Россия
Россия
Россия
В статье анализируются основные показатели социально-экономического развития Республики Мордовия, обосновывается необходимость применения мер дополнительной государственной финансовой поддержки в отношении этого региона, поскольку длительное сильное отставание по уровню жизни населения создает угрозу стабильности социально-экономического развития.
регион, экономика, социально-экономическое развитие, экономическая безопасность, человеческое развитие
В числе основных угроз экономической безопасности современной России значится такая проблема, как неравномерность пространственного социально-экономического развития. В этой связи в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до
Россия – огромная страна, экономический потенциал регионов сильно различается, в первую очередь, по наличию на их территории полезных ископаемых. Меньше всех в стране добывают полезных ископаемых в Республике Мордовия [2, с. 34]. Но, даже имея самые слабые в стране природно-ресурсные возможности для обеспечения достойных условий жизнедеятельности населения, и занимая 62-е место по величине ВРП на душу населения [2, с. 32 – 35], РМ находится в начале второй половины рейтинга российских регионов по уровню развития человеческого потенциала, разделяя 49 – 50-е места с Пензенской областью [3, с. 161 – 163]. Что, учитывая указанные объективные ограничения, можно считать большим достижением.
Цель данной статьи – провести сравнительный анализ основных показателей жизненного уровня населения Республики Мордовия, оценить достаточность предпринимаемых федеральным центром мер, направленных на выравнивание условий социально-экономического развития различных территорий страны, которые для устойчивой экономической динамики Мордовии и гармоничного развития населения этого региона имеют очень большое значение по причине объективной ограниченности внутренних ресурсов.
По многим экономическим показателям эта небольшая и небогатая приволжская республика занимает вполне неплохие позиции. По величине валового регионального продукта (ВРП) Мордовия занимает 62-е место, его величина составляет 0,3 % ВВП страны (
Позиции региона в федеральном рейтинге по развитию ключевой отрасли экономики – промышленности – значительно выше – 51-е место в РФ (
Впечатляют и успехи Мордовии в развитии сельского хозяйства. При том, что территория региона относится к зоне рискованного земледелия, в РМ в
Усилиями растениеводов Мордовии произведено 0,9 % общего объема продукции этой отрасли, что в несколько раз превышает удельный вес региона в территории станы (0,2 %), а также больше части российского населения, проживающего в Мордовии (0,5 %). Успехи в развитии растениеводства, обеспечив необходимую кормовую базу, позволили мордовским аграриям произвести 1,5 % общероссийского объема животноводческой продукции (
Определенные успехи демонстрирует и строительство. Республика Мордовия, в которой в течение
Динамика основных показателей тоже свидетельствует об эффективности региональной экономической политики. Главный показатель экономического развития – валовой региональный продукт Республики Мордовия в
О перспективах экономического развития можно судить по уровню и динамике инвестиций. Вложения в основной капитал укрепляют материально-техническую базу производства. В
Об эффективности предпринимаемых руководством региона усилий говорят и реакция экономической системы региона на принципиально новые вызовы
Предприятия Мордовии в условиях действия введенных из-за пандемии коронавируса ограничений в первом полугодии
Успешно противостоит новым вызовам и сельское хозяйство Мордовии. В то время, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) ООН выражает обеспокоенность произошедшим в
За 9 месяцев
Еще больших успехов добились региональные переработчики сельскохозяйственной продукции, которые за 9 месяцев
Таким образом, основные экономические показатели Республики Мордовия рисуют вполне благополучную картину, свидетельствуя о результативности предпринимаемых местными экономическими властями усилий. Однако по многим индикаторам уровня жизни Республика Мордовия находится в конце списка.
По величине средней заработной платы регион занимает 75-е место в РФ. А для большинства жителей Мордовии – это основной, а зачастую и единственный источник доходов. Об этом говорит структура денежных доходов жителей РМ, в которой удельный вес заработной платы заметно выше, чем в РФ и ПФО: 42,4 % против 41,4 % и 37,1 % соотв. (табл. 1).
