Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Под «Холодной войной» в истории международных отношений обычно понимают глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в 1946-1989 гг. между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР и союзными ему странами, с другой [1]. Первая дата, как известно, связана с речью У. Черчилля в Фултоне. Что касается второй, то ее связывают с саммитом на острове Мальта в декабре 1989 г., где Горбачев и Буш официально объявили об окончании Холодной войны. В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование. Еще раз об окончании Холодной войны было заявлено президентами США и РФ, Джорджем Бушем и Борисом Ельциным на встрече в Кэмп-Дэвиде. Этот факт был зафиксирован в совместной декларации от 1 февраля 1992 г. Крушение Советского Союза и смена общественного строя в странах Восточной Европы казалось бы ликвидировали идеологическую основу для вражды между Востоком и Западом, создали новую, благоприятную обстановку для налаживания сотрудничества между народами США и новой России. Однако, произошедшие с того момента события заставляют по-новому взглянуть на Холодную войн как исторический феномен в контексте последующего развития международных отношений. Расширение НАТО на Восток, организация государственного переворота на Украине, стремление американской дипломатии дестабилизировать политическую ситуацию в постсоветских государствах, в том числе и в самой России, постоянные нарушения со стороны стран Запада норм международного права, продолжающаяся гонка вооружений произошли уже после того как официально было заявлено, что Холодная война осталась в прошлом. Фактически же она была продолжена и после деклараций об ее окончании, но теперь уже в отношении новой, демократической России, вставшей на путь буржуазной рыночной экономики. На смену антикоммунизму пришла тотальная русофобия, США провозгласили политику глобального доминирования, экономическое партнерство обернулось политикой санкций со стороны Запада, а военный бюджет США не претерпел сколько-нибудь значительного сокращения. Надежда на окончание Холодной войны, к сожалению, оказалась все лишь прекраснодушной иллюзией. Все это заставляет нас не только по-новому взглянуть на события Холодной войны, но и попытаться извлечь из них уроки. Этот процесс должен быть осуществлен в контексте всей истории взаимоотношений России и Запада, а также с учетом всех событий, произошедших с начала Холодной войны и вплоть до сегодняшнего времени. Первый такой урок заключается в том, что Холодная война при всей ее специфике и событийной уникальности является лишь одним из исторических этапов противостояния Запада и России. В этом смысле она не отличается от нашествий крестоносцев на Русь, агрессии со стороны поляков и шведов, нашествия Наполеона, кайзера Вильгельма II или Гитлера. Огромная территория России, ее природные ресурсы, географическое положение на стыке Европы и Азии обеспечивает ей уникальное положение в мире и вызывает зависть у соперников, стремление если не захватить, то поставить под свой контроль российскую политику и экономику. Как совершенно верно замечала Н. А. Нарочницкая в сборнике, посвященном юбилею Ялтинской конференции «мир мало изменился - им движут преемственные геополитические интересы» [2]. Таковы главные объективные причины агрессивной политики Запада против России. Начавшаяся же в 1946 г. Холодная война носила и до сих пор носит холодный, то есть преимущественно невоенный характер, не приобретая форму глобального военного столкновения, только потому, что СССР и его правопреемница - современная Россия, как и противостоящий ей Запад, обладают ядерным оружием. Таким образом, Холодную войну можно определить как глобальное противостояние между Россией и Западом в условиях наличия оружия массового поражения. Полномасштабный военный конфликт между противоборствующими сторонами неизбежно ведет к мировой войне и взаимному уничтожению обеих сторон. Поэтому Запад строит свою стратегию в отношении России в форме постоянного политического, экономического и идеологического давления на нее в целях подчинения своим интересам. Военное давление носит вспомогательный характер. Оно имеет целью экономически истощить соперника и оказать прямое воздействие на его более слабых и не обладающих ядерным оружием союзников. Холодная война объективно неизбежна и будет осуществляться со стороны Запада до тех пор, пока наши противники-партнеры будут иметь возможность такого давления. Именно с учетом этого урока и следует строить современную политику РФ. Второй урок, который вытекает из Холодной войны заключается