АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе рассмотрены вопросы реализации административной реформы в России на примере СПб. Административная реформа - комплекс мер, направленных на оптимизацию основных функций органов исполнительной власти, а также структуры и системы органов исполнительной власти. Проведение этой реформы направлено на оптимизацию деятельности органов государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, формирование ясной и функционально прозрачной системы органов власти в стране с четким разделением их компетенции. Результатом административной реформы является создание системы эффективного осуществления государственных функций, которые обеспечивали бы высокие темпы экономического и социального развития страны и повышение качества жизни населения. Административная реформа в Санкт-Петербурге еще далека от завершения, но по результатам ее реализации можно сделать вывод, что необходимые условия для комплексной модернизации системы управления созданы.

Ключевые слова:
административная реформа, государственные и муниципальные услуги
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение Административная реформа в России была начата под влиянием таких факторов, как неэффективность и рост государственного аппарата, повышение расходов на содержание государственного аппарата, неспособность государства справиться с коррупцией, слабая конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, низкое доверие граждан к власти. Среди стран, проводивших реорганизацию своей административной системы в последние десятилетия, выделим государства, находящиеся на разных уровнях развития, с разными формами государственного устройства, но которые достигли серьезных успехов в административной реформе: Бразилия, Великобритания, Германия, Канада, Китай, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, США, Франция, Южная Корея и др. В конце XX в. российские ученые активизировали усилия по изучению опыта российских и зарубежных реформ. Анализируя опыт российских преобразований, выявляя общие закономерности реформаторских процессов и их значение для развития страны, они пытались применить их к задачам, стоящим перед государством. Большинство ученых отмечали запаздывание власти в реформировании общества, что заставляло ее выбирать варианты «догоняющего развития», и, кроме того, проводимые реформы не всегда в должной мере отвечали потребностям общества и государства [12]. Перед началом крупномасштабных административных преобразований в России внимательно изучался также мировой опыт проведения реформ. Упрощение административных функций, корректировка системы государственных органов и управления кадрами государственных служащих, а также другие масштабные мероприятия по модернизации государственного управления привели к тому, что в большинстве стран были созданы специальные правительственные органы и внедрены системы оценки проводимых изменений в системе государственного управления. Так, Великобритания еще в 1988г. внедрила практику регулярного анализа системы государственного управления, по результатам которого производится оптимизация его структуры и механизмов функционирования, а в Конгрессе США создан постоянный Комитет по реформированию государственного управления. В связи с чем, Российскому государству необходимо обеспечить соответствие собственной системы управления современным реалиям и извлечь уроки из мирового опыта административного реформирования. Перспективы реализации Административной реформы в СПб В Санкт-Петербурге действует Программа по снижению административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг. Программа включает в себя: цели и задачи, сроки проведения, основные организационные положения субъектов управления. Ожидаемые результаты реализации Программы: -- будет оптимизирован порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, повысится качество и доступность государственных и муниципальных услуг, государственных и муниципальных функций для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; -- снизятся организационные, временные, финансовые затраты юридических лиц на преодоление административных барьеров; -- будет обеспечена возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в каждом муниципальном образовании мегаполиса; -- будет создана система контроля качества предоставления государственных услуг. Создание отраслевых реестров осуществляется путем распределения в администрациях районов Санкт-Петербурга между отраслевыми подразделениями государственных функций и государственных услуг содержащихся в Реестре государственных функций и государственных услуг, выполняемых и предоставляемых органами исполнительной власти города. Реестр представлен на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в рубрике «Административная реформа в Санкт-Петербурге» [17] и содержит 29 общих государственные функции, 2 общие государственные услуги, 213 специальных государственных функций и 111 специальных государственных услуг, возлагаемых на администрации районов Санкт-Петербурга в соответствии с их полномочиями [7]. Обзор нормативно-правового обеспечения административной реформы показывает, что приоритетами в области реформирования государственного управления в РФ стали: оптимизация структуры и функций федеральных органов исполнительной власти, реформирование государственной службы, упорядочение процедур деятельности органов исполнительной власти. Выделяют следующие критерии эффективности реализации работ по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе: количество действующих МФЦ; количество государственных и муниципальных услуг предоставляемых на базе МФЦ; уровень вовлеченности территориальных органов исполнительной власти и федеральных фондов, администраций муниципальных образований; уровень информированности получателей услуг; время ожидания в очереди для получения услуги; увеличение количества окон, принимающих и выдающих документы в режиме МФЦ; сокращение количества жалоб граждан- получателей государственных и муниципальных услуг в органы государственной и муниципальной власти и судебные органы; уровень удовлетворенности граждан деятельностью органов государственной власти по оказанию государственных и муниципальных услуг. Многофункциональные центры предоставления государственных услуг в СПб являются структурными подразделениями Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг», которые функционируют на территории всех административных районов мегаполиса [26]. Действующая государственная программа «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге» направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Северной столицы [27]. Правительством города утвержден единый порядок разработки административных регламентов государственных функций и услуг [5]. Комиссией по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге было одобрено 820 административных регламентов государственных функций и услуг, что позволяет организовать их исполнение и предоставления стандартно на всей территории города [6]. За время проведения Административной реформы в Северной столице достигнуты неплохие результаты. Так, по данным городского комитета по информатизации и связи, в СПб через Интернет можно получить более 350 государственных услуг, которыми в 2011 году воспользовались более 15 млн человек. С 2011 года в городе работает 34 многофункциональных центра предоставления государственных услуг (МФЦ). Если в 2011г горожане могли получить 150 госуслуг «в одном окне», то с 2015г - уже 175. Такие центры размещены во всех районах города, в них работают в общей сложности 42 инфомата. Есть в городе и инфопункты - 20 точек по всему Петербургу. С помощью инфоматов и инфопунктов, а также через Интернет можно зайти на все сайты органов власти и подведомственных организаций, а также на специализированные порталы и другие интернет-ресурсы, посвященные вопросам предоставления государственных услуг [24]. За последние несколько лет процесс получения государственной услуги значительно упростился. Многие петербуржцы не раз слышали фразу «Обращайтесь в МФЦ своего района». То есть в случае если адрес в паспорте не совпадает с фактическим адресом проживания заявителя, по некоторым услугам придется ехать в район по прописке. В ближайших планах СПб ГКУ МФЦ - реализация принципа экстерриториальности, то есть оформление государственных услуг независимо от района регистрации [25]. Стоит отметить Мобильные МФЦ. Это микроавтобус, оборудованный двумя окнами приема. Ежедневно, по рабочим дням три таких автобуса выезжают в отдаленные районы города и осуществляют прием, также независимо от адреса прописки заявителя. Мобильные МФЦ сегодня работают в Приморском, Выборгском и Красносельском районах. Адреса и точный график их работы можно легко найти в разделе «Мобильные МФЦ» на портале государственных услуг Санкт-Петербурга. Развитие многофункциональных центров является необходимым условием для формирования информационного общества, так как МФЦ должен не только обеспечивать доступ к порталам государственных и муниципальных услуг, но и содействовать повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения. Многофункциональные центры должны стать точкой доступа населения к электронным государственным и муниципальным услугам. Для выравнивания возможностей населения субъектов Российской Федерации в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг необходимо создание многофункциональных центров в каждом муниципалитете. Совершенствование деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге, позволит повысить эффективность деятельности исполнительных органов власти и уровень доверия населения к действиям органов власти города, а также сократить расходы на государственное управление. Эффективная система управления качеством предоставления услуг требует создания оперативной обратной связи с пользователями государственных услуг, практически отсутствующей в настоящей практике. Создание МФЦ в сочетании с «Электронным правительством» сделает процесс предоставление услуг не только оперативным, но и интерактивным. Обезличенное, но контролируемое общение чиновника и гражданина, позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, приведет к созданию, в конечном счете, самоуправляемой системы предоставления услуг населению регионов. Учитывая тот факт, что создание МФЦ является одним из важнейших мероприятий Национального плана противодействия коррупции, можно надеяться, что работа по созданию МФЦ в регионах Российской Федерации и в ближайшем будущем получение государственных и муниципальных услуг в комфортных условиях, быстро и качественно - станет нормой жизни в РФ. Таким образом, по результатам реализации административной реформы в Санкт-Петербурге можно сделать вывод, что необходимые условия для комплексной модернизации системы управления мегаполисом созданы. Заключение За время реализации Концепции административной реформы в России были сформированы: нормативная и методическая базы повышения качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, а также механизмы управления и стимулирования административной реформы. Тем не менее, ни одно и направлений реформы полностью не реализовано, а, например, индекс восприятия коррупции даже существенно понизился. Для успешной реализации антикоррупционной политики мешают следующие проблемы: слабый институт гражданского общества в России, медленное развитие электронного правительства, неэффективная деятельность контрольных органов на уровне местной власти и др. Для повышения эффективности административной реформы, необходимо использовать те механизмы, которые успешно использованы в ведущих странах мира: децентрализация государственной власти; создание оперативных административных структур, гибко реагирующих на запросы населения; эффективная кадровая политика, путём подготовки и расстановки кадров; усиление контроля и ответственности государственных служащих за результаты своей работы.
Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р (ред. от 6 мая 2008 г). «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года»