Таблица 1
Структура денежных доходов населения Республики Мордовия
в сравнении с Российской Федерацией и Приволжским федеральным округом
(в процентах от общего объема денежных доходов [2, с. 212 – 215]
Показатель |
2005 |
2010 |
2015 |
2016 |
2017 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
11,4 |
8,9 |
7,9 |
7,8 |
7,6 |
Приволжский Федеральный округ |
13,5 |
9,7 |
8,2 |
8,4 |
8,5 |
Республика Мордовия |
9,9 |
8,0 |
7,5 |
7,3 |
6,4 |
Оплата труда |
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
39,6 |
40,3 |
38,3 |
40,0 |
41,4 |
Приволжский Федеральный округ |
39,7 |
35,2 |
33,3 |
35,3 |
37,1 |
Республика Мордовия |
46,1 |
36,7 |
39,2 |
41,6 |
42,4 |
Социальные выплаты |
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
12,7 |
17,7 |
18,3 |
19,1 |
19,6 |
Приволжский Федеральный округ |
14,4 |
19,1 |
19,3 |
20,9 |
21,8 |
Республика Мордовия |
21,9 |
25,4 |
26,9 |
28,7 |
30,1 |
Доходы от собственности |
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
10,3 |
6,2 |
6,2 |
6,5 |
5,4 |
Приволжский Федеральный округ |
4,7 |
3,5 |
4,4 |
5,1 |
4,3 |
Республика Мордовия |
4,0 |
6,3 |
3,4 |
4,2 |
3,9 |
Другие доходы (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.) |
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
26,0 |
26,9 |
29,3 |
26,6 |
26,0 |
Приволжский Федеральный округ |
27,7 |
32,5 |
34,8 |
30,3 |
28,3 |
Республика Мордовия |
18,1 |
23,6 |
23,0 |
18,2 |
17,2 |
Еще 30 % денежных доходов населения РМ формируют социальные выплаты. На все остальные источники денежных доходов приходится всего 27,5 %. В то время как в стране в целом суммарная доля доходов от предпринимательской деятельности, собственности и других доходов составляет 39 %, в ПФО – 41,1 %. По среднему размеру назначенных пенсий Республика Мордовия находится на 72-м месте в РФ, по потребительским расходам занимает 80-е место (они у жителей Мордовии почти в 2 раза меньше среднего уровня в стране) [2, с. 140 – 141, 156 – 157, 206 – 207]. По величине среднедушевых денежных доходов Мордовия находится на 80-м месте в стране. Но их статистическая оценка на уровне 18,1 тыс. руб. вызывает сомнения, поскольку 47,4 % населения РМ имеют доходы не более 14 тыс. руб., а в категорию с доходами до 19 тыс. руб. входят 66 % жителей РМ [2, с. 223].
В рассматриваемом регионе высоким остается и уровень бедности. В
Социальные выплаты в структуре денежных доходов жителей Мордовии превышают 30 % их общего объема. Ни в одном регионе ПФО значимость для людей этого источника доходов не была в
Следует принять во внимание и то обстоятельство, что прожиточный минимум, который лежит в основе принятия решения о назначении социальных выплат, в Республике Мордовия – самый низкий в стране. Если пересчитать долю бедного населения по среднему размеру прожиточного минимума в стране, то окажется, что за чертой бедности находятся гораздо больше жителей региона: более 28 % населения Мордовии имеют среднемесячный денежный доход менее 10 тыс. руб. [2, с. 223]. (Прожиточный минимум в РФ – 9786 руб. в месяц [2, с. 224].)
В поисках ответа на вопрос, в чем причина такого бедственного положения большой части населения довольно успешного в экономическом плане региона, можно было бы предположить, что такое возможно при массовой безработице, огромном разрыве в доходах, широком распространении теневой занятости. Однако ситуация на рынке труда РМ вполне благополучная. А точнее, такие его параметры обычно характерны для трудонедостаточных регионов, чем для трудоизбыточных территорий. Данные ниже следующей таблицы свидетельствуют, что уровень занятости в регионе заметно выше, чем в РФ и ПФО. По этому показателю РМ занимает 19-е место в стране. А по уровню безработицы – 16-е место [2, с. 161]. Вакантных рабочих мест в регионе больше, чем зарегистрированных безработных (таблица 2).
