Текст (PDF):
Читать
Скачать
Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе страны. Он перевозит более 80% народнохозяйственных грузов, что обусловлено высокой маневренностью автомобильного транспорта, возможностью доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных перегрузок в пути, а, следовательно, высокой скоростью доставки и сохранностью грузов. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания [8]. В то же время он вызвал и многие отрицательные явления: ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ; автомобиль - один из главных факторов шумового загрязнения; дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир. Сегодня производственная деятельность человечества связанна с использованием разнообразных природных ресурсов, охватывающих большинство химических элементов. Усиление техногенного воздействия на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы. Изучение негативных последствий развития автотранспортного комплекса позволяет определить два пути воздействия автомобильного транспорта на природную среду с учетом его недостаточно высокого уровня эколого-технологического совершенства. Во-первых, автотранспорт потребляет значительное количество природных материалов и сырья и, прежде всего, невозобновляемых и дефицитных энергоносителей, таких, например, как нефть, а во-вторых - загрязняет окружающую среду. Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле. Крупные города, в особенности, являющиеся сосредоточиями промышленного производства, в настоящее время характеризуются наиболее сильным загрязнением воздуха автомобильными выхлопами, составляющими до 40-50% от загрязнения атмосферы [10]. Ситуация усугубляется перемещением и перемешиванием воздушных потоков над городом, а также протеканием в атмосфере физико-химических процессов. Высокой реакционной способностью обладают выбросы в форме аэрозолей и гелей. Вносят вклад в загрязнение атмосферы пыль и сажа, образуемые также в результате работы предприятий, а также в последствие лесных пожаров в летний период. Последние сорбируют радиоактивные частицы и тяжелые металлы, при осаждении загрязняют городские территории. Но, как уже было сказано, значительную долю загрязнений образуют выхлопы автомобилей, что усугубляет экологическую ситуацию вследствие распространения автотранспорта (в настоящее время в мире активно используется порядка 500 млн. автомобилей [3]. Разумеется, роль автотранспорта важна для народной экономики. Разветвленная сеть автодорог делает автомобиль универсальным транспортным средством. Но при этом автомобильный транспорт требует использования невозобнавляемого энергоносителя, что требует новых и новых разработок нефтяных месторождений, и, кроме того, как уже говорилось, является источником экологического загрязнения. Среди загрязняющих факторов, причиной которых является автомобильный транспорт, следует назвать шумовое загрязнение, виновное в «шумности» крупных городов и про- мышленных центров, изъятие из оборота земель сельскохозяйственного назначения и уменьшение доли зеленых насаждений. Что особенно существенно для городов, испытывающих дефицит площадей и нехваток зеленых насаждений, продукты горения, образующиеся при работе двигателя и химические вещества, использующиеся в работе и обслуживании автомобиля создают угрозу загрязнения не только атмосферного воздуха, но и воды и почвы. В конечном итоге это негативно влияет как на здоровье человека, так и на состояние окружающей среды в целом. Как следует из [5], в крупных городах именно автомобильный транспорт создает более половины загрязняющих воздействий на окружающую среду, и главной мишенью является атмосфера. В среднем при пробеге 15 тыс. км за год один автомобиль расходует порядка 2 т. топлива и приблизительно 26 - 30 т. воздуха, в том числе 4,5 т. кислорода (последнее в 50 раз больше годового потребления человека). При этом за год автомобиль выбрасывает в атмосферу: угарный газ СО - 700 кг., NO2 - 40 кг., несгоревшие углеводороды - 230 кг., твердые вещества - 2-5 кг. В частности, среди выбросов можно ответить свинец, причиной которому является применение этилированного бензина [1]. Токсичными выбросами двигателя являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает порядка 45% углеводородов от их общего выброса [2]. Преимущественно выбросы в окружающую среду происходят через выпускную систему двигателя автомобиля, но кроме того, хотя и в меньшей степени, через систему вентиляции картера двигателя (картерные газы), а также углеводородными испарениями бензина из системы питания двигателя. Количество опасных для здоровья человека выбросов, содержащихся в автомобильных выхлопах, сильно зависит от технического состояния автомобилей, в частности, от состояния двигателя. При неправильной регулировке карбюратора число выбросов CO2 увеличивается в 4-5 раз. Применение этилированного бензина становится причиной загрязнения окружающей среды свинцом, попадающего в атмосферу, оседающего в почву и растения, распространяясь по живым организмам по пищевой цепи. Так грузовой автомобиль средней грузоподъемности выбрасывает порядка 2,5 - 3 кг свинца в год [4]. Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной местности и планеты в целом. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле [7]. Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом [9]. Рост автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую природную среду. Вызывает тревогу тот факт, что несмотря на проводимую работы, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличивается в год в среднем на 3,1%. Таким образом, проблема увеличения загрязнения окружающей среды и атмосферы автомобильным транспортом остается не только не решенной, но фактически, остается в наследство нашим потомкам - к сожалению, пока обычный способ «решения» экологических проблем [6]. Тем не менее, можно выделить некоторые вероятные возможные пути решения для поставленной задачи: В ближайшей перспективе: -- создание и расширение производства автомобилей с высокоэкономичным и малотоксичным двигателями; использование дизельных двигателей и двигателей на природном газе; -- создание и внедрение эффективных систем нейтрализации отработанных газов; -- снижение токсичности моторных топлив. Вследствие загрязнения среды обитания вредными веществами отработавших газов двигателей внутреннего сгорания зоной экологического бедствия для населения становятся целые регионы, в особенности крупные города. Проблема дальнейшего снижения вредных выбросов двигателей все более обостряется ввиду непрерывного увеличения парка эксплуатируемых автотранспортных средств, уплотнения автотранспортных потоков, нестабильности показателей самих мероприятий по снижению вредных веществ в процессе эксплуатации. Основными направлениями работ в области защиты атмосферы от загрязнения выбросами автотранспорта являются: -- создание и расширение производства автомобилей с высокоэкономичным и малотоксичным двигателями, в том числе дальнейшая дизелизация автомобилей; -- развитие работ по созданию и внедрению эффективных систем нейтрализации отработанных газов; -- снижение токсичности моторных топлив.