FEATURES AND THE BASIC DIRECTIONS OF WORK OF EMPLOYEES OF PATROL POLICE TO IDENTIFY THE PREPARATION OF TERRORIST ATTACKS DURING MASS PUBLIC EVENTS AND IN PUBLIC PLACES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper analyzes the factors preventing the commission of terrorist acts near the places and objects (territories) subject to mandatory protection of the troops of the Russian Federation National Guard. For example, protection of public order and public safety in the regions of the Russian Federation draws conclusions and provides recommendations for the performance of duty efficiency in protection of public order during mass public events and in public places.

Keywords:
officers patrol police service, the troops of the national guard of the Russian Federation, revealing the preparation of terrorist acts, effective in performance of duty, and mass public events in public places
Text
Publication text (PDF): Read Download

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на сотрудников патрульно-постовой службы полиции возлагается целый ряд важных задач. Одной из них является обеспечение правопорядка в общественных местах, в том числе и на улице в соответствии с уставом патрульно-постовой службы полиции подпункт 6.1, утвержденный Приказом МВД РФ №80 от 28.01.2008 г. «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции». Каждый год на территории Российской Федерации проводятся множество массовых публичных и массовых мероприятий, которые посещают большое количество граждан. На многих мероприятиях, например спортивного, культурного характера, особенно в крупных городах, присутствуют десятки и сотни тысяч людей, что осложняет работу нарядов патрульно-постовой службы в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в период проведения таких мероприятий [1]. В настоящее время, несмотря на усиления требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а именно ссылаясь на постановление правительства Российской Федерации №272 от 25.03.2015 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», наиболее проблематичным для сотрудников полиции является недопущение совершения террористических актов в указанных местах и в близи них [2]. Следует заметить, что данная ситуация требует кардинального решения по целому ряду причин, к которым следует отнести: 1) Возможность совершения террористических актов в местах массового скопления людей, в том числе с помощью применения: 2. Взрывных устройств и взрывчатых веществ. 3. Боевых отравляющих веществ. 4. Бактериологического оружия. 5. Радиоактивных веществ. 6. Огнестрельного или иного оружия. 7. Огнеопасных и иных, легковоспламеняющихся жидкостей и веществ. 2) Вероятность совершения террористических актов вблизи места, где проводится массовое мероприятие, например, на объекте транспорта, при подходе к стадиону и в других местах [3]. Следует помнить, что террористу не обязательно совершать свое злодеяние на объекте или территории, где проводится массовое мероприятие, поскольку сотрудники полиции и иные лица на таких мероприятиях проводят личный осмотр граждан и находящихся при них вещей, с целью недопущения проноса запрещенных предметов и веществ [4]. Поэтому террористический акт может быть совершен в группе людей, которые подходят месту проведения данного мероприятия. 3) Отсутствие в местах массового пребывания граждан (за исключением некоторых спортивных объектов) достаточного количества современных средств бесконтактного обнаружения взрывных и иных опасных предметов и веществ. Сотрудники патрульно-постовой службы полиции, как правило, не обеспечиваются необходимой стационарной и переносной антитеррористической техникой [5], способной выявить признаки подготовки террористического акта, выявить террориста смертника. На примере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в период празднования Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января в регионах Российской Федерации [6] можно сделать вывод о том, что: 1. Отсутствуют стационарные и переносные средства выявления взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих и иных опасных предметов и веществ в местах прохода граждан на данное мероприятие. 2. Отсутствует необходимая антитеррористическая техника и средства вблизи района проведения массового мероприятия, позволяющая патрульным и постовым нарядам и иным службам выявить подготовку к террористическому акту. 3. Требуется разработка и принятие необходимой нормативной базы федерального уровня, которая бы обязала организаторов проведения публичных и массовых мероприятий и иных лиц, принять необходимые меры к обеспечению безопасности граждан, в том числе путем предоставления соответствующих антитеррористических средств сотрудникам полиции, обеспечивающих правопорядок при его проведении [7]. Несмотря на проблемы в обеспечении правопорядка на данных мероприятиях, сотрудники патрульно-постовой службы полиции осуществляют работу по недопущению террористических актов по следующим направлениям [8]: 1. Проведение личного осмотра граждан и находящихся при них вещей при проходе на массовые и публичные мероприятия. 2. (Необходимо помнить, что если на спортивных мероприятиях уполномоченные сотрудники (не полиции) осуществляют личный осмотр граждан и находящихся при них вещей, то на других мероприятиях, кроме полицейских, такую процедуру никто не проводит) [9]. 3. Усиление работы, по выявлению преступлений и административных правонарушений при подходе к месту проведения массового мероприятия, в том числе увеличение плотности нарядов. 4. Запрет на проход гражданам, нарушающих установленные требования и правила поведения на территории и объектах, где проводятся массовые и публичные мероприятия. 5. Проведение обходов в установленном порядке территории массового мероприятия и вблизи нее с целью обнаружения предметов и веществ, которые могут иметь отношения к террористической деятельности, например оставленных пакетов, коробок, сумок, свертков и др. Принятие необходимых мер при их выявлении. 6. Своевременное реагирование на сообщения представителей организаций, граждан, других правоохранительных органов, связанных с террористической угрозой как на территории (объекте) проведения массового мероприятия, так и в близи него. 7. Применение (по возможности) служебных собак, обученных поиску взрывчатых веществ, оружия, взрывных устройств, для обследования территории или объекта где проводится массовое мероприятие. 8. Использование в работе профайлинга, с целью выявления лиц, имеющих намерение совершить террористический акт. (Данное направление в работе сотрудников патрульно-постовой службы является относительно новым, но перспективным, хотя и требует определенной подготовки сотрудников) [10]. 9. Применение имеющейся в наличие стационарной и переносной антитеррористической техники, с целью выявления взрывных устройств, взрывчатых веществ и иных предметов и веществ, которые могут быть использованы для совершения террористического акта. 10. Осуществление работы по недопущению паники и нарушения общественного порядка при эвакуации людей из мест проведения массовых мероприятий в различных ситуациях. 11. Принятие соответствующих мер реагирования при выявлении лица, предположительно намеривающего совершить террористический акт. Перечисленные направления работы сотрудников патрульно-постовой службы не являются исчерпывающими, но на сегодняшний день они являются важной составляющей по обеспечению правопорядка на массовых и публичных мероприятиях [11]. Решение затронутых проблем, связанных с антитеррористической защитой мест массового скопления граждан нельзя затягивать, поскольку они касаются безопасности граждан.
References

