ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ СССР КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена изучению феномена советских пятилетних планов развития, рассматриваемых в качестве инструмента стратегического планирования и государственного управления, с целью выявления сущностных характеристик данного явления, его позитивных и негативных черт, а также осмыслением возможности использования этого опыта в современном контексте.

Ключевые слова:
стратегическое планирование, государственное управление, пятилетний план развития, теория управления, научная организация труда
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Данная работа посвящена изучению пятилетнего плана развития («пятилетки») как инструмента планирования и государственного управления в СССР. Такая постановка исследовательской проблемы представляется актуальной и обоснованной, так как в настоящее время Российская Федерация разрабатывает и реализует собственные планы социально-экономического развития и государственного строительства в условиях недружественной и напряженной международно-политической и, как следствие, международно-экономической обстановки, которая вновь вывела на первый план необходимость обеспечения собственного устойчивого развития в ситуации в очередной раз обострившегося в силу объективных исторических процессов противостояния с Западом. Более того, «Циклическое целеполагание - не новость для системы государственного управления. Аналогии мы находим в недалеком прошлом нашей страны - это пятилетние планы развития народного хозяйства СССР. Некоторые авторы разделяют необходимость регулярного определения долгосрочных социально-экономических ориентиров на высшем руководящем уровне страны» [1, с. 95]. По этой причине России следует использовать свой собственный опыт и в том числе советский. Такой выбор приоритетов основывается на том, что: во-первых, это как раз и есть опыт самостоятельного и автономного развития России в контексте сложной международной обстановки, что в особенности следует из проведения политическим руководством страны ряда преобразований (индустриализации и коллективизации), значительно укрепивших мощь СССР в предвоенный период и позволивших ему после Второй мировой войны стать ядерной сверхдержавой; во-вторых, наша страна добилась пика своего могущества в этот период времени за счет построения необходимых для этого систем и институтов, в том числе осуществлявших, хотя и не без ошибок, государственное управление и стратегическое планирование; в-третьих, Российской Федерации досталось богатое наследие именно советской эпохи во всех сферах общественной жизни и международных отношений, которое продуктивно используется до сих пор и которое требует своего дальнейшего развития путем не только привлечения и заимствования (не всегда продуманного и оправданного, хотя необходимого ввиду процесса постоянного международного взаимодействия) зарубежного, преимущественно западного опыта, в сфере менеджмента и управления, но и использования собственных наработок в данной области, проверенных на российской почве. В рамках данной статьи анализируется ряд элементов стратегического управления, позволяющих объемно изучить феномен «пятилетки», а именно: сущность пятилетнего плана как инструмента планирования и государственного управления; органы, осуществлявшие разработку, контроль исполнения и корректировку Пятилетнего плана; принципы и научные концепции управленческой науки, которые были положены в основу пятилетнего плана. Для решения поставленных исследовательских задач необходимо подробно осветить теоретический аспект данного вопроса, а именно: определить понятия планирование и государственное управление, выявив их основные признаки. Планирование - «взаимоувязанная по целям, задачам и ресурсам управленческая деятельность, осуществляемая на систематической и регулярной основе» [1, с. 95-103]. М. Мескон, в свою очередь, следующим образом определяет планирование: это «набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей» [2, с. 178]. Исходя из данных определений, отражающих сущность планирования можно сделать вывод о том, что закладывается необходимость планировать планирование, то есть заранее готовиться к осуществлению данной деятельности на регулярной основе, что свидетельствует о стратегическом характере этого вида управленческой деятельности. Это подтверждается тем, что деятельность по планированию регулируется рядом документов, а именно: стратегией, основными направлениями деятельности, планом работы и планом работы коллегиального органа управления [1, с. 95-103]. В случае с пятилеткой, первые три документа объединялись в один, которым, собственно, и был пятилетний план, а планирование планирования осуществлялось постоянно действовавшими органами государственной власти (Госплан и Госснаб) и профильными (отвечали за развитие какой-либо отдельной отрасли) наркоматами (с 1946 года