Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the rectification and the period of the «Cold War.» Consider the form and methods to counter after the collapse of the Soviet Union. Displaying West confrontation against the Russian Empire, the Soviet Union and the Russian Federation for a long period of time. Established the objective causes of the Cold War. Formulated the lessons of the Cold War.

Keywords:
Cold War, opposition, political, economic, ideological pressure, the lessons of the Cold War
Text
Text (PDF): Read Download

Под «Холодной войной» в истории международных отношений обычно понимают глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в 1946-1989 гг. между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР и союзными ему странами, с другой [1]. Первая дата, как известно, связана с речью У. Черчилля в Фултоне. Что касается второй, то ее связывают с саммитом на острове Мальта в декабре 1989 г., где Горбачев и Буш официально объявили об окончании Холодной войны. В декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование. Еще раз об окончании Холодной войны было заявлено президентами США и РФ, Джорджем Бушем и Борисом Ельциным на встрече в Кэмп-Дэвиде. Этот факт был зафиксирован в совместной декларации от 1 февраля 1992 г. Крушение Советского Союза и смена общественного строя в странах Восточной Европы казалось бы ликвидировали идеологическую основу для вражды между Востоком и Западом, создали новую, благоприятную обстановку для налаживания сотрудничества между народами США и новой России. Однако, произошедшие с того момента события заставляют по-новому взглянуть на Холодную войн как исторический феномен в контексте последующего развития международных отношений. Расширение НАТО на Восток, организация государственного переворота на Украине, стремление американской дипломатии дестабилизировать политическую ситуацию в постсоветских государствах, в том числе и в самой России, постоянные нарушения со стороны стран Запада норм международного права, продолжающаяся гонка вооружений произошли уже после того как официально было заявлено, что Холодная война осталась в прошлом. Фактически же она была продолжена и после деклараций об ее окончании, но теперь уже в отношении новой, демократической России, вставшей на путь буржуазной рыночной экономики. На смену антикоммунизму пришла тотальная русофобия, США провозгласили политику глобального доминирования, экономическое партнерство обернулось политикой санкций со стороны Запада, а военный бюджет США не претерпел сколько-нибудь значительного сокращения. Надежда на окончание Холодной войны, к сожалению, оказалась все лишь прекраснодушной иллюзией. Все это заставляет нас не только по-новому взглянуть на события Холодной войны, но и попытаться извлечь из них уроки. Этот процесс должен быть осуществлен в контексте всей истории взаимоотношений России и Запада, а также с учетом всех событий, произошедших с начала Холодной войны и вплоть до сегодняшнего времени. Первый такой урок заключается в том, что Холодная война при всей ее специфике и событийной уникальности является лишь одним из исторических этапов противостояния Запада и России. В этом смысле она не отличается от нашествий крестоносцев на Русь, агрессии со стороны поляков и шведов, нашествия Наполеона, кайзера Вильгельма II или Гитлера. Огромная территория России, ее природные ресурсы, географическое положение на стыке Европы и Азии обеспечивает ей уникальное положение в мире и вызывает зависть у соперников, стремление если не захватить, то поставить под свой контроль российскую политику и экономику. Как совершенно верно замечала Н. А. Нарочницкая в сборнике, посвященном юбилею Ялтинской конференции «мир мало изменился - им движут преемственные геополитические интересы» [2]. Таковы главные объективные причины агрессивной политики Запада против России. Начавшаяся же в 1946 г. Холодная война носила и до сих пор носит холодный, то есть преимущественно невоенный характер, не приобретая форму глобального военного столкновения, только потому, что СССР и его правопреемница - современная Россия, как и противостоящий ей Запад, обладают ядерным оружием. Таким образом, Холодную войну можно определить как глобальное противостояние между Россией и Западом в условиях наличия оружия массового поражения. Полномасштабный военный конфликт между противоборствующими сторонами неизбежно ведет к мировой войне и взаимному уничтожению обеих сторон. Поэтому Запад строит свою стратегию в отношении России в форме постоянного политического, экономического и идеологического давления на нее в целях подчинения своим интересам. Военное давление носит вспомогательный характер. Оно имеет целью экономически истощить соперника и оказать прямое воздействие на его более слабых и не обладающих ядерным оружием союзников. Холодная война объективно неизбежна и будет осуществляться со стороны Запада до тех пор, пока наши противники-партнеры будут иметь возможность такого давления. Именно с учетом этого урока и следует строить современную политику РФ. Второй урок, который вытекает из Холодной войны заключается в том, что односторонние уступки