ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА В РФ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье была представлена разработанная методика оценки эффективности системы ПОД/ФТ в Российской Федерации. Дано определение «эффективности» системы ПОД/ФТ. Разработан комплекс макроэкономических индикаторов для оценки эффективности системы ПОД/ФТ в Российской Федерации.

Ключевые слова:
экономическая безопасность, легализация преступных денежных средств, ПОД/ФТ, «отмывание» денежных средств, комплекс индикаторов
Текст

Система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ) в Российской Федерации является одним из инструментов обеспечения национальной безопасности, в том числе является одним из гарантов обеспечения экономической безопасности государства. Деятельность системы ПОД/ФТ направлена на выявление и предупреждение совершения преступлений в области «отмывания» преступных денежных средств, а также на обеспечение государственного контроля со стороны уполномоченных органов всех подотчётных организаций, которые осуществляют финансовые операции с денежными средствами и имуществом граждан РФ.

Цель исследования заключается в разработке методики оценки эффективности системы ПОД/ФТ в РФ. Достижение цели предполагает решения следующих задач: дать определение «эффективности» системы ПОД/ФТ, разработать методику превентивной диагностики с дальнейшей разработкой комплекса макроэкономических индикаторов, для оценки эффективности системы ПОД/ФТ в Российской Федерации.

Со стороны законодательства, существование данной системы регламентируется Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ. В том числе, система ПОД/ФТ в своей деятельности выполняет следующие функции [1]:

  • превентивная – заключается в предупреждении преступлений связанных с легализацией преступных доходов, посредством выявления сомнительных финансовых операций;
  • контрольная – заключается в отслеживании исполнения 115 – ФЗ организациями, деятельность которых связана с финансовыми операциями;
  • правоохранительная – заключается в защите национальных экономических интересов и интересов граждан РФ, а также в расследовании выявленных преступлений в области ПОД/ФТ.

В соответствии данным функциям, структура системы строится следующим образом [6]:

  1. Превентивную функцию выполняет Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);
  2. Контрольную функцию выполняют: Центральный банк РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба;
  3. Правоохранительную функцию выполняют: МВД РФ, ФСБ РФ, СК РФ.

Современная национальная система ПОД/ФТ в РФ, имеет очень продуманную структуру, которая в свою очередь позволяет осуществлять эффективную деятельность. Так Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), во время проведения 4 раунда оценок, подтвердило статус системы ПОД/ФТ в России, как эффективной, а так же включила РФ в топ 5 стран с наиболее эффективной системой ПОД/ФТ [3].

Из вышеперечисленного, рождается вопрос, в чем проявляется эффективность системы ПОД/ФТ. В научной литературе не существует определения «эффективности» системы ПОД/ФТ, поэтому требуется ввести его. По мнению автора, «эффективность» системы ПОД/ФТ должна представлять из себя структурированный комплекс макроэкономических индикаторов, которые взаимосвязаны между собой, как это проявлено в оценке результативности экономической безопасности. Данный комплекс экономических индикаторов, будет являться частью системы экономической безопасности, а также направлен на реализацию Стратегии экономической безопасности РФ до 2030 года в рамках обеспечения противодействия легализации преступных денежных средств [2].

Таким образом, понятно для того, чтобы была возможность в реальности дать оценку эффективности системы ПОД/ФТ, требуется разработать комплекс макроэкономических индикаторов. Первоочередным шагом является определение базы социально-экономических показателей, на которых будет строиться вышеупомянутый комплекс. Достигнуть этого можно с помощь проведения анализа показателей, которые имеют тесную взаимосвязь с совершением преступлений в области легализации преступных доходов. Для этого, предлагается методика превентивной диагностики преступлений, которая основана на алгоритме предупреждения преступлений. Помимо определения базы показателей, данная методика, представленная на рисунке 1, так же может быть направлена на установление источников для совершения преступлений в области ПОД/ФТ и на их последующее пресечение.

Рисунок 1 – Алгоритм предупреждения преступлений в области легализации преступных доходов

 

Алгоритм представлен в 4 шага:

  1. Динамический анализ – позволит отследить динамику и взаимосвязь между социально-экономическими и показателями преступности в области легализации преступных доходов.
  2. Кластерный анализ – позволит определить наиболее криминогенные субъекты РФ, в области ПОД/ФТ.
  3. Пространственный анализ – отразит взаимосвязь социально-экономических показателей и показателей преступности в области ПОД/ФТ в самых криминогенных субъектах в РФ.
  4. Заключительный шаг направлен на интеграцию результатов 1,2,3 шагов для составления базы социально-экономических показателей.

