О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В органах внутренних дел Российской Федерации, которые являются одним из субъектов по декриминализации различных видов экономической деятельности, обеспечение экономической безопасности следует понимать, как мониторинг оперативной обстановки в сфере реализации первоочередных государственных интересов и оперативную реакцию на любые сигналы о криминальных угрозах экономической безопасности негосударственных субъектов хозяйствования. Современная теория экономической безопасности доказала, что все угрозы экономической безопасности сегодня поддаются измерению. А это значит, что можно организовать на любом уровне криминологический мониторинг экономической безопасности (на уровне страны, региона, отрасли экономики, на конкретном предприятии). Реализация этой идеи в органах внутренних дел Российской Федерации позволит многократно повысить эффективность их работы.

Ключевые слова:
экономическая безопасность, мониторинг оперативной обстановки, мониторинг экономической безопасности, индикаторы экономической безопасности, система показателей, методы мониторинга
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В Российской Федерации уже более десяти лет осуществляется работа по сбору информации о состоянии экономической безопасности страны, отдельных её регионов и отраслей экономики [1, с. 82]. Так, Росстат России готовит в ежемесячном режиме статистическую информацию по 51 показателю для мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России, и направляет ее в Министерство экономического развития Российской Федерации. С 2003 года одновременно с подготовкой этой информации Росстатом России подготавливается также статистическая информация по 63 показателям для мониторинга угроз национальной безопасности России, которая представляется в Совет Безопасности Российской Федерации. Наряду с этим, для подготовки ежегодного доклада «О состоянии национальной безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению» в Правительство Российской Федерации Росстат представлял в Совет Безопасности Российской Федерации статистическую информацию по показателям для оценки состояния национальной безопасности в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537. [2,с.39]. Ныне этот документ утратил силу, а 31 декабря 2015 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», который утвердил новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации [3]. В новом документе предусмотрено создание системы контроля хода реализации Стратегии (55, п.110) в форме государственного мониторинга. Более того, в Стратегии предлагается система укрупненных показателей состояния национальной безопасности (55, п.115), куда входят: удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств; доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; ожидаемая продолжительность жизни; валовой внутренний продукт на душу населения; децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения); уровень инфляции; уровень безработицы; доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования; доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру; - доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам. В тоже время до сих пор в Российской Федерации, не создана государственная система мониторинга экономической безопасности, хотя теоретически эта проблема уже давно решена. Так, в различных работах последнего десятилетия для оценки экономической безопасности России предлагается более 150 различных экономических и социальных показателей. В работе по созданию государственной системы мониторинга экономической безопасности важнейшим методическим требованием является формирование в конечном итоге такой системы показателей и методов мониторинга, чтобы она была максимально объективирована и деперсонифицирована. Иначе говоря, после запуска такой системы мониторинга она должна максимально элиминировать возможности субъективного воздействия самого разного свойства: ошибок при расчетах показателей и индикаторов, ошибок при интерпретациях, защищенность от воздействия политических интересов каких бы то ни было акторов на осуществление расчетов [4, с.167]. Реализация такой системы потребует решения двух задач: достижения реальной объективности методик и подготовки специальных регламентов. За основу будущей модели государственной системы мониторинга экономической безопасности можно взять уже предлагаемую в научной литературе модель государственной системы мониторинга коррупционных проявлений. Следует отметить, что принцип постоянного и всеобъемлющего мониторинга социальных и экономических процессов уже давно доказал свою эффективность в сфере обеспечения и национальной, и экономической безопасности многих развитых стран мира. Например, в США в рамках ФБР функционирует крупнейшая в мире служба электронной разведки - Агентство национальной безопасности. Особенность этой службы состоит в том, что вся информация, собираемая с различных контролируемых объектов, становится доступной сотрудникам сразу, как только её загрузят в единую систему. Информация антитеррористического характера имеет приоритет и загружается в течение 24 часов. Другая криминальная информация, относящаяся к тяжким преступлениям, организованной преступности, финансовым мошенничествам и т.п., загружается в базу с некоторым временным лагом. В этих базах данных сегодня можно найти практически всё: записи о финансовых транзакциях и сделках, образцы ДНК и отпечатков пальцев, образцы звуков и видеоклипы, топографические карты и поэтажные планы зданий, агентурные сообщения разведки и данные радиоперехвата, горячие новости СМИ и их архивы, информацию из блогосферы, видеозаписи с улицы и в помещениях и т.