ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРАТЕГИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Раскрыт начальный этап реализации современного инновационного подхода, обозначенного в стратегических документах, и предусматривающего формирование нового механизма развития территорий на базе инвестиционных площадок с учетом особенностей, специализации субъектов Российской Федерации на принципах и механизмах рыночной экономики.

Ключевые слова:
безопасность, инновационный подход, налог, геостратегическая территория, стратегия развития, управление, территория опережающего развития, социальный капитал, инвестиционные проекты, аварийно-спасательное обеспечение, система комплексной безопасности МЧС России
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Эффективная организация экономического пространства является важным условием обеспечения экономической и национальной безопасности государства. Такое пространство возможно сформировать в ходе практической реализации научно обоснованной социально-экономической стратегии с соответствующим правовым обеспечением. Современное состояние российской экономики и устаревшая организация экономического пространства в Арктической зоне Российской Федерации (далее – АЗРФ) актуализируют проблему.

В 2010-е годы в России был принят ряд документов по стратегическому планированию государственной политики, косвенно или непосредственно относящихся к АЗРФ [1–7]. К последним в этом ряду следует отнести «Стратегию пространственного развития» от 13 февраля 2019 года (далее – «Стратегия») и «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» от 5 марта 2020 года (далее – «Основы»).

В этих документах обосновывается инновационный подход, предусматривающий формирование иного, нового механизма развития территорий на базе инвестиционных площадок с учетом особенностей, специализации субъектов Российской Федерации на принципах и механизмах рыночной экономики. Необходимость такого подхода диктуется, по мнению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания В.И. Матвиенко, «сжатием, уплотнением экономического пространства» страны, а в решении вопросов пространственного развития «важно не наступать вновь на одни и те же грабли… – не сбиваться на командно-административные меры планирования и управления» [8].

В «Стратегии» определены типы различных территорий: агломерации, геостратегические территории, малые и средние города, сельские поселения, перспективные региональные центры. АЗРФ отнесена к геостратегической территории [9].

Развитие Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы и ее рациональное использование в целях ускорения экономического роста Российской Федерации обозначено в «Основах» в ряду национальных интересов и целей российского государства.

И основные механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике остаются такими же, как и во всех предыдущих стратегических документах [10].

Инновационный подход к формированию экономики Арктики предлагается уже не первое десятилетие [11, 12], а ряд ученых и экспертов обосновывают необходимость разработки Полярной (Арктической) доктрины и предлагают свои варианты такого документа.

И.Б. Циркунов акцентировал внимание на научном подходе к формированию геоэкономического пространства Арктики. В 2014 году в фундаментальном научном исследовании ряда институтов Российской академии наук большая группа из 77 ученых под руководством  академика А.И. Татаркина представила научное видение парадигмы развития российской Арктики в ближайшие годы, акцентируя внимание на современное состояние и качество арктического экономического пространства [13, 14].

 А.В. Митько обосновывает необходимость Арктической доктрины тем, что она должна стать источником, основой разработки концепций, стратегических целей, задач и основных направлений их решения. Структура Арктической доктрины должна обязательно включать в ряду взаимосвязанных частей – геополитических основ, основ стратегии обеспечения развития арктических регионов России, также и геоэкономические основы [15].

Группа ученых Санкт-Петербургского государственного университета разработала несколько сценариев развития арктического региона на среднесрочную перспективу [16].

Геоэкономика Арктики включает в себя, как отмечено в Справке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики (далее – Минвостокразвития), «мероприятия нормативно-правового и организационного характера, направленные на достижение национальных целей и стратегических задач развития страны; сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии регионов; социально-экономическое развитие геостратегических территорий, субъектов Федерации, характеризующихся эксклавным положением; обеспечение расширения географии экономического роста Российской Федерации; формирование и развитие минерально-сырьевых центров; ликвидацию инфраструктурных ограничений, повышение доступности и качества магистральной транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; улучшение состояния окружающей среды, сохранение и восстановление биологического разнообразия, культурных ландшафтов и уменьшение негативных последствий от их изменения» [17].

Академик А.Г. Аганбегян в качестве основной цели региональной стратегии социально-экономического развития определяет повышение индекса социального (человеческого) развития на основе более справедливого распределения национального богатства [18].

