Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Показаны причины активизации публичной дипломатии США на пространстве Евразии с 2012-2013 гг. Выявлены информационные и образовательные проекты США, направленные на мобилизацию русскоязычного населения вокруг ценностей США. Определен новый механизм публичной дипломатии США.

Ключевые слова:
США, публичная дипломатия, Евразия, Русский Мир, пропаганда
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение Публичная дипломатия США как инструмент влияния на зарубежные государства при помощи информационных, образовательных, культурных и цифровых проектов кардинально изменилась за последние пять лет. Усилился такой компонент публичной дипломатии как пропаганда, которая в американских официальных документах стала носить название - стратегическая коммуникация, и оцениваться как один из эффективных инструментов внешней политики [4]. В 2012-2013 гг. были активизированы российское и евразийское информационные направления в публичной дипломатии США, а такие инструменты информационного противостояния как радиостанция «Голос Америки» и «Свободная Европа» снова оказались на передовых позициях. Кроме этого, русскоязычное население, проживающее в странах Восточной Европы и Евразии, снова, как в годы «холодной войны», стало приоритетной целевой аудиторией в публичной дипломатии США, а проекты информационного характера стали довлеть над проектами в области образования и культуры. Эти и другие существенные изменения требует анализа и осмысления. Несомненно, еще рано говорить о каких-то результатах новой политики США в области информации, образования и культуры на территории Евразии, поскольку активизация Евразийской публичной дипломатии США началась в 2014-2015 гг. Однако имеющиеся документы правительства США позволяют нам определить актуальные направления новой политики, а также указать ее перспективы. В силу этого, цель данной статьи - выявить новые направления публичной дипломатии США на территории Евразии. Статья состоит из двух разделов. В первом разделе будут обозначены причины активизации публичной дипломатии США в государствах Евразии, а также обозначена ее основная стратегия. Во втором разделе будут обозначены значимые проекты нового поворота США в Евразию. В заключении будут приведены предварительные выводы и обозначены перспективы развития данного направления внешней политики США. Поворот публичной дипломатии США на Евразию: борьба с Россией за русскоязычную аудиторию В 2013-2015 гг., неожиданно для США, Россия стала лидером по обеспечению мирового сообщества информацией. Москва сумела создать несколько конкурентоспособных источников информации в защиту своих внешнеполитических интересов и оказалось, что 90% всей информации в мире, которая звучит на русском языке, контролируется Россией [6]. Влияние Москвы на русскоязычное население стало заметным на фоне провальной работы таких форпостов американской информационной деятельности США как каналы «Свободная Европа», «Свобода» и «Голос Америки». Из-за отсутствия внятных стратегий работы с русскоязычным населением в странах бывшего социалистического лагеря в Европе и СССР, эти каналы потеряли значительную аудиторию, и она перешла под влияние российских каналов [2]. в итоге русскоговорящее население в различных регионах оказалось потерянным для влияния США. В 2015 г. начинается расширение целевой русскоязычной аудитории в международном вещании США и была поставлена задача - повернуть слушателей или зрителей российских каналов Евразии в сторону альтернативных американских новостей. Конгресс США увеличил финансирование и обязал внешнеполитические ведомства остановить в 2016-2018 гг. российские информационные потоки в странах Восточной Европы и на всем пространстве Евразии [8]. Был существенно пересмотрен механизм работы публичной дипломатии На территории Евразии. Вместо таких правительственных ведомств и фондов, которые были закрыты правительством на территории России, как Агентство международного развития, Международный республиканский институт и т.п., правительство США стало использовать малоизвестные и новые неправительственные организации стран Европы, создало новые информационные каналы международного вещания, а основным ведомством по управлению программами публичной дипломатии обозначало Отдел госдепартамента по правам человека вместо традиционных отделов По публичной дипломатии [10]. Новые проекты публичной дипломатии США в Евразии: первые результаты и перспективы Такие теле- и радиоканалы, осуществляющие пропаганду на русском языке или на языках бывшего СССР, как «Голос Америки» и «Радио Свобода/Свободная Европа» отвечают за влияние на русскоязычных слушателей, зрителей и читателей социальных сетей. Для усиления информационной деятельности США теле- и радиоканалы «Голос Америки» и «Радио Свобода/Свободная Европа» в 2015 г. создали новые программы На русском языке для жителей постсоветского пространства. Американские каналы вещания в Молдавии, Киргизии, Грузии, Армении, Азербайджане и на Украине получили дополнительные часы вещания. Семнадцать языков стали языками международного вещания США. К традиционным языкам вещания добавились аварский, чеченский, белорусский, черкесский, язык крымских татар, казахский и др. Носители этих языков стали ведущими целевыми аудиториями в американской информационной деятельности на территории Евразии. Если в России только 2-3 канала используют информацию американских радиостанций в своём эфире, то на территории Украины около 120 каналов имеют такие договоры С США, а на территории постсоветских государств Средней Азии - около 700 по состоянию на 2016 г. на платформе «Радио Свобода/Свободная Европа» были созданы экспериментальные новостные каналы на казахском, киргизском, таджикском, узбекском и русских языках для жителей стран региона, которые должны выступать рычагом информационной деятельности против России [1]. Самая масштабная информационная деятельность США осуществляется на территории Украины. Сегодня «Голос Америки» охватывает более 5.4 млн слушателей, а в 2016 г. канал запустил одночасовое ток-шоу для жителей Донбасса и Восточной Украины в целом. Радио «Реалии Донбасса» вещает на данный регион на волнах FM и через мобильные приложения [1]. Произошла резкая активизация информационной деятельности США в Татарстане, Башкирии и на Северном Кавказе. Транслирование нарушений прав человека - является основным содержанием работы публичной дипломатии США [1]. В России американские каналы международного вещания полностью сконцентрировались на трансляции передач внутри сети Интернет. Социальные сети стали одним-единственным инструментом доступа к российской публике. Цифровой канал - «Настоящее время» (Current Time TV) - был создан на Интернет-платформе радиостанции «Голос Америки» и представляет собой американскую интерпретацию российских новостей. по оценкам американских специалистов, передачи данного канала смотрят более 2.4 млн