п. Накопление и систематизация подобных данных осуществляется уже несколько десятков лет. Каждая из этих баз данных создавалась конкретным субъектом для решения конкретных задач. В настоящее время вся эта система совершенствуется так, чтобы доступ аналитиков к информации осуществлялся в режиме реального времени [5], и чтобы любую разрозненную информацию можно было бы оперативно сопоставлять. Дело в том, что самой важной и, вместе с тем, сложной является задача - из всех разрозненных данных отобрать такие фрагменты, которые складывались бы в согласованную цельную картину интересующего события. Традиционные способы решения подобных задач требуют огромных трудозатрат и временны (месяцы, а иногда и годы аналитической работы). И даже сейчас, когда появились автоматизированные компьютерные системы, способные сводить воедино разрозненные клочки информации, им по-прежнему крайне сложно обрабатывать сильно различающиеся типы данных. Например, современное программное обеспечение не способно сопоставлять записи цифр в таблицах о суммах продаж и кадры видеонаблюдения в супермаркетах и т.п. [6, с.121]. Тем не менее, в США уже появился IT-инструментарий, который способен решать такие сложные задачи - просеивать огромные массивы плохо сопоставимых данных. Например, программное обеспечение «Палантир» реально способно быстро, в режиме параллельной обработки прочесывать все доступные ему базы данных и выявлять там связанные друг с другом фрагменты информации. После чего программа складывает все найденное в одно место - в виде, удобном для просмотра аналитиком. Создателем и владельцем этого IT-инструментария является одноименная частная компания [7, с. 30-31]. Сейчас существует две версии такой программы - Правительственная и Финансовая. Ими пользуются Министерство обороны США, ЦРУ, ФБР, аналитические службы американской армии, морской пехоты и военно-воздушных сил, полицейские департаменты Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, а также постоянно растущее число финансовых институтов, выявляющих с помощью этой программы различные виды банковских афер и мошеннических операций [8, с.160]. Используя возможности программного обеспечения Palantir, правоохранительные органы могут практически моментально компилировать подробнейшие досье на любой объект, увязывая вместе материалы видеонаблюдения за посетителями любых торговых точек с финансовыми транзакциями через кредитные карты, со звонками по сотовому телефону, записями об адресатах и темах писем электронной почты, покупке и использовании авиабилетов, логах тем разыскиваемой человеком информации в Интернете и многое другое. Эта программа предусматривает и контроль заведомо запрещенных действий, типа несанкционированной законом тотальной слежки за людьми т.п. Программа всегда создает аудиторский след, в котором фиксируется, кто именно видел определенные фрагменты информации, и что именно с этими фрагментами делалось. Кроме того, у программы Palantir имеется строгая система допусков, гарантирующая, что всякий сотрудник получает доступ к данным только на уровне своих полномочий. Сегодня у компании Palantir есть конкуренты, которые также предлагают подобные IT-продукты: Raytheon, Lockheed Martin, Northrop Grumman и IBM, и т.п. [9, с.25]. В самом общем виде для мониторинга экономической безопасности сфере противодействия криминализации различных видов экономической деятельности нужен такой инструментарий, который позволял бы в автоматическом режиме сканировать большие объемы информационных ресурсов, отбирать из них отдельные фрагменты, заданные аналитиком, и создавать из них цельную картину события или объекта [10, с.2]. Речь идет о, так называемых, инициативных аналитических исследованиях, суть которых сводится к организации непрерывной обработки потоков фоновой информации о происходящих событиях, перемещениях лиц и грузов, денежных переводах, коммерческих сделках и т.п. с целью выявления в них возможного криминального содержания и предпосылок совершения преступлений. Задача инициативной аналитики - это получение и формирование потоков уже реактивной оперативно-розыскной информации по основным направлениям борьбы с преступностью. В данном случае осуществляется генерирование такого информационного продукта, который позволяет оперативно принимать адекватные меры по предотвращению преступлений и пресечению преступной деятельности непосредственно из складывающейся ситуации или на основе выявления тенденций развития того или иного социального или экономического явления. Фактически, речь идет о постоянном наблюдении и оценке различных угрозообразующих факторах. Напомним, угрозообразующий фактор - это внешне совершенно нормальное действие, объект, событие, но развивающееся таким образом, что в итоге оно превращается в реальную угрозу или, даже, криминальное явление. Такое автоматизированное (без участия человека) наблюдение десяток лет назад было невозможно. Однако в последнее время не только обсуждаются, но и реализуются различные проекты глобального автоматизированного контроля различных коммуникаций. Новые источники получения оперативной информации открылись и с распространением электронных платежных средств, электронных проездных документов, содержащих персональные данные и идентификационные признаки. Для обслуживания владельцев сотен миллионов разнообразных пластиковых карт сейчас происходит накопление огромных массивов данных, доступ к которым позволяет получить представления об интересах, здоровье, настроении и даже о намерениях (в том числе, преступных) того или иного человека. Сегодня на вооружении ОВД уже имеются современные программно-технические комплексы, которые в полной мере позволяют реализовать идеи и алгоритмы инициативной оперативно-розыскной аналитики [11]. В них происходит круглосуточное пополнение баз данных фоновой информацией. Они в настоящее