А.Е. Шишкин, анализируя изъяны западной рыночной и советской систем управления, приходит к выводу о необходимость смешанной системы управления, в которой «должное внимание будет уделено «коммунитаристским когортам». Это должно способствовать формированию более справедливых отношений в обществе и обеспечить «консциентальную безопасность». По мнению авторов, следует согласиться с А.Е. Шишкиным – трансформация системы управления в этом направлении будет способствовать минимизации рисков воздействия как на индивидуальное, так и на групповое сознание экономического арктического контингента. В таком случае формируются условия при которых «деструкция и/или дисфункция сознания» менее возможна, а это, в свою очередь,  «не снижает потенции его носителя в достижении им социально значимых целей» [19]. Особую значимость приобретает вид или тип системы управления в сложных арктических условиях и существующих способах распределения доходов от производственной деятельности. Авторы также обращались к проблеме социального капитала [20].

В феврале 2019 года функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны России были возложены на Министерство по развитию Дальнего Востока, получившее название Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Были расширены компетенции подведомственных Минвостокразвития институтов – Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержки экспорта, Корпорации развития Дальнего Востока, Фонда развития Дальнего Востока.

Основные направления социально-экономического развития АЗРФ на ближайшие пятнадцать лет будет содержать новая Арктическая стратегия России. Но План реализации Стратегии пространственного развития на период до 2025 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации в декабре 2019 года (далее – План), уже раскрывает главное направление – эффективную организацию экономического пространства в России за счёт формирования и развития перспективных центров экономического роста, раскрытия экономического потенциала различных типов территорий, развития человеческого капитала.

Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации и территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составило Пятый раздел Плана, содержащий, в основном, подготовку предложений по ряду вопросов [21, п.п. 45, 46,  61– 66].

Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития территорий должно осуществляться в рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года с изменениями и дополнениями от 17 августа 2019 года (далее – Комплексный план-19), и национальных проектов.

Комплексный план-19 включает одиннадцать проектов, их целевые показатели, объемы финансирования и анализ рисков [22].

Основа нового экономического режима уже формируется в результате деятельности Минвостокразвития на приоритетных направлениях социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, определенных главой российского государства.

Продолжится курс на создание и развитие территорий опережающего развития (далее – ТОР). Следует заметить, что Ю.П. Трутнев уже заявлял, что никаких отдельных территорий опережающего развития в Арктике создаваться не будет: «Мы всю Арктику будем считать преференциальной территорией» [23]. Но в январе 2020 года от руководителей города Мурманска и Мурманской области в Минвостокразвития поступила официальная заявка о создании ТОР «Столица Арктики» и была принята.

Этот проект будет реализован в Мурманской области на территориях города Мурманска, Кольского и Печенгского районов области. Уже определены пять «якорных» инвесторов: ООО «НОВАТЭК-Мурманск» ‎с инвестиционным проектом «Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений», ООО «Морской торговый порт «Лавна» с инвестиционным проектом «Строительство нового угольного терминала в морском торговом порту «Лавна» на западном берегу Кольского залива», ООО «Порт Лиинахамари» с инвестиционным проектом по созданию курорта на Кольском полуострове с возможностью приема круизных судов в будущем порту Лиинахамари, ООО «Морской терминал ТУЛОМА» с инвестиционным проектом создания в морском порту Мурманск терминала минеральных удобрений и апатитового концентрата, АО «Корпорация развития Мурманской области с инвестиционным проектом по созданию международного культурно-делового центра для реализации геополитического и культурного потенциала региона.

По подсчетам Минвостокразвития реализация этих проектов в ТОР «Столица Арктики» даст возможность создать не менее 1813 рабочих мест и привлечь более 139,1 миллиардов рублей частных инвестиций. Поступления в бюджет от налогов с 2020 по 2035 годы могут составить составят более 55,9 миллиардов рублей [24].

Это будет способствовать развитию полярных и приполярных минерально-сырьевых центров, специализирующихся на добыче и обогащении твердых полезных ископаемых. На арктических территориях Республики Карелия появятся дополнительные стимулы для развития строительной индустрии, минерально-сырьевых центров на базе Восточно-Карельской медно-золоторудной зоны, аквакультуры и лесного хозяйства.

Социально-экономическое развитие ТОР «Столица Арктики» создаст дополнительные возможности для укрепления Северного флота, развития сил и средств МЧС России.