Вышеперечисленные виды анализа будут сосредоточены на макроэкономических показателях, которые наиболее подвержены легализации преступных доходов:

  • П1 – количество зарегистрированных правонарушений;
  • П2 – количество мошенничеств, в качестве предикатных преступлений по отношению к легализации денежных средств;
  • П3 – количество преступлений в области наркоторговли, в качестве предикатных преступлений по отношению к легализации денежных средств;
  • П4 – количество зарегистрированных лиц, причастных к совершению правонарушения;
  • П5 – величина ущерба от совершенных правонарушений.
  • П6 – численность занятого населения;
  • П7 – миграционный прирост населения;
  • П8 – уровень занятости;
  • П9 – уровень безработицы;
  • П10 – доходы населения;
  • П11 – расходы населения;
  • П12 – ВВП в текущих ценах;
  • П13 – величина внешнеторгового оборота;
  • П14 – просроченная задолженность по заработной плате.
  • П15 – среднедушевой доход населения;
  • П16 – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Данные для анализа были заимствованы с официальных источников МВД РФ и Росстата [5].

Динамический анализ был проведен для вышеперечисленных показателей в разрезе 5 лет с 2014-2018 года (рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика показателей преступности в области легализации преступных доходов за 2014-2018 гг.

 

На рис. 2 отчетливо прослеживается волнообразное движение показателей преступности. По сравнению с 2014 годом количество выявленных преступлений в 2018 году увеличилось на 177 единиц, что говорит о повышении уровня криминальной активности населения. В тоже время большой скачок совершил показатель П5, на 7 млн руб. увеличился ущерб, полученный экономикой в результате совершения преступлений в области ПОД/ФТ. В совокупности с динамикой показателей П4 и П1 можно сделать вывод о том, что население не устраивает их социальное положение в обществе, а также их финансовое состояние, в следствие чего повышается криминальная активность населения, и все больше людей прибегает  к правонарушениям.

Согласно табл. 1, с 2014 года наблюдается стремительное снижение показателей, отражающих занятость населения в экономике государства. Такой тренд может говорить о потере рабочих мест, снижении заработной платы в связи с последствиями наложенных на РФ санкций. Таким образом, у населения появляется больше причин обращаться к преступному образу жизни.

Таблица 1

Динамика социальных показателей за 2014-2018 гг.

 

П6, млн. чел.

П7, тыс. чел.

П8, %

П9, %

2014

73,4

270

64,8

5,3

2015

73,1

220

65,3

5,8

2016

72,8

247

66

5,2

2017

72,6

202

65

5,2

2018

72,6

119

62

5

 

Представленные на рис. 3, показатели П10, П11, П12 показывают стремительный рост с 2014 по 2018 год. Однако, возникает вопрос, почему растут показатели доходов и расходов населения, когда уровень занятости снижается. Здесь может оказывать влияние непосредственно совершаемые преступления в области легализации доходов, так как именно в виде доходов и расходов маскируют преступные денежные средства. Так же стоит отметить, что через внешнеторговый оборот вводится большая часть преступных денежных средств в государство посредств экспорта и импорта товаров, что тоже показывает прямую взаимосвязь показателей, как и в предыдущем примере.

Рисунок 3 – Динамика экономических показателей за 2014-2018 гг.

 

В результате проведенного динамического анализа, был замечен подозрительный рост доходов, расходов, ВВП, на фоне снижения уровня занятости населения, в то время как увеличиваются показатели преступности в области легализации преступных средств. Таким образом между проанализированными показателями существует прямая взаимосвязь и их изменения влияют на динамику друг друга.

Далее был проведен кластерный анализ субъектов РФ за 2018 год, для выявления наиболее криминогенных регионов, для последующего их пространственного анализа. Субъекты были выбраны по принципу наибольшего количества проживающего населения.

Согласно рис. 4, наиболее криминогенными субъектами по данному показателю в кластере 1 считаются г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский край и г. Москва, с разбросом показателя от 38 до 50 преступлений за 2018 год. В свою очередь субъекты в кластере 2 имеют разброс преступлений от 18 до 11 за 2018 год, это хорошая тенденция, однако из субъектов данного кластера можно выделить наиболее экономически развитые, которым неприемлемо иметь такой показатель преступности: Белгородская область, Московская область, Красноярский край.

Рисунок 4 – Кластеры по показателю количества зарегистрированных преступлений в области ПОД/ФТ за 2018 г. в ед.

