ЕВРАЗИЙСКАЯ ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ: НОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ЕАЭС НА МИРОВОЙ АРЕНЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В настоящей статье ставится вопрос о необходимости реализации государствами-членами ЕАЭС совместных проектов и программ, которые могли бы объединить усилия ранее обособленных и конкурирующих между собой общественных организаций (НКО) и коммерческих компаний в деле защиты интересов Союза в мировом информационном и экономическом пространстве. Действуя в международном публичном пространстве сообща и в интересах ЕАЭС, «евразийские» альянсы компаний и общественных организаций стран Союза, фактически создающие товары и информационные продукты под маркой «Сделано в интересах ЕАЭС», способны существенным образом изменить облик и восприятие Евразийского союза и раскрыть весь потенциал интеграции.

Ключевые слова:
Евразийский экономический союз, ЕАЭС, евразийская интеграция, публичная дипломатия, совместные проекты
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Прежде чем рассматривать особенности публичной дипломатии на евразийском пространстве, необходимо конкретизировать, что мы понимаем под публичной дипломатией. Наиболее точное определение данного понятия дал в свое время Эдмунд Гуллион - декан Школы права и дипломатии им. А.Флэтчера Университета Тафтса: «Под публичной дипломатией мы понимаем средства, при помощи которых правительства, частные группы и отдельные лица меняют установки и мнения других народов и правительств таким образом, чтобы оказать влияние на их внешнеполитические решения» [1]. То есть, «публичная дипломатия… имеет дело с влиянием общественных установок на осуществление внешней политики»[1]. Центральным элементом публичной дипломатии является управление транснациональным потоком информации и идей, с вовлечением гражданского общества или населения в широком смысле в этот процесс. Следует заранее сделать оговорку, что в настоящей статье под евразийским пространством понимается совокупная территория пяти государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), а не пространство всего Евразийского континента. Хотя сегодня мы являемся свидетелями большой работы в рамках ЕАЭС, связанной с формированием «Большого евразийского партнерства» или «Большой Евразии», которая уже начинает создавать запрос на выход публичной дипломатии России и других государств-членов ЕАЭС за пределы Евразийского союза с целью защиты интересов всего ЕАЭС на мировой арене. Каковы же основные акторы (или «игроки») публичной дипломатии на пространстве ЕАЭС? на национальном уровне это, прежде всего, правительства государств-членов Союза (администрации глав государств, министерства иностранных дел и др.), осуществляющие в пределах своих полномочий весь спектр политики взаимодействия государства с обществом, хозяйствующими субъектами, иностранными государствами и их объединениями. При этом посольства России за рубежом могут играть потенциально ключевую роль в международном позиционировании страны и ЕАЭС, как и посольства других государств-членов Союза, занимая проактивную позицию и проводя соответствующую системную работу. Важную роль в реализации государством потенциала публичной дипломатии играют специализированные государственные агентства, представляющие интересы страны на мировой арене. Наиболее ярким примером является «Россотрудничество» - Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Как известно, деятельность «Россотрудничества» и его загранучреждений направлена на реализацию государственной политики международного гуманитарного сотрудничества, содействие распространению за рубежом объективного представления о современной России и содействие международному развитию, опираясь, в частности, на российские центры науки и культуры в странах СНГ и работу с молодежью[2]. Вместе с тем, зачастую колоссальный «публично-дипломатический» потенциал российских посольств и центров науки и культуры сдерживается деятельностью загранучреждений США и некоторых дипломатически проактивных стран Европы (Великобритании, Германии, Франции и др.), которые часто стремятся теснить Россию в информационном и социальном пространстве страны присутствия, препятствуя и международному позиционированию ЕАЭС. Эту проблему странам Союза тоже предстоит решать, используя передовые инструменты публичной дипломатии и объединяя свои усилия через реализацию совместных инициатив и проектов. Особая роль принадлежит специальным фондам и некоммерческим организациям, подотчетным в своей деятельности соответствующим государственным структурам. В России таковыми являются, например, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова[3] и Российский совет по международным делам [4], реализующие блестящие образовательные и дискуссионные мероприятия по всему миру, вовлекающие и объединяющие лучшие умы России и других стран. Далее следуют крупные государственные научно-образовательные учреждения, направляющие значительные силы на работу в мировом научно-образовательном и информационном пространстве, тем самым позиционируя страну на мировой арене. Также растет влияние национальных и научно-исследовательских организаций, в особенности «фабрик мысли» или “think-tanks”, осуществляющих точечную информационную работу высокого качества. Особым инструментом публичной дипломатии являются национальных СМИ, влияние которых огромно, но разнонаправленно, так как они не всегда способствуют продвижению интересов ЕАЭС внутри Союза и за его пределами, а иногда и вовсе не заинтересованы в этом. Отдельная проблема заключается также в намеренном искажении имиджа ЕАЭС силами активных иностранных СМИ, особенно тех, которые, например, принадлежат к странам, поддерживающим санкции против России, критикующими евразийскую интеграцию и своей деятельностью сдерживающие «проевразийские» СМИ. Это создает запрос на «информационную интеграцию» в ЕАЭС - то есть на объединение усилий национальных информационных агентств в единую евразийскую информационную структуру или телерадиовещательную компанию, которая составила бы достойную конкуренцию «Евроньюз» и подобным иностранным СМИ. Кстати, согласно данным «Интеграционного барометра ЕАБР», население стран ЕАЭС поддержало бы такую инициативу, о чем речь пойдет в заключительной части данной статьи. Также свой вклад вносят частные корпорации, многие из которых реализуют социально значимые проекты, выделяют гранты на поддержку общественных инициатив в своей стране и за рубежом и оказывают влияние на политику и информационное поле своих и иностранных государств. Коммерческие компании могли бы усилить свои позиции с выгодой и для себя, и для ЕАЭС через «корпоративную интеграцию», через формирование «евразийских альянсов», совместных союзных предприятий, производящих продукцию под маркой «Сделано в ЕАЭС» (и «в интересах ЕАЭС»). Но об этом чуть позже. Наконец, особую и все более возрастающую роль в публичной дипломатии играют некоммерческие (общественные) организации, реализующие общественные инициативы, в том числе связанные с евразийской интеграцией. Например, Центр поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия» реализует проект «Курс общественного дипломата» - научно-образовательная программу повышения квалификации по вопросам «мягкой силы» и «публичной дипломатии» [5]. Курс сформирован на основе авторской учебной программы, для студентов МГИМО и составленной в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки магистра по направлению «Международные отношения». Одно из направлений программы - ознакомление со спецификой евразийской интеграции и обучение основам публичной/общественной дипломатии в условиях ЕАЭС. Другой пример - Центр евразийских исследований, организовавший открытый образовательный спецкурс по евразийской экономической интеграции на базе факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, а также цикл ежемесячных научно-практических «Евразийских круглых столов» по евразийской интеграции [6]. Интересен пример образовательной программы «Школа публичной дипломатии», реализуемой Всеармянским молодежным центром «Серунд» при поддержке Российского центра науки и культуры в Ереване и в сотрудничестве с Фондом поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова. Пожалуй, это один из немногих успешных примеров конструктивной кооперации государств-членов ЕАЭС в сфере публичной дипломатии, в данном случае - Армении и России. Вместе с тем, таких примеров пока очень мало - в странах ЕАЭС наблюдается дефицит совместных проектов, сфокусированных на продвижение или содействие евразийской интеграции (будь то в бизнесе, образовательной деятельности, публичной дипломатии в широком смысле и иных сферах). В деятельности значительного числа участников «публично-дипломатического» пространства ЕАЭС по-прежнему преобладает конкуренция вместо кооперации, в то время как именно совместные проекты и программы, в которых были бы задействованы от двух и более государств-членов ЕАЭС, могли бы раскрыть интеграционный потенциал Союза, причем не на бумаге или на словах, а на деле. Пока роль основных «интеграторов» всех перечисленных «игроков информационного поля» ЕАЭС играют, в основном, наднациональные (межгосударственные) структуры, создающие условия для более активного взаимодействия национальных организаций пяти государств-членов ЕАЭС друг с другом, стимулирующие реализацию ими совместных программ и проектов. Прежде всего, это Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - наднациональный