Текст произведения
(PDF):
Читать
Скачать
На сегодняшний день вопросы обеспечения безопасности в различных сферах жизнедеятельности человека стоят особенно остро. Наблюдается тенденция к увеличению количества различных угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, их трансформации. Новые вызовы порождают особую актуальность исследования различных аспектов обеспечения национальной безопасности, и прежде всего, роли правовых инструментов в ее обеспечении. Среди таких инструментов следует выделить административно-правовой режим, играющий особую роль в обеспечении национальной безопасности. Прежде чем говорить об административно-правовых режимах, необходимо определиться с категориями «режим», «правовой режим» и «административно-правовой режим» в их соотношении. Правовая доктрина на сегодняшний день выработала различные подходы по данной проблематике, однако, единая теоретико-методологическая концепция до сих пор не сформирована. Понятие «режим» весьма многогранно, оно может использоваться в различных науках. Словарь иностранных слов приводит понимание режима (от фр. «regime») в трех значениях: 1) государственный строй, образ правления; 2) точно установленный распорядок жизни, сна, питания и т.д.; 3) система правил, мероприятий, необходимых для той или иной цели [1, с. 551]. Нам представляется, что именно последнее значение, учитывающее целевое назначение режима, наиболее точно характеризует рассматриваемое понятие. Словарь С.И. Ожегова толкует «режим» как установленный порядок чело-либо [2, с. 997]. Таким образом, в общенаучном аспекте категорию «режим» можно понимать как систему правил, устанавливающую порядок в определенной сфере для достижения той или иной цели. Категорию «правовой режим» удачно определили Н.И. Матузов и А.В. Малько как особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права [3, с. 17-18]. Применительно к нашему исследования нужно отметить, к одному из признаков правового режима ученые отнесли «цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права» [3, с. 18]. Понимание правового режима как особого порядка правового регулирования представляется нам особенно значимым. При этом особым данный порядок делает именно круг регулируемых отношений, а также специфическая цель их регулирования тем или иным образом. В настоящее время в действующем законодательстве Российской Федерации правовые режимы используются значительно широко, причем не только в публично-правовых отношениях. Это, в частности, «режим чрезвычайного положения»; «паспортный режим», «налоговый режим», «режим имущества супругов» и т.п. При этом не стоит абсолютизировать широту применения правовых режимов и искусственно возводить в правовой режим любе упоминание категории «режим» в нормативном правовом акте. В частности, позволим себе не согласиться с приведенным примером Н.Ф. Поповой и Н.Н. Поповой о правовом режиме рабочего дня и режиме труда и отдыха в трудовом праве [4, с. 12]. Нам представляется, что данный пример является весьма дискуссионным, поскольку здесь сложно выявить правовой режим как таковой (как особый порядок правового регулирования), а категорию «режим» применительно к рабочему времени и отдыху законодатель использует в ином значении - в значении распорядка. Понятие правового режима выступает родовым к понятию административно-правового режима. Не будет преувеличением отметить, что никакие другие правовые режимы не имеют столь фундаментальной научной проработки, а также практической реализации, как административно-правовые режимы. Обратим внимание на важное замечание С.С. Маиляна, что правовое регулирование административно-правовых режимов может осуществляться как исключительно нормами административного права, так и на межотраслевом уровне [5, с. 57]. Данный вопрос имеет огромное теоретико-методологическое значение в исследовании административно-правовых режимов. При всем многообразии понятий административно-правового режима, выработанных на сегодняшний день юридической наукой, можно его выявить главный смысл, лежащий в основе научного понимания данного феномена - совокупность особых правовых средств обеспечения государственного управления в той или иной сфере. Рассмотрев вопрос о соотношении понятий «режим», «правовой режим» и «административноправовой режим» в их соотношении, перейдем непосредственно к анализу вопросов обеспечения национальной безопасности с помощью административно-правовых режимов. Анализ современной научной литературы, посвященной вопросам исследования административно-правовых режимов, дает основание выделить множество точек соприкосновения административно-правовых режимов и вопросов обеспечения безопасности. Приведем некоторые примеры. Н.В. Румянцев пишет, что административноправовые режимы всегда ориентированы на обеспечение общественной безопасности и охрану общественного порядка [6, с. 7]. В целом с такой точкой зрения нельзя не согласиться, однако на наш взгляд, не стоит говорить лишь об общественной безопасности, так как административно-правовые режимы направлены и на обеспечение государственной безопасности, и общественной, и экономической, и информационной и иных видов национальной безопасности. Здесь стоит обратить внимание на то, что в отечественной науке административно-правовые режимы именно в сфере общественной безопасности получили наибольшее внимание, нередко становились объектом отдельных исследований [7, 8, 9]. В этой связи необходимо комплексное исследование административноправовых режимов и их роли в обеспечении всей системы национальной безопасности. Н.Ф. Попова и Н.Н. Поповы в понятие административно-правового режима (определяя его в узком смысле) совершенно справедливо вкладывают обязательную цель - обеспечение безопасности личности, общества и государства [4, с. 16]. В.Б. Рушайло справедливо отмечает, что необходимость административно-правовых режимов обусловлена, главным образом, наличием существующей опасности разного рода подрывной, террористической деятельности различных экстремистских организаций, а также спецслужб иностранных государств [7, с. 39]. Аналогичного подхода придерживаются М.И. Агабалаев и А.М. Воронов, которые к признакам правового режима относит специфику общественных отношений, которые представляют опасность в неконтролируемом состоянии [8, с. 146], а также Н.