министерствами). Таким образом, пятилетний план развития, или «пятилетка» представляет собой концепцию стратегического планирования хозяйственно-экономического развития страны, получившую закрепление в программном документе, отражающем стратегический план развития страны на 5 отчетных (не календарных) лет, в котором излагаются приоритеты развития, необходимый минимум экономических показателей и комплекс задач, предназначенных для реализации плана. Напомним, что всего было принято 13 пятилетних планов, 11 из которых были в том или ином объеме реализованы. В Постановлении Совета Министров СССР от 09.09.1968 № 719, утвердившем Положение о Госплане СССР, следующим образом определялось понимание сущности пятилетних планов развития: «Государственные планы развития народного хозяйства СССР должны быть оптимальными, основываться на экономических законах социализма, на современных достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах научных исследований экономических и социальных проблем коммунистического строительства, всестороннего изучения общественных потребностей, на правильном сочетании отраслевого и территориального планирования, а также централизованного планирования с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организаций». Стоит отметить тот факт, что, хотя в странах с рыночной экономикой тоже существует планирование как особый вид управленческой деятельности, пятилетний план отражал плановый, или командно-административный, характер советской экономики, что выражалось в государственном и строго централизованном характере добычи и распределения ресурсов. Но при этом власти на местах были свободны в выборе способов выполнения государственных заданий, так как на них в первую очередь возлагалась задача выполнить директивы плана, что отвечало реализации закрепленного в Конституциях СССР принципа демократического централизма [3]. «Наши планы есть не планы-прогнозы, не планы-догадки, а планы-директивы, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны», - заявил И.В Сталин в своем докладе на XV ВКП(б) [4]. Более того, в плане невозможно отразить все и тем более все местные особенности, которые были хорошо известны местному партийному руководству, местным органам власти и населению. Подобный характер пятилетнего плана был продиктован историческим контекстом конца 1920-х - начала 1940-х гг., когда перед надвигавшейся мировой войной молодой Стране Советов требовалось подготовиться к ней ускоренными темпами, чтобы отстоять свою независимость. В странах социалистического блока сложилась традиция выполнения пятилетнего плана за более короткий срок, в СССР этим сроком стал период в 4 календарных года и 3 месяца. Для выполнения пятилетки выделялись различные ресурсы, как финансовые (значительные денежные дотации в экономику), так и материальные (станки, оборудование, строительные и иные материалы, специалисты). Каждый пятилетний план был рассчитан на рост экономики и предусматривал комплекс задач по его достижению: постройку определенного числа новых промышленных предприятий, агропромышленных комплексов (колхозы, позже совхозы), освоение новых месторождений природных ресурсов, освоение новых территорий, посредством строительства новых городов и различных технических сооружений (ГЭС, АЭС с 1950-х гг., водохранилища, каналы и т.д.), с целью обеспечения развития экономической мощи страны, которая должна была своими высокими экономическими достижениями показать преимущества социалистического строя. По итогам выполнения плана компетентные органы государственного управления разрабатывали новый план и цикл повторялся снова. Главным следствием вышеизложенных особенностей механизма пятилеток и их основных признаков является то, что это было не только средство планирования развития, но и инструмент государственного управления, сущность которого следующим образом раскрывается в научной литературе. Г.В. Атаманчук рассматривает государственное управление как э «сознательное организующее и регулирующее воздействие государства на общественную (публичную) жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования» [5, с. 293]. В.Е. Чиркин трактует как «процесс регулирования и упорядочения жизнедеятельности и отношений личности, коллектива, государства и общества, установления рациональных взаимосвязей между ними путем применения государственной власти» [6, с. 11], в то время как Е.В.