ТОР «Столица Арктики» должен активизировать реализацию экономического потенциала арктических территорий Архангельской области, его морского порта с возможностями обеспечить арктические перевозки, и наличием условий для развития судоремонта в судостроении. Появится перспектива стать важным звеном в логистической арктической транспортной системе.

В арктической части Красноярского края к 2025 году должно завершиться строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры за счет внебюджетных источников финансирования в морском порту Диксон –угольный терминал Чайка, Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождения – нефтяной терминал Таналау. Это будет способствовать приращению мощности российских морских портов на 10 миллионов тонн – 2,8 процента общего прироста, или 15,5 процента прироста по Арктическому бассейну.

Мероприятия по развитию портовой инфраструктуры Арктического бассейна в соответствии с Комплексным планом-19 должно привести к увеличению мощности российских морских портов на 64,7 миллионов тонн, что составит 18,1 процента общего прироста.

Крупнейшим в российской Арктике останется проект «Восток Ойл» в полярной части Красноярского края. ПАО «НК «Роснефть» совместно с партнерами ведет работу по формированию новой нефтегазовой провинции на Таймырском полуострове. Общий объем инвестиций составит более 10 триллионов рублей. Проект объединит промысел на Пайяхском и Западно-Иркинском месторождениях, что позволит создать порядка 100 тысяч рабочих мест [25]. 

Инвестиционная программа развития Норильского промышленного района позволит продолжать развиваться Норильску, городскую среду которого Минвостокразвития также планирует привести в соответствие с его экономическим потенциалом.

В Ненецком автономном округе источником развития кроме традиционных нефтяных минерально-сырьевых центров станут два проекта – «Печора СПГ» и порт «Индига».

Модернизацию портов Певек и Провидения ускорит реализацию ключевого для Чукотского автономного округа проекта освоения Баимского месторождения. Это создаст дополнительные стимулы развития дорожной, энергетической инфраструктуры Чукотского автономного округа.

В управление дочернего общества АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (далее – АО «КРДВ») ООО «УК ТОР «Чукотка» передана территория опережающего развития «Чукотка», а также функции по сопровождению резидентов свободного порта Владивосток в Певеке. Соучредителем управляющей компании, которая расположена в городе Анадыре, выступил Фонд развития Чукотки.

В 2020 году 58 резидентов ТОР «Чукотка» и СПВ, зарегистрированных в Чукотском автономном округе, реализуют проекты в различных отраслях от производства минеральных вод и выращивания овощей до технического перевооружения порта и разработки месторождений золота с общим инвестиционным портфелем в размере 37,1 миллиардов рублей. Запуск всех заявленных проектов позволит трудоустроить порядка 3,6 тысячи человек. Объем вложений уже приближается к четырем миллиардам рублей, трудоустроено более 750 жителей Чукотки [26].

По соглашениям с АО «КРДВ» инвестиционную деятельность на территориях опережающего развития в 2020 году ведут 430 резидентов с проектами на сумму более 2,9 триллионов рублей, реализация которых позволит создать 74,2 тысячи рабочих мест. 113 проектов уже запущено, фактически вложено более 851,9 миллиардов рублей частных инвестиций, создано 24,7 тысячи рабочих мест [27].

Развитие арктических районов (улусов) Якутии входит в число задач государства по формированию нового экономического пространства. Развитие минерально-сырьевых центров определяется во многом состоянием речных водных транспортных систем: Колыма, Индигирка, Яна, Анабар и Лена. В Минвостокразвития считают, что «их дноуглубление, развитие судоходства – критический фактор развития арктической Якутии. В районах бассейнов этих рек сконцентрированы крупные минерально-сырьевые центры твердых полезных ископаемых, развитие которых поддерживаться. Именно в Якутии реализуется пилотный проект по созданию сети торгово-логистических центров для обеспечения северного завоза, направленный на снижение стоимости завозимых продуктов питания» [28].

 Следует заметить, что в задаче по увеличение пропускной способности внутренних водных путей Комплексным планом-19 такая позиция не конкретизирована.

По сообщению ТАСС, Счетная палата Российской Федерации подготовила доклад об исполнении в 2019 году бюджета Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В докладе отмечено, что средства бюджета на его реализацию освоены лишь на 88 процентов, израсходованная сумма составила 41,7 миллиардов рублей и зафиксирован самый низкий уровень исполнения межбюджетных трансфертов всего 21,2 процента [29]. 