регулирующий орган Союза, принимающий, в том числе, решения, обязательные к исполнению в государствахчленах Союза. Подобно Европейской комиссии в ЕС, ЕЭК в ЕАЭС решает задачи достижения целей Договора о ЕАЭС, выступая от лица всех пяти государств-членов по всем вопросам интеграции и развития ЕАЭС, в том числе решая задачи международного позиционирования ЕАЭС. Отдельная задача, которую решает ЕЭК, заключается в содействии реализации совместных программ и проектов в различных отраслях экономики. в связи с этим стоит подчеркнуть, что евразийская интеграция направлена на углубление сотрудничества государств-членов Евразийского союза и их хозяйствующих субъектов (юридических лиц) друг с другом, на консолидацию потенциала пяти государств Союза. Примеры таких проектов в ЕАЭС уже появляются. Например, такие совместные предприятия, как Объединенная транспортно-логистическая компания, работающая под «евразийским» брендом “EurasianRailAlliance” и объединяющая потенциал и интересы трех ключевых железнодорожных компаний в ЕАЭС - «Российские железные дороги», «Белорусская железная дорога» и «Казахстан темиржолы». Это совместное предприятие, в частности, преследует цель повышения привлекательности железнодорожного евразийского транзитного коридора для грузовладельцев в Китае, Юго-Восточной Азии и Европе и популяризации преимуществ перевозок грузов по железнодорожному маршруту, проходящему через Казахстан, Россию и Беларусь [7]. Созданный недавно Российско-Белорусский фонд венчурных инвестиций также может в дальнейшем преобразоваться в «евразийский» фонд венчурных инвестиций [8]. Это лишь два примера. Создание таких «евразийских» альянсов, холдингов, групп компаний способны стать двигателями евразийской экономической интеграции и тоже стать акторами публичной дипломатии, защищающими уже интересы всего ЕАЭС на мировой арене. на определенном этапе совместные предприятия, представляющие интересы одновременно нескольких союзных стран-участниц, будут выходить в международное публичное (информационное) пространство и оказывать влияние на общественное мнение, в данном случае - на мнение потребителей их продукции, как внутри ЕАЭС, так и за его пределами. И очень важно, чтобы таких совместных предприятий, объединяющих под своими брендами от двух и более государств-членов ЕАЭС, становилось больше, так как они способны менять представление граждан и бизнес-сообществ о сущности евразийской интеграции. Без таких проектов (или «историй успеха») и без товаров под маркой «Сделано в ЕАЭС» (а точнее - «Сделано в интересах ЕАЭС»),Евразийский союз будет восприниматься лишь как единая таможенная территория, а необходимо, чтобы пространство ЕАЭС отождествлялось с территорией безграничных возможностей сотрудничества стран, народов и компаний Союза друг с другом. по сути, для этого и задумана евразийская интеграция. Здесь уместно упомянуть о том, что в целях содействия формированию совместных проектов и реализации межгосударственных программ в ЕАЭС, Евразийская экономическая комиссия инициировала создание Евразийских технологических платформ. Это своеобразные открытые для участия межгосударственные коммуникационные площадки, которые объединяют государственные, коммерческие, научно-исследовательские, образовательные и общественные структуры в ключевых отраслях экономики. Потенциал таких платформ велик, так как заставляет вчерашних конкурентов - ранее независимые компании и организации стран Союза - менять свои представления друг о друге, переходя от конкуренции к взаимовыгодной кооперации, создавая совместные продукты и услуги, объединяя свои производственные цепочки и совместно завоевывая мировые экспортные рынки. Именно здесь пересекаются экономическая деятельность и экономическая (в том числе публичная) дипломатия. А потому не исключено, что Евразийские технологические платформы могли бы создать особый прецедент, когда и государственные органы, и коммерческие компании, и научные и общественные организации вступят в плотное партнерское взаимодействие в интересах не только отдельных отраслей экономики, но и всего ЕАЭС. И здесь могла бы начаться «цепная реакция» интеграционного взаимодействия принципиально нового уровня. Евразийский экономический союз должен ориентироваться на устойчивый экономический рост, для чего опираться, в том числе, на развитие «корпоративной» и «социальной» интеграции, повышающих объемы, качество и эффект коммуникации и кооперации людей, их сообществ и организаций, а также на качественную аналитическую базу, которая зачастую выполняет функции «строительного материала и оборудования» для интеграции и публичной дипломатии. Евразийский банк развития (ЕАБР), ставший за 10 лет своего функционирования одним из ключевых межгосударственных