Таблица 2
Динамика основных показателей рынка труда Российской Федерации,
Приволжского федерального округа и Республики Мордовия
[2, с. 140 – 141; 153 – 157; 164 – 165]
Показатель |
2010 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Уровень занятости населения в возрасте 15 – 72 лет, процентов |
|
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
62,7 |
64,8 |
65,3 |
65,3 |
65,7 |
65,5 |
Приволжский федеральный округ |
62,7 |
64,7 |
65,3 |
65,6 |
65,9 |
65,1 |
Республика Мордовия |
66,2 |
67,7 |
68,0 |
67,9 |
68,1 |
66,8 |
Уровень безработицы, процентов |
|
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
7,3 |
5,5 |
5,2 |
5,6 |
5,5 |
5,2 |
Приволжский федеральный округ |
7,6 |
4,9 |
4,5 |
4,8 |
4,8 |
4,7 |
Республика Мордовия |
5,4 |
4,4 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
4,2 |
Уровень зарегистрированной безработицы, процентов |
|
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
2,1 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
1,2 |
1,0 |
Приволжский федеральный округ |
1,8 |
0,9 |
0,9 |
1,1 |
1,0 |
0,9 |
Республика Мордовия |
1,5 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
Нагрузка незанятого населения, состоящего на регистрационном учете (на конец года; человек) |
|
|
|
|
|
|
Российская Федерация |
1,8 |
0,8 |
0,7 |
1,0 |
0,9 |
0,6 |
Приволжский федеральный округ |
1,9 |
0,6 |
0,7 |
1,0 |
0,8 |
0,6 |
Республика Мордовия |
2,5 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
Поэтому связать высокие показатели бедности в Мордовии со сложной ситуацией на рынке труда не представляется возможным. Хотя предположить такое тоже имеются определенные основания. В частности, для Мордовии характерен значительный миграционный отток. В основном регион покидает хорошо образованная молодежь в поисках достойной работы и заработной платы. Трудоустроиться по полученной специальности в республике очень сложно. Биржа труда предлагает, как правило, низкооплачиваемую неквалифицированную работу, не требующую специальной подготовки, тем более университетского образования.
Это создает серьезную угрозу стабильности экономической системы республики, для которой именно человеческие ресурсы выступают главным богатством, поскольку природно-сырьевой потенциал региона весьма скуден. В таких условиях рассчитывать на вовлечение в хозяйственный оборот все новых ресурсов нет возможности. Основой для устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия может быть только активное внедрение в производство передовых достижений науки, для чего требуются кадры высокой квалификации. Следовательно, нужны специальные программы по закреплению выпускников вузов в регионе. В первую очередь это касается направлений подготовки, профильных для наукоемкого сектора региональной экономики.
Высокая степень подоходной дифференциации тоже не могла стать причиной бедности значительной части населения Мордовии. В РМ социальное расслоение носит менее выраженный характер, чем в РФ: коэффициент фондов в РФ равен 15,3 раза, в РМ – 10,5 раза (
Другая проблема, связанная с низким уровнем жизни в Мордовии, – быстрое сокращение сельского населения. Если в Российской Федерации в 1990 – 2018 гг. численность сельских жителей уменьшилась на 4 % [8, с. 95], то в Мордовии падение показателя составило более 30 % от численности на начало периода [8, с. 52].
Особенно быстро процесс сокращения сельского населения протекал в 2008 – 2018 гг., в течение которого численность сельских жителей в Мордовии уменьшилось более чем на 16 %. А наибольшие демографические потери за всю постсоветскую историю принес мордовскому селу
Это может стать ограничением для развития одной из ключевых отраслей региональной экономики – сельского хозяйства. Уже сейчас крупные агропромышленные объединения привлекают на работу горожан и даже иностранных мигрантов.