время применяются не только в ОВД на транспорте, но и в большинстве территориальных подразделений МВД России. В таких программно-технических комплексах формируются и автоматически пополняются базы данных лиц, находящихся в розыске («Розыск»), представляющих оперативный интерес («Сторож»), проходящих через криминальные учеты на участке обслуживания («Криминал»), а также об утраченных и похищенных документах («Документ»), и при необходимости другие ресурсы оперативно-розыскной информации. Одновременно в автоматическом режиме постоянно обновляются базы данных фоновой информации о лицах, которые приобрели билеты на поезда дальнего следования («Экспресс») и авиабилеты («Сирена»). В настоящее время прорабатывается вопрос о внесении информации о лицах, приобретающих билеты на автомобильный транспорт. Особенность комплекса состоит в том, что сервер загрузки и анализа информации в совокупности с коммуникационным сервером осуществляет автоматическое пополнение баз данных. После очередного пополнения «транспортных» баз фоновой информацией по определенным алгоритмам в автоматическом режиме производятся аналитические процедуры совместной обработки данных о перемещениях лиц со сведениями, содержащимися в «криминальных» базах ресурсной оперативно- розыскной информации. В эти системы могут быть встроены программные модули - автоматизированные рабочие места, позволяющие по определенным алгоритмам в полуавтоматическом режиме выявлять, раскрывать и предотвращать преступления, совершаемые в ходе пассажирских перевозок. При этом реализуется принцип отраслевой интеграции информационных ресурсов для различных направлений оперативно-розыскной деятельности. Наиболее перспективной представляется разработка автоматизированных алгоритмов инициативной аналитики для прогнозирования возможных преступлений и определения потенциальных преступников и их сообщников. Например, для предотвращения преступлений на транспорте, после того как пассажирский поезд оказался на территории обслуживания конкретного управления внутренних дел, аналитик сразу может задать программе фиктивное условие о совершении в поезде определенного вида преступления. В результате для каждого пассажира будет вычислен «коэффициент криминальности». Если для кого-либо из пассажиров этот коэффициент выше определенного уровня, то можно сделать предположение о потенциально возможном совершении им заданного преступления. Это позволит провести превентивные оперативные мероприятия, направленные на недопущение такого преступления. В целом, круг задач, которые могут решаться на основе технологий инициативной аналитики, в обозримом будущем будет расширяться по мере включения в работу новых IT-технологий, разнообразных информационных ресурсов и потоков фоновой информации [12, с.135]. Принципиальным моментом в развитии инициативной аналитики стала автоматизация поисковых процедур получения данных и сведений из открытых источников - Интернета и электронных средств массовой информации. Предикторы, определяющие личностные качества, интересы, криминальный потенциал и направление противоправных устремлений объектов оперативного внимания, могли быть получены на основании анализа их окружения, связей, сетевых коммуникаций с сообщниками, идейными сподвижниками или партнерами по криминальному бизнесу. Помимо инициативной аналитики в качестве инструментария мониторинга экономической безопасности в сфере противодействия криминализации различных видов экономической деятельности следует использовать методы и приемы криминологического моделирования, которые уже давно активно используются в управлении сложными социально-экономическими системами и в автоматизации бизнес процессов [13, с.39]. Метод криминологического моделирования, представляющий собой - метод криминологического прогнозирования, в основе которого лежит построение статистических и динамических моделей, описывающих с возможно более полной информативностью динамику преступности во времени, исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на нее. В основе использования методов криминологического моделирования лежит построение модели возможной ситуации. При данном подходе параметры модели ставятся в соответствие исследуемым факторам изучаемого события, варьируя параметры модели, получают сведения о значимости отдельных факторов, об их взаимном влиянии. На основе таких расчетов находят оптимальные соотношения между последствиями события и соответствующими масштабами деятельности правоохранительных органов [14, с.90]. Создание, внедрение, поддержка и развитие автоматизированных информационно-аналитических комплексов оперативно-розыскного и криминологического назначения требуют научно-технологической, проектно-конструкторской, производственной и специальной образовательной инфраструктуры [15, с.65]. Непосредственное использование автоматизированных алгоритмов в аналитике предполагает последовательное наращивание мощности систем сортировки, обработки и анализа потоков разнообразных данных. По мере расширения круга решаемых задач должны вводиться в строй новые режимы работы автоматизированных систем. С углублением интеллектуальной составляющей процессов обработки и анализа данных будут открываться новые функциональные возможности программно-технических комплексов и всей информационно-аналитической структуры. Следует отметить, что финансовые вложения, организационные и интеллектуальные усилия, связанные с развитием инициативной аналитики и криминологического моделирования в территориальных органах внутренних дел МВД России, будут окупаться повышением качества оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия криминализации различных видов экономической деятельности, а в итоге - более высоким уровнем национальной и экономической безопасности.
Список литературы

