Россия
ГРНТИ 87.01 Общие вопросы охраны окружающей среды и экологии человека
ГРНТИ 87.53 Управление отходами. Малоотходная и безотходная технологии
В статье представлены первые шаги по созданию системы обращения с отходами, предпринятые Правительством Республики Татарстан, а также проведен анализ проведенных работ и мероприятий, направленных на необходимость раздельного сбора мусор, включая оценку значимости вовлеченности населения по итогам 2019 года. Оценив результаты проведенных мероприятий в 2019 году, следует вывод о значительном продвижении среди населения практик раздельного сбора отходов и заинтересованности производственных предприятий Республики в создании упаковочных эко-материалов.
твердые коммунальные отходы, раздельный сбор ТКО, обращению с твердыми коммунальными отходами, Республика Татарстан
Значительное увеличение объема твердых коммунальных отходов (ТКО) – это проблема, с которой в той или иной степени в настоящее время сталкивается абсолютное большинство стран [1]. На примере ряда европейских стран, единственными действенными способами разрешить данную проблему является:
- запуск программы государственной поддержки вторичного использования сырья;
- повышение экологической культуры и мотивации населения в части раздельного сбора ТКО;
- использование экологически чистых (биоразлагаемых) материалов при производстве тары и упаковки продуктов потребления.
В Татарстане ежегодно образуется 1,6 млн тонн отходов, из которых на переработку отправляют порядка 10%. При этом полигоны для складирования мусора заполнены на 80%. По России показатель составляет порядка 7%. Согласно национальному проекту «Экология», в России к 2024 года на переработку должно отправляться 36% отходов.
Первое, что появилось в рамках «мусорной» реформы в республике - схема обращения с отходами. Если раньше каждый муниципалитет сам решал, как ему собирать, вывозить и утилизировать мусор, то с 1 января 2019 года региональные операторы по обращению с ТКО поделили республику и возьмут все «мусорные» проблемы в свои руки. В Республике Татарстан такая схема утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 декабря 2018 года № 1202 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан» (далее – Схема). Концепция Схемы предусматривает организацию двух зон деятельности региональных операторов по обращению с ТКО, в составе которых сформированы и планируется сформировать межмуниципальные отраслевые коммунальные комплексы по обращению с ТКО, а именно мусороперегрузочные станции и мусоросортировочные станции. Основная идея управления в сфере обращения с отходами заключается в том, что состав ТКО неоднороден, его отдельные компоненты не должны в идеале быть смешаны между собой, а с точки зрения экономичности и экологичности, должны подвергаться сбору по отдельности [3]. Планируется, что около трети отходов обеих зон после сортировки отправят на переработку в экологические технопарки, которых планируется построить пять.
Однако данное нововведение повлияло на «мусорные» тарифы для населения республики. Чтобы Схема заработала, предстоит построить мусороперегрузочные станции, сортировочные комплексы, создать межмуниципальные полигоны с экотехнопарками, развить отрасль переработки и сеть пунктов приёма вторсырья. Финансирование данных мероприятий планируется за счет федерального и регионального бюджетов, а также частичного покрытия затрат на перевозку, перегрузку, захоронение мусора в повышении тарифов для населения. Таким образом, тариф стал единым для всей республики. Если раньше размер платежа зависел от площади жилья, то теперь его привязали к количеству жильцов – плата с человека. Вполне ожидаемо, что большинство населения республики негативно относится к изменению в коммунальных платежах, связанных с внедрением новой системы сбора и утилизации ТКО. Это значит, что население стало одним из спонсоров «мусорной» реформы.
В рамках реформы, во многих городах республики уже активно развита система раздельного сбора ТКО, многие контейнерные площадки модернизированы под дуальное накопление и сбор ТКО. У жителей имеется возможность накапливать пластиковые отходы в сетчатых контейнерах. Увеличилось количество пунктов приема утильсырья от населения, где жители имеют возможность сдать отходы на переработку за денежное вознаграждение.