Охотский называет государственное управление - «целенаправленным, организующим и регулирующим воздействием государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей» [7, с. 34]. Подтвердить, что пятилетний план являлся именно средством государственного управления можно на основании нескольких фактов. Пятилетний план представлял собой официальный документ, являвшийся стратегическим планом, принимавшимся в форме специального нормативного правового акта [8, с. 223] развития страны с пятилетним горизонтом планирования, но с целью достижения ускоренных темпов роста, на его выполнение обычно отводилось чуть больше 4 лет, хотя в связи с рядом исторических обстоятельств были исключения (семилетка 1959-1965 из-за экономических реформ, а также нереализованная из-за начала Великой Отечественной войны 3-я пятилетка). Государство в целом строилось на принципиально новых основах (так считали руководители страны в тот период и они, собственно, верили в это и стремились к этому), в соответствии с идеологией марксизма-ленинизма, что подразумевало ведущую роль партийного аппарата в руководстве страной, а также функционировании системы командно-административной экономики, обусловившей необходимость разработки и исполнения «пятилеток». Существовала система специализированных государственных органов власти на постоянной основе осуществляющих функции планирования и его реализации на практике. Пятилетний план выполнял функцию прямого контроля государством экономического развития, так как в соответствии с пятилетним планом распределялись ресурсы и расставлялись приоритеты. С целью разработки, контроля исполнения и материально-технического обеспечения пятилетнего плана в СССР создавались профильные органы государственной власти, наиболее значимыми из которых были: Государственный плановый комитет при совете министров СССР, или сокращенно Госплан СССР, который функционировал в 1923-1991; Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению, сокращенно Госснаб СССР, существовавший в период 1948-1953 и 1965-1991; Различные научно-исследовательские организации, призванные обеспечить научную поддержку, например, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ, которая действовала в 1929-1992). В дополнение к этим органам государственного управления создавались профильные (по отдельной отрасли хозяйства или направлению деятельности) наркоматы, министерства, комитеты и прочие вспомогательные органы, занятые в осуществлении пятилетнего плана как концепции экономического развития страны. Следует рассмотреть функционал основных государственных органов планирования более подробно. Государственный плановый комитет при Совете министров СССР в масштабе всей страны осуществлял деятельность по стратегическому директивному планированию развития народного хозяйства Союза ССР, а также выполнял функции контроля выполнения экономических планов. В административно-территориальных образованиях, а именно: в союзных республиках и автономных образованиях, - работали государственные плановые комиссии, на уровне области, в том числе автономной, - областные плановые комиссии, а в районах - районные плановые комиссии, в городах, соответственно, городские плановые комиссии. Во все периоды своего существования Госплан СССР выполнял свою основную задачу - планирование общесоюзной экономики, составление стратегических планов в сфере развития страны, закладывая разнообразные горизонты планирования. В соответствии со статьей 49 Конституции РСФСР [9], которая стала первой конституцией России и была утверждена V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918, Всероссийский съезд Советов и Всероссийский Центрального Исполнительного Комитета Советов (ВЦИК) осуществлял: «к) установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» В соответствии со статьей 1 Конституции СССР, принятой как Общесоюзная Конституция на II Всесоюзном съезде Советов СССР 31 января 1924 [10], на верховные органы власти образованного декабря 1922 Союза ССР было возложено: «з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик». Статьей 14 Конституции СССР 1936, одобренной и утвержденной Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 [11] предусматривалось то, что Союз ССР при помощи системы высших органов власти и органов государственного управления ведал: «к) установлением народнохозяйственных планов СССР». В то же время статья 70 Конституции СССР 1936 устанавливала положение Госплана СССР в системе союзных органов власти, рассматривая его как орган государственного управления. На этом основании Председатель Госплана СССР включался в состав Совета Министров СССР. Статья 16 Конституции СССР, которая была принята Верховным советом СССР 7 октября 1977 [12], гласила, что руководство «экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций». Статья 73 Конституции СССР 1977 относила к предметам ведения СССР в лице его высших органов государственной власти и управления 13 основополагающих вопросов, в том числе: «5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны: определение основных направлений научно- технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждение отчётов об их выполнении», что дополнялось пунктом 7 ст 73, закреплявшим за СССР (можно рассматривать в качестве федеративного государства, или на основании ст. 70 - «союзного государства», - примечание мое) распоряжение и управление «отраслями народного хозяйства и предприятиями союзного подчинения». Органы