ABOUT NECESSITY OF CREATION OF STATE SYSTEM OF MONITORING OF ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the internal Affairs of the Russian Federation, which are one of the subjects for the decriminalization of various kinds of economic activities, the economic security should be understood as the monitoring of the operational situation in the sphere of implementation of priority public interest and the prompt response to any signals about criminal threats to economic security non-state entities. The modern theory of economic security proved that all threats to the economic security today is measurable. This means that you can organize at any level of criminological monitoring of economic security (at the level of country, region, sector of the economy, in particular enterprise). The implementation of this idea in the internal Affairs of the Russian Federation will allow to raise efficiency of their work.

Keywords:
economic security, the monitoring of the operational situation, monitoring of economic security, indicators of economic security, system of indicators, monitoring methods
Text
Publication text (PDF): Read Download

В Российской Федерации уже более десяти лет осуществляется работа по сбору информации о состоянии экономической безопасности страны, отдельных её регионов и отраслей экономики [1, с. 82]. Так, Росстат России готовит в ежемесячном режиме статистическую информацию по 51 показателю для мониторинга факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности России, и направляет ее в Министерство экономического развития Российской Федерации. С 2003 года одновременно с подготовкой этой информации Росстатом России подготавливается также статистическая информация по 63 показателям для мониторинга угроз национальной безопасности России, которая представляется в Совет Безопасности Российской Федерации. Наряду с этим, для подготовки ежегодного доклада «О состоянии национальной безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению» в Правительство Российской Федерации Росстат представлял в Совет Безопасности Российской Федерации статистическую информацию по показателям для оценки состояния национальной безопасности в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537. [2,с.39]. Ныне этот документ утратил силу, а 31 декабря 2015 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», который утвердил новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации [3]. В новом документе предусмотрено создание системы контроля хода реализации Стратегии (55, п.110) в форме государственного мониторинга. Более того, в Стратегии предлагается система укрупненных показателей состояния национальной безопасности (55, п.115), куда входят: удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств; доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; ожидаемая продолжительность жизни; валовой внутренний продукт на душу населения; децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения); уровень инфляции; уровень безработицы; доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования; доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру; - доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам. В тоже время до сих пор в Российской Федерации, не создана государственная система мониторинга экономической безопасности, хотя теоретически эта проблема уже давно решена. Так, в различных работах последнего десятилетия для оценки экономической безопасности России предлагается более 150 различных экономических и социальных показателей. В работе по созданию государственной системы мониторинга экономической безопасности важнейшим методическим требованием является формирование в конечном итоге такой системы показателей и методов мониторинга, чтобы она была максимально объективирована и деперсонифицирована. Иначе говоря, после запуска такой системы мониторинга она должна максимально элиминировать возможности субъективного воздействия самого разного свойства: ошибок при расчетах показателей и индикаторов, ошибок при интерпретациях, защищенность от воздействия политических интересов каких бы то ни было акторов на осуществление расчетов [4, с.167]. Реализация такой системы потребует решения двух задач: достижения реальной объективности методик и подготовки специальных регламентов. За основу будущей модели государственной системы мониторинга экономической безопасности можно взять уже предлагаемую в научной литературе модель государственной системы мониторинга коррупционных проявлений. Следует отметить, что принцип постоянного и всеобъемлющего мониторинга социальных и экономических процессов уже давно доказал свою эффективность в сфере обеспечения и национальной, и экономической безопасности многих развитых стран мира. Например, в США в рамках ФБР функционирует крупнейшая в мире служба электронной разведки - Агентство национальной безопасности. Особенность этой службы состоит в том, что вся информация, собираемая с различных контролируемых объектов, становится доступной сотрудникам сразу, как только её загрузят в единую систему. Информация антитеррористического характера имеет приоритет и загружается в течение 24 часов. Другая криминальная информация, относящаяся к тяжким преступлениям, организованной преступности, финансовым мошенничествам и т.п., загружается в базу с некоторым временным лагом. В этих базах данных сегодня можно найти практически всё: записи о финансовых транзакциях и сделках, образцы ДНК и отпечатков пальцев, образцы звуков и видеоклипы, топографические карты и поэтажные планы зданий, агентурные сообщения разведки и данные радиоперехвата, горячие новости СМИ и их архивы, информацию из блогосферы, видеозаписи с улицы и в помещениях и т.