ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ СССР В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Раскрыты основные направления деятельности таможен СССР, их вклад в обеспечение экономической безопасности страны в годы Великой Отечественной войны. Показаны результаты работы таможенных служащих, их самоотверженность и героизм при выполнении своих обязанностей.

Ключевые слова:
таможня, ленд-лиз, таможенное оформление, маршрут поставок, пошлина, грузы
Текст
Современный период в политических и экономических отношениях имеет определенную аналогию с предвоенным периодом сороковых годов XX века: европейский и мировой кризис, вызванный событиями на Украине, Ближнем Востоке, других регионах мира и отрицательно влияющий на геополитические позиции России; политические и экономические противоречия, вызывающие сокращение экономических отношений нашей страны с Западом; разворот на развитие внешнеэкономических связей с восточными, юго-восточными странами Азии, поиск новых партнеров в торговых отношениях в рамках Евразийского экономического союза; курс на сокращение таможенных учреждений, реализуемый государством в целях оптимизации таможенной системы. В этой связи актуален опыт работы таможенных учреждений по обеспечению экономической безопасности СССР в годы Великой Отечественной войны. Низкая степень изученности истории таможенного дела в России в годы Великой Отечественной войны и практически отсутствие обобщающего исследования деятельности таможенных учреждений страны в предвоенный и военный периоды, их вклада в дело общей Победы также актуализирует проблему. Важную роль в материально-техническом обеспечении действующей армии СССР, ускорении процесса перевода экономики мирного времени на военные рельсы сыграли поставки по ленд-лизу из стран антигитлеровской коалиции. Ключевым звеном в этом процессе стали таможенные органы Советского Союза. Таможенная политика в 20-30-е годы XX века оказали существенное влияние на функционирование таможенных учреждений, вызвав дополнительные трудности, а сложившаяся к 1941 году структура таможенных органов с незначительными изменениями просуществовала не только всю Великую Отечественную войну, но и до середины 1980-х годов. Внешнеэкономическая деятельность Советского Союза в годы Великой Отечественной войны осуществлялась по двум основным направлениям: поставки по программам помощи друг другу государствам антифашистской коалиции и коммерческий товарооборот. Таможенные органы СССР в военных условиях решали сложные задачи, осуществляя комплекс мероприятий по обеспечению соблюдения таможенных правил по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу страны, состоящих из таможенных режимов, специальных таможенных процедур и таможенного оформления; таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, состоящего из таможенного тарифа, таможенной стоимости, тарифных преференций, таможенной классификации товаров, страны происхождения товаров; таможенных платежей (таможенных налогов и сборов); нетарифного регулирования внешней торговли, включающего меры экономического, административного и технического характера (специальные, антидемпинговые, компенсационные меры, запреты и ограничения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу); таможенного и валютного контроля за внешнеторговыми операциями; таможенной статистики; юридической ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, состоящий из института уголовной ответственности за контрабанду и иные таможенные преступления и административной ответственности за нарушения таможенных правил; обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц; службы в таможенных органах. В соответствии с Таможенным кодексом Союза ССР, утвержденным Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР 19 декабря 1928 года, система таможенных органов к 1941 году в структуре Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ) представляла собой четырехзвенную систему: Главное таможенное управление (ГТУ); отделения ГТУ в союзных республиках; таможни; таможенные посты [1, Гл.I, п.1; Гл.III, п.16]. На 1 января 1941 года штатная численность работников таможенных органов СССР составляла 737 человек, фактическая - 635 человек в 56 таможнях и таможенных постах. С началом войны в действующую армию, ополчение и партизаны ушло до девяноста процентов личного состава таможенной службы СССР, а деятельность большинства таможен страны была прекращена: 24 таможен - с полным, а ряд действующих таможен с частичным разрушением таможенной инфраструктуры [2, С. 65]. Из имевшихся материальных ценностей в Мурманской таможне на 22 июня 1941 года общей стоимостью 267 692 руб. после первых двух лет войны сохранилось имущество на сумму 48 105 руб. За все военные годы материальный ущерб таможни составил 225 870 руб. или более 85 процентов стоимости по балансу бюджетных средств в предвоенный период [3, С. 65]. Всего же ущерб, нанесённый таможенной системе в годы войны, составил 8 642 878,0 руб. [4, С. 306]. С началом боевых действий пограничные таможни прекратили пропуск грузов и людей. Так происходило по всей западной и южной границе: в зоне боевых действий на Черном море прекратилось торговое мореплавание. Таможенные учреждения Черноморского бассейна прервали свою деятельность. Но на Северо-Западе страны продолжали работать Ленинградская, Мурманская и Архангельская таможни. На Каспийском море и по сухопутной границе, не являвшейся зоной боевых действий от Черного моря до Тихого океана, действовали Бакинская, Джульфинская, Гауданская, Владивостокская таможни и Красноводский таможенный