интеграционных институтов, действующих на пространстве ЕАЭС, активно способствует решению этих задач, реализуя в странах-членах Союза масштабные инвестиционные проекты, имеющие интеграционный эффект, стимулирующие активизацию торговой и промышленной кооперации, развитие трансграничной инфраструктуры в ЕАЭС. По сути, ЕАБР работает над «корпоративной интеграцией» или «интеграцией снизу» (в том числе совместно с ЕЭК), в то время как ЕЭК обеспечивает «интеграцию сверху», обеспечивая нормативно-правовую базу для успешного сотрудничества государствчленов ЕАЭС. Кроме того, ЕАБР осуществляет мощную информационно-аналитическую поддержку евразийской интеграции, реализуя собственные исследования, публичные мероприятия международного уровня и вырабатывая рекомендации правительствам своих шести государствучастников в области экономической интеграции. С точки зрения публичной дипломатии, ценными инициативами ЕАБР являются ежегодная международная конференция «Евразийская экономическая интеграция» [9] и ежегодный творческий конкурс для СМИ «Евразийская интеграция и развитие - XXI век»[10]. Конференция Банка объединяет высоких должностных лиц межгосударственных и национальных органов ЕАЭС, глав и представителей ведущих компаний, международных организаций, научно-образовательных и общественных организаций, действующих на территории ЕАЭС и вовлеченных в процессы евразийской интеграции, а конкурс для СМИ - объединяет талантливых журналистов из стран ЕАЭС. В целом, эти инициативы ЕАБР призваны способствовать распространению объективной информации об интеграционных процессах на евразийском пространстве. До 2015 года Банк также проводил ежегодный конкурс исследовательских и издательских проектов, ориентированных на содействие евразийской интеграции и развитие международного сотрудничества в этой сфере. Отдельно следует выделить проекты по информационно-аналитическому сопровождению евразийской интеграции, разрабатываемые специализированным структурным подразделением ЕАБР - Центром интеграционных исследований (ЦИИ). Данный Центр проводит прикладные исследования по широкому спектру интеграционных проблем, в том числе в сфере макроэкономической и денежно-кредитной политики ЕАЭС, инвестиционных и торговых потоков, трудовой миграции, общественной поддержки евразийской интеграции и по другим актуальным направлениям, включая анализ внешнеэкономических связей ЕАЭС и мирового опыта региональной интеграции. Проекты реализуются в том числе совместно с ЕЭК, Всемирным банком, ПРООН, IIASA. Практически вся аналитика Центра находится в открытом доступе на сайте организации и доступна для всех, кому небезразлична евразийская интеграция. Для организации правильной работы инструментов публичной дипломатии Евразийского союза, очень важно использовать объективные индикаторы и ориентиры. Общественное мнение является одним из ключевых индикаторов для оценки восприятия евразийской интеграции со стороны широких слоев населения, влияния проводимой Союзом политики на жизнь граждан и контроля конкурентоспособности и «здоровья» ЕАЭС. И одним из таких «градусников» является «Интеграционный барометр ЕАБР». Проект реализуется с 2012 года совместными силами ЦИИ ЕАБР и международного консорциума «Евразийский монитор» и стал востребованным инструментом оценки интеграционных предпочтений населения, используемым государственными органами, международным экспертным сообществом. Проект представляет собой проведение ежегодного опроса населения, в ходе которого анализируется общественное отношение к ЕАЭС в государствах-членах и в странах за пределами Союза, выявляются страны и группы стран, предпочтительные в качестве производителей потребительских товаров, поставщиков образовательных услуг, источников иностранного капитала, партнеров по научно-техническому сотрудничеству и т.д. Например, возвращаясь к вопросу об «информационной интеграции» в ЕАЭС, согласно данным «Интеграционного барометра ЕАБР», от 52 до 72% населения стран ЕАЭС приветствовало бы создание общей телерадиовещательной компании стран ЕАЭС[11]. Это является одним из аргументов в пользу объединения усилий национальных СМИ стран ЕАЭС под эгидой единой информационной структуры с целью повышения качества и эффективности международного позиционирования евразийской интеграции внутри Союза и за его пределами. Что касается отношения населения государств-членов к ЕАЭС в 2016 году, то его в целом можно оценить как преимущественно положительное. В Беларуси выявлен рост общественной поддержки участия в ЕАЭС за год с 60 до 63%, а в остальных государствах-членах Союза этот показатель хотя и имеет тенденцию к понижению, но доля граждан, положительно оценивающих интеграцию превышает долю тех, кто настроен нейтрально или