жителей Евразии, а основная аудитория - это молодёжь от 15 до 24 лет, проживающая в России, Казахстане и на Украине. Документы США говорят о том, что передачи канала имеют 180 млн (!) просмотров на таких платформах как Facebook, YouTube, Twitter, а также на русскоязычных платформах -- Вконтакте и Одноклассники [1]. Основной метод воздействия на аудиторию - это продвижение собственного взгляда на события в России. Канал трактует события в либеральном дискурсе и часто использует видео-ролики, снятые молодежью, которые критикуют ситуацию в российском обществе. Один из показательных иллюстраций -- это ролик, снятый учеником школы в Самаре, повествующий о жестком отношении учителя к тем учащимся, которые вышли на протестную акцию 26 марта 2017 г. Видео стало одним из самых обсуждаемых на канале. Также, канал использует и принципы пропаганды для распространения позитивного образа США. Короткометражные документальные фильмы, например, My American Dream, создают позитивный образ США посредством интервью тех российских граждан, которые постоянно живут в Америке. Остановить ностальгию по советской империи, которая подогревается российской информационной деятельностью, призваны документальные фильмы, созданные на многих языках постсоветского пространства специалистами канала «Радио Свобода/Свободная Европа». Самый известный проект - фильм After the Empire, который, как и в годы «холодной войны», показывает населению Евразии необходимость национализма и независимой политики от России [1]. Часть финансовых средств публичной дипломатии направлена на создание так называемых региональных хабов - организаций, которые беспрепятственно работают с неправительственными организациями или отдельными активистами в России и Евразии. Планируется создать шесть таких хабов и первый уже создан в Праге. Например, «Пражский центр гражданского общества» (Prague civil society centre), созданный при поддержке правительства США, начал свою работу в 2016 г. В 2015-2017 гг. заработали проекты по взаимодействию фондов с русскоязычными активистами на платформах различных организаций в Эстонии, Латвии, Киргизии и в других странах постсоветского пространства. Например, в Киргизии был успешно осуществлён известный проект правительства США под названием «Техкэмп» (TechCamp), который собирает представителей СМИ и неправительственных организаций со всей Евразии. Основная задача, поставленная перед активистами, - расширение русскоязычных проектов в социальных сетях, распространение информации и мобилизация граждан [7]. Обучение на семинаре проводилось на русском языке, что являлось редкостью для американских семинаров до последнего времени. Участники семинара изучали такие вопросы, как создание сети «народных журналистов», публикующих новости на русском языке в странах постсоветского пространства, использование особого компьютерного приложения для получения данных об источниках той или иной новости, идущей из России по социальным сетям. Еще одно новое направление публичной дипломатии, которое специально создано для русскоязычного населения постсоветского пространства, носит название «развитие медиаграмотности». Начиная с 2017 г. проекты США по расширению медиаграмотности широких слоев русскоговорящего населения, проживающих на территории Украины, Молдавии, Грузии, России, других стран постсоветского пространства, а также на территории Восточной Европы, стали применятся в публичной дипломатии. Официально провозглашаемая цель повышения медиаграмотности - это создание критического восприятия потребляемой информации (to build information comsuption critical skills), которая исходит от России. Управление международным вещанием и известная неправительственная организация IREX взяли на себя функции по реализации подобных проектов на Украине, Молдавии, Грузии, России и других государствах. Был создан широкий рамочный проект под названием Learn to Discern, который направлен на обучение населения тому, как надо смотреть или читать новости на русском языке [3]. Используя своих партнеров, правительство США проводит семинары по данной теме, создает преподавательский состав, который в свою очередь, передает азы медиаграмотности широкому кругу потребителей. Созданы особые материалы, которые просто и точно доносят до слушателей различие между информацией и пропагандой. Самыми известным проектом в данной области является проект на Украине, который охватил несколько миллионов человек посредством челночного обучения и широкой рекламной кампании. Семинары собрали самых разных жителей Украины. Пенсионеры, молодежь, активисты, преподаватели и журналисты были отобраны из 14 регионов восточной и южной Украины для обучения. По словам руководителя данного проекта, жители западной и центральной Украины не привлекались к обучению, поскольку они не являются потребителями русскоязычной информации. Каждый участник должен был передать свои знания и навыки еще 6 жителям региона после окончания семинара. В итоге, семинары, реклама на украинских телеканалах и масштабные краткие обучающие агитационные материалы в общественных местах охватили 20 млн телезрителей, 8 млн радиослушателей, 10 млн подписчиков на платформе Youtube [5]. Данный проект стал образцом для других стран постсоветского пространства. Например, в Молдове подобный проект был реализован немецкими каналом Deutsche Welle [9]. В России, к проекту о повышении медигамотности присоединился канал «Настоящее время» посредством создания передачи «Смотри в оба» (See in both sides), авторы которой проводят сравнительный анализ новостей, поступающих из России и Украины, а также высшие учебные заведения, которые проводят семинары для студентов. Заключение Доступные документы и материалы по данной проблеме позволяют сделать следующие предварительные выводы о публичной дипломатии США на территории Евразии. Во-первых, русскоязычное население, проживающее в различных государствах Евразии и Восточной Европы, стало основой целевой аудиторией информационных программ. Россия в данном контексте выступает конкурентом Вашингтона, чем объектом публичной дипломатии. Во-вторых, информационная деятельность посредством традиционного международного вещания и Интернет-телевидения является основным направлением публичной дипломатии, подвинув назад такие инструменты как культурные связи или образовательные обмены. В-третьих, произошли существенные изменения в механизме управления проектами публичной дипломатии - расширилось применение сетевого принципа финансирования проектами. В-четвертых, финансирование проектов США обозначено в законах Конгресса до конца 2018 г., с возможностью продолжения и в последующие пять-десять лет в зависимости от внешней политики РФ. В-пятых, внушительные изменения публичной дипломатии США в отношении России и Евразии в целом, внутриполитический контекст в самой Америке свидетельствуют о том, что стратегия отрыва русскоязычного населения рассчитана на годы вперед.
Список литературы

