ADMINISTRATIVE REFORMS IN RUSSIA ON AN EXAMPLE OF ST.-PETERSBURG
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper considers the issues of realization of administrative reform in Russia on the example of St. Petersburg. Administrative reform - a complex of measures, directed on optimization of the basic functions of Executive authorities, as well as the structure and system of Executive authorities. This reform is aimed at optimizing the activities of public authorities on Federal, regional and local levels, the creation of a clear functional and transparent system of authorities in the country with a clear division of their competence. The result of the administrative reform is the establishment of the effective exercise of state functions, which would ensure rapid economic and social development of the country and improving the quality of life of the population.Administrative reform in St. Petersburg is far from complete, but the results of its implementation it can be concluded that the necessary conditions for the comprehensive modernization of the management system established.

Keywords:
administrative reform, public and municipal services
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение Административная реформа в России была начата под влиянием таких факторов, как неэффективность и рост государственного аппарата, повышение расходов на содержание государственного аппарата, неспособность государства справиться с коррупцией, слабая конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, низкое доверие граждан к власти. Среди стран, проводивших реорганизацию своей административной системы в последние десятилетия, выделим государства, находящиеся на разных уровнях развития, с разными формами государственного устройства, но которые достигли серьезных успехов в административной реформе: Бразилия, Великобритания, Германия, Канада, Китай, Нидерланды, Новая Зеландия, Польша, США, Франция, Южная Корея и др. В конце XX в. российские ученые активизировали усилия по изучению опыта российских и зарубежных реформ. Анализируя опыт российских преобразований, выявляя общие закономерности реформаторских процессов и их значение для развития страны, они пытались применить их к задачам, стоящим перед государством. Большинство ученых отмечали запаздывание власти в реформировании общества, что заставляло ее выбирать варианты «догоняющего развития», и, кроме того, проводимые реформы не всегда в должной мере отвечали потребностям общества и государства [12]. Перед началом крупномасштабных административных преобразований в России внимательно изучался также мировой опыт проведения реформ. Упрощение административных функций, корректировка системы государственных органов и управления кадрами государственных служащих, а также другие масштабные мероприятия по модернизации государственного управления привели к тому, что в большинстве стран были созданы специальные правительственные органы и внедрены системы оценки проводимых изменений в системе государственного управления. Так, Великобритания еще в 1988г. внедрила практику регулярного анализа системы государственного управления, по результатам которого производится оптимизация его структуры и механизмов функционирования, а в Конгрессе США создан постоянный Комитет по реформированию государственного управления. В связи с чем, Российскому государству необходимо обеспечить соответствие собственной системы управления современным реалиям и извлечь уроки из мирового опыта административного реформирования. Перспективы реализации Административной реформы в СПб В Санкт-Петербурге действует Программа по снижению административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных услуг. Программа включает в себя: цели и задачи, сроки проведения, основные организационные положения субъектов управления. Ожидаемые результаты реализации Программы: -- будет оптимизирован порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, повысится качество и доступность государственных и муниципальных услуг, государственных и муниципальных функций для физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; -- снизятся организационные, временные, финансовые затраты юридических лиц на преодоление административных барьеров; -- будет обеспечена возможность получения государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в каждом муниципальном образовании мегаполиса; -- будет создана система контроля качества предоставления государственных услуг. Создание отраслевых реестров осуществляется путем распределения в администрациях районов Санкт-Петербурга между отраслевыми подразделениями государственных функций и государственных услуг содержащихся в Реестре государственных функций и государственных услуг, выполняемых и предоставляемых органами исполнительной власти города. Реестр представлен на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в рубрике «Административная реформа в Санкт-Петербурге» [17] и содержит 29 общих государственные функции, 2 общие государственные услуги, 213 специальных государственных функций и 111 специальных государственных услуг, возлагаемых на администрации районов Санкт-Петербурга в соответствии с их полномочиями [7]. Обзор нормативно-правового обеспечения административной реформы показывает, что приоритетами в области реформирования государственного управления в РФ стали: оптимизация структуры и функций федеральных органов исполнительной власти, реформирование государственной службы, упорядочение процедур деятельности органов исполнительной власти. Выделяют следующие критерии эффективности реализации работ по повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в регионе: количество действующих МФЦ; количество государственных и муниципальных услуг предоставляемых на базе МФЦ; уровень вовлеченности территориальных органов исполнительной власти и федеральных фондов, администраций муниципальных образований; уровень информированности получателей услуг; время ожидания в очереди для получения услуги; увеличение количества окон, принимающих и выдающих документы в режиме