народного контроля, формировавшиеся при Советах народных депутатов в соответствии с диспозицией статьи 92 Конституции СССР 1977 выполняли ряд важных функций, призванных сочетать меры государственного контроля с общественным: контроль за выполнением государственных планов и директив (заданий) в целом; противодействие нарушению дисциплины, нерациональному использованию ресурсов, местечковому («местничеству и ведомственному» подходу к делу; обеспечивают содействие улучшению работы государственного аппарата управления. Верховный Совет СССР как высший орган государственной власти принимал решения по всем вопросам, отнесенным к предмету ведения СССР, в том числе посредством утверждения государственных планов экономического и социального развития страны (статья 108), на основании внесенных на рассмотрение Советом Министров СССР предложений. Так Совмин СССР на основании пункта 2 статьи 131 Конституции СССР 1977 отвечал за: «разработку и внесение в Верховный Совет СССР текущих и перспективных государственных планов экономического и социального развития СССР»; «государственный бюджет СССР»; «принятие мер по осуществлению государственных планов и бюджета»; «представление Верховному Совету СССР отчетов о выполнении планов и исполнении бюджета». Таким образом, Конституция СССР 1977 наиболее подробным образом разграничивала функции, полномочия и предметы ведения органов власти союзного государства во всех сферах деятельности общества и государства, включая экономику, или ведение народного хозяйства в государстве социалистического типа. Отметим, что упоминания Госплана СССР в этой Конституции отсутствует, хотя сам орган продолжал свою деятельность. В упоминании этого органа государственной власти в конституции не было необходимости, так как Законом СССР от 19 декабря 1963 № 2000-VI [13] было определено, что Председатель Государственного планового комитета СССР входит в состав Совета Министров СССР (Ст. 70), а Госплан СССР из общесоюзного преобразовывался в союзно-республиканский орган, что позволяло более эффективно осуществлять взаимодействие между союзным центром и союзными республиками в сфере управления экономикой страны. Главными задачами Госплана СССР с конца 1960-х годов до ликвидации в 1991 году являлись: во-первых, разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами Центрального Комитета КПСС и решениями Совета Министров СССР государственных народнохозяйственных планов, обеспечивающих пропорциональное развитие народного хозяйства Союза ССР; во-вторых, непрерывный рост и повышение эффективности общественного производства в целях создания материально-технической базы коммунизма, неуклонного повышения уровня жизни народа и укрепления обороноспособности страны. Госплан СССР осуществлял свои функции по планированию народного хозяйства во взаимной координации со следующими органами государственной власти: Центральным Статистическим Управлением (ЦСУ); Наркоматом финансов, который был позднее преобразован в Министерство финансов СССР; Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ СССР), место которого позже занял Государственный комитет СССР по науке и технологиям, сокращенно ГКНТ СССР, который проводил государственную политику в сфере научно-технической деятельности; Государственным банком СССР, обеспечивавшим финансирование развития народного хозяйства; Государственным комитетом СССР по материально-техническому снабжению. Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению выполнял ряд важных функций: реализация планов материально-технического снабжения, распределение для потребителей продукции по установленной номенклатуре, обеспечение межотраслевых кооперированных поставок, контроль своевременности выполнения планов поставки продукции, в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 15.05.1969 № 352 «Об утверждении Положения о Госснабе СССР» [14]. Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина как высшее научно-исследовательское и координационно-методическое учреждение обеспечивала научную базу развития лесного, водного и сельского хозяйства и выполнения заданий пятилетки в «деревне». Стоит отметить, что в 1923-1932 (в 1932 преобразован в Народный комиссариат тяжелой промышленности СССР - отраслевой орган исполнительной власти) и в 1963-1965 существовал Высший Совет Народного Хозяйства, руководивший народным хозяйством (экономикой) Союза ССР, вместе с Госпланом, осуществляя координационные функции советов народного хозяйства местных и республиканских органов власти, в 1932 также преобразованных в отраслевые наркоматы. Такая масштабная деятельность, как разработка и исполнение пятилетнего плана, строилась на нескольких основополагающих принципах и научных концепциях управленческой науки. Научной основой планирования в тот период времени служила концепция Фредерика Тейлора, наряду с собственными разработками советских ученых П.М. Керженцева, А.А. Богданова [15, с. 135-139], а также взгляды А.