Западу, а именно к ним и прибегнул Горбачев, чтобы прекратить Холодную войну, неминуемо оборачиваются поражением России. Ликвидация ракет средней и меньшей дальности в Европе, вывод войск из стран Восточной Европы, объединение Германии, роспуск Варшавского договора лишь этапы такого рода уступок. Все они не привели к гармонизации отношений и наступлению золотого века человечества, а лишь на время ослабили глобальное противостояние России и Запада. Истина заключается в том, что благоприятные международные отношения должны строится на балансе сил и взаимном учете интересов договаривающихся сторон, а не на сдаче собственных позиций. Политические и военные уступки обернулись, как известно, переходом США к политике глобального доминирования, ухудшением российско-американских отношений, отношений с Запада в целом, трагическими событиями во многих странах мира. Уступки со стороны СССР эпохи Горбачева, а затем и ельцинской России были расценены Западом как проявление их слабости. Не случайно, американцы рассматривают официальное окончание Холодной войны не как достижение компромисса с СССР и обретение гармонии в международных отношениях, а как военную победу над противником. О «победе» в Холодной войне в 2007 г. заявила Хиллари Клинтон [3]. Бжезинский даже говорил о «капитуляции» СССР. Он сравнивал согласие Горбачева на объединение ФРГ и ГДР с капитуляцией Германии в 1918 г. и капитуляцией Японии в 1945 г. [4]. Третий урок заключается в том, что Западу нельзя верить на слово. «Окончание» Холодной войны, как показали дальнейшие события, носило односторонний характер. Не были получены письменные гарантии о нерасширении НАТО на восток, о невыходе США из договора по ПРО, об отмене разного рода санкционных ограничений в отношении СССР. Варшавский договор был распущен, а НАТО не только сохранилось, но и расширилось за счет стран Восточной Европы и бывших союзных республик СССР. Советский Союз действительно прекратил противоборство с Западом и сдал ряд позиций, а Запад обманул. Холодная война Запада теперь уже против России была продолжена. К сожалению, сегодня это является историческим фактом, который, тем не менее, является достоянием нашего международного опыта. Четвертый урок мы видим в том, что нельзя сдавать союзников. Государственные интересы, сохранение завоеванных геополитических позиций, должны быть абсолютными приоритетами, находиться выше любых идеологических, не говоря уже о личных, предпочтений. США, исходя из своих интересов, готовы сотрудничать с самыми разными государствами и политиками, ставя свои национальные интересы на первое место. И это правильно. Мы же сдали Э. Хонеккера, Т. Живкова, Н. Чаушеску, вывели свои войска из Германии, прекратили военное сотрудничества с Кубой и Вьетнамом. Все это не принесло желанного долговременного улучшения отношений с Западом, а обернулось, в конечном счете, большими стратегическими потерями и привело к подрыву доверия к России со стороны наших возможных союзников. И, наконец, пятый урок. Он заключается в том, что в любом международном соперничестве, а именно таким соперничеством и является Холодная война, победу одерживает только более сильная в экономическом и военном отношении держава. Советский Союз уже с 70-х годов начал отставать от ведущих стран Запада в качестве производимой продукции, в уровне жизни населения, однако необходимых шагов по выравниванию положения сделано не было. Тогда же мы перешли к широкому экспорту энергетических ресурсов, пополняя таким путем бюджет страны. Не смогло руководство СССР дать и правильную оценку и опыту Китая в развитии своей экономики, вставшего с конца 70-х годов на путь экономических реформ. Мы лишь обвиняли их в ревизионизме и отходе от марксистской догматики. Низкий интеллектуальный уровень советского руководства не позволили выбрать и оптимальную стратегию, так называемой, «перестройки» во второй половине 80-х годов, что привело страну к экономическому и политическому краху, с последующим ее распадом. Политика «шоковой терапии» уже после гибели СССР сопровождалась резким падением ВВП и деградацией армии, что вновь ослабило наши международные позиции. Очевидно, что всего этого можно было бы избежать и вина за это целиком лежит на руководстве страны того времени. Вновь был проявлен пресловутый «субъективизм и волюнтаризм», казалось бы, бесповоротно осужденный в середине 60-х годов. Сегодня важно не повторять допущенных ошибок, принимать адекватные международной обстановке решения, опираясь на мнение квалифицированного экспертного сообщества и соответствующих государственных структур.
References

1. Holodnaya voyna. [Elektronnyy resurs].- Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Narochnickaya N. A. Yaltinskaya konferenciya 1945 goda i sovremennaya geopolitika// Yalta-45. Nachertanie novogo mira.- M.: Veche, 2010.- S.6.

3. Iz press-reliza ot 12 aprelya 2007 goda, Hillari Klinton. [Elektronnyy resurs].- Rezhim dostupa: http://www.stanford.edu/~jgrimmer/Website/Joint/File226.txt

4. The Cold War and Its Aftermath. Zbigniew Brzezinski. «Foreign Affairs» Vol. 71, No. 4, Fall, 1992; (pp. 31-49)

Login or Create
* Forgot password?