пост. Не прекращали своей работы Московская таможня и Главное таможенное управление. Таможенные органы на территории, не затронутой боевыми действиями, занимались оформлением грузов номенклатуры Всесоюзного объединения (далее - В/О) «Амторг», В/О «Разноэкспорт», В/О «Экспортлен», В/О «Экспортлес», В/О «Востокинторг», В/О «Совсиньторг», В/О «Совмонголторг» и других внешнеторговых экспортно-импортных организаций. Разрешения на ввоз выдавались Импортным управлением и Восточным управлением НКВТ. Импортировалось продовольствие, скот и другие товары из Монголии, Тувы, Китая, государств Юго-Восточной Азии, дефицитные товары закупались в нейтральных странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки. Экспортировались лесоматериалы, целлюлоза, асбест, лен, магнезит, смола, хлопок, руда, шерсть, пушнина и другие товары. Грузы, следовавшие в адрес советских организаций, пропускались таможнями по минимальным ставкам [5, С.109]. К грузам для дипломатического корпуса, консульских учреждении, организаций-концессионеров, а также в отношении посылок на имя личных адресатов и багажа применялись максимальные ставки таможенного тарифа [2]. Поставки по ленд-лизу регулировались специальными Протоколами, которые заключались ежегодно и предусматривали конкретные виды поставок в Советский Союз в определенный период: первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму в один миллиард долларов сроком на девять месяцев был подписан 1 октября 1941 года в Москве; второй - в Вашингтоне 10 октября 1942 года; третий - в Лондоне 19 октября 1943 года и четвертый - в Оттаве 17 апреля 1944 года. Регулярные поставки по ленд-лизу продолжались в СССР официально до 30 июня 1945 года. Последний арктический конвой в Кольский залив прибыл 20 мая 1945 года, а 20 сентября 1945 года все поставки по ленд-лизу были прекращены. Развернулась огромная по масштабам работа по отправке, доставке и таможенному контролю и оформлению вооружения, техники, оборудования, продовольствия и других грузов в СССР, а также по оформлению экспорта из страны. Таможенные учреждения работали в условиях постоянной штатной неукомплектованности. На 1 сентября 1941 года на 37 таможнях и таможенных постах имелось 318 человек, из 550 единиц по штату. ГТУ состояло из 37 сотрудников и было эвакуировано в Ульяновск. В таможнях осталось по несколько служащих. Лишь в Ленинградской, Московской, Архангельской, Бакинской, Владивостокской насчитывалось от 10 до 18 человек [4, С. 307]. Первоначально выпуск ленд-лизовских товаров производился таможенной службой под уплату государственной пошлины. В 1942 году только одной Мурманской таможней было перечислено в бюджет таких платежей на сумму более тридцати миллионов рублей [6]. Согласно существовавшим Правилам централизованных расчётов таможенные пошлины с товаров ленд-лиза начислялись по таможенному тарифу суммы таможенных пошлин на основании привозных и вывозных торговых документов и взыскивались за привозимые из-за границы и вывозимые за границу товары в централизованном порядке [7, С. 161-164]. Благотворительные грузы, поступавшие в адрес Исполкома Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (СОККиКП) и Всесоюзного Общества Культурной Связи с заграницей (ВОКС), Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота в 1941-1942 годах, пропускались таможенными учреждениями в каждом отдельном случае с разрешения НКВТ СССР. С 1 января 1943 года отменялись разрешения НКВТ СССР на ввоз благотворительных товаров [8, С. 159]. Начальникам таможен было предоставлено право самостоятельно пропускать данный вид товаров с проведением таможенного оформления и досмотра [9, С. 168]. Это накладывало на личный состав таможен дополнительную ответственность и значительную дополнительную нагрузку. Помимо вооружения, боеприпасов и воинского снаряжения в список беспошлинных грузов входили: медикаменты, медицинские инструменты, приборы и аппараты, госпитальное оборудование, оборудование для медицинских кабинетов, предметы санитарии и гигиены, протезы, продовольствие, одежда, белье, обувь, постельные принадлежности. Обо всех грузах, поступавших в благотворительных целях в адрес иных, кроме вышеперечисленных, организаций, сообщалось по телеграфу в ГТУ с указанием отправителя и получателя, наименования груза, количества и веса. Выпуск благотворительных грузов проводился с разрешения ГТУ, на документах ставился штамп или надпись «Благотворительный груз». Документы на пропущенные благотворительные грузы представлялись в Статистический отдел ГТУ. Поставки в СССР по ленд-лизу производились по четырем главным маршрутам: Северному (через Северную Атлантику на Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск), Тихоокеанскому - Дальневосточному (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Находка, Хабаровск), Иранскому - Южному (из Ирака и Ирана в Азербайджанскую и Туркменскую ССР) и Северо-Восточному - по воздушной трассе через Аляску и Восточную Сибирь («Алсиб»). Северный маршрут протяженностью 1800-2000 морских миль был самый коротким. Основную нагрузку по таможенному оформлению грузов приняли в первый год войны служащие Архангельской таможни. В годы войны штат Архангельской таможни вырос с 20 до 60 человек, но заполнен он был часто лишь наполовину [5, С. 108]. Её штат увеличивали за счет служащих, прикомандированных из таможен с западной сухопутной границы, из портов Балтийского и Черного морей, Дальнего Востока, фронтовиков после ранения, из Ленинградской таможни. Из-за резкого увеличения объема работы и её усложнения таможенники получали бронь - отсрочку от призыва