И. Рыкова [16, с. 760-783, 1037-1045] и Г.М. Кржижановского [16, с. 784-814, 1031-1037], чьи идеи были озвучены на 15 съезде ВКП(б) и положены в основу первого пятилетнего плана и стали базой планирования в дальнейшем [16, с. 1290-1301]. Стоит отметить тот факт, что интерес к управленческой науке усилился после Октябрьской революции 1917 года. В.И. Ленин был сторонником научных взглядов Тейлора, что способствовало оживлению и увеличению интереса к этой области научного знания, появлению большого числа советских ученых и практиков [15, с. 131]. Так, современный исследователь теории управления А.И. Кравченко пишет, что каждый из советских деятелей и ученых представлял собой неповторимую индивидуальность, яркий талант исследователя и публициста. Они оставили заметный след в истории. Кроме того, А.К. Гастев, А.В. Чаянов и А.А. Богданов обладали несомненным литературным талантом, писали фантастические романы, повести, рассказы, стихи. Не менее яркими фигурами были Ф.Р. Дунаевский, Н.А. Витке, П.М. Керженцев, А.Ф. Журавский, О.А. Ерманский. Не менее значимую роль в становлении и развитии управленческой науки в СССР сыграла плеяда крупных психологов, занимающихся психотехникой, профессиональным отбором, изучением человеческого фактора, например, В.М. Бехтерев, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев. Практическими проблемами управления вплотную занимались видные политические деятели - В.В. Куйбышев, Н.И. Бухарин, Ф.Э. Дзержинский [17, с. 274]. Основными положениями научной концепции Тейлора, которые взяли на вооружение в СССР, были, во-первых, теория рационализации, предусматривавшая комплекс мер по повышению производительности труда посредством совершенствования социальной организации коллектива, что в СССР выражалось в практике сплачивания коллективов рабочих на заводах. Во-вторых, повышение производительности труда, предполагавшее постановку перед рабочим научно обоснованных задач и методов наиболее эффективного их выполнения, которые дополнялись концепцией рационального разделения труда, что явилось основой новой функциональной структуры управления [15, с. 46-49]. Так, например, именно этим можно объяснить знамениты рекорд А.Г. Стаханова (вместе с 2 крепильщиками выполнил 14 закрепленных регламентом норм дневной выработки). П.М. Керженцева считают отцом-основателем управления временем (тайм-менеджмента, концепцию которого он изложил в книге «Борьба за время») в Советском Союзе, его заслугой также является создание теории «НОТ - научной организации труда» [18], в рамках которой изучались три основных аспекта: личный фактора производства, человек с точки зрения максимальной эффективности его работы; вещественные факторы производства; изучение организационных методов [15, с. 132-134]. Иными словами, П.М. Керженцев, переосмысливая и развивая теорию Тейлора, способствовал популяризации научного подхода к управлению в СССР. Он писал: «Нам надо раз навсегда установить тезис, что НОТ в СССР сможет приобрести значение и смысл и принести результаты только в том случае, если мы заинтересуем проблемами НОТ широкую массу трудящихся и вовлечем ее в активную работу по НОТ» [19, с. 111].В процессе продвижения управленческой науки в массы, он уделял большое внимание «борьбе за время», которую считал олицетворением борьбы «за хозяйственное восстановление страны» и «синонимом протеста против разгильдяйства и обломовщины» [19, с. 111]. Важно упомянуть и об иных управленческих механизмах, которые обеспечивали экономическое развитие страны, наряду с пятилетними планами. Так, в кратком курсе истории ВКП(б) упоминается принцип социалистического соревнования [20, с. 283] между предприятиями, который является аналогом (точнее заменителем) конкуренции в условиях рыночной экономики. Данный принцип подразумевал, что два или несколько предприятий заключают между собой соглашение о социалистическом соревновании, преследуя цель выяснить, кто быстрее выполнит предписанные планом задачи. В дополнение к социалистическому соревнованию существовал принцип демократического централизма, предполагавший четкую постановку задач (определение генерального направления развития) государственным центром и точное их исполнение на местном уровне, при сохранении выборности и автономии власти на местах от центра. Не менее значимым является тот факт, что при разработке концепции пятилетнего плана как продолжения долгосрочного плана ГОЭЛРО во время XV съезда ВКП(б) рассматривалось два проекта плана: «оптимальный» (горизонт планирования 4-5 лет, высокие, если не завышенные при этом темпы роста экономики) и «отправной», или «минимальный» [20, с. 282] (горизонт планирования 6 лет, более скромные показатели роста экономики), дискуссия вокруг выбора одного из вариантов носила политико-идеологическую окрашенность, так как в тот период времени продолжалась борьба за власть между Л.Д. Троцким, его сторонниками и И.