенциала по определению является первоочередной социальной миссией образования и, в первую очередь, образования педагогического. Сегодня в России и других государствах Содружества совершенно справедливо говорят и пишут об объективном возрастании социальной значимости педагогического образования, т.к. именно педагог является той ключевой фигурой, которая призвана обеспечивать становление и развитие такой личности каждого члена общества, которая этим обществом востребована. Речь идет о личности человека психосоматически здорового, высоконравственного гражданина и конкурентоспособного профессионала, т. е. о человеке, способном обеспечить и собственное непрерывное разностороннее развитие, и поступательный прогресс общества, членом которого он является, не только в узко технологическом, но в широком гуманитарном смысле этого понятия. Поэтому сегодня, как никогда, в странах Содружества объективно востребовано соответствующее целенаправленное и непрерывное развитие педагогического образования, а в связи с этим пристальное внимание должно уделяться и факторам, подобное развитие стимулирующим. В число таких факторов наряду с прочими, безусловно, входят объективно востребованная интеграция национальных систем педагогического образования в общее образовательное пространство Содружества, а, следовательно, и нормативно-правовое поле, в котором эта интеграция должна происходить. Последнее в основе своей имеет, в первую очередь, законодательное обеспечение формирования общего образовательного пространства СНГ. Упомянутое законодательное обеспечение находится сегодня в динамике, видоизменяется и адаптируется к приоритетным реалиям современной жизни в Содружестве - развитию рыночной экономики, демократизации важнейших государственных и общественных в целом процессов. В основе его формирования лежат сближение, согласование и, наконец, гармонизация национальных законодательств об образовании. Этому призвана всемерно содействовать принятая в деятельности МПА СНГ практика создания и постоянного совершенствования модельного законодательства об образовании для государств-членов Содружества. Предназначение любого модельного закона СНГ всегда заключается в ответе посредством его на т. наз. «вызовы времени» в общественном развитии государств Содружества. Другими словами, каждый модельный закон призван содействовать востребованному временем улучшению правового регулирования определенной сферы жизни общества в любом государстве, входящем в состав Содружества. Под содействием подразумевается, что любой такой модельный закон носит рекомендательный характер. Поэтому представители законотворчества любого государства Содружества, опираясь на данный закон, могут обновлять соответствующее национальное законодательство, в частности, регламентирующее образование. При этом они вправе учитывать традиции истории и культуры народов, проживающих на территории данного государства, особенности развития национальной системы образования и т. д., но, в то же время, учитывая реалии современности, призваны обеспечивать его сближение, согласование и гармонизацию с национальными законодательствами об образовании других государств-участников СНГ. Действующее модельное законодательство государств-участников СНГ, которое, регулируя формирование соответствующего общего образовательного пространства, способствует развитию и сближению национальных систем образования, в частности, педагогического, по сфере приложения к объекту регулирования можно подразделить на две основные группы. К первой следует отнести модельные законодательные акты, регулирующие образование как сферу общественной жизнедеятельности в целом, ко второй - модельные законодательные акты, регулирующие отдельные сферы самого образования. К первой группе относятся модельный закон «Об образовании» государств-участников СНГ, и уже упоминавшийся ранее модельный Образовательный кодекс (Общая часть) для государств-участников СНГ, принятые МПА СНГ соответственно 3 апреля 1999 года и 16 ноября 2006 года. Достаточно перечислить основные разделы кодекса как масштабного правового документа, чтобы осознанно утверждать, что таковой в руках квалифицированных законодателей в состоянии содействовать совершенствованию всех сторон национальных законодательств об образовании, в частности, педагогического, и, в конечном итоге, их гармонизации, требуемой формированием общего образовательного пространства Содружества. В рассматриваемом модельном Образовательном кодексе (Общей части) масштабно и развернуто представлены следующие разделы: 1. Основы правового регулирования в области образования. 2. Образовательные отношения. 3. Комплексные институты образовательного законодательства. 4. Дисциплинарная и материальная ответственность в системе образования. Значительную часть второй группы рассматриваемых модельных законодательных актов составляют модельные законы, регулирующие развитие в государствах Содружества образования взрослых. К последним же относится и значительный контингент граждан, осуществляющих подготовку, повышение профессиональной квалификации и профессиональную переподготовку по педагогическим специальностям. Необходимо отметить, что в последние десятилетия развитию данной сферы образования в государствах Содружества, по примеру стран Запада, стало, наконец, уделяться все большее внимание и это неслучайно. Не вдаваясь в рамках настоящих тезисов в подробное раскрытие этого положения, напомним только, что именно образование взрослых за многолетнюю практику своего функционирования и развития в различных странах доказало собственную первостепенную значимость для обеспечения прогресса личности и общества. Образование взрослых - один из важнейших факторов воздействия на жизнедеятельность социума, все его структурные элементы. Оно является способом регулирования социального поведения, средством социального контроля и, одновременно, инструментом стабилизации социокультурной ситуации. Более того, в контексте межнациональных проблем образование взрослых становится важнейшим цивилизованным (ненасильственным, гуманистическим) фактором гармонизации межнациональных и