в действующую армию: в октябре 1941 года - восемь человек, в июне 1942-го - уже восемнадцать [5, С.109]. Архангельские таможенники встретили первый конвой из шести английских судов в Архангельск уже 31 августа 1941 года. Для приема грузов в годы войны было построено и реконструировано 2,5 км причалов, установлено около 40 подъемных кранов. Осуществлено строительство 90 складов, служебных зданий и устроены подъездные пути. Выгрузка ленд-лизовских товаров производилась в портах под контролем служащих таможни: одного - на судне, второго - на причале. Как правило, таможенники вместе с портовыми работниками участвовали в разгрузке товаров. В таможне создавались временные таможенные посты. Так, в 1942 году их было создано три: в Молотовске - из шести человек, на Экономии - из пяти и на Бакарице - из девяти сотрудников [5, С. 108-110]. Ленд-лизовские грузы приходили иногда с большими дефектами и недостачами, возникавшими в портах погрузки, а также при следовании маршрутами поставок [10, С. 407]. Таможенники фиксировали дефекты в порту отправления, при перевозке и выгрузке крупногабаритных, тяжеловесных грузов, прежде всего танков. На каждый пароход после его разгрузки составлялся генеральный акт, к которому прилагались акты-извещения на дефекты и недостачи в порту отправки и при перевозке грузов. И генеральный акт, и акты-извещения подписывались представителем таможни и направлялись уполномоченному НКВТ в Архангельске, администрации порта и в прокуратуру. Так, после разгрузки каравана PQ-18 (октябрь 1942 года) было составлено шестьсот пятьдесят пять актов-извещений и таможенных «местных актов», только на судах караванов PQ-63 и PQ-64 по пустым банкам, выгруженным из трюмов, выявили хищение 9676 банок мясных консервов; за 1944 год составлено 1565 актов-извещений на недостачи и повреждения по вине портов отправления и перевозчиков и 395 актов на поломки, повреждения, утопления, хищения в Архангельском и Молотовском портах [5, С. 112-114]. В 1944 году таможенниками страны были вскрыты в портах и на границе 1 570 случаев хищения товаров, 1 740 случаев хищения грузов в портах, 233 случая утопления грузов при выгрузке и погрузке, 832 недостачи, 1 983 других дефекта [25, С. 130]. Основной ущерб конвоям наносили авиация и флот Германии. Так, почти полное уничтожение конвойного транспорта PQ-17 было сравнимо в военном, материальном и моральном отношениях с проигранным сражением [10, С. 416-425]. На примере такого уничтожения колоссальных материальных ресурсов можно представить объемы работ принимающей советской стороны в лице работников таможенных органов. Таможенный досмотр пришедших судов производился после окончания санитарно-карантинного осмотра. Досмотру подлежали весь багаж и ручная кладь пассажиров и команды, все помещения судна, каюты пассажиров и членов экипажа, независимо от того под флагом какого государства курсировало судно. На таможенное оформление советских судов отводилось до двух, а иностранных - до одного часа времени. Любые товары, снесенные с судна без разрешения таможни, считались контрабандой. Эти правила распространялись и на иностранные военные суда. Разрешение на отход судна из порта за границу осуществлялось по согласованию с таможней путем проставления отметки об окончании таможенных операций на судовой роли. Военные суда, как советские, так и иностранные, не подлежали таможенному досмотру. При выгрузке с военных кораблей провизии на внутренний рынок их выпуск разрешался только с уплатой таможенных платежей. В период военных действий военные суда, как советские, так и иностранные, не подлежали таможенному осмотру. Рост грузооборота порта и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, потребовал увеличение штатов таможен и обучения молодых работников. В сентябре 1942 года в таможне были организованы курсы иностранного языка и обучения таможенному делу [11, С. 113]. Погрузочно-разгрузочные работы и таможенное оформление внешнеторговых грузов производилось и на причалах Мурманского порта с 11 января 1942 года после прибытия первого каравана из девяти судов Северного конвоя PQ-7 по 1945 год [12, С. 33-34; 13, С. 100-174]. Структура таможни делилась на управление, корабельно-пассажирскую группу, транзитно-грузовую группу, группу по борьбе с контрабандой и уполномоченного ГТУ. Начальник таможни осуществлял общее руководство, курировал деятельность транзитно-грузовой группы. Его заместитель руководил группой по борьбе с контрабандой и курировал работу корабельно-пассажирской группы. Уполномоченный ГТУ обладал правами специального представителя НКВТ в Мурманске для оперативного решения таможенных вопросов по пропуску грузов по ленд-лизу. Первоначально выпуск товаров по ленд-лизу Мурманская таможня производила под уплату государственной пошлины. Только в 1942 году перечислено в бюджет пошлины на сумму 303 944 рубля [3, С. 107]. Разгрузка кораблей велась в порту круглосуточно, несмотря на полярную ночь, сильные морозы и авианалеты противника. Ответственность за сохранность внешнеторгового груза лежала на таможенниках, тогда как моряки союзных конвоев во время воздушных налетов или пожара на судне покидали транспорт [14, С. 65]. Всего за годы войны Мурманский порт переработал с участием таможни 2 млн. 230 тыс. тонн военно-хозяйственных грузов с 25 союзных караванов в составе 351 транспортного судна, на которых прибыло 2 млн. 63 тыс. тонн различных импортных грузов, и 167 тыс. тонн экспортных товаров. Экспорт составлял апатитовый концентрат, хромовая руда, хлористый калий, магнезит, солодковый корень, табак, воск, щетина, пух, эфирное