 

Наиболее криминогенные субъекты по данному показателю в кластере 1: г. Москва, Республика Татарстан, Челябинская область, Республика Коми. Во втором кластере находятся субъекты, показатель которых находится в разбросе от 11 до 6 чел. Из данного кластера можно выделить Республику Дагестан, Московскую область, Красноярский край.

 

Рисунок 5 – Кластеры по показателю количества зарегистрированных лиц, совершивших преступления в области ПОД/ФТ за 2018 г. в чел.

 

Согласно рис. 6, к первому кластеру отнесены области с разбросом показателя от 1387 до 95 млн. руб. Наиболее криминогенные субъекты данного кластера: г. Москва –1387 млн. руб., г. Санкт–Петербург – 726 млн. руб., Краснодарский край – 504 млн. руб. В кластере 2 сосредоточились субъекты с небольшим уровнем показателя в разбросе от 92 до 20 млн. руб.

Рисунок 6 – Кластеры по показателю количества зарегистрированных лиц, совершивших преступления в области ПОД/ФТ за 2018 г. в чел.

 

Подводя итог проведенного кластерного анализа, из 15 субъектов РФ были про ранжированы и выбраны 9 наиболее криминогенных регионов, отдавая приоритет уровню причиненного ущерба и количеству зарегистрированных правонарушений: г. Москва, г. Санкт–Петербург, Краснодарский край, Новосибирская область, Республика Коми, Московская область, Ставропольский край, Челябинская область, Республика Татарстан.

Далее, на основе результатов кластерного анализа был выполнен пространственный анализ социально-экономических показателей и показателей преступности в наиболее криминогенных субъектах.

Рисунок 7 – Пространственный анализ показателей уровня преступности в криминогенных субъектах РФ за 2018 г.

 

Из табл. 2 можно увидеть, что самый большой ущерб в 2018 в размере 2,1 млрд. руб. принесли г. Москва и г. Санкт–Петербург, что объясняется тем, что они являются наиболее экономически развитыми регионами, с большим проживанием экономически активного и занятого населения. Так же в данных регионах наблюдаются самое большое количество совершенных преступлений в области ПОД/ФТ.

Таблица 2

Пространственный анализ социально–экономических показателей в криминогенных субъектах РФ

Субъект

П6, тыс. чел..

П8, %

П9, %

П2, ед.

П15, руб.

П16, %

г. Москва

7175,3

66,9

1,4

18

66 377

6,8

г. Санкт–Петербург

3030,1

66,3

1,4

8

42 718

6,6

Краснодарский край

2717

58,9

4,7

10

33 846

10,5

Новосибирская область

1336,6

58,2

6,1

5

27 864

14,1

Республика Коми

397,5

58,5

5,7

6

32 554

14,9

Московская область

4131,6

66,1

2,7

7

43 997

7,3

Ставропольский край

1311,2

57

4,8

9

23 236

13,9

Челябинская область

1779

62,4

5

9

24 201

12,8

Республика Татарстан

1978,6

62,2

3,1

21

33 371

7

 

Основываясь на данных из табл. 2, самый большой показатель П9 у Новосибирской области и составляет 6,1%. По показателю П2 лидируют г. Москва, Республика Татарстан, Краснодарский край. Показатель П15 характеризует среднедушевой доход населения, так в Новосибирской области, Ставропольском крае, Челябинской области самый низкий среднедушевой доход населения среди рассматриваемых субъектов.

Согласно проведенному пространственному анализу, наблюдается неутешительное социально–экономическое состояние рассматриваемых криминогенных областей. Так из–за высокой доли населения с доходами ниже МРОТ, растущим ежегодно уровнем безработицы, с постоянным снижающимся среднедушевым доходом, растут и количества совершаемых преступлений в сфере легализации преступных доходов.

В завершении алгоритма была выполнена интеграция результатов всех шагов, которая позволила определить, что все показатели, которые были взяты для анализа имеют прямые связи между собой могут способствовать оценке эффективности системы ПОД/ФТ.

Далее из множества показателей, был сформирован перечень индикаторов и сгруппирован по признакам:

  1. Индикаторы активности населения на рынке труда:
  • доля занятого населения, %;
  • уровень безработицы, %.
  1. Индикаторы финансового состояния населения доходы населения:
  • отношение доходов к расходам населения, %;
  • отношение среднедушевого дохода населения к МРОТ, %;
  • доля населения с доходами ниже МРОТ, %;
  • коэффициент недовольства доходами населения, %.
  1. Индикатор уровня благосостояния населения:
  • оптимальный темп роста ВВП, %.
  1. Индикаторы внешнеторговой деятельности:
  • доля экспорта во внешнеторговом обороте, %;
  • доля импорта во внешнеторговом обороте, %.
  1. Индикаторы деятельности уполномоченных органов
    по противодействию легализации преступных доходов:
  • удельный вес выявленных финансовых мошенничеств, предшествующих легализации преступных доходов из общего количества предикатных преступлений, %;
  • удельный вес выявленного незаконного оборота наркотических средств, как преступления, предшествующего легализации преступных доходов из общего количества предикатных преступлений, %.