В свою очередь, следует отметить, что внедрение принципиально новой системы сбора бытовых отходов не решает старых проблем, таких как несвоевременный вывоз мусора, переполненные контейнеры, грязные площадки. Зачастую контейнеры для раздельного сбора, рассматриваются просто как дополнительные к установленным ранее. Плохая организация работы коммунальных служб и неопрятное состояние площадок подрывают желание людей разделять мусор.
Например, в двух крупнейших городах Республики (г. Казань и г. Набережные Челны) активно развивается система раздельного сбора ТКО, многие контейнерные площадки модернизированы под дуальное накопление и сбор ТКО. У жителей имеется возможность накапливать пластиковые отходы в сетчатых контейнерах. Увеличилось количество пунктов приема утильсырья от населения, где жители имеют возможность сдать отходы на переработку за денежное вознаграждение.
Таким образом, «уже с 2017 года в казанских дворах начали устанавливать специальные сетчатые контейнеры для сбора ПЭТ-тары. На начало декабря 2018 года число контейнеров для сбора ПЭТ-тары в г. Казань достигло 1200. Также на конец 2018 года в г. Казань функционирует 33 пункта по приему вторсырья.
В Авиастроительном районе г. Казань с 1 августа 2018 стартовал пилотный проект по установке контейнеров для раздельного сбора мусора. На 109 контейнерных площадках установлены 428 контейнеров с наклейками желтого и серого цвета. Отходы делят на сортируемые сухие и не сортируемые влажные и прочие отходы.
В Набережных Челнах, втором по величине городе в республике, установлены 32 специализированных модуля оригинальной конструкции для раздельного сбора ТКО; вторсырье от населения принимают в 15-ти пунктах. Также 80 сетчатых контейнеров для сбора ПЭТ-упаковки установлено и в г. Альметьевске.
Всего с января по октябрь 2019 года в республике было собрано боле 200 тонн ПЭТ-тары, что свидетельствует о готовности населения к принятию европейского опыта по обращению с отходами.
В 2019 году в Казани действовала и программа сбора отработанных батареек и аккумуляторов: в торговых центрах и помещениях, занимаемых органами власти, было установлено порядка 30-ти емкостей. При реализации программы сбора отработанных батареек и аккумуляторов исполкомом г. Казань были утверждены 10 участков под установку емкостей для приема ртутьсодержащих градусников, флуоресцентных и ртутных ламп» [4].
Дополнительно в г. Казань «запланировано создание современной инновационной системы сбора и утилизации ТКО, которая предполагает обустройство во дворах контейнеров заглубленного типа, позволяющих организовать учет собранных и вывезенных отходов и перейти на их фактическую оплату, установку в торговых центрах города фандоматов – аппаратов для приема тары из-под напитков. Кроме того, в Казани планируется создание еще одной мусоросортировочной станции и развитие производств для переработки стекла, пластика, металла и органики» [5].
Также Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан «проводит регулярные широкомасштабные социально-экологические акции с акцентом именно на необходимость раздельного сбора мусора.
Однако, изменение стереотипов населения возможно только через длительную информационную и воспитательную работу, начиная с детских садов и школ. На сегодняшний день Правительством Республики Татарстан проделана работа по реализации системы экологического воспитания в дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях» [4, с. 227].
В качестве стимулирования населения для раздельного сбора отходов в республике реализуются различные широкомасштабные мероприятия с акцентом именно на необходимость раздельного сбора мусора. Основная часть таких мероприятий проходит с 2015 года в рамках проекта «ЭкоЛогично | Казань». Участники проекта организуют регулярные акции по приему вторсырья (стационарные, немобильные) и консультируют жителей по вопросам экологичной жизни в городе, проводят лекции, субботники, практические занятия по раздельному сбору отходов и сортировке, мастер-классы по повторному использованию материалов, фримаркеты – бесплатные благотворительные ярмарки и пропагандируют экологичный образ жизни.
За 2019 год было проведено более 80 мероприятий, в том числе – 16 праздников «Экодвор» и «Новогодний экофест», в которых участвовало более 10 тысяч человек, а на переработку жителями Казани было сдано 40 тонн вторсырья - макулатуры, стекла, металла, пластика [5]. Данные мероприятия позволят изменить стереотипы населения в раздельном сборе отходов, только через длительную информационную и воспитательную работу, начиная с детских садов и школ с применением социальных реклам.