масло, скипидар, лес и др. [15, С. 61; 16, С. 118, 124, 126, 130, 140, 148, 156, 184, 194]. По данным «Экспортлеса» на 12 марта 1945 года Архангельской таможней было оформлено и отправлено за границу на 200 пароходах 858,6 тыс. куб. м лесоматериалов и 8,1 тыс. тонн целлюлозы. Вывозились грузы «Разноэкспорта», «Экспортльна» и других объединений НКВТ. Всего из Архангельска и частично из Мезени и Онеги союзникам было отправлено около 1,5 млн. тонн грузов. За годы войны в порты Архангельска, Молотовска, Мурманска поступило для нужд тыла и фронта 3,7 млн. тонн грузов [5, С. 101-103, 117], а с учетом северных портов - около 4,5 млн. т. - почти 25% всех поставок в СССР в годы войны [17, С. 276 - 277; 18, С. 139; 19, С. 16]. Тихоокеанский - Дальневосточный маршрут: Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Находка, Хабаровск. Уже в июне 1941 года служащие Владивостокской таможни оформили первые 2 988 тонн американских грузов, а до конца года - 193 299 дл. т грузов (дл.т. - 1016 кг) [20, С. 14]. Для обеспечения таможенного оформления возрастающих поставок летом 1942 года были открыты таможенные посты в Магадане, бухте Провидения, Амбарчике, Тикси, Певеке, Николаевске-на-Амуре, на острове Диксон, в портах на Енисее - Игарка и Дудинка [21, С.157]. В 1942 году дальневосточные таможенники осуществили выпуск 705 259 дл.т грузов через Дальний Восток и 64 107 дл.т через советскую Арктику [22, С. 481]; во Владивостокской таможне прошли таможенные процедуры включенные в состав Дальневосточного пароходства 27 судов из портов США [23, С. 237]. Работа дальневосточных таможенников осложнялась не только кадровым дефицитом, но и неритмичностью поставок, вызванных различными обстоятельствами; в том числе и действиями Японии, контролировавшей практически все проливы. За 1941-1944 годы японцы задержали 178 советских судов [23. С. 197]. Только в 1943 году 15 таможенных постов со штатом в 16 чел. на Охотско-Камчатском побережье обеспечили таможенный контроль и оформление 63 989 тонн грузов по итогам 196 заходов пароходов. В бюджет поступило 8 171 090 руб. Таможня оформила импорт рыбной продукции 48 472 тонн на сумму 12 644 011 руб. [24, С. 58 - 59]. Дальневосточные таможенные учреждения в годы войны осуществили контроль и оформление почти половины объема грузов, поступивших по ленд-лизу, по линии Международного Красного Креста и Красного Полумесяца. Из 17,5 млн. тонн грузов 47,1% прошло через дальневосточные порты [25, С. 131]. Иранский - Южный маршрут: из Ирака и Ирана в Азербайджанскую и Туркменскую ССР. На советско-иранской границе в городах Красноводске, Серахсе, Баят-Ходжи, были созданы таможенные посты, а в Ашхабаде организовано отделение Главного таможенного управления [26, 27]. После подписания договора о Союзе между СССР, Великобританией и Ираном 29 января 1942 года англичане доставили из Индии по Трансиранской железной дороги более тысячи вагонов и ста паровозов. Таможенный осмотр паровозов, вагонов и грузов в них производился в присутствии агентов железной дороги. С момента подачи железной дорогой вагонов с товарами к определенному месту выгрузки надзор за вагонами осуществляла таможня, охрану обеспечивало железнодорожное ведомство [28, С.75 - 77]. 13 апреля 1942 года в городах Ашхабад и Мары были организованы таможенные посты для обслуживания самолетов, курсирующих через эти пункты между СССР и Ираном. 3 октября 1942 года в Ашхабадском отделении ГТУ был организован таможенный пост в г. Кызыл-Арват для досмотра и оформления боевых и транспортных самолетов с пассажирами и грузами [2; 29, С. 82 - 83]. Свыше 1,5 млн. т, оформила к выпуску Бакинская таможня, 660,0 тыс. т Красноводский таможенный пост и 310,0 тыс. т - таможенники в Махачкале [30, С. 338]. Южными таможнями и таможенными постами было оформлено в 1941 году 13 502 дл. т грузов, в 1942 - 705 259 дл. т [31, С. 156-158]. Большая часть грузов в Закавказье доставлялась автомобильным транспортом через Джульфинскую таможню. В 1942-1945 годах из Тегерана в азербайджанские города Кировабад через открытый там таможенный пост, подчинявшийся Бакинской таможне, и Аджи-Кабул (с 1943 года) осуществлялся перегон самолетов по ленд-лизу. Важной задачей таможенных органов в годы войны оставалась реализация контрольно-инспекторских функций. Таможни осуществляли их в соответствии с требованиями ГТУ [25, С. 125 - 126]. По данным Мурманской таможни доходы государства от реализации конфискованных товаров составили: за 1942 год - 82 970 руб., а за годы войны таможней перечислено в госбюджет 1 386 437 рублей [3, С.70 - 71]. Помимо таможенной пошлины доходы получены от конфискованных и реализованных товаров, в том числе валюты, валютных ценностей и т.п. Борьба с контрабандой в годы войны оставалась важным направлением деятельности таможенных органов. За все виды контрабанды была предусмотрена уголовная ответственность. В первые годы войны предметы контрабандного ввоза в основном составляли потребительские товары: табак, спички, шоколад, сода питьевая, черный перец, консервы, краски для тканей; с 1944 года - шелк, кремни для зажигалок, швейные иглы, драгоценности, изделия из драгметаллов, фотоаппараты, радиоприемники, дамские манто, дамские манто из каракульчи, сапоги и ботинки из кожи, лайковые перчатки, табак и кондитерские изделия - на ввоз; валюта и валютные ценности - на вывоз; в 1945 году - жевательная резинка, мука, мыло и сигареты. Ведение дел по контрабанде таможенными органами страны регламентировала Инструкция ГТУ, основные положения которой позднее вошли в Таможенный кодекс СССР [14, С. 277 - 310]. В 1942 