в том, что односторонние уступки Западу, а именно к ним и прибегнул Горбачев, чтобы прекратить Холодную войну, неминуемо оборачиваются поражением России. Ликвидация ракет средней и меньшей дальности в Европе, вывод войск из стран Восточной Европы, объединение Германии, роспуск Варшавского договора лишь этапы такого рода уступок. Все они не привели к гармонизации отношений и наступлению золотого века человечества, а лишь на время ослабили глобальное противостояние России и Запада. Истина заключается в том, что благоприятные международные отношения должны строится на балансе сил и взаимном учете интересов договаривающихся сторон, а не на сдаче собственных позиций. Политические и военные уступки обернулись, как известно, переходом США к политике глобального доминирования, ухудшением российско-американских отношений, отношений с Запада в целом, трагическими событиями во многих странах мира. Уступки со стороны СССР эпохи Горбачева, а затем и ельцинской России были расценены Западом как проявление их слабости. Не случайно, американцы рассматривают официальное окончание Холодной войны не как достижение компромисса с СССР и обретение гармонии в международных отношениях, а как военную победу над противником. О «победе» в Холодной войне в 2007 г. заявила Хиллари Клинтон [3]. Бжезинский даже говорил о «капитуляции» СССР. Он сравнивал согласие Горбачева на объединение ФРГ и ГДР с капитуляцией Германии в 1918 г. и капитуляцией Японии в 1945 г. [4]. Третий урок заключается в том, что Западу нельзя верить на слово. «Окончание» Холодной войны, как показали дальнейшие события, носило односторонний характер. Не были получены письменные гарантии о нерасширении НАТО на восток, о невыходе США из договора по ПРО, об отмене разного рода санкционных ограничений в отношении СССР. Варшавский договор был распущен, а НАТО не только сохранилось, но и расширилось за счет стран Восточной Европы и бывших союзных республик СССР. Советский Союз действительно прекратил противоборство с Западом и сдал ряд позиций, а Запад обманул. Холодная война Запада теперь уже против России была продолжена. К сожалению, сегодня это является историческим фактом, который, тем не менее, является достоянием нашего международного опыта. Четвертый урок мы видим в том, что нельзя сдавать союзников. Государственные интересы, сохранение завоеванных геополитических позиций, должны быть абсолютными приоритетами, находиться выше любых идеологических, не говоря уже о личных, предпочтений. США, исходя из своих интересов, готовы сотрудничать с самыми разными государствами и политиками, ставя свои национальные интересы на первое место. И это правильно. Мы же сдали Э. Хонеккера, Т. Живкова, Н. Чаушеску, вывели свои войска из Германии, прекратили военное сотрудничества с Кубой и Вьетнамом. Все это не принесло желанного долговременного улучшения отношений с Западом, а обернулось, в конечном счете, большими стратегическими потерями и привело к подрыву доверия к России со стороны наших возможных союзников. И, наконец, пятый урок. Он заключается в том, что в любом международном соперничестве, а именно таким соперничеством и является Холодная война, победу одерживает только более сильная в экономическом и военном отношении держава. Советский Союз уже с 70-х годов начал отставать от ведущих стран Запада в качестве производимой продукции, в уровне жизни населения, однако необходимых шагов по выравниванию положения сделано не было. Тогда же мы перешли к широкому экспорту энергетических ресурсов, пополняя таким путем бюджет страны. Не смогло руководство СССР дать и правильную оценку и опыту Китая в развитии своей экономики, вставшего с конца 70-х годов на путь экономических реформ. Мы лишь обвиняли их в ревизионизме и отходе от марксистской догматики. Низкий интеллектуальный уровень советского руководства не позволили выбрать и оптимальную стратегию, так называемой, «перестройки» во второй половине 80-х годов, что привело страну к экономическому и политическому краху, с последующим ее распадом. Политика «шоковой терапии» уже после гибели СССР сопровождалась резким падением ВВП и деградацией армии, что вновь ослабило наши международные позиции. Очевидно, что всего этого можно было бы избежать и вина за это целиком лежит на руководстве страны того времени. Вновь был проявлен пресловутый «субъективизм и волюнтаризм», казалось бы, бесповоротно осужденный в середине 60-х годов. Сегодня важно не повторять допущенных ошибок, принимать адекватные международной обстановке решения, опираясь на мнение квалифицированного экспертного сообщества и соответствующих государственных структур.