1. Кобец П. Н. О необходимости ликвидации пробелов законодательного регулирования преступности в сфере экономической деятельности. Международной научный журнал «Символ науки». № 12., 2015.

2. Кевеш А. Л. Задачи официальной статистики в информационном обеспечении развития и безопасности страны. - В сб. Материалы Первой всероссийской конференции «Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы». - М., ООО «Агенство печати «Столица», 2014.

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента российской Федерации 31 декабря 2015 года № 683.

4. Кобец П. Н. О пробелах законодательного регулирования борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы Пятой международной научно-практической конференции. - Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2007.

5. АНБ США, секретность как коррупция и системные ошибки - (http://kiwibyrd.org/ 2013/08/11/0702).

6. Кобец П. Н., Власов Д. В. Основные направления в сфере экономической деятельности, нацеленные на совершенствование обеспечения безопасности Российской Федерации. Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения. Вестник Нижегородской академии МВД России. № 5. 2005.

7. Кобец П. Н. Кодекс этики госслужащего. Для эффективной борьбы с коррупцией Россия может обобщить опыт зарубежных стран. Человек и закон. Общенациональный правовой журнал. М., 2008. № 10.

8. Кобец П. Н. Анализ зарубежного законодательного и практического опыта профилактики и предупреждения правонарушений. Тенденции и перспективы развития науки XXI века: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 января 2016 г., г. Сызрань). В 2 ч. Ч. 2 - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016.

9. Кобец П. Н. Зарубежный опыт предупреждения тяжких серийных преступлений. Социально-экономические проблемы современной России. Сборник научных трудов / Под ред. проф. В. В. Галкина. Вып. 1. - Воронеж: ЦНТИ, 2011.

10. Кобец П. Н. Генезис института условного осуждения в зарубежных странах. Международное уголовное право и международная юстиция. М., № 1. 2010.

11. Новикова И. В., Красников Н. И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник томского государственного университета: общенаучный периодический журнал. 2010. Янв. № 330. С. 132-138. URL: // sun.tsu.ru/mminfo/000063105/330/image/330-132.pdf.

12. Кобец П. Н. О необходимости регулярного социально-криминологического мониторинга криминальной ситуации в Российской Федерации. // Общество и право. Международный научно-практический журнал. - 2014 - № 2 (48).

13. Кобец П. Н. Мониторинг и оценка криминальной ситуации, складывающейся в сфере организованной преступности, - важнейшая основа противодействия рассматриваемому феномену. Российский следователь. № 11 2016.

14. Кобец П. Н., Попов О. А. Использование подразделениями МВД России математических методов анализа (на примере Приволжского федерального округа Российской Федерации). Научный портал МВД России. М.: ВНИИ МВД России. № 1(9) 2010.

15. Кобец П. Н., Сандугей А. Н., Попугаев Ю. И. Глава X. Предупреждение преступности административно-правовыми мерами Предупреждение преступности в России: Монография / Под ред. проф. Ю. М. Антоняна. - М., 2014.

Войти или Создать
* Забыли пароль?