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. № 1021-р. «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071564/

5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.0.2009 № 370 «О Временном порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг) исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга»

6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2009 № 1593 «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных услуг на базе многофункционального центра предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге».

7. Постановление Правительства Санкт-Петербурга 26 августа 2008 г. № 1078 «Об администрациях районов Санкт-Петербурга».

8. План мероприятий по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге в 2010-2012 годах, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.04.2010 №354

9. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2011 № 1037 (ред. от 14.05.2015) «О Порядке разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций)»

10. Гриценко Е. В. В поисках утраченных идеалов: российская муниципальная реформа и опыт Германии // Сравнительное конституционное обозрение. - 2014. - №6. -С.17-43.

11. Истомин И. П., Кирсанов С. А., Соколов А. Г., Яйли Д. Е. Управление государственными и муниципальными ресурсами. Учебник. - СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 2014. - 441 с.

12. Кадневский В. М. Уроки первой реформы в истории России (к проблеме реформаторства) / Омский государственный университет, «Исторический вестник», 1998. - с.94-101.

13. Кирсанов С. А. Сфера публичных услуг: теоретико-методологические основы: монография. - СПб.: СПбИГО, ООО «Книжный Дом», 2008. - 160 с.

14. Кирсанов С. А., Яновский В. В. Организация и регламенты муниципальных услуг в Российской Федерации: монография/ С.А. Кирсанов, В.В. Яновский. - М.: Издательство «Русайнс», 2015. - 284 с.

15. Шубин А. В., Есипов М. А., Кристальный Б. В. Единая государственная система управления и передачи данных и ее законодательное обеспечение («Электронная Россия 2002-2010годы)») // Информационные ресурсы России. - 2012. - №1.

16. Яновский В. В., Кирсанов С. А. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление»: учебное пособие/ В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 200 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?