году в целях противодействия незаконному ввозу товаров через Мурманский порт в таможне была создана группа по борьбе с контрабандой. В 1942 году было таможенными служащими страны задержано контрабандных товаров на сумму 1 978 957 руб., а в 1943 году - на сумму 3 906 976 руб. [25, С. 130]. В целях изучения и обобщения материалов по вопросам таможенно-тарифной политики иностранных государств; их классификации и каталогизации, составления и ведения справочного досье по странам; кодификации всех действующих законов, правил и инструкций, изданных по таможенным вопросам в СССР; разработки и подготовки к изданию новых советских таможенных правил, законов и таможенных тарифов 12 ноября 1943 года приказам НКВТ СССР был организован Отдел таможенной информации тарифов и кодификации. Учет завоза, отгрузки и предъявления счетов комитентам по импортным товарам в объединениях Наркомвнешторга СССР с ноября 1944 осуществлялся таможнями в соответствии с действующей Инструкцией [32]. Северо-Восточный маршрут импортных поставок по ленд-лизу: воздушная трасса «Аляска- Восточная Сибирь» («Алсиб»). Для обеспечения таможенного досмотра при перегоне самолетов через Аляску в Сибирь 3 марта 1943 года были учреждены таможенные посты центрального подчинения ГТУ в пунктах Уэлькаль и Сеймчан (Хабаровский край). Для завоза авиабензина и авиационного масла для самолетов ленд-лиза были образованы таможенные посты в Нагаево (Магадан) и в Анадыре. С 1943 года Нагаевский пост перешел на оформление 513,2 тыс.т транзитных грузов. В ноябре 1944 года пост оформил 52 тяжелых грузовика фирмы «Даймонд», а к осени 1945 года на дорогах Колымы их работало около 150 [33, С. 151, 155] . За время войны Владивостокская таможня осуществила оформление по трассе Аляска-Сибирь 8 094 самолетов, а также всего золота, добываемого Дальстроем НКВД СССР. Таможенное оформление золота в качестве расчетов по ленд-лизу осуществлялось в обстановке строжайшей секретности [34, С. 86]. В связи с освобождением территорий СССР от оккупации в 1944 году были восстановлена деятельность ликвидированных таможен и открыты новые таможни - Ленинградская, Одесская, Феодосийская, Керченская, Выборгская, Николаевская, Рижская, Новороссийская, Ренинская, Унгенская, Адекатенская, Брестская, Берестовицкая, Ягодинская, Рава-Русская, Хыровская, Мостистская, Кретингская, Вирбалисская, Таурагенская; таможенные посты в Ростове-на-Дону, Нурми, Энсо, Вяртсиле, Сювяоро, Тронгзунде, Ереване, Тбилиси, Киеве, Хабаровске; 62 временных поста для пропуска переселенцев. В 1944-1945 годах специфику таможенной деятельности составляли таможенный контроль и оформление трофейных и репарационных грузов. Такие поставки в СССР начались в сентябре 1944 года в соответствии с соглашениями с Румынией и Финляндией. С 20 января 1945 года стали поступать репарации из Венгрии, после 7 мая 1945 года - из Германии. Финляндия приступила к выплатам репараций в пользу СССР товарами: лесные материалы, бумага, целлюлоза, морские и речные суда, различное машинное оборудование и др. По Парижскому мирному договору от 10 февраля 1947 года, Финляндия должна была выплатить СССР триста миллионов долларов репарации с погашением в течение 8 лет по 1952 год. Объемы репараций в 1944-1952 годы существенно превышали коммерческий экспорт Финляндии. К военным репарациям добавились экспортноимпортные грузы, поставляемые из Финляндии в СССР и в обратном направлении на основе коммерческой торговли. 31 января 1945 года состоялось подписание протокола о товарообороте, согласно которому СССР обязался поставить Финляндии 5,0 тыс. тонн пшеницы, 25,0 тыс. тонн ржи, 1,0 тыс. тонн сахарного песка, 200,0 тонн кондитерских изделий. В 1945-1946 годах Выборгская таможня осуществила таможенное оформление 317,0 тыс. тонн зерна и 36,0 тыс. тонн нефтепродуктов, направляемых СССР в Финляндию. С финской стороны таможня оформляла продукцию целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, а также 725,0 тыс. кв. м стандартных жилых домов. Выборгская таможня вносила свой вклад и в борьбу с контрабандой. В 1945 году ежемесячно обнаруживали контрабандных товаров в среднем на сумму 25,0 тыс. рублей [35]. С 1 января 1944 года возобновилась деятельность Новороссийской таможни [36]. С небольшим штатом и в трудных условиях таможня приступила к операциям по приему судов с трофейными грузами, заводским оборудованием и румынским лесом по условиям репарации [37, С. 17]. Этот процесс регулировался соответствующими приказами и распоряжениями ГТУ НКВТ СССР [38]. В 1944 году при пересечении таможенной границы СССР был осуществлен таможенный контроль 1 014 888 человек, из них в упрощенном порядке 932 924 человека, 81 964 пассажиров, а также 65 735 мест багажа. Таможенные пошлины на дипломатические грузы, поступившие из-за границы, составили 19,0 млн. руб. По данным НКФ СССР в 1944 году поступило таможенных сборов в сумме 3 182 556 262 рубля [4, С. 308 - 309]. Даже в самые суровые годы государство находило возможности социальной поддержки служащих таможен. В 1944 году на содержание таможенной системы страны было выделено 7 655,5 тыс. руб., в том числе на зарплату 6 003,0 тыс. рублей [4, С. 308]. 