межгосударственных отношений. Исторический опыт показывает: переход той или иной страны на новый путь развития всегда сопровождался пересмотром принципов государственной политики в этой области. Образование взрослых благодаря гибкости, оперативности и сравнительно небольшим затратам является именно той сферой образовательной практики, которая способна эффективно содействовать успешному разрешению политических, социально-экономических и культурных проблем в обществе. Такого рода зависимость темпов развития общества от качественных и количественных показателей, характеризующих состояние образования взрослых, видимо, носит характер объективной социальной закономерности. Во всяком случае, в мире нет страны, которая не была бы в значительной мере обязана образованию взрослых своим экономическим и культурным прогрессом. Образование взрослых - система, которой, как отмечалось на V Гамбургской конференции, принадлежит будущее, - должно стать стержнем устойчивого развития, обеспечения стабильности в обществе, социализации человека в окружающей его усложняющейся общественной среде. В странах Содружества, как показывает практика, рассматриваемое образование становится ныне важнейшим ресурсом согласованного развития личности и общества, решающим фактором интеграции этих стран в европейское образовательное пространство. К настоящему времени МПА СНГ принято более 250 модельных законов и рекомендаций, так или иначе касающихся правового обеспечения развития сферы образования взрослых граждан, большинство из которых активно используются в национальных законодательствах стран Содружества. К наиболее значимым следует отнести принятый МПА СНГ 6 декабря 1997 года модельный закон «Об образовании взрослых», подготовленный Институтом образования взрослых Российской Академии Образования, который впоследствии стал базовой организацией СНГ в этой сфере образования. Через год, 7 декабря 1998 года, Межпарламентский Комитет четырех государств - Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России принял новый модельный закон СНГ «О постдипломном образовании». 7 декабря 2002 года Межпарламентской Ассамблеей СНГ были приняты модельные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О просветительской деятельности» и новая редакция модельного закона «Об образовании взрослых». Эти законы непосредственно или опосредованно касаются, в частности, правовых основ подготовки педагогов, обеспечения их профессиональной квалификации. В последнем случае следует, например, учесть, что педагог издавна выполняет в нашем обществе просветительскую миссию. Соответствующий же модельный закон закрепляет основные права граждан в сфере просвещения, обязанности органов власти и управления по их реализации, а также правовые механизмы и процедуры, обеспечивающие повышение эффективности просветительской деятельности. Развитие педагогического образования в Содружестве должно сегодня постоянно ориентироваться на динамичное модельное законодательство об образовании для государств-участников СНГ, обеспечивающее, в частности, формирование общего образовательного пространства Содружества. Ныне, например, как никогда, повышена актуальность подготовки выпускника вуза не только как конкурентоспособного специалиста, но как гражданина и человека. Крайнее выражение недопустимости «забвения» этой позиции применительно к студенту вуза - это проблемы коррупции, преступности в обществе и, увы, незастрахованности от присутствия лиц с высшим образованием в числе нарушителей закона. Более того, есть преступления, которые могут быть совершаемы лишь при наличии высшего профессионального образования. Вузы не могут стоять в стороне от решения этой насущной проблемы, необходимость которого следует отражать, прежде всего, в законодательстве посредством фиксации, например, в целях его образовательной деятельности соответствующей модели выпускника - человека, гражданина и профессионала. В настоящее время в рамках МПА СНГ готовится модельный закон «О начальном и среднем профессиональном образовании». Разрабатывает этот документ организатор настоящей конференции, недавно учрежденный Российской академией Образования Институт педагогического образования. В данном законопроекте как раз заявлен именно такой подход к модели выпускника соответствующего образовательного учреждения/организации. По аналогии с позициями, указанными в этом законопроекте, правомерно определить высшее профессиональное образование, а в его рамках и педагогическое, как процесс обучения, воспитания и развития личности в интересах самой личности, общества и государства: -- обеспечивающий усвоение и совершенствование гражданином системы профессиональных и общеобразовательных знаний, умений, навыков; -- гарантирующий подготовку на этой основе работников - профессионалов высшего уровня для экономики и всех других сфер общественно-полезной деятельности; -- осуществляющий подготовку в итоге каждого обучающегося как профессионала - активного субъекта рынка труда, способного к оптимальной профессиональной самореализации в экономике и иных сферах общественно-полезной деятельности; -- осуществляющий подготовку в перспективе каждого профессионала как представителя либо немногочисленного слоя профессиональной элиты, либо многочисленного слоя достаточно образованных работников, способных легко переходить на базе высшего профессионального образования от одной профессиональной деятельности к другой; -- содействующий в процессе и в результате этой подготовки непрерывному повышению психосоматического, нравственного, интеллектуального, правового, профессионального, политического и общекультурного уровня развития личности каждого профессионала; -- способствующий посредством совершенствования личности каждого работника - профессионала обеспечению устойчивого социально-экономического, государственно-политического и духовно-культурного развития общества и государства. Таким образом, законодательное обеспечение формирования общего образовательного пространства СНГ правомерно рассматривать в качестве фактора развития педагогического образования в Содружестве.
Login or Create
* Forgot password?