отрицательно[11]. Так, в Казахстане поддержку участия своей страны в ЕАЭС выразило 74% населения, в Кыргызстане - 81%. Наиболее заметное снижение общественной поддержки участия в Евразийском союзе выявлено в России (с 78 до 69%) и Армении (с 56 до 46%) [11]. Однако снижение уровня поддержки евразийской интеграции произошло преимущественно за счет роста доли граждан, относящихся к Союзу безразлично. Что касается Армении, то здесь причина скорее может быть связана с ситуацией вокруг Нагорного Карабаха, однако нужно сделать оговорку, что ЕАЭС - экономический проект и не соприкасается с военно-политическими отношениями государств-членов Союза и третьих стран. Скептическое восприятие евразийской интеграции и рост безразличия к ней - абсолютно нормальное явление, как и «евроскептицизм» в странах ЕС. Граждане стран ЕАЭС всё чаще задумываются не столько об интеграционных процессах вообще, сколько о практической значимости интеграции лично для них, насколько она влияет на их конкурентоспособность, на их семейный бюджет и бизнес и т.д. Кстати, в большинстве стран Союза (исключение составил Кыргызстан) материально обеспеченные категории населения в большей степени проявляют позитивное отношение к Союзу, нежели менее состоятельные. Едва ли стоит ожидать столь же высокого уровня общественной поддержки интеграции, как в год подписания Договора о ЕАЭС и присоединения к нему Армении и Кыргызстана. Вместе с тем, на общественное мнение оказывает влияние множество факторов, которые могут меняться как в лучшую, так и в худшую сторону. И качество информационно-аналитического сопровождения интеграции со стороны профильных организаций и СМИ здесь играет не последнюю роль. В связи с этим, отметим, что чаще в информационном пространстве ЕАЭС преобладает нейтральное позиционирование Союза, как показывает исследование Центра изучения перспектив интеграции и Института социологии НАН Беларуси «Евразийский медиаиндекс». Так, согласно данным «Евразийского медиаиндекса», в информационном потоке стран ЕАЭС преобладают материалы нейтрального характера при малой доле позитивных сообщений о евразийской интеграции[12]. Это во многом связано со спецификой ЕАЭС как экономического объединения, осторожным отношением некоторых стран Союза к выходу интеграции за сугубо экономические рамки и соответствующим (сдержанным) информационным позиционированием интеграции. Как раз здесь публичная дипломатия и успехи «интеграции снизу» могли бы улучшить ситуацию, производя позитивные информационные поводы в публичном пространстве Союза. Таким образом, в настоящей статье выделено две «ниши», которые в той или иной степени могли бы способствовать повышению качества международного позиционирования ЕАЭС и вооружить Союз новыми инструментами публичной дипломатии. Во-первых - реализация совместных проектов и программ с фокусом на евразийской интеграции и в интересах всего ЕАЭС, причем как некоммерческими(общественными) организациями, так и частными компаниями стран Союза (или «интеграция снизу»). Во-вторых - более взвешенное, качественное и прогрессивное информационное сопровождение евразийской интеграции внутри и вовне ЕАЭС, в том числе силами профильных государственных органов и учреждений и СМИ с выходом на создание общесоюзной интегрированной информационной инфраструктуры, в том числе в сфере СМИ («информационная интеграция»). При этом очень важно проводить регулярный мониторинг общественного восприятия евразийской интеграции населением и деловым сообществом стран ЕАЭС и приоритетных стран-партнеров, а также мониторинг евразийского и мирового информационного пространства, чтобы видеть эффект применения тех или иных инструментов публичной дипломатии и информационной политики Союза в широком смысле. Здесь следовало бы использовать, прежде всего, опыт Европейского союза, информационная политика которого качественно работает на позитивное международное позиционирование и восприятие этого интеграционного объединения населением, деловыми и политическими кругами, в том числе далеко за пределами ЕС. Сегодня Евразийскому союзу необходима активизация «интеграции снизу», то есть объединение усилий частных компаний и общественных организаций, существующих в ЕАЭС, которые в своей деятельности могли бы продвигать и защищать интересы, цели, идеи и ценности евразийской интеграции и всего Евразийского экономического союза на мировой арене. Именно в этом вся «соль» евразийской публичной дипломатии. Инициативы «снизу» могли бы дополнять и даже предвосхищать работу государственных и межгосударственных структур Союза по развитию интеграции. Лишь в этом случае возможна полноценная реализация синергетического потенциала евразийской интеграции, что будет выгодно всем, кто приложит к этому усилия.
Список литературы