В 2019 году на всю территорию АЗРФ был распространен заявительный порядок получения лицензий на поиск и оценку месторождений твердых полезных ископаемых в Арктике. Это стало стимулом для их поиска и освоения. Кроме того, для западной Арктики в 1,5 раза снижена начальная аукционная цена права пользования недрами в целях разведки и добычи твердых полезных ископаемых. Такие решения сразу же приносят результат: за 2019 год объем лицензирования в Арктике увеличился в 1,5 раза – выдано 123 таких лицензии против 80 лицензий в 2018 году [25].

Пока идут поиски решения проблемы развития Воркуты из-за снижения объемов добычи угля. А Воркута – единственное муниципальное образование Республики Коми, входящее в настоящее время в АЗРФ и имеющее соответствующую современным требованиям инфраструктуру.

Все это геоэкономическое пространство будет способствовать дальнейшему развитию Северного морского пути (далее – СМП), а СМП, в свою очередь создаст дополнительные возможности для развития АЗРФ  в целом.

В целях обеспечения безопасности мореплавания в акватории СМП уже в 2021 году планируется завершить строительство объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, а также строительство базы и причала для стоянки аварийно-спасательных судов в морском порту города Мурманска.

В Санкт-Петербурге строятся сразу три новых атомных ледокола: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Для увеличения грузопотока по Северному морскому пути предусмотрено развитие портовой инфраструктуры на всем протяжении СМП. В ближайшей перспективе должно быть завершено строительство терминала сниженного природного газа и газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта, включая объекты федеральной собственности (подводные гидротехнические сооружения, ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания), а также реконструкция судоходного подходного канала к порту.

Исходя из национальной, региональной и глобальной значимости СМП подход к формирования арктического отечественного экономического пространства регулярно корректируется государственными институтами. В декабре 2019 года Правительством Российской Федерации был утвержден «План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» [30].

В плановом порядке должна завершится в 2020 году реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Певек и в 2021 году морского канала морского порта Сабетта.

Продолжится работа Минвостокразвития с Минобороны России по согласованию требований по безопасности к инфраструктуре СМП.

В 2020 году должен завершиться анализ нормативных правовых актов и иных нормативных документов, регламентирующих реагирование при возникновении аварийных ситуаций в рамках аварийно-спасательного обеспечения судоходства в акватории Северного морского пути, оценка текущего и необходимого уровня технической оснащенности. В настоящий момент определены и обоснованы потребности в аварийно-спасательном флоте для работы в акватории Северного морского пути, идет работа над планом действий по строительству дноуглубительного флота для работы в акватории Северного морского пути, включая анализ целесообразности создания национальной морской дноуглубительной компании.

МЧС России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами уже подготовлены предложения по развитию системы поиска и спасания людей и судов, а также системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.

МЧС России подготовлены предложения по строительству совместно с добывающими компаниями объектов инфраструктуры ЦУКС и арктические комплексные аварийно-спасательные центры (далее – АКАСЦ) в городе Певек (Чукотский автономный округ) и вахтовом поселке Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ) до конца 2020 года, а в поселках городского типа Диксон (Красноярский край) и Тикси (Республика Саха (Якутия) – в 2022 году.

Научный подход к исследованию проблем геоэкономики, экономической безопасности, управление знаниями способствует минимизации рисков экономического развития [31]. Научная составляющая в формировании современного геоэкономического пространства в АЗРФ должна быть усилена.

Планируемое и согласованное Минвостокразвития с Чукотским автономным округом открытие арктического университета в Магадане решит задачу создания научно-образовательного центра, работа которого будет построена на основе современных дистанционных технологий. Это позволит реализовывать на востоке АЗРФ арктические исследовательские программы на высоком уровне с учетом достижений отечественной и мировой науки в области полярных исследований на современном уровне. Он будет включен в сеть арктических научно-образовательных центров, в которой уже функционируют Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова в Якутске, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в Архангельске, имеющий в настоящее время все условия для развития в качестве федерального центра науки и образования в западной части Арктики.

