ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Формирование организационно-экономических механизмов инновационного развития сферы оказания государственных услуг, предполагает расширение областей межведомственного взаимодействия между участниками процесса, с целью повышения уровня качества предоставляемых услуг. Необходимость внедрения инновационных механизмов в процесс оказания государственных услуг, вызвана беспрецедентными событиями, происходящими с недавнего времени в экономике нашей страны. Внедрение инновационных механизмов, призванных изменить схему оказания государственных услуг, в части построения разветвленной системы межведомственного взаимодействия, которая позволит повысить качество предоставляемых государственных услуг и создать предпосылки для осуществления качественного прорыва в данной области.

Ключевые слова:
государственные услуги, качество государственных услуг, инновационный механизм
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В условиях современной цифровой экономики трудно переоценить роль государственных услуг в обеспечении безопасных и комфортных условий жизнедеятельности граждан страны, особенно в свете последних быстро меняющихся социально-экономических условий.

В последние годы значительно возросли требования предъявляемые к качеству предоставляемых государственных услуг, следовательно, для поддержания соответствующего уровня качества, необходимо внедрять меры, обеспечивающие инновационную трансформацию процессов, задействованных при их оказании.

Без системы оказания государственных услуг, отвечающей требованиям современной экономической ситуации, невозможно представить качественное удовлетворение ежедневных потребностей граждан страны [1, 2]. Принимая во внимание современные экономические реалии, можно говорить о назревшей необходимости трансформации сферы государственных услуг, путем внедрения инновационных механизмов, повышающих скорость отклика государственной машины и обеспечивающих надлежащий уровень качества оказываемых услуг.

События прошлого года показали, что для подержания должного уровня качества государственных услуг, существующих подходов и механизмов недостаточно. Любая сфера оказываемых государственных услуг должна иметь в своем арсенале достаточное количество эффективных инновационных механизмов, способных решить текущие социально-экономические задачи [3, 4].

Отсутствие быстрого реагирования на изменяющиеся условия рынка приводит к тому, что отдельные виды оказываемых государственных услуг «не успевают за движением инновационной экономики, поскольку перманентно сталкиваются с рядом финансовых, организационных и других барьеров, для преодоления которых и необходимо изучение зарубежного и отечественного опыта внедрения инновационных технологий» [5].

По мнению автора, под внедрением инновационных технологий предполагается применение новой формы, метода, либо нового порядка организации процессов, происходящих при оказании той или иной государственной услуги, что согласуется с самим понятием «инновация», предполагающим внедрение новшества, обеспечивающего качественный рост эффективности процессов востребованных рынком [6, 7].

Качественная трансформация сферы оказания государственных услуг предполагает внедрение инновационных механизмов в части совершенствования существующих процессов, происходящих на стадии рассмотрения, принятия решения, согласования и оказания государственных услуг [8, 9, 10].

С целью подтверждения данного предположения, автором был проведен сравнительный анализ показателей качества государственных услуг, оказанных центрами занятости населения Республики Татарстан за период 1 полугодия 2019 и 2020 гг. В таблице 1 представлены данные о динамике места Республики Татарстан в рейтинге субъектов Российской Федерации.

 

Таблица 1

Место Республики Татарстан в рейтинге субъектов Российской Федерации

№ п/п

Наименование показателя

Место Республики Татарстан в рейтинге субъектов Российской Федерации по состоянию на первое полугодие

2019 год

2020 год

1

Исполнение норматива доступности государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан (Установленный норматив - 10,0 %)

28

69

2

Исполнение норматива доступности государственной услуги по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и безработных в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые (Установленный норматив - 2,0 %)

19

54

3

Исполнение норматива доступности государственной услуги по профессиональной ориентации граждан (Установленный норматив - 60,0%)

1

59

4

Исполнение норматива доступности государственной услуги по профессиональному обучению  безработных граждан (Установленный норматив - 12,0%)

2

61

5

Исполнение норматива доступности государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ (Установленный норматив - 3,0%)

3

18

6

Исполнение норматива доступности государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (Установленный норматив - 10,0%)

30

75

7

Исполнение норматива доступности государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан (Установленный норматив -3,0%)

39

47

8

Исполнение норматива доступности государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (Установленный норматив - 0,3%)

13

47

Источник: mtsz.tatarstan.ru

 

Анализ данных, показал, что по вышеприведенным услугам наблюдается некоторое снижение показателей качества и, как следствие, понижение места Республики Татарстан в рейтинге субъектов Российской Федерации. Это подтверждает предположение о том, что общеизвестные беспрецедентные события, произошедшие в экономике нашей страны в прошлом году, стали ярким примером того, что при всей слаженности работы государственной машины, традиционные механизмы оказания государственных услуг, в определенной степени оказались не готовы к решению социально-экономических проблем стоящих перед населением и страной в целом.

Исходя из вышеизложенного, автором предлагается качественная трансформация процессов формирования, согласования и предоставления государственных услуг, путем внедрения инновационных механизмов, призванных изменить схему оказания государственных услуг, в части построения разветвленной системы межведомственного взаимодействия, которая с учетом компетенций и полномочий, вовлеченных в процесс ведомств, позволит повысить качество предоставляемых государственных услуг и создать предпосылки для осуществления качественного прорыва в данной области.

Список литературы

1. Белова Л.Н., Малахова О.В., Проказина Н.В. Инновационная политика в системе государственного управления Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - № 3 (22). - С. 114-123.

2. Дворецкая А.А. Внедрение и разработка инноваций в сфере государственного управления // Материалы конференции «Инновационные механизмы в государственном и муниципальном управлении», 2019. - С. 41-43.

3. Джантемиров А.С. Направления совершенствования системы предоставления государственных (муниципальных) услуг в российской федерации на современном этапе // Журнал «Экономика. Управление. Финансы». - 2020. - С. 23-31.

4. Хузагарипов А.Г. Трансформация процессов сферы оказания государственных услуг в условиях новых экономических реалий // Материалы международной конференции. - СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. - С. 153-156.

5. Романова А.И., Романов Д.С. Инновационные технологии в сфере жилищно-коммунальных услуг крупных мегаполисов // Управление экономическими системами. - 2019. - № 9.

6. Деменко А.Е. Теоретические основы внедрения инноваций в сфере государственного управления // Экономика и управление. - 2014. - № 11 (109). - С. 62-71.

7. Хамзина Р.Р. Совершенствование организации предоставления государственных и муниципальных услуг // Материалы конференции «Государство, власть, управление и право», 2019. - С. 281-283.

8. Горшкова Н.С. Совершенствование работы многофункциональных центров в современных условиях // Сборник трудов конференции «Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (ВЕКТОР-2020)», 2020. - С. 151-155.

9. Зайнашева З.Г., Габидуллина Э.В., Смильгина К.Л. Зарубежный опыт повышения качества и доступности предоставления государственных услуг // Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2016. -№ 1 (15). - С. 38-43.

10. Родионов М.Г. Методики оценки качества предоставления государственных и муниципальных услуг // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2018. - № 1 (25). - С.62-66.

Войти или Создать
* Забыли пароль?