Очевидно, что Республика Мордовия, не обладающая достаточными внутренними ресурсами, исправить ситуацию в ближайшее время самостоятельно не сможет, а тех мер, которые предпринимаются Правительством РФ явно не достаточно. Республика Мордовия, демонстрируя устойчивую положительную динамику в развитии экономической системы, серьезно отстает по уровню жизни населения и нуждается в дополнительных мерах со стороны федерального центра, направленных на его повышение, поскольку не обладает достаточными внутренними ресурсами.
Откладывать принятие таких мер нельзя. Население региона быстро сокращается: в 1990 – 2018 гг. жителей в Мордовии стало на 21 % меньше. Большой урон наносит миграция: в рассматриваемый период миграционный отток привел к уменьшению численности населения этого региона на 3 %. Причем покидают регион, как правило, молодые хорошо образованные люди. Особенно быстро сокращается сельское население, последние 10 лет миграция ежегодно уменьшала его численность на 0,5 % и более [8, с. 56]. Учитывая то обстоятельство, что сельское хозяйство – ключевая отрасль региональной экономики, такая демографическая динамика создает угрозу стабильному развитию экономики региона в целом.
Предлагаем в этом и подобных случаях при принятии решения о социальной поддержке бедных слоев населения принимать в расчет не сложившийся в регионе прожиточный минимум, а среднее в стране значение этого показателя. Эта мера социальной поддержки позволит существенно повысить уровень жизни в Республике Мордовия, поскольку затронет почти 30 % его населения.
Способствовать повышению жизненного уровня населения Мордовии будет и повышение заработной платы сельскохозяйственных тружеников и работников социальной сферы (на эти отрасли приходится около 36 % занятого населения).
Повышение уровня оплаты труда ученых повлияет не только на уровень жизни этой категории населения, но и укрепит кадровый потенциал региональной науки, что особенно важно для широкого внедрения инноваций в различные сферы жизнедеятельности общества. Пока средняя заработная плата научных сотрудников в Мордовии в 2 раза ниже, чем в РФ: 49,3 тыс. руб. и 100,1 тыс. руб. соответственно (
Во всех регионах ПФО рассматриваемый показатель значимо выше, чтобы побудить людей к переезду. Особенно настораживает то, что в соседних с Мордовией регионах труд ученых оценивается гораздо выше. Например, в Ульяновской области средняя заработная плата этой категории занятых равна 94591 руб., в Самарской области – 79856 руб., в Нижегородской области – 75565 руб. Близость места работы к месту постоянного проживания делает такой проект более реалистичным, и упрощает процесс принятия решения о переезде.
Введение дополнительных мер государственной финансовой поддержки в отношении Республики Мордовия будет способствовать сохранению и ускорению наметившихся тенденций в развитии экономики, станет действенным инструментов борьбы с массовой бедностью, и возможно уменьшит отток населения из региона, что является серьезной угрозой его экономической стабильности.
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена Указом Президента РФ от 13.05.2017 № 208). [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 22.10.2020)
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. / Росстат. - М., 2018. - 1204 с.
3. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2018. - 172 с.
4. Аналитический документ ФАО о мерах политики в секторах, затронутых COVID-19 / Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. URL: http://www.fao.org/2019-ncov/q-and-a/ru/ (дата обращения 03.10.2020)
5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/956cde638e96c25da7d978fe3424ad87/Prognoz.pdf (дата обращения 01.11.2020)
6. Агропромышленный комплекс Республики Мордовия. URL: http://agro.e-mordovia.ru/apk/ (дата обращения: 01.11.2020).
7. Рост промышленного производства в Мордовии за полгода составил 107 % - власти // Finanz.ru URL: https://www.finanz.ru/novosti/aktsii/rost-promyshlennogo-proizvodstva-v-mordovii-za-polgoda-sostavil-107percent-vlasti-1029544866 (дата обращения: 01.11.2020).
8. Мордовия: Статистический ежегодник / Мордовиястат. - Саранск, 2019. - 438 с.
9. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. - 708 с.