Свой вклад в исследования по арктической тематике и в подготовке кадров для системы комплексной безопасности в Арктике вносят Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, Арктический спасательный учебно-научный центр в Вологодской области «Вытегра».

В 2019 году АО «Корпорация «МСП» совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Минэкономразвития, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при участии контрольно-надзорных органов, деловых объединений предпринимателей, Агентства стратегических инициатив разработали механизм обратной связи для получения в онлайн-режиме информации от субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) о результатах проверок и нарушениях, допущенных при их проведении. Механизм поможет сопоставить полученную от субъектов МСП информацию с информацией, содержащейся в Едином реестре проверок. Это позволяет также предпринимателю в онлайн-режиме направлять информацию о результатах проведенной проверки с обеспечением реагирования Генеральной прокуратуры Российской Федерации и контрольно-надзорных органов в случае выявления нарушений.

С  октября 2019 года соответствующий функционал стал доступен на портале Бизнес-навигатора МСП, а с января 2020 года воспользоваться данным функционалом можно через баннер, размещенный на официальном сайте Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики [32].

Эффективное управление экономическими ресурсами невозможно без качественной базы данных. Но по признанию одного из руководителей Якутии решение, например, задачи ликвидации бедности крайне затруднено из-за того, что «государственная статистика очень разрозненна, и единообразных данных нет почти ни о чем. Одна из стратегических задач – перейти к такой достоверной информации наряду со статистикой, в том числе на основе больших данных» [33].

 Единые статистические данные по Арктической зоне Российской Федерации ведутся по 122 показателям лишь последние два-три года. Анализ данных по субъектам, входящим в АЗРФ, позволяет сделать вывод о снижении объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту за период с 2011 по 2017 год включительно.

Так, по Северо-Западному федеральному округу снижение с 27,8 до 23,0 процентов; Сибирскому федеральному округу – с 25,4,  до 20,0 процентов; Республика Коми – с 46,5 до 36,5 процентов; Архангельская область – с 30,7 до 30,0 процентов, а без Ненецкого автономного округи и вовсе до 19,7 процентов; Ямало-Ненецкий автономный округ  с 49,4 до 43,5 процентов; Чукотский  автономный округ – с 20,8 до 18,2 процентов.

Отдельные части АЗРФ оставались на одном уровне, например,  Ханты-Мансийский автономный округ в 26,1 процентов оставался на одном уровне а течение семи лет. Есть и исключения, по приросту, например, Республика Якутия (Саха)  рост с 39,1 до 42,2 процентов или Магаданская область – с 26,4 до 27,8 процентов [34], которые лишь подчеркивают общую тенденцию.

Сальдированный финансовый результат (прибыль, минус убыток) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 2003 года по 2018 год увеличился с 274 540,0 миллионов рублей в 2003 году до 3 399 687,0 рублей в 2018 году. А кредиторская задолженность организаций (без субъектов малого предпринимательства) также возросла с 969 117,0 миллионов рублей в 2003 году до 3 859 561,0 рублей в 2018 году [35].

Управление инвестициями – важное направление в формировании инновационного арктического экономического пространства. По распоряжению Правительства Российской Федерации с сентября 2015 года  функционирует автономная некоммерческая организация АНО «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» (далее – АПИ), основными целями деятельности которой являются привлечение резидентов территории опережающего социально-экономического развития и прямых инвестиций, а также поддержка экспорта. В 2019 году АПИ объявила о готовности распространить свою деятельность на Арктику. Официальные представительства АПИ работают в Китае (Пекин, Харбин), Японии (Токио), Республике Корея (Сеул). Планируется открыть представительства в Шанхае, Сингапуре и Мумбаи (Индия).

В целях улучшения управления инвестициями в феврале 2020 года Правительство внесло в Государственную Думу пакет законопроектов о системе преференций для инвесторов Арктической зоны. Действие преференций будет распространяться на всю территорию АЗРФ, поддержку сможет получить любой новый проект с инвестициями не менее 10 миллионов рублей. Структура поддержки состоит из пяти групп: шельфовые проекты; проекты по строительству заводов сжиженного природного газа и газохимии; проекты по освоению новых нефтяных месторождений в Восточной Арктике; проекты по добыче твёрдых полезных ископаемых; недобычные проекты, включая малый и средний бизнес. По каждой группе предусмотрено снижение налогов до пяти и даже нуля на определенный период временн.