МФЦ; сокращение количества жалоб граждан- получателей государственных и муниципальных услуг в органы государственной и муниципальной власти и судебные органы; уровень удовлетворенности граждан деятельностью органов государственной власти по оказанию государственных и муниципальных услуг. Многофункциональные центры предоставления государственных услуг в СПб являются структурными подразделениями Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг», которые функционируют на территории всех административных районов мегаполиса [26]. Действующая государственная программа «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге» направлена на повышение эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Северной столицы [27]. Правительством города утвержден единый порядок разработки административных регламентов государственных функций и услуг [5]. Комиссией по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге было одобрено 820 административных регламентов государственных функций и услуг, что позволяет организовать их исполнение и предоставления стандартно на всей территории города [6]. За время проведения Административной реформы в Северной столице достигнуты неплохие результаты. Так, по данным городского комитета по информатизации и связи, в СПб через Интернет можно получить более 350 государственных услуг, которыми в 2011 году воспользовались более 15 млн человек. С 2011 года в городе работает 34 многофункциональных центра предоставления государственных услуг (МФЦ). Если в 2011г горожане могли получить 150 госуслуг «в одном окне», то с 2015г - уже 175. Такие центры размещены во всех районах города, в них работают в общей сложности 42 инфомата. Есть в городе и инфопункты - 20 точек по всему Петербургу. С помощью инфоматов и инфопунктов, а также через Интернет можно зайти на все сайты органов власти и подведомственных организаций, а также на специализированные порталы и другие интернет-ресурсы, посвященные вопросам предоставления государственных услуг [24]. За последние несколько лет процесс получения государственной услуги значительно упростился. Многие петербуржцы не раз слышали фразу «Обращайтесь в МФЦ своего района». То есть в случае если адрес в паспорте не совпадает с фактическим адресом проживания заявителя, по некоторым услугам придется ехать в район по прописке. В ближайших планах СПб ГКУ МФЦ - реализация принципа экстерриториальности, то есть оформление государственных услуг независимо от района регистрации [25]. Стоит отметить Мобильные МФЦ. Это микроавтобус, оборудованный двумя окнами приема. Ежедневно, по рабочим дням три таких автобуса выезжают в отдаленные районы города и осуществляют прием, также независимо от адреса прописки заявителя. Мобильные МФЦ сегодня работают в Приморском, Выборгском и Красносельском районах. Адреса и точный график их работы можно легко найти в разделе «Мобильные МФЦ» на портале государственных услуг Санкт-Петербурга. Развитие многофункциональных центров является необходимым условием для формирования информационного общества, так как МФЦ должен не только обеспечивать доступ к порталам государственных и муниципальных услуг, но и содействовать повышению уровня компьютерной и правовой грамотности населения. Многофункциональные центры должны стать точкой доступа населения к электронным государственным и муниципальным услугам. Для выравнивания возможностей населения субъектов Российской Федерации в получении качественных и доступных государственных и муниципальных услуг необходимо создание многофункциональных центров в каждом муниципалитете. Совершенствование деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге, позволит повысить эффективность деятельности исполнительных органов власти и уровень доверия населения к действиям органов власти города, а также сократить расходы на государственное управление. Эффективная система управления качеством предоставления услуг требует создания оперативной обратной связи с пользователями государственных услуг, практически отсутствующей в настоящей практике. Создание МФЦ в сочетании с «Электронным правительством» сделает процесс предоставление услуг не только оперативным, но и интерактивным. Обезличенное, но контролируемое общение чиновника и гражданина, позволяющее гражданину самому отслеживать процесс решения своих запросов, приведет к созданию, в конечном счете, самоуправляемой системы предоставления услуг населению регионов. Учитывая тот факт, что создание МФЦ является одним из важнейших мероприятий Национального плана противодействия коррупции, можно надеяться, что работа по созданию МФЦ в регионах Российской Федерации и в ближайшем будущем получение государственных и муниципальных услуг в комфортных условиях, быстро и качественно - станет нормой жизни в РФ. Таким образом, по результатам реализации административной реформы в Санкт-Петербурге можно сделать вывод, что необходимые условия для комплексной модернизации системы управления мегаполисом созданы. Заключение За время реализации Концепции административной реформы в России были сформированы: нормативная и методическая базы повышения качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, а также механизмы управления и стимулирования административной реформы. Тем не менее, ни одно и направлений реформы полностью не реализовано, а, например, индекс восприятия коррупции даже существенно понизился. Для успешной реализации антикоррупционной политики мешают следующие проблемы: слабый институт гражданского общества в России, медленное развитие электронного правительства, неэффективная деятельность контрольных органов на уровне местной власти и др. Для повышения эффективности административной реформы, необходимо использовать те механизмы, которые успешно использованы в ведущих странах мира: децентрализация государственной власти; создание оперативных административных структур, гибко реагирующих на запросы населения; эффективная кадровая политика, путём подготовки и расстановки кадров; усиление контроля и ответственности государственных служащих за результаты своей работы.
References