Не менее важной причиной образования ТКО является - массовое распространение неэкологичных упаковочных материалов. Его применение оправдывается низкой себестоимостью и удобством производства. Наилучшим выходом из ситуации станет использование по-настоящему хороших и качественных материалов и ориентирование в первую очередь на целлюлозно-бумажное сырье. В современных реалиях изготовление полностью экологичной упаковки обходится примерно на 20% дороже создания привычной пластиковой, что в свою очередь скажется на ценовой политике компании и тем самым на покупную способность потребителей [6].
Так в начале 2020 года, компания «Данафлекс» объявило о готовности запустить в Республике Татарстан промышленное производство биоразлагаемых упаковочных пленок, которые можно будет перерабатывать на 100%. Промышленное внедрение биоразлагаемой упаковочной пленки уже запланировано некоторыми крупными производителями пищевой продукции уже в 2020 году [7].
На основании вышесказанного, в Республике Татарстан принимаются серьезные меры по изменению баланса количественных характеристик образования, сортировки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО в пользу увеличения доли утилизируемых и обезвреживаемых отходов. Производители и население задумались о своей маркетинговой и потребительской политике, о сокращении использования одноразовой упаковки и изделий из пластика.
По итогам 2019 года текущее положение дел в сфере обращения с отходами Республика Татарстан демонстрирует готовность:
- органов власти и региональных операторов к созданию современной инновационной системы сбора, утилизации и раздельного сбора ТКО;
- населения к природоохранной активности в сфере раздельного сбора отходов, которая в свою очередь обусловлена внедрением экологического воспитанию молодежи и активной поддержки экологических движений;
- использование новых экологически чистых материалов при производстве упаковочной пленки для продуктов питания, произведенных в республике.
Подводя итоги, следует отметить, что на сегодняшний день, большая доля населения оказалась уже вовлечена в практику раздельного сбора мусора, а также готовность производственных предприятий республики создавать экологически чистые материалов для продуктов питания. Это подтверждается регулярно проводимым в г. Казань акциями по сбору вторичного сырья (макулатура и пластик) и одежды на переработку в крупных торговых центрах города с участием активных граждан. Наконец, формирование практикоориентированной формы экологического сознания, будет эффективным только в том случае, если каждый гражданин возьмет на себя ответственность и добросовестно примет участие в такой масштабной программе, реализуемой уже сейчас в республике. Всё это позволит при внедрении на системной выстроить крайне высокоэффективную систему раздельного сбора мусора и позволит улучшить жизнь граждан.
1. Волков В.Р., Андреева М.М., Глебов А.Н. Отношение населения республики Татарстан к утилизации ТБО: социологический анализ // ВЭПС. - 2015. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-naseleniya-respubliki-tatarstan-k-utilizatsii-tbo-sotsiologicheskiy-analiz (дата обращения 10.05.2020).
2. «Пути отходов. Чего татарстанцам ждать от «мусорной» реформы?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://kazan.aif.ru/society/details/puti_othodov_chego_tatarstancam_zhdat_ot_musornoy_reformy (дата обращения 10.05.2020).
3. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 декабря 2018 года № 1202 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Татарстан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/post?npa_id=3097 (дата обращения 10.05.2020).
4. Королев В.И. Опыт раздельного сбора твердых коммунальных отходов в городах Республики Татарстан // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные научные исследования: опыт, проблемы и перспективы развития». - Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2019. - С.223-228.
5. «За 2019 год казанцы сдали на переработку 40 тонн вторсырья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kzn.ru/prinyat-uchastie/proekty/razdelnyy-sbor/novosti/za-2019-god-kazantsy-sdali-na-pererabotku-40-tonn-vtorsyrya/ (дата обращения 26.04.2020).
6. «За экоупаковкой будущее» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5d10da077a8aa935909e6b7c (дата обращения 06.05.2020).
7. Переработка 100%: в Татарстане тестируют экологичную упаковочную пленку [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rt.rbc.ru/tatarstan/28/02/2020/5e5ca5639a7947e885cb98a2 (дата обращения 06.05.2020).