ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ СОТРУДНИКОВ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАССОВЫХ И ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируются факторы недопущения совершения террористических актов вблизи мест и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации. На примере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в регионах Российской Федерации делаются выводы и даются рекомендации по эффективности несению службы при охране общественного порядка в период проведения массовых и публичных мероприятий в общественных местах.

Ключевые слова:
сотрудники патрульно-постовой службы полиции, войска национальной гвардии Российской Федерации, выявление подготовки террористических актов, эффективность при несении службы, массовые и публичные мероприятия в общественных местах
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на сотрудников патрульно-постовой службы полиции возлагается целый ряд важных задач. Одной из них является обеспечение правопорядка в общественных местах, в том числе и на улице в соответствии с уставом патрульно-постовой службы полиции подпункт 6.1, утвержденный Приказом МВД РФ №80 от 28.01.2008 г. «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». Каждый год на территории Российской Федерации проводятся множество массовых публичных и массовых мероприятий, которые посещают большое количество граждан. На многих мероприятиях, например спортивного, культурного характера, особенно в крупных городах, присутствуют десятки и сотни тысяч людей, что осложняет работу нарядов патрульно-постовой службы в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период проведения таких мероприятий [1]. В настоящее время, несмотря на усиления требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а именно ссылаясь на постановление правительства Российской Федерации №272 от 25.03.2015 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», наиболее проблематичным для сотрудников полиции является недопущение совершения террористических актов в указанных местах и в близи них [2]. Следует заметить, что данная ситуация требует кардинального решения по целому ряду причин, к которым следует отнести: 1) Возможность совершения террористических актов в местах массового скопления людей, в том числе с помощью применения: 2. Взрывных устройств и взрывчатых веществ. 3. Боевых отравляющих веществ. 4. Бактериологического оружия. 5. Радиоактивных веществ. 6. Огнестрельного или иного оружия. 7. Огнеопасных и иных, легковоспламеняющихся жидкостей и веществ. 2) Вероятность совершения террористических актов вблизи места, где проводится массовое мероприятие, например, на объекте транспорта, при подходе к стадиону и в других местах [3]. Следует помнить, что террористу не обязательно совершать свое злодеяние на объекте или территории, где проводится массовое мероприятие, поскольку сотрудники полиции и иные лица на таких мероприятиях проводят личный осмотр граждан и находящихся при них вещей, с целью недопущения проноса запрещенных предметов и веществ [4]. Поэтому террористический акт может быть совершен в группе людей, которые подходят месту проведения данного мероприятия. 3) Отсутствие в местах массового пребывания граждан (за исключением некоторых спортивных объектов) достаточного количества современных средств бесконтактного обнаружения взрывных и иных опасных предметов и веществ. Сотрудники патрульно-постовой службы полиции, как правило, не обеспечиваются необходимой стационарной и переносной антитеррористической техникой [5], способной выявить признаки подготовки террористического акта, выявить террориста смертника. На примере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период празднования Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января в регионах Российской Федерации [6] можно сделать вывод о том, что: 1. Отсутствуют стационарные и переносные средства выявления взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов и веществ в местах прохода граждан на данное мероприятие. 2. Отсутствует необходимая антитеррористическая техника и средства вблизи района проведения массового мероприятия, позволяющая патрульным и постовым нарядам и иным службам выявить подготовку к террористическому акту. 3. Требуется разработка и принятие необходимой нормативной базы федерального уровня, которая бы обязала организаторов проведения публичных и массовых мероприятий и иных лиц, принять необходимые меры к обеспечению безопасности граждан, в том числе путем предоставления соответствующих антитеррористических средств сотрудникам полиции, обеспечивающих правопорядок при его проведении [7]. Несмотря на проблемы в обеспечении правопорядка на данных мероприятиях, сотрудники патрульно-постовой службы полиции осуществляют работу по недопущению террористических актов по следующим направлениям [8]: 1. Проведение личного осмотра граждан и находящихся при них вещей при проходе на массовые и публичные мероприятия. 2. (Необходимо помнить, что если на спортивных мероприятиях уполномоченные сотрудники (не полиции) осуществляют личный осмотр граждан и находящихся при них вещей, то на других мероприятиях, кроме полицейских, такую процедуру никто не проводит) [9]. 3. Усиление работы, по выявлению преступлений и административных правонарушений при подходе к месту проведения массового мероприятия, в том числе увеличение плотности нарядов. 4. Запрет на проход гражданам, нарушающих установленные требования и правила поведения на территории и объектах, где проводятся массовые и публичные мероприятия. 5. Проведение обходов в установленном порядке территории массового мероприятия и вблизи нее с целью обнаружения предметов и веществ, которые могут иметь отношения к террористической деятельности, например оставленных пакетов, коробок, сумок, свертков и др. Принятие необходимых мер при их выявлении. 6. Своевременное реагирование на сообщения представителей организаций, граждан, других правоохранительных органов, связанных с террористической угрозой как на территории (объекте) проведения массового мероприятия, так и в близи него. 7. Применение (по возможности) служебных собак, обученных поиску взрывчатых веществ, оружия, взрывных устройств, для обследования территории или объекта где проводится массовое мероприятие. 8. Использование в работе профайлинга, с целью выявления лиц, имеющих намерение совершить террористический акт. (Данное направление в работе сотрудников патрульно-постовой службы является относительно новым, но перспективным, хотя и требует определенной подготовки сотрудников) [10]. 9. Применение имеющейся в наличие стационарной и переносной антитеррористической техники, с целью выявления взрывных устройств, взрывчатых веществ и иных предметов и веществ, которые могут быть использованы для совершения террористического акта. 10. Осуществление работы по недопущению паники и нарушения общественного порядка при эвакуации людей из мест проведения массовых мероприятий в различных ситуациях. 11. Принятие соответствующих мер реагирования при выявлении лица, предположительно намеривающего совершить террористический акт. Перечисленные направления работы сотрудников патрульно-постовой службы не являются исчерпывающими, но на сегодняшний день они являются важной составляющей по обеспечению правопорядка на массовых и публичных мероприятиях [11]. Решение затронутых проблем, связанных с антитеррористической защитой мест массового скопления граждан нельзя затягивать, поскольку они касаются безопасности граждан.
Список литературы