1. Avetisyan S. O., Kireev M. P., Koshelev A. Yu., Yurov N. N. Organizaciya vzaimodeystviya territorial'nyh organov MVD Rossii s drugimi sub'ektami v protivodeystvii terrorizmu // Informatizaciya i informacionnaya bezopasnost' pravoohranitel'nyh organov: sbornik trudov XXIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2014. - S. 108-110.

2. Apal'kov A. V., Muhanov Yu. V. Fizicheskaya podgotovka kak sredstvo adaptacii i samosovershenstvovaniya lichnosti kursanta // Pravoohranitel'naya deyatel'nost' organov vnutrennih del Rossii v kontekste sovremennyh nauchnyh issledovaniy: materialy IV mezhdunarodnoy nauchno- teoreticheskoy konferencii ad'yunktov i doktorantov. - SPb: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2012. - Ch II. - 156 c.

3. Gorbatov V. V., Gorelov S. A. Modernizaciya pedagogicheskih tehnologiy v uchebnom processe obrazovatel'nyh uchrezhdeniy MVD Rossii // Povyshenie kachestva uchebnogo processa na osnove primeneniya aktivnyh i interaktivnyh tehnologiy obucheniya: sbornik materialov kruglogo stola, 2015. - S. 67-70.

4. Kireev M. P., Toropin Yu. V. Kak izmenit' ocenku i uchet prestupleniy terroristicheskogo haraktera? // Krizisnye situacii social'no-politicheskogo haraktera i osnovnye napravleniya ih razresheniya v svete sovremennoy reformy MVD Rossii: materialy XIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2011. -S. 95-97.

5. Zhaylov A. A., Asekretov O. K. // Protivodeystvie rasprostraneniyu ideologii terrorizma v Rossiyskoy Federacii // Social'no-ekonomicheskie i politicheskie korni ideologii ekstremizma i terrorizma: problemy interpretacii i protivodeystviya // Programma ezhegodnoy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. 2015.

6. Kireev M. P., Haliullina L. I. Podhody k opredeleniyu ekstremizma kak ugrozy obschestvennoy bezopasnosti // Aktual'nye problemy rossiyskogo prava. - 2012. - № 2. - S. 207-213.

7. Gorelov S. A., Nikiforov M. Yu. Imitirovanie taktiko-sluzhebnyh situaciy v uchebnom processe obrazovatel'nyh organizacii MVD Rossii kak effektivnoe protivodeystvie terrorizma i ekstremizma // Bezopasnost' lichnosti, obschestva i gosudarstva: teoretiko-pravovye aspekty: sbornik tezisov vystupleniy uchastnikov mezhdunarodnoy nauchno-teoreticheskoy konferencii, 2015. - S. 48-50.

8. Kireev M. P., Levin A. O. Pravovye i organizacionnye osnovy preduprezhdeniya terrorizma v Rossiyskoy Federacii // Nauchnyy portal MVD Rossii. - 2014. - № 4 (28). - S. 91-96.

9. Gorbatov V. V., Gorelov S. A. Organizaciya dosmotra grazhdan i veschey, kak cel' protivodeystviya terrorizmu vo vremya provedeniya massovyh meropriyatiy // Social'no-ekonomicheskie i politicheskie korni ideologii ekstremizma i terrorizma: problemy inerpretacii i protivodeystviya: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, 2014. - S. 53-57.

10. Kireev M. P., Mosharov D. V. Ugolovno- pravovoy fenomen terrorizma (k ishodnym tochkam zreniya so storony prava) // Informatizaciya i informacionnaya bezopasnost' pravoohranitel'nyh organov: sbornik trudov XXV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2016. - S. 126-128.

11. Tkachenko A. I., Muhanov Yu. V., Apal'kov A. V. Analiz primeneniya sotrudnikami OVD priemov zaderzhaniya i soprovozhdeniya // Problemy pravoohranitel'noy deyatel'nosti i obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov doktorantov, ad'yunktov, aspirantov, soiskateley. - Belgorod: Bel YuI MVD Rossii, 2010. - Vyp. № 7.

Login or Create
* Forgot password?