1945 год стал годом наибольшей активности и деятельности таможенной службы СССР. На 1 января 1945 года сеть таможенных учреждений значительно возросла и представляла собой следующую структуру: ГТУ, отделение в Ашхабаде, 53 таможни, 34 таможенных поста, а штат составлял 1 043 единицы [2]. В первой половине 1945 года усилился поток грузов за наступающими частями Советской Армии, во второй половине года в связи с переброской частей на Дальний Восток и возвращением граждан СССР, угнанных в Германию, - объем военной техники и пассажирских перевозок. Для упорядочения таможенного оформления товаров ГТУ в апреле и августе 1945 года издало инструкции «О порядке пропуска через границу имущества граждан СССР и Союзных стран, освобожденных из немецкого плена» и «О порядке пропуска трофейных грузов». Борьба с конрабандой продолжала оставаться важной задачей таможенных органов Советского Союза. Изучению, обобщению и распространению передового опыт борьбы с контрабандой уделялось постоянное и пристальное внимание, что нашло отражение в ряде важных решений [39; 40, С. 303-305]. Виновные иностранные моряки из-за трудностей со взиманием штрафов не наказывались. Грузы и багаж, поступавшие воздушным транспортом, оформлялись согласно действовавшим Правилам [41,42]. Таможенные органы участвовали совместно с карантинными инспекторами Наркомзема СССР в карантинном ветеринарно-санитарном надзоре экспортируемых и импортируемых животных, птицы, сырых животных продуктов, растений, сельскохозяйственной продукции и карантинном досмотре багажа и почтовых посылок на специально организованных охранно-карантинных пограничных пунктах [43]. К 1 апреля 1945 года восстанавливается довоенная сеть таможенных учреждений и в связи с обустройством западных и восточных границ на пограничных линиях с Польшей, Чехословакией, Восточной Пруссией, Венгрией и Японией были организованы новые таможенные посты и таможни. Если за 1942 год пересекли границу страны в обе стороны 205 914 человек, то в 1945 году уже более 20,0 млн. человек, 79 290 поездов, 11 120 судов, 11 720 самолетов, 1 981 279 автомашин, 278 053 единиц вьючного транспорта [4, С. 307, 309]. Таким образом, обеспечивая экономическую безопасность Советского Союза в невероятно тяжелых условиях кадрового дефицита, постоянно возрастающего объема работы, необходимости заново создавать или восстанавливать таможенную инфраструктуру, крайнего напряжения физических и всех иных сил, постоянной физической угрозе жизни в военной обстановке таможенные органы государства с честью выполняли стоящие перед ними задачи. В процессе изучения таможенно-тарифной политики государств-союзников НКВТ и ГТУ своевременно учитывали их интересы и потребности и вносили коррективы в нормативные документы. Это способствовало повышению эффективности работы таможенных органов СССР и обеспечило выполнение всех задач по повышению боеспособности советских вооруженных сил, а также своевременное поступление таможенных пошлин в казну государства. За годы Великой Отечественной войны 1096 сотрудников таможен и таможенных постов страны провели досмотр и таможенное оформление 17 миллионов 500 тысяч тонн совокупного количества грузов, прибывших по ленд-лизу в СССР, и отправок - на сумму свыше 10 миллиардов 801 миллионов долларов [44, С. 7]. Они включали: от 18,7 тыс. до 22,2 тыс. самолетов и 15,0 тысяч авиационных двигателей; 12,2 тыс. танков и самоходных установок; около 400 кораблей; 100,0 тыс. км. телефонного провода; 2,5 млн. телефонов; 15,0 млн. пар сапог; свыше 50,0 тыс. т. кожи для пошива обуви; 54,0 тыс. т. шерсти; 250,0 тыс. т. тушенки; 300,0 тыс. т. жира; 65,0 тыс. т. коровьего масла; 700,0 тыс. сахара; 1860 паровозов; 100 цистерн на колесах; 70 электродизельных локомотивов; около 1,0 тыс. саморазгрузочных вагонов; 10,0 тыс. железнодорожных платформ. Кроме того - 344,0 тыс. т. взрывчатки; около 2,0 млн. т. нефтепродуктов; 2,5 млн. т. специальной стали для брони; 400,0 тыс. т. меди и бронзы; 250,0 тыс. т алюминия, из которых можно было построить 100 тыс. самолетов; от 430,0 до 480,0 тыс. грузовиков и других автомобилей (не считая запчастей). Особое место принадлежало поставке продовольствия - семян, свиной и говяжьей тушенки, концентратов [22, С. 481-502; 20, Приложение 1-5; 45; 46]. В полярных конвоях весь маршрут прошли 1398 судов, грузы которые были подвергнуты таможенному контролю и оформлению. Все поставленные в СССР грузы были оценены в 13,3 млрд. долларов [47]. Таможенники Советского Союза обработали грузов по ответному ленд-лизу на 2 миллиона 139 тысяч долларов. Общий объем экспортно-импортных внешнеторговых операций за 1941-1945 годы составил 1 миллиард 818, 8 миллионов рублей [2]. Таможенные служащие страны оформили благотворительных грузов на сумму более полутора миллиардов долларов [48, С. 27]. Нагрузка на таможенные органы СССР распределилась следующим образом: Дальневосточные таможни и таможенные посты - 12 208 000 дл.т (маршруты: Советский Дальний Восток - 8 244 000 и Север СССР - 3 964 000); Южные - 4 160 000 дл.т (маршруты: Персидский залив - Каспийское море и Закавказье); Северные - 453 000 дл.т (маршруты: Атлантический океан - Мурманск, Архангельская группа портов); Черноморские - 681 000 дл.т (маршруты: Атлантический океан - Средиземное и Черное моря) [47, Appendix A, Table I; 20, Справка, С.1]. Вклад сотрудников таможенных органов страны в общую победу над врагом государство отмечало наградами: орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Особо отличившимся коллективам вручались переходящие Красные Знамена ГТУ НКВТ СССР [2]. Таможенные органы СССР завершили Великую Отечественную войну, имея опытный кадровый состав, отлаженную систему таможенного и валютного контроля, способную эффективно функционировать в мирных условиях. Для увековечивания памяти всех таможенников-воинов и труженников к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне в Федеральной таможенной службе России создана Книга памяти, куда вписаны все славные имена.
Список литературы