В. Сталиным, в роли третьей стороны выступали силы «правого уклона», сторонники НЭПа и более низких темпов роста экономики, что подробно излагается в кратком курсе истории ВКП(б) [20, с. 267-286], хотя с идеологическим подтекстом и преимущественно просталинской риторикой. Это, однако, не отменяет того обстоятельства, что описанные там события происходили на самом деле. Но ввиду особенностей исторического контекста той эпохи (угроза мировой войны и напряженные отношения с капиталистическими странами), был принят «оптимальный план», поддерживаемый Г.М. Кржижановским, одним из авторов плана ГОЭЛРО, чтобы придать новый импульс развитию, раскрутить маховик экономики молодой Страны Советов и подготовить ее к грядущей мировой войне. Таким образом, пятилетний план - это стратегия экономического развития СССР с горизонтом планирования в 5 лет, как правило, выполнявшийся за 4 календарных года и 3 месяца (традиция заложена в период 1-ой и 2-ой пятилеток). Исторически принятие пятилетних планов было обусловлено построением нового (социалистического) типа государства и общества, несмотря на враждебные международные и геополитические условия: межвоенный период, ВОВ и холодная война. Концептуально данный плановый документ строился вокруг следующих принципов: повышение производительности труда, улучшение организации труда, экономия времени (тайм-менеджмент), рациональный научный подход к управлению (идеи тейлоризма, дополненные советскими учеными), социалистического соревнования, демократического централизма, а также ускоренного развития экономики, являвшегося чертой «оптимального» варианта первого пятилетнего плана, который отражал курс на форсированную индустриализацию и сплошную коллективизацию. Пятилетний план являлся средством государственного управления, так как разрабатывался и исполнялся специализированными органами государственной власти. Так, Госплан СССР разрабатывал и контролировал реализацию профильными министерствами (до 1946 года наркоматами) пятилетнего плана. Материально-техническое и логистическое обеспечение пятилетки осуществлял Госснаб СССР, в то время как научно-информационную базу пятилеток готовили профильные НИИ при Госплане СССР и ВАСХНИЛ, а реализация была возложена на отраслевые органы исполнительной власти. Советская пятилетка обладает рядом преимуществ. Командно-административная экономика в целом позволяет централизованно и в соответствии с задачами государства, находящегося в тяжелых климатических и геополитических условиях, поступательно и прогрессивно осуществлять экономическое развитие страны. Пятилетний план представляет собой единый плановый документ, дающий государству возможность при помощи различных специалистов контролировать развитие экономики, расставлять приоритеты в соответствии с задачей увеличения мощи государства и построения справедливого общества преимущественно за счет освоения и расширения внутренних ресурсов. Данный инструмент государственного управления позволяет огромному количеству людей включаться в экономическую деятельность с наибольшей отдачей для государства, которое обеспечивает всем необходимым общество, и с наименьшими рисками для участников экономической деятельности, так как отсутствует риск банкротства и конкуренция, все работают ради одной общей цели - благосостояния своей страны и, следовательно, своего собственного благополучия. Стратегическое планирование становится механизмом рационального государственного управления. Стоит отметить, что данной концепции присущи определенные недостатки. Несмотря на наличие четкой иерархической структуры органов власти, профильных министерств и научно-исследовательских институтов, у пятилетнего плана не было обратной связи. Предприятия имели мало возможностей влияния на Госплан, что негативно сказывалось на ассортименте и номенклатуре товаров, поэтому запросы населения иногда не совпадали с приоритетами, расставленными государством из-за перекоса в развитии индустрии в СССР в пользу тяжелой промышленности. Управление по показателям не редко приводило к быстрому изнашиванию техники, формальному подходу и неоправданной трате ресурсов при преобладании экстенсивного типа развития. Пятилетний план развития в его советских условиях эффективно функционировал в условиях командно-административной экономики с практически всеобъемлющим участием государства, что не вполне возможно при построении рыночно-ориентированной экономический системы, которую создает Российская Федерация. С учетом вышеизложенных сущностных характеристик и особенностей пятилетнего плана развития, имеется возможность использовать опыт данного инструмента государственного управления, переосмыслив его, так как он доказал временем свою эффективность в кризисных ситуациях, в условиях, когда страна вынуждена преимущественно полагаться на собственные внутренние ресурсы в ситуации напряженной международной обстановки, которую мы наблюдаем сегодня.
Список литературы