1. Аветисян С. О., Киреев М. П., Кошелев А. Ю., Юров Н. Н. Организация взаимодействия территориальных органов МВД России с другими субъектами в противодействии терроризму // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: сборник трудов XXIII Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Академия управления МВД России, 2014. - С. 108-110.

2. Апальков А. В., Муханов Ю. В. Физическая подготовка как средство адаптации и самосовершенствования личности курсанта // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел России в контексте современных научных исследований: материалы IV международной научно- теоретической конференции адъюнктов и докторантов. - СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. - Ч II. - 156 c.

3. Горбатов В. В., Горелов С. А. Модернизация педагогических технологий в учебном процессе образовательных учреждений МВД России // Повышение качества учебного процесса на основе применения активных и интерактивных технологий обучения: сборник материалов круглого стола, 2015. - С. 67-70.

4. Киреев М. П., Торопин Ю. В. Как изменить оценку и учет преступлений террористического характера? // Кризисные ситуации социально-политического характера и основные направления их разрешения в свете современной реформы МВД России: материалы XIII международной научно-практической конференции. - М.: Академия управления МВД России, 2011. -С. 95-97.

5. Жайлов А. А., Асекретов О. К. // Противодействие распространению идеологии терроризма в Российской Федерации // Социально-экономические и политические корни идеологии экстремизма и терроризма: проблемы интерпретации и противодействия // Программа ежегодной международной научно-практической конференции. 2015.

6. Киреев М. П., Халиуллина Л. И. Подходы к определению экстремизма как угрозы общественной безопасности // Актуальные проблемы российского права. - 2012. - № 2. - С. 207-213.

7. Горелов С. А., Никифоров М. Ю. Имитирование тактико-служебных ситуаций в учебном процессе образовательных организации МВД России как эффективное противодействие терроризма и экстремизма // Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты: сборник тезисов выступлений участников международной научно-теоретической конференции, 2015. - С. 48-50.

8. Киреев М. П., Левин А. О. Правовые и организационные основы предупреждения терроризма в Российской Федерации // Научный портал МВД России. - 2014. - № 4 (28). - С. 91-96.

9. Горбатов В. В., Горелов С. А. Организация досмотра граждан и вещей, как цель противодействия терроризму во время проведения массовых мероприятий // Социально-экономические и политические корни идеологии экстремизма и терроризма: проблемы инерпретации и противодействия: материалы международной научно-практической конференции, 2014. - С. 53-57.

10. Киреев М. П., Мошаров Д. В. Уголовно- правовой феномен терроризма (к исходным точкам зрения со стороны права) // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: сборник трудов XXV Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Академия управления МВД России, 2016. - С. 126-128.

11. Ткаченко А. И., Муханов Ю. В., Апальков А. В. Анализ применения сотрудниками ОВД приемов задержания и сопровождения // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов, соискателей. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2010. - Вып. № 7.

Войти или Создать
* Забыли пароль?