1. Таможенный кодекс Союза ССР. - М.: Международная книга. - 1946. Гл.I, п.1; Гл.III, п.16.

2. Воронин С.И., Луговая Г.М., Шишкина Н.В. Обзор деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museum.customs.ru (дата обращения 28.10.2014).

3. Головин В.В. История Мурманской таможни. 1918 - 2005 года: монография. Мурманск: Мурм. таможня. - 2006. - 160 с.

4. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд., доп. М.: РУСИНА-ПРЕСС. - 2004. - 592 с. + илл.

5. Булатов В.Н., Минаева Т.С. и др. История Архангельской таможни XVI-XX вв.: Монография. Архангельск: Поморский государственный университет. - 2001. - 192 с.

6. Филареев А. Подвиг таможенников в Великой Отечественной войне [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tks.ru/news/nearby/2007/02/23/0001 (дата обращения 17.01.2015).

7. Приказ ГТУ от 22 августа 1932 года «Правила централизованных расчетов по таможенным пошлинам» // Таможенный кодекс Союза ССР. - М.: Международная книга, 1946. - С. 161-164.

8. Приказ ГТУ от 31 декабря 1942 года № 44 // Таможенный кодекс СССР. М.: Международная книга, 1946. - С. 159.

9. Приказ ГТУ от 13 апреля 1943 года № 1/оп «О беспошлинном пропуске благотворительных грузов» // Таможенный кодекс Союза ССР. - М.: Международная книга, 1946. - С. 168.

10. Müller, Rolf-Dieter (Hg.): Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Band 6. Der Zusammenbruch des Deutschen Reiches 1945. Teilband 1: Die militärische Niederwerfung der Wehrmacht. - München: DVA, 2008, - S. 400 - 425.

11. Подвиг северодвинцев. - М., 1963. - С.113.

12. Елькин Г.Н. Мурманский морской торговый порт: ист. очерк (1915-1980 года). - Мурманск, - 2005. - С. 33 - 34.

13. Кусков В.В. История Мурманского рыбного порта (1934 - 1995 годы). - Мурманск, 1996. - С. 100 - 174.

14. Таможенный кодекс Союза ССР. - М.: Международная книга, 1946. - С. 65 - 310.

15. Беляев А.Б. Союзники в Заполярье в годы Великой Отечественной войны // Заполярный плацдарм. - СПб. - 2005. - С. 61.

16. Романов Б.С. Причалы мужества / Под научн. ред. А.А.Киселева. - Мурманск: Кн. изд-во, 1977. - С. 100 - 270.

17. Морисон С.Э. Битва за Атлантику выиграна. - М., 1959. - С. 276 - 277.