 Для недобычных проектов, включая малый и средний бизнес, на 10 лет планируют обнулить федеральную часть налога на прибыль, при условии снижения регионом своей части налога. Кроме того, для новых рабочих мест в рамках таких проектов будет действовать пониженная ставка страховых вносов – 7,6 процентов вместо 30 процентов в настоящее время [36].

В начале 2020 года были согласованы условия инфраструктурной поддержки инвестиционных проектов в Арктике. Любой инвестор, готовый вложить в Арктику не менее 300 миллионов рублей, может получить от государства безвозвратную субсидию на строительство необходимой для запуска нового производства инфраструктуры. Размер субсидии не может превышать 20 процентов объема частных инвестиций в проект. В первом квартале 2020 года должен завершиться отбор проектов, претендующих на такую поддержку.

Любой резидент Арктической зоны сможет рассчитывать на режим свободной таможенной зоны и защиту бизнеса от избыточных проверок.

Кроме того, готовится предложение по снижению объёма инвестиций для недобычных проектов, включая малый и средний бизнес, для получения преференций, от одного до трех миллионов рублей [25].

Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике (далее АРЧК)  было создано в 2015 году. Задачами АРЧК стали комплексное обеспечение кадрами предприятий на арктических территориях, выполнение государственной программы «Дальневосточный гектар» и поддержка экономической деятельности коренных малочисленных народов. АРЧК сотрудничает с Фондом развития Дальнего Востока и Арктики (далее – Фонд), созданным в 2015 году. Фонд готов направить до 15 миллиардов рублей на финансирование арктических проектов, предоставляя средства под пять процентов годовых на срок до 20 лет. По итогам 2019 года при содействии АРЧК на предприятия Дальнего Востока было трудоустроено 7,9 тысяч человек [37].

По информации АРЧК, на февраль 2020 года количество участников программы «Дальневосточный гектар» в Чукотском автономном округе  превысило 600 человек. На Чукотке для них доступны меры государственной поддержки: гранты и субсидии на создание крестьянско-фермерских хозяйств, гранты начинающим предпринимателям, льготные кредиты для малого и среднего бизнеса. Сумма помощи, оказанной участникам этой программы в ЧАО, составила более 31,0 миллиона рублей.

Ресурсы необходимы для ускорения экономического развития арктического региона страны, повышения качества жизни людей, проживающих в Арктике. В настоящее время состояние в социальной сфере АЗРФ существенно хуже, чем в среднем по Российской Федерации. Так, например, в 16 из 23 территорий ниже среднероссийской ожидаемая продолжительность жизни. В 15 из 23 территорий выше среднероссийского значения доля ветхого и аварийного жилищного фонда [38].

При этом объемы арктических налоговых поступлений в бюджет не соответствуют качеству жизни. Это приводит к тому, что людей, живущих в тех регионах, становится все меньше. В Ямало-Ненецком округе плотность населения 0,7 человека на квадратный километр, а объем валового регионального продукта (далее ВРП) там приближается к петербургскому 1,8 триллиона рублей. В Красноярском крае с плотностью 1,2 человека на квадратный километр 1,6 триллиона рублей, а в Якутии, где на квадратный километр приходится 0,3 человека, годовой ВРП превышает 750 миллиардов рублей и продолжает расти [39].

Ряд распоряжений Правительства Российской Федерации направлены на создание условий для расширения материальных ресурсов в Арктике. Так, Распоряжением №1281-р порт Диксон включён в список портов, открытых для захода иностранных судов. За счёт реализации инвестиционных проектов планируется строительство угольного терминала для вывоза угля с месторождения на участке разреза Лемберова. Планируется строительство  нефтеперегрузочного терминала для погрузки нефти, добываемой на Пайяхском и Северо-Пайяхском месторождениях. Запланировано также создание терминала для перегрузки на морские суда угля, поступающего с Сырадасайского угольного месторождения. [40].

В целях удовлетворения потребностей в материальных ресурсах развивается «Схема территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного) и автомобильных дорог федерального значения», утвержденная распоряжением Правительства от 19 марта 2013 года №383-р. Так, Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1283-р от 14.июня 2019 года в эту схему внесены изменения, предусмотренные федеральным проектом «Морские порты России», в части строительства морского терминала в бухте Север для отгрузки нефти с Пайяхской группы месторождений в морском порту Диксон [41]. 