п. Накопление и систематизация подобных данных осуществляется уже несколько десятков лет. Каждая из этих баз данных создавалась конкретным субъектом для решения конкретных задач. В настоящее время вся эта система совершенствуется так, чтобы доступ аналитиков к информации осуществлялся в режиме реального времени [5], и чтобы любую разрозненную информацию можно было бы оперативно сопоставлять. Дело в том, что самой важной и, вместе с тем, сложной является задача - из всех разрозненных данных отобрать такие фрагменты, которые складывались бы в согласованную цельную картину интересующего события. Традиционные способы решения подобных задач требуют огромных трудозатрат и временны (месяцы, а иногда и годы аналитической работы). И даже сейчас, когда появились автоматизированные компьютерные системы, способные сводить воедино разрозненные клочки информации, им по-прежнему крайне сложно обрабатывать сильно различающиеся типы данных. Например, современное программное обеспечение не способно сопоставлять записи цифр в таблицах о суммах продаж и кадры видеонаблюдения в супермаркетах и т.п. [6, с.121]. Тем не менее, в США уже появился IT-инструментарий, который способен решать такие сложные задачи - просеивать огромные массивы плохо сопоставимых данных. Например, программное обеспечение «Палантир» реально способно быстро, в режиме параллельной обработки прочесывать все доступные ему базы данных и выявлять там связанные друг с другом фрагменты информации. После чего программа складывает все найденное в одно место - в виде, удобном для просмотра аналитиком. Создателем и владельцем этого IT-инструментария является одноименная частная компания [7, с. 30-31]. Сейчас существует две версии такой программы - Правительственная и Финансовая. Ими пользуются Министерство обороны США, ЦРУ, ФБР, аналитические службы американской армии, морской пехоты и военно-воздушных сил, полицейские департаменты Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, а также постоянно растущее число финансовых институтов, выявляющих с помощью этой программы различные виды банковских афер и мошеннических операций [8, с.160]. Используя возможности программного обеспечения Palantir, правоохранительные органы могут практически моментально компилировать подробнейшие досье на любой объект, увязывая вместе материалы видеонаблюдения за посетителями любых торговых точек с финансовыми транзакциями через кредитные карты, со звонками по сотовому телефону, записями об адресатах и темах писем электронной почты, покупке и использовании авиабилетов, логах тем разыскиваемой человеком информации в Интернете и многое другое. Эта программа предусматривает и контроль заведомо запрещенных действий, типа несанкционированной законом тотальной слежки за людьми т.п. Программа всегда создает аудиторский след, в котором фиксируется, кто именно видел определенные фрагменты информации, и что именно с этими фрагментами делалось. Кроме того, у программы Palantir имеется строгая система допусков, гарантирующая, что всякий сотрудник получает доступ к данным только на уровне своих полномочий. Сегодня у компании Palantir есть конкуренты, которые также предлагают подобные IT-продукты: Raytheon, Lockheed Martin, Northrop Grumman и IBM, и т.п. [9, с.25]. В самом общем виде для мониторинга экономической безопасности сфере противодействия криминализации различных видов экономической деятельности нужен такой инструментарий, который позволял бы в автоматическом режиме сканировать большие объемы информационных ресурсов, отбирать из них отдельные фрагменты, заданные аналитиком, и создавать из них цельную картину события или объекта [10, с.2]. Речь идет о, так называемых, инициативных аналитических исследованиях, суть которых сводится к организации непрерывной обработки потоков фоновой информации о происходящих событиях, перемещениях лиц и грузов, денежных переводах, коммерческих сделках и т.п. с целью выявления в них возможного криминального содержания и предпосылок совершения преступлений. Задача инициативной аналитики - это получение и формирование потоков уже реактивной оперативно-розыскной информации по основным направлениям борьбы с преступностью. В данном случае осуществляется генерирование такого информационного продукта, который позволяет оперативно принимать адекватные меры по предотвращению преступлений и пресечению преступной деятельности непосредственно из складывающейся ситуации или на основе выявления тенденций развития того или иного социального или экономического явления. Фактически, речь идет о постоянном наблюдении и оценке различных угрозообразующих факторах. Напомним, угрозообразующий фактор - это внешне совершенно нормальное действие, объект, событие, но развивающееся таким образом, что в итоге оно превращается в реальную угрозу или, даже, криминальное явление. Такое автоматизированное (без участия человека) наблюдение десяток лет назад было невозможно. Однако в последнее время не только обсуждаются, но и реализуются различные проекты глобального автоматизированного контроля различных коммуникаций. Новые источники получения оперативной информации открылись и с распространением электронных платежных средств, электронных проездных документов, содержащих персональные данные и идентификационные признаки. Для обслуживания владельцев сотен миллионов разнообразных пластиковых карт сейчас происходит накопление огромных массивов данных, доступ к которым позволяет получить представления об интересах, здоровье, настроении и даже о намерениях (в том числе, преступных) того или иного человека. Сегодня на вооружении ОВД уже имеются современные программно-технические комплексы, которые в полной мере позволяют реализовать идеи и алгоритмы инициативной оперативно-розыскной аналитики [11]. В них происходит круглосуточное пополнение баз данных фоновой информацией. Они в настоящее время