Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) предполагает наличия соответствующей институциональной среды, обеспечивающей политическую, социальную, методологическую и юридическую поддержку частного и публичного партнера, обеспечивая связи между бизнесом и властью. Темпы и эффективность развития государственно-частного, муниципально-частного партнерства, сложность экономико-правового сопровождения этого вида взаимодействий между органами государственного и регионального управления, местного самоуправления существенно зависит от наличия и уровня зрелости институтов, определяющих условия возможностей, решений и действия партнеров. В дальнейшем институты понимаются в смысле Д. Норта как «правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми» [1]. К основным элементам институциональной среды исследователи [2, 3] относят: государственные, региональные и муниципальные органы управления, в ведении которых находятся вопросы ГЧП; финансово-экономические институты, обеспечивающие инвестирование и гарантии частным инвесторам; независимые организации, осуществляющие экспертизу проектов и консалтинг; нормативно-правовая база ГЧП. Федеральный Закон № 224-ФЗ от 13.08.2015 «О государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, вступивший в силу с 01.01.2016, позволил преодолеть существовавшие ранее недостатки законодательного регулирования концессионных соглашений, а именно, закрытый перечень объектов, обязательность типовых форм концессионных соглашений, ограниченность возможностей структурирования платежей в рамках платы концедента [4]. Принятие этого закона ознаменовало новый этап в развитие ГЧП в России, включая формирование его институциональной среды. Европейский экспертный центр ГЧП на основе анализа и оценки эффективности осуществления функций поддержки ГЧП, пришел к выводу о том, что создание специализированных органов управления, взаимодействующих по горизонтальным связям с представителями бизнес-сообщества и с государственными учреждениями, дает больший эффект, чем интеграция поддержки ГЧП в общую систему государственного управления [5]. Целью настоящей статьи является характеристика специализированных органов, осуществляющих управленческие функции при реализации проектов ГЧП в области амбулаторно-поликлинических услуг. Для достижения поставленной цели в статье решаются следующие задачи: дана краткая характеристика национального центра государственно-частного-партнерства как ключевого звена институциональной среды ГЧП; показана роль национального центра ГЧП в реализации проектов в области амбулаторно-поликлинических услуг населению; обоснован низкий удельный весь проектов с использованием механизмов ГЧП в области амбулаторно-поликлинических услуг населению. Роль организатора и координатора взаимодействия, развития институциональной среды вполне закономерно берут на себя некоммерческие организации, инициаторами создания которых являются представители бизнеса и общественных организаций. Некоммерческое партнерство «Центр развития ГЧП», учредителями которого являются Торговопромышленная палата Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Автономная некоммерческая организация «Национальный центр ГЧП», Федеральный центр проектного финансирования (Группа ВЭБ), Российский союз промышленников и предпринимателей, своей основной задачей называет создание условий для развития социальной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства. Для этого с 2009 г. центр ведет работу по совершенствованию федерального законодательства о ГЧП, развитию профессиональных проектных компетенций и формированию проектных команд, методическому обеспечению оценки (рейтингования) регионов страны по уровню развития ГЧП, созданию единой информационной системы по вопросам развития ГЧП, разработка и внедрение регионального стандарта ГЧП. НП «Центр развития ГЧП» в июне 2017 г. реорганизован в АНО «Национальный центр ГЧП», с марта 2017 г. поддерживает стратегическую инициативу Агентства Стратегических инициатив «Новое качество жизни», которая направлена на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями [6]. Своими методическими работами организация способствует и развитию ГЧП в сфере амбулаторно-поликлинических услуг. Так, совместно с ПАО «Сбербанк» АНО «Центр развития ГЧП» подготовил обзор отраслевых практик реализации проектов ГЧП [7], в который включен проект реконструкции и эксплуатации Ленинградского областного центра медицинской реабилитации в пос. Коммунар Гатчинского района Ленинградской области - первого подобного реабилитационного учреждения на территории субъекта Федерации. Не менее важным является то, что данный проект существенно расширяет возможности получения населением поселка амбулаторно-поликлинической помощи, поскольку концессионное соглашение предусматривает предоставление услуг первичной медико-санитарной помощи в объеме не менее 11200 посещений в год. В состав обязательств концессионера ООО «Специальная проектная компания «XXI век» по данному проекту входят следующие: прием во владение и пользование объекта концессионного соглашения - медицинского центра, обеспечение его сохранности, выполнение полного комплекса работ по проектированию и реконструкции центра, включая страхование строительных рисков; оснащение медицинского центра немонтируемым медицинским оборудованием, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности и ведение медицинской деятельности; осуществление текущего и капитального ремонта основных средств, включая медицинское оборудование и обеспечение качественное управление центром в соответствии с ГОСТ Р ISO 9001-2011, включая выплату концессионной платы (единовременно в размере 15 200 тыс.