Современная экономическая политика должна учитывать принципиально новый, территориальный аспект, который характеризуется рядом обстоятельств. Прежде всего, изменение в соотношении сил в мире неизбежно ведет к тому, что безопасность России во многом будет обеспечена ее способностью контролировать труднодоступные восточные регионы страны и Арктике. В Арктике, в частности, предусматривается дальнейшее совершенствование аэродромной сети и портовой инфраструктуры, планируется восстановить аэродромы и причальные сооружения на архипелагах в акватории Северного Ледовитого океана на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. В настоящее время возобновил работу аэродром Темп, расположенный на острове Котельный (Новосибирские острова).

Применение подходящих моделей регулирования, в том числе моделей процесса разработки экономической политики, других видов ноу-хау и целевого финансирования, должно минимизировать последствия наращивания материальных арктических ресурсов для арктической экологии [42].

Таким образом, эффективная организация экономического пространства является важным условием обеспечения экономической и национальной безопасности государства. Формировать современное арктическое геоэкономическое пространство должен новый экономический механизм развития территорий.

Предыдущие усилия государства по ряду объективных и субъективных причин привели к успешным экономическим результатам только на отдельных направлениях из-за экспортно-сырьевой направленности экономики. 

В 2019 году государством предприняты меры по переходу к инновационному социально-экономическому развитию Арктической зоны. В этих целях идет формирование соответствующего правового поля – коррекция ранее принятых документов и разработка новых, инструментов реализации разработанных стратегий по разным направлениям хозяйственной деятельности, завершается работа над новой Арктической стратегией, рассчитанной до 2035 года.

Новый экономический механизм развития территорий включает в себя локации ТОР; создание современной единой логистической национальной транспортной системы Северного морского пути с включением ее в региональную и в перспективе  глобальную транспортную схему; систему преференций, систему налоговых льгот для участников экономической деятельности в АЗРФ, государственно-частное партнерство, включение в экономические процессы некоммерческих общественных организаций; систему научно-образовательных центров; систему социального обеспечения населения, соответствующего вкладу арктических регионов в геоэкономику России.

Достижение цели по росту объёма грузоперевозок по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн будет выполнено только в том случае, если в АЗРФ появятся новые производства, дающие такую грузовую базу. Но реализуемые проекты, направленные на решение этой задачи, могут обеспечить перевозку в ближайшей перспективе только до 47 миллионов тонн [43].

При соответствующем материально-техническом обеспечении АЗРФ может стал одним из драйверов роста российской экономики.

Список литературы

1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (в ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req (дата обращения 24.03.2020).

2. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года». Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 20.02.2013 года № Пр-232 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/info/18360/ (дата обращения 27.02.2020).

3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 (в ред. от 05.06.2019) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/91474/ (дата обращения 27.03.2020).

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения 29.01.2020).

5. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента России от 16 января 2017 года №13 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41641 (дата обращения 23.03.2020).

6. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения 23.03.2020).

7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 208 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения 23.03.2020).

8. В.И. Матвиенко. Приоритеты пространства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://iz.ru/760090/valentina-matvienko/ (дата обращения 25.03.2020).

9. Стратегия пространственного развития. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 23.03.2020).

10. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Указ Президент Российской Федерации от 5 марта 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/ (дата обращения 19.03.2020).

11. Циркунов И.Б. Экономические связи: реальность, проекты и ожидания / В кн.: Соседи на Крайнем Севере: Россия и Норвегия: От первых контактов до Баренцева сотрудничества. - Мурманск: Кн. изд-во, 2001. - С. 311-333.

12. Истомин А.В. Сценарий перспектив инновационного развития экономики Севера России // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2008. - № 1(20). - С. 64-69.

13. Циркунов И.Б. Новая научная парадигма и арктическая доктрина России // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2008. - № 1(20). - С. 20-26.

14. Российская Арктика: современная парадигма развития / Под ред. академика А.И. Татаркина. - СПб.: Нестор-История, 2014. - 844 с.

15. Митько А.В. Принципы формирования Арктической доктрины России // Кунсткамера. - 2020. - № 1 (7) - С. 95-101.