18. История второй мировой войны. 1939-1945: В XII т. Т.VIII. - М., 1977. - С. 139.

19. Плешков В.Н. Закон о ленд-лизе и северные конвои // Северные конвои. Исследования, воспоминания, документы. Вып. I. Архангельск -1991. - С. 16.

20. Паперно А.Х. Ленд-лиз. Тихий океан. Тайны истории в романах, повестях и документах. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - 368 с.

21. Печерица В.Ф. Очерки истории дальневосточной таможни. 1899 -1945. - Владивосток, 2002. - С. 157.

22. Vail Motter T.H. The Persian Corridor and Aid to Russia. Washington DC: U.S. Government Printing Office. 1952. - Р. 481 - 502.

23. Дальневосточное морское пароходство: 1880 - 1980. - Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1980. - 590 с.

24. Беляева Н.А., Бенько А.В., Лаврик Л.А., Печерица В.Ф. Владивостокская таможня 1901 - 2000 года. - Владивосток: ИПК «Дальпресс», 2001. - С. 58 - 59.

25. Кисловский Ю.Г. Контрабанда. История и современность. - М., 1996. - С.125 - 131.

26. Приказ ГТУ НКВТ СССР от 19 декабря 1941 года № 219.

27. Приказ ГТУ НКВТ СССР от 19 декабря 1941 года № 220.

28. Правила приема, охраны и выгрузки прибывающих из-за границы поездов, утвержденные приказом ГТУ от 1931 года № 112/оп. // Таможенный кодекс Союза ССР. - М., 1946. - С. 75 -77.

29. Правила таможенных операций в отношении багажа и грузов, перевозимых на гражданских воздушных судах, утвержденные приказом ГТУ от 29 июня 1938 года № 17/оп / Таможенный кодекс Союза ССР. Глава V. - М., 1946. - С. 82 - 83.

30. Под флагом России: История зарождения и развития морского флота. -М.: Согласие, 1995. - С. 338.

31. Северные конвои. - Архангельск, 1991. - С. 156 -158.

32. Инструкция по учету завоза, отгрузки и предъявления счетов комитентам по импортным товарам в объединениях Наркомвнешторга СССР утверждена приказом НКВТ СССР от 14 ноября 1944 года № 228, - М., 1945.

33. Лукин И.И. Первостроители: Из истории строительства на Крайнем Северо-Востоке СССР , 2-е изд. - Магадан: Кн. изд-во, 1987. - 380 с., ил.

34. Аляска-Сибирь-фронт. История легендарной авиатрассы. Документы. Комментарии. Воспоминания. 1942-1945 года. - М., 2004. - С. 86.

35. Агамирзянов К. Неизвестные страницы таможенного дела в Карелии в период с 1917 по 1945 годы. Историко - правовой очерк. - Костомукша, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customscollection.ru/ (дата обращения 30.01.2015).

36. Приказ НКВТ СССР от 6 декабря 1943 года № 196.

37. Гирявый М.Р. Новороссийская таможня в 1941-1945 годах // Таможенный вестник. - 1995. - № 5. - С.15 -19.

38. Приказ ГТУ НКВТ СССР от 9 марта 1945 года № 6/93/оп «О порядке перевозки репарационных грузов», Приказ ГТУ НКВТ СССР от 3 августа 1945 года № 7/оп «Об утверждении Инструкции о порядке пропуска трофейных грузов»; Циркуляр ГТУ НКВТ от 16 июля 1945 года № 9 «О пропуске импортных грузов».

39. Приказ Наркомвнешторга и Наркомфина СССР от 30 июля 1943 года № 109/482.

40. Циркуляр ГТУ НКВТ СССР от 1 июня 1944 года № 12 «Об организации музея по борьбе с контрабандой» // Таможенный кодекс Союза ССР. - С. 303 - 305.

41. «Правила таможенных операций в отношении багажа и грузов, перевозимых на гражданских воздушных судах» утверждены приказом ГТУ от 29 июня 1938 года № 17/оп.

42. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 30 сентября 1940 года № 1833 «О транзите иностранных товаров через территорию СССР»; Приказ НКВТ от 18 марта 1941 года № 47; Приказ ГТУ от 29 марта 1941 года № 1.

43. «Инструкция о порядке ввоза и проведения карантинного досмотра подкарантинных грузоматериалов, поступающих в адрес иностранных миссий, находящихся в СССР» от 4 апреля 1941 года; приказ ГТУ от 26 апреля 1941 года № 2 «О применении Положения о внешнем карантине растений».

44. Мировое хозяйство и мировая политика. - № 10 - 11, - 1946. Приложение. - С. 7.

45. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hrono.ru/organ/ukaz1/lendliz.ph;http://www.reference.com/browse/BritannicacomMilitary production during World War II (дата обращения 19.01.2015).

46. Jones R.H. “The roads to Russia. United States Lend-Lease to the Soviet Union”, University of Oklahoma Press, 1969, Appendix A, Table I.

47. Исследовательский проект. Северные морские конвои. Трагедия каравана PQ-17. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cendomzn.ucoz.ru (дата обращения 18.01.2015).

48. Феклисов А. За океаном и на острове. - М., 1994. - С. 27.

Войти или Создать
* Забыли пароль?