применяются не только в ОВД на транспорте, но и в большинстве территориальных подразделений МВД России. В таких программно-технических комплексах формируются и автоматически пополняются базы данных лиц, находящихся в розыске («Розыск»), представляющих оперативный интерес («Сторож»), проходящих через криминальные учеты на участке обслуживания («Криминал»), а также об утраченных и похищенных документах («Документ»), и при необходимости другие ресурсы оперативно-розыскной информации. Одновременно в автоматическом режиме постоянно обновляются базы данных фоновой информации о лицах, которые приобрели билеты на поезда дальнего следования («Экспресс») и авиабилеты («Сирена»). В настоящее время прорабатывается вопрос о внесении информации о лицах, приобретающих билеты на автомобильный транспорт. Особенность комплекса состоит в том, что сервер загрузки и анализа информации в совокупности с коммуникационным сервером осуществляет автоматическое пополнение баз данных. После очередного пополнения «транспортных» баз фоновой информацией по определенным алгоритмам в автоматическом режиме производятся аналитические процедуры совместной обработки данных о перемещениях лиц со сведениями, содержащимися в «криминальных» базах ресурсной оперативно- розыскной информации. В эти системы могут быть встроены программные модули - автоматизированные рабочие места, позволяющие по определенным алгоритмам в полуавтоматическом режиме выявлять, раскрывать и предотвращать преступления, совершаемые в ходе пассажирских перевозок. При этом реализуется принцип отраслевой интеграции информационных ресурсов для различных направлений оперативно-розыскной деятельности. Наиболее перспективной представляется разработка автоматизированных алгоритмов инициативной аналитики для прогнозирования возможных преступлений и определения потенциальных преступников и их сообщников. Например, для предотвращения преступлений на транспорте, после того как пассажирский поезд оказался на территории обслуживания конкретного управления внутренних дел, аналитик сразу может задать программе фиктивное условие о совершении в поезде определенного вида преступления. В результате для каждого пассажира будет вычислен «коэффициент криминальности». Если для кого-либо из пассажиров этот коэффициент выше определенного уровня, то можно сделать предположение о потенциально возможном совершении им заданного преступления. Это позволит провести превентивные оперативные мероприятия, направленные на недопущение такого преступления. В целом, круг задач, которые могут решаться на основе технологий инициативной аналитики, в обозримом будущем будет расширяться по мере включения в работу новых IT-технологий, разнообразных информационных ресурсов и потоков фоновой информации [12, с.135]. Принципиальным моментом в развитии инициативной аналитики стала автоматизация поисковых процедур получения данных и сведений из открытых источников - Интернета и электронных средств массовой информации. Предикторы, определяющие личностные качества, интересы, криминальный потенциал и направление противоправных устремлений объектов оперативного внимания, могли быть получены на основании анализа их окружения, связей, сетевых коммуникаций с сообщниками, идейными сподвижниками или партнерами по криминальному бизнесу. Помимо инициативной аналитики в качестве инструментария мониторинга экономической безопасности в сфере противодействия криминализации различных видов экономической деятельности следует использовать методы и приемы криминологического моделирования, которые уже давно активно используются в управлении сложными социально-экономическими системами и в автоматизации бизнес процессов [13, с.39]. Метод криминологического моделирования, представляющий собой - метод криминологического прогнозирования, в основе которого лежит построение статистических и динамических моделей, описывающих с возможно более полной информативностью динамику преступности во времени, исходя из взаимодействия комплекса факторов, существенно влияющих на нее. В основе использования методов криминологического моделирования лежит построение модели возможной ситуации. При данном подходе параметры модели ставятся в соответствие исследуемым факторам изучаемого события, варьируя параметры модели, получают сведения о значимости отдельных факторов, об их взаимном влиянии. На основе таких расчетов находят оптимальные соотношения между последствиями события и соответствующими масштабами деятельности правоохранительных органов [14, с.90]. Создание, внедрение, поддержка и развитие автоматизированных информационно-аналитических комплексов оперативно-розыскного и криминологического назначения требуют научно-технологической, проектно-конструкторской, производственной и специальной образовательной инфраструктуры [15, с.65]. Непосредственное использование автоматизированных алгоритмов в аналитике предполагает последовательное наращивание мощности систем сортировки, обработки и анализа потоков разнообразных данных. По мере расширения круга решаемых задач должны вводиться в строй новые режимы работы автоматизированных систем. С углублением интеллектуальной составляющей процессов обработки и анализа данных будут открываться новые функциональные возможности программно-технических комплексов и всей информационно-аналитической структуры. Следует отметить, что финансовые вложения, организационные и интеллектуальные усилия, связанные с развитием инициативной аналитики и криминологического моделирования в территориальных органах внутренних дел МВД России, будут окупаться повышением качества оперативно-розыскной деятельности в сфере противодействия криминализации различных видов экономической деятельности, а в итоге - более высоким уровнем национальной и экономической безопасности.
References