16. Зайков К.С., Кондратов Н.А., Кудряшова Е.В., Липина С.А., Чистобаев А.И. Сценарии развития арктического региона (2020-2035 гг.) // Арктика и Север. - 2019. - № 35. - С. 5-24.

17. Утверждён план реализации Стратегии пространственного развития на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/38742/ (дата обращения 13.03.2020).

18. Аганбегян А.Г. О целевой направленности региональной стратегии социально-экономического развития // Экономические стратегии. - 2020. - № 1. - С. 6-15.

19. Шишкин А.Е. Трансформация системы управления // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 6. - С. 141-149.

20. Bezrukova, O. N., Lukin, V. N., Matveev, A. V., Musienko, T. V. Solidarity as a constituent of social capital: role of human rights organizations in exercizing the rights of young parents // Journal Of Organizational Behavior Research. - 2018. - № 3(1). - 182-196.

21. План реализации Стратегии пространственного развития на период до 2025 года. Распоряжение от 27 декабря 2019 года №3227-р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/eAlJqqozbyah1nkNS4bsPKlWD (дата обращения 23.03.2020)

22. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101-р (с изм. и доп. от 17 августа 2019 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/34297/ (дата обращения 23.03.2020).

23. Юрий Трутнев объяснил, кто получит арктические преференции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2019/04/10/reg-szfo/ (дата обращения 22.03.2020).

24. ТОР в Мурманской области позволит создать почти 2 тысячи рабочих мест и привлечь около 140 млрд рублей инвестиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minvr.ru:443/press-center/news/24308/ (дата обращения 23.03.2020).

25. Курс «Норд»: год назад Минвостокразвития наделено полномочиями по развитию Арктики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minvr.ru:443/press-center/news/24411/ (дата обращения 22.03.2020).

26. Минвостокразвития обозначило приоритеты развития каждого региона Арктики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minvr.ru:443/press-center/news/24381/ (дата обращения 22.03.2020).

27. КРДВ и Союз резидентов ТОР заключили соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minvr.ru:443/press-center/news/24404/ (дата обращения 22.03.2020).

28. Минвостокразвития обозначило приоритеты развития каждого региона Арктики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minvr.ru:443/press-center/news/24381/ (дата обращения 22.03.2020).

29. Путин обсудит с кабмином реализацию комплексного плана модернизации инфраструктуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/7893885 (дата обращения 24.03.2020).

30. План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 3120-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/itR86nOgy (дата обращения 23.03.2020).

31. Богунов Л.А. Стратегия системогенеза знания в управлении экономической безопасностью социально-экономической системы // Экономические стратегии. - 2020. - Т. 22. - № 1(157). - С. 136-143.

32. Запущен «зеркальный реестр проверок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minvr.ru/press-center/news/24248/ (дата обращения 30.01.2020).

33. Владимир Солодов: мне нравится работать вторым номером [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eastrussia.ru/material/vladimir-solodov-mne-nravitsya-rabotat-vtorym-nomerom/ (дата обращения 13.03.2020).

34. Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://showdata.gks.ru/report/279951/ (дата обращения 10.02.2020).

35. Финансовая деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gks.ru/compendium/document/ (дата обращения 10.02.2020).

36. Юрий Трутнев: «Пакет законопроектов предусматривает, что действие преференций будет распространяться на всю территорию Арктической зоны. Поддержку сможет получить любой новый проект с инвестициями не менее 10 млн. рублей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/39049/ (дата обращения 10.02.2020).

37. Вакансии крупных работодателей Якутии представило АРЧК на Ярмарке Северо-Восточного федерального университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minvr.ru/press-center/news/24425/ (дата обращения 02.03.2020).

38. В Московской школе управления «Сколково» обсудили вопросы развития российской Арктики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/36395/ (дата обращения 15.02.2020).

39. Юшковский В. Арктике прописана доктрина // Санкт-Петербургские ведомости. - 2018. - 12 марта.

40. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2019 года №1281-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/lk85J (дата обращения 25.03.2020).

41. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июня 2019 года №1283-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/sFA1P9z (дата обращения 25.03.2020).

42. Bailes Alyson J.K. Wider security angles // Arctic security matters. EU Institute for Security Studies (ISSUE) Reports / Ed. by Juha Jokela. Report № 24. June 2015. P. 69-74.

43. Юрий Трутнев провёл заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/36350/ (дата обращения 25.03.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?