1. Лукин А. Публичная дипломатия / Международная жизнь, №3. - М.: 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/831

2. Официальный Интернет-сайт Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству «Россотрудничество». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rs.gov.ru/ru/about

3. Официальный Интернет-сайт Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gorchakovfund.ru/about/

4. Официальный Интернет-сайт Российского совета по международным делам. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russiancouncil.ru/about/

5. Центр поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.picreadi.ru/courses/

6. Центр евразийских исследований. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eurasian-studies.org/archives/category/course

7. Официальный Интернет-сайт Объединенной транспортно-логистической компании. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.utlc.com/about/

8. Готовский А. Евразийские технологические платформы: первые итоги. / Regnum. - М.:Regnum, 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://regnum.ru/news/economy/2287426.html

9. Международная конференция «Евразийская экономическая интеграция» / Евразийский банк развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eabr.org/analytics/conference/

10. Информация о творческом конкурсе для СМИ «Евразийская интеграция и развитие - XXI век» / Евразийский банк развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eabr.org/press/contest_smi_2016/

11. Интеграционный барометр ЕАБР - 2016 / Доклад № 40 // Евразийский банк развития. - С.-Петербург: Евразийский банк развития, 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eabr.org/analytics/integration-research/cii-reports/integratsionnyy-barometr-eabr-2016/

12. Рулева Ю. Эксперты подсчитали, в СМИ какой страны евразийская интеграция воспринимается лучше всего / Евразия-эксперт. - М.: Евразия-эксперт, 2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eurasia.expert/eksperty-podschitali-v-smi-kakoy-strany-evraziyskaya-integratsiya-vosprinimaetsya-luchshe-vsego/

Войти или Создать
* Забыли пароль?