В. Лермонтова, которая пишет о том, что «административно-правовой режим устанавливается на тех участках, где нужны “дополнительные средства для поддержания государственного состояния”» [10, с. 35]. Аналогичного подхода придерживается и И.С. Розанов, по мнению которого административно-правовой режим действует в условиях (ситуациях) обеспечения и поддержания суверенитета и обороны государства, интересов безопасности и охраны общественного порядка [11, с. 90]. Таким обозом авторы характеризуют особый круг общественных отношений, подлежащих режимному регулированию, в которых четко просматриваются вопросы безопасности. По мнению В.В. Ласточкина, основное и главное в административно-правовых режимах - предупреждение или затруднение преступной или иной противоправной деятельности в сфере государственной и общественной безопасности [12, с. 63]. Данный подход интегрируется с одним из основных принципов обеспечения безопасности - приоритета предупредительных мер. Представляет интерес подход, который предложил С.С. Маилян о взаимосвязи функций государства и административно-правовых режимов: «функции государства по обеспечению безопасности и обороны - по мнению ученого - во многом предопределяют содержание и характер административно-правовых режимов, используемых в административно-политической сфере [13, с. 12]. Обобщая приведенные позиции исследований можно заключить, что сегодня в науке выделяют следующие концептуальные идеи соотношения административно-правовых режимов и вопросов безопасности: Наличие угроз безопасности - предпосылка введения административно-правового режима («безопасность как основание режима»); Общественные отношения, регулируемые режимом (объект режима) - специфические отношения в сфере безопасности («безопасность как объект режима»); Цель административно-правового режима - обеспечение безопасности («безопасность как цель режима»); Предупредительная функция административно-правовых режимов в сфере безопасности («предотвращение угроз безопасности как функция режима»); Содержание и характер административно-правовых режимов определяются функцией государства по обеспечению безопасности («безопасность как основа содержания и характера режима»). При этом нам представляется, что для теоретико-методологической основы соотношения административно-правовых режимов и обеспечения безопасности, особую значимость представляет понимание безопасности как цели административно-правового режима. С методологической точки зрения Д.А. Керимов отмечал, что познание цели имеет фундаментальное методологическое значение для юридической теории и практики. Цель как философская категория лежит в основе исследования правовых явлений и процессов, детерминирует правотворчество, само право, законодательство и его реализацию, совершенствование развитие правовой системы [14, с. 270-271]. При такой постановке вопроса, где в центр исследования ставится категория «цель», другие характеристики административно-правового режима (его назначение, признаки, основания введения, функции, содержание и характер) будут так или иначе определяться его целью. Поскольку режимное регулирование в сфере управления на сегодняшний деть весьма развито, на практике можно встретить множество различных административно-правовых режимах, что дало повод для их научной классификации. И здесь «безопасность» нередко выступает одним из классифицирующих признаков. А.И. Сапожников пишет, что среди классифицирующих признаков наибольшую значимость имеет классификация административно-правовых режимов по степени по степени их принадлежности к обеспечению национальной безопасности [9, с. 60]. Исследователи выделяют по данному основанию следующие административно-правовые режимы: а) режимы, направленные на обеспечение безопасности государства; б) режимы, устанавливаемые в целях обеспечения общественной безопасности; в) преследующие цели поддержания обороноспособности страны, общественной безопасности и безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях [9, с. 39-40; 15, с. 14]. Аналогичный подход к классификации предложили и другие авторы, однако они выделяют большее количество режимов по данным основаниям, дробя те или иные виды безопасности [11, с. 86-90; 4, с. 15]. А.Г. Елагин и И.Г. Чистобородов, обосновали выделение административно-правового режима избирательной кампании, провели его комплексное исследование и пришли к выводу об одном из аспектов его назначения - обеспечения безопасности участников избирательного процесса [16, с. 18]. С.С. Маилян рассматривает административно-правовой режим обеспечения безопасности дорожного движения, а также приводит примеры режима пожарной безопасности, безопасности проведения тех или иных работ в промышленности или иных областях производственной деятельности [13, с. 44-45]. На сегодняшний день весьма сложно привести исчерпывающий перечень всех действующих административно-правовых режимов в том или ином государстве, учитывая их многообразие. Кроме того, набор административно-правовых режимов изменяется с течением времени. Историческая эволюция общественных отношений рождает необходимость в новых административно-правовых режимах. Так, например, в отличие от режима государственной границы, который начал так или иначе оформляться с рождением суверенных государств, режим контртеррористической операции можно считать изобретением XX века. Какие-то режимы уже оформились на практике и науке только предстоит их выявить и комплексно изучить. При этом анализ самых известных на сегодняшний день в науке и широко применяемых на практике административно-правовых режимов (режим чрезвычайного и военного положений, режим государственной границы, режим государственной тайны, режим контртеррористической операции и др.) еще раз подтверждает искомый вывод о том, что целью любого административно-правового режима является обеспечение безопасности. Данный теоретико-правовой тезис может стать методологической основой изучения вопросов обеспечения национальной безопасности в рамках совершенствования режимного регулирования тех или иных аспектов, а также для исследования и классификации административно-правовых режимов в науке административного права.