1. Kobec P. N. O neobhodimosti likvidacii probelov zakonodatel'nogo regulirovaniya prestupnosti v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti. Mezhdunarodnoy nauchnyy zhurnal «Simvol nauki». № 12., 2015.

2. Kevesh A. L. Zadachi oficial'noy statistiki v informacionnom obespechenii razvitiya i bezopasnosti strany. - V sb. Materialy Pervoy vserossiyskoy konferencii «Analitika razvitiya i bezopasnosti strany: realii i perspektivy». - M., OOO «Agenstvo pechati «Stolica», 2014.

3. O Strategii nacional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii. Ukaz Prezidenta rossiyskoy Federacii 31 dekabrya 2015 goda № 683.

4. Kobec P. N. O probelah zakonodatel'nogo regulirovaniya bor'by s prestupleniyami v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami: Materialy Pyatoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - Barnaul: Barnaul'skiy yuridicheskiy institut MVD Rossii, 2007.

5. ANB SShA, sekretnost' kak korrupciya i sistemnye oshibki - (http://kiwibyrd.org/ 2013/08/11/0702).

6. Kobec P. N., Vlasov D. V. Osnovnye napravleniya v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti, nacelennye na sovershenstvovanie obespecheniya bezopasnosti Rossiyskoy Federacii. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: politicheskie orientiry, zakonodatel'nye prioritety, praktika obespecheniya. Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. № 5. 2005.

7. Kobec P. N. Kodeks etiki gossluzhaschego. Dlya effektivnoy bor'by s korrupciey Rossiya mozhet obobschit' opyt zarubezhnyh stran. Chelovek i zakon. Obschenacional'nyy pravovoy zhurnal. M., 2008. № 10.

8. Kobec P. N. Analiz zarubezhnogo zakonodatel'nogo i prakticheskogo opyta profilaktiki i preduprezhdeniya pravonarusheniy. Tendencii i perspektivy razvitiya nauki XXI veka: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii (28 yanvarya 2016 g., g. Syzran'). V 2 ch. Ch. 2 - Ufa: MCII OMEGA SAYNS, 2016.

9. Kobec P. N. Zarubezhnyy opyt preduprezhdeniya tyazhkih seriynyh prestupleniy. Social'no-ekonomicheskie problemy sovremennoy Rossii. Sbornik nauchnyh trudov / Pod red. prof. V. V. Galkina. Vyp. 1. - Voronezh: CNTI, 2011.

10. Kobec P. N. Genezis instituta uslovnogo osuzhdeniya v zarubezhnyh stranah. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yusticiya. M., № 1. 2010.

11. Novikova I. V., Krasnikov N. I. Indikatory ekonomicheskoy bezopasnosti regiona // Vestnik tomskogo gosudarstvennogo universiteta: obschenauchnyy periodicheskiy zhurnal. 2010. Yanv. № 330. S. 132-138. URL: // sun.tsu.ru/mminfo/000063105/330/image/330-132.pdf.

12. Kobec P. N. O neobhodimosti regulyarnogo social'no-kriminologicheskogo monitoringa kriminal'noy situacii v Rossiyskoy Federacii. // Obschestvo i pravo. Mezhdunarodnyy nauchno-prakticheskiy zhurnal. - 2014 - № 2 (48).

13. Kobec P. N. Monitoring i ocenka kriminal'noy situacii, skladyvayuscheysya v sfere organizovannoy prestupnosti, - vazhneyshaya osnova protivodeystviya rassmatrivaemomu fenomenu. Rossiyskiy sledovatel'. № 11 2016.

14. Kobec P. N., Popov O. A. Ispol'zovanie podrazdeleniyami MVD Rossii matematicheskih metodov analiza (na primere Privolzhskogo federal'nogo okruga Rossiyskoy Federacii). Nauchnyy portal MVD Rossii. M.: VNII MVD Rossii. № 1(9) 2010.

15. Kobec P. N., Sandugey A. N., Popugaev Yu. I. Glava X. Preduprezhdenie prestupnosti administrativno-pravovymi merami Preduprezhdenie prestupnosti v Rossii: Monografiya / Pod red. prof. Yu. M. Antonyana. - M., 2014.

Login or Create
* Forgot password?