Далее, после определения комплекса индикаторов для оценки деятельности ПОД/ФТ, была проведена экспертная оценка для определения оптимальных пороговых значений. В оценке принимали участие 3 эксперта из отдела по финансовым расследованиям МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, в должности специалистов 1,2 разрядов.

Таблица 3

Матрица пороговых экспертных значений, %

Эксперты

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

60

8

1

500

7

3

60

50

2

11

6

2

65

9

1

550

6

2

57

45

2

10

5

3

70

8

1

600

7

2

55

40

2

10

5

Сумма рангов

195

25

3

1650

20

7

172

135

6

31

16

Среднее значение

65

8

1

550

7

2

57

45

2

10

5

Оптимальное пороговое значение

64

8

1

549

6

2

57

44

2

10

5

 

В результате проведенной экспертной оценкой, была построена матрица отклонений экспертов от среднего мнения, определено суммарное среднее отклонение 9,4%. Далее среднее отклонение по каждому эксперту составило 8,8%, 9,3%, 10% соответственно 1,2,3 эксперту. Следующим этапом требовалось рассчитать модуль частного отклонения, который составил 0,6%, 0,02%, 0,6% соответственно у 1,2,3 экспертов. В итоге для расчета оптимального порогового значения требовалось определить наиболее высокий модуль частного отклонения, который составил 0,6% и вычесть его значение из среднего значения экспертных оценок по каждому показателю. Таким образом, с помощью оценки экспертов в области ПОД/ФТ, были определены пороговые значения для комплекса индикаторов оценки деятельности системы ПОД/ФТ в РФ.

Далее представим структурированный комплекс сгруппированных макроэкономических индикаторов (табл. 4).

Таблица 4

Комплекс макроэкономических индикаторов оценки эффективности системы ПОД/ФТ в Российской Федерации

Индикатор

Оптимальное
пороговое
значение

Направление
ограничения

I. Индикаторы активности населения на рынке труда

Доля занятого населения, %

64%

Более

Уровень безработицы, %

8%

Не более

II. Индикаторы финансового состояния населения

Отношение доходов к расходам населения, %

1%

Не менее

Отношение среднедушевого дохода населения к МРОТ, %

549%

Не менее

Доля населения с доходами ниже МРОТ, %

6%

Не более

Коэффициент недовольства доходами населения, %

2%

Не более

III. Индикатор уровня благосостояния населения

Оптимальный темп роста ВВП, %

2%

Не менее

IV. Индикаторы внешнеторговой деятельности

Доля экспорта во внешнеторговом обороте, %

57%

Более

Доля импорта во внешнеторговом обороте, %

44%

Менее

V. Индикаторы деятельности уполномоченных органов
по противодействию легализации преступных доходов

Удельный вес выявленных финансовых
мошенничеств, предшествующих легализации
преступных доходов из общего количества
предикатных преступлений, %

10%

Не менее

Удельный вес выявленного незаконного
оборота наркотических средств,
как преступления, предшествующего
легализации преступных доходов
из общего количества предикатных преступлений, %

5%

Не менее

 

В результате был получен научно обоснованный комплекс макроэкономических индикаторов, который был разработан посредством определения данных индикаторов с помощью методики превентивной диагностики, который направлен на составление объективной оценки взаимодействия социально–экономических показателей и показателей объема легализации преступных доходов, а также на оценку деятельности национальной системы ПОД/ФТ.

Данный комплекс является подсистемой комплекса индикаторов экономической безопасности, а также предоставляет возможности повышать эффективность выявления, предупреждения «отмывания» преступных денежных средств, а также нейтрализации источников их происхождения.

Список литературы

1. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения 20.05.2020);

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. №208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения 20.05.2020);

3. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org (дата обращения: 20.05.2020);

4. Официальный сайт МВД РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: доступа: http://www.мвд.рф (дата обращения: 21.05.2020);

5. Федеральная служба государственной статистики - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/ (дата обращения 21.05.2020).

6. Официальный сайт Федеральная служба по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/ (дата обращения: 20.05.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?