руб.); передача концеденту объекта концессионного соглашения - медицинского центра по окончании действия соглашения (2045 г.). В состав обязательств концедента - Правительства Ленинградской области входят следующие: предоставление концессионеру земельного участка в аренду и объектов недвижимого имущества во владение и пользование, включая разрешительную и правоустанавливающую и иную необходимую документацию; обеспечить концессионеры право владения и пользования центром при условии осуществления контроля и выплачивать концессионеру плату концедента; включить концессионера в состав медицинских организаций, участвующих в Территориальной программе обязательного медицинского страхования субъекта Федерации. Структура финансирования проекта представлена на рисунке 1. Информация, представленная на платформе поддержки инфраструктурных проектов РОСИНФРА, дает возможность получить представление о степени развития механизмов ГЧП в сфере амбулаторно-поликлинической помощи. Так, по состоянию на конец 2018 года из 108 объявленных конкурсов в социальной сфере, всего 7 (6,5%) относились в амбулаторно-поликлинической помощи. Краткая информация о проектах представлена в таблице 1. По инициативе Центра развития ГЧП в 2012 году был создан Институт развития государственно-частного партнерства (ГЧП-Институт), который, кроме свой основной задачи - подготовки квалифицированных кадров для использования механизмов ГЧП и их методологическое обеспечение. Так, по данным ГЧП-института и в соответствии с данными ФФОМС, в таких субъектах Российской Федерации, как Москва, Санкт- Петербург, Чуваший, Пензенская область, а также г. Казань, растет количество негосударственных лечебно-профилактических учреждений, которые работают в системе обязательного медицинского страхования [9]. В 2016 году это соответствовало примерно 18% от общего объема медицинских услуг, финансируемых из средств Фонда обязательного медицинского страхования [10]. Если сравнивать тенденции развития ГЧП в сфере амбулаторно-поликлинических услуг населению в России с общемировыми тенденциями развития инфраструктуры [11], а именно: достаточно активное участие государственных и муниципальных органов в развитии ГЧП, что подтверждается инициацией проектов со стороны органов регионального управления; перекладывание расходов на потребителя и увеличение количества проектов строительства платных амбулаторно-поликлинических учреждений; повышение тщательности финансового планирования и юридического сопровождения; учет долгосрочных целей эксплуатации объекта во взаимосвязи с стратегиями социально-экономического развития субъекта Федерации и муниципального образования. Таблица 1 Проекты развития услуг населению в области амбулаторно-поликлинической помощи, представленные на платформе РОСИНФРА [8] Объявленные конкурсы Инициатор проекта Передача в концессию объекта здравоохранения, расположенного по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Архангельская, д. 7Б ООО «Хирургический медицинский центр Гиппократ» Концессионное соглашение в отношении объектов здравоохранения Пушкинского района г. Санкт-Петербург Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга Создание и эксплуатация объектов для оказания первичной медико-санитарной помощи (поликлиник) в г. Новосибирске Новосибирской области Министерство здравоохранения Новосибирской области Создание и эксплуатация Регионального сосудистого центра на базе ГОБУЗ «Мурманская областная клиническая больница имени П.А.Баяндина» по адресу: г. Мурманск, ул. Павлова, д. 6 Министерство здравоохранения Мурманской области Концессионное соглашение в отношении создания (проектирования и строительства) и реконструкции объекта здравоохранения в Советском районе города Новосибирска и его последующего использования (эксплуатации) для оказания первичной медико-санитарной помощи Министерство экономического развития Новосибирской области Концессионное соглашение о реконструкции и эксплуатации кабинетов лучевой диагностики в Челябинской области Министерство здравоохранения Челябинской области Cоздание и эксплуатация объекта здравоохранения - Камчатской краевой больницы с поликлиническим отделением в п. Крутобереговый Пионерского сельского поселения Елизовского района Камчатского края Министерство здравоохранения Камчатского края Рисунок 1 - Финансирование проекта реконструкции и эксплуатации Ленинградского областного центра медицинской реабилитации [6]