1. Камолов С.Г., Меркулов М.В., Шитенкова Е.В. Применение цикла PDCA при анализе реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Инновации и инвестиции. - 2016. - №7. - с. 95-103.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Общая редакция и вступительная статья доктора экономических наук Л.И. Евенко, Академия народного хозяйства при правительстве Российской Федерации. Перевод с английского. - М.: Издательство «ДЕЛО», 2004. - 486 с

3. Демократический централизм / Шириков Л.В., Ракитский Б.В. // Дебитор - Евкалипт. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - (Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А.М. Прохоров; 1969-1978, т. 8)

4. Сталин И.В. Политический отчет Центрального комитета XV съезду ВКП(б). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/stalin/t10/t10_13.htm

5. Атамчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций - М.,2004. - 525 c

6. Чиркин В.Е. Публичное управление: учебник. - М., 2004. - 475 с

7. Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс / Е.В. Охотский. Моск. Гос. Ин-т межд. Отношений (ун-т), международный ин-т управления. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2008. - 548 c

8. История России: учеб. пособие. В 3 ч. В 2 кн. Кн. 1 М.Ю. Мягков, О.Г. Обичкин Двадцатый век: 1914-1991 гг. / Под общ. ред. В.И. Уколовой; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. всемирн. и отеч. истории. - 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2012. - 600 с

9. Конституция РСФСР 1918 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_РСФСР_(1918)

10. Конституция СССР 1924 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_СССР_(1924)_первоначальная_редакция

11. Конституция СССР 1936 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_СССР_(1936)/Исходная_редакция

12. Конституция СССР 1977 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_СССР_(1977)/редакция_7_октября_1977_г

13. Закон СССР от 19 декабря 1963 № 2000-VI. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/Закон_СССР_от_19.12.1963_№_2000-VI

14. Постановление Совмина СССР от 15.05.1969 № 352 «Об утверждении Положения о Госснабе СССР». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr5168.htm

15. Латфуллин Г.А., Никитин А.С., Серебренников С.С. Теория менеджмента: Учебник для вузов 2-е изд. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с

16. XV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). Декабрь 1928 года. Стенографический отчёт. - М.-Л.: Госиздат, 1928. - 1415 с

17. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие. - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2007. - 555 с

18. Керженцев П.М. НОТ. Научная организация труда и задачи партии. - М.-Пг., 1923

19. У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. - 336 с

20. История Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков). Краткий курс. - М.: ОГИЗ Государственное издательство политической литературы, 1945. - 351 с

Войти или Создать
* Забыли пароль?