1. Federal'nyy zakon RF ot 27 iyulya 2010 g. № 210-FZ «Ob organizacii predostavleniya gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug»

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 6 maya 2008 g. № 632-r (red. ot 6 maya 2008 g). «O Koncepcii formirovaniya v Rossiyskoy Federacii elektronnogo pravitel'stva do 2010 goda»

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 20 oktyabrya 2010 g. № 1815r «O gosudarstvennoy programme Rossiyskoy Federacii «Informacionnoe obschestvo (2011-2020 gody)»

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 10 iyunya 2011 g. № 1021-r. «Koncepciya snizheniya administrativnyh bar'erov i povysheniya dostupnosti gosudarstvennyh uslug na 2011-2013 gody». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071564/

5. Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 02.0.2009 № 370 «O Vremennom poryadke razrabotki i utverzhdeniya administrativnyh reglamentov ispolneniya gosudarstvennyh funkciy (predostavleniya gosudarstvennyh uslug) ispolnitel'nymi organami gosudarstvennoy vlasti Sankt-Peterburga»

6. Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 30.12.2009 № 1593 «O nekotoryh merah po povysheniyu kachestva predostavleniya gosudarstvennyh uslug na baze mnogofunkcional'nogo centra predostavleniya gosudarstvennyh uslug v Sankt-Peterburge».

7. Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga 26 avgusta 2008 g. № 1078 «Ob administraciyah rayonov Sankt-Peterburga».

8. Plan meropriyatiy po provedeniyu administrativnoy reformy v Sankt-Peterburge v 2010-2012 godah, utverzhdennyy postanovleniem Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 15.04.2010 №354

9. Postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 25.07.2011 № 1037 (red. ot 14.05.2015) «O Poryadke razrabotki i utverzhdeniya ispolnitel'nymi organami gosudarstvennoy vlasti Sankt-Peterburga administrativnyh reglamentov predostavleniya gosudarstvennyh uslug (ispolneniya gosudarstvennyh funkciy)»

10. Gricenko E. V. V poiskah utrachennyh idealov: rossiyskaya municipal'naya reforma i opyt Germanii // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. - 2014. - №6. -S.17-43.

11. Istomin I. P., Kirsanov S. A., Sokolov A. G., Yayli D. E. Upravlenie gosudarstvennymi i municipal'nymi resursami. Uchebnik. - SPb.: OOO «Andreevskiy izdatel'skiy dom», 2014. - 441 s.

12. Kadnevskiy V. M. Uroki pervoy reformy v istorii Rossii (k probleme reformatorstva) / Omskiy gosudarstvennyy universitet, «Istoricheskiy vestnik», 1998. - s.94-101.

13. Kirsanov S. A. Sfera publichnyh uslug: teoretiko-metodologicheskie osnovy: monografiya. - SPb.: SPbIGO, OOO «Knizhnyy Dom», 2008. - 160 s.

14. Kirsanov S. A., Yanovskiy V. V. Organizaciya i reglamenty municipal'nyh uslug v Rossiyskoy Federacii: monografiya/ S.A. Kirsanov, V.V. Yanovskiy. - M.: Izdatel'stvo «Rusayns», 2015. - 284 s.

15. Shubin A. V., Esipov M. A., Kristal'nyy B. V. Edinaya gosudarstvennaya sistema upravleniya i peredachi dannyh i ee zakonodatel'noe obespechenie («Elektronnaya Rossiya 2002-2010gody)») // Informacionnye resursy Rossii. - 2012. - №1.

16. Yanovskiy V. V., Kirsanov S. A. Vvedenie v special'nost' «Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie»: uchebnoe posobie/ V.V. Yanovskiy, S.A. Kirsanov. - 4-e izd., ster. - M.: KNORUS, 2014. - 200 s.

Login or Create
* Forgot password?