1. Broadcasting Board of Governors. Annual Report 2016. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbg.gov/strategy-and-performance/annual-reports/

2. Inspection of U.S. International Broadcasting to Russia. Office of Inspector General, 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://oig.state.gov/system/files/217908.pdf

3. Learn to Discern. IREX [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.irex.org/project/learn-discern>

4. Letter from The President Regarding the Administration’s Comprehensive Interagency Strategy for Public Diplomacy and Strategic Communication, 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://whitehousepressbriefings.com/statement-releases/letter-president-regarding-administrations-comprehensive-interagency-strategy-public-diplomacy-and-strategic-communication/>

5. One Goal, Two Approaches: Addressing Disinformation in Eurasia. Panel Discussion. Broadcasting Board of Governors. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbg.gov/2017/07/10/one-goal-two-approaches-addressing-disinformation-eurasia/>

6. Putin’s Invasion of Ukraine and the Propaganda that Threatens Europe. Hearings before U.S. Senate Committee on Foreign Relations, U.S. Congress. 3.11.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.foreign.senate.gov/hearings/putins-invasion-of-ukraine-and-the-propaganda-that-threatens-europe-110315p.>

7. TechCamp Kyrgyzstan. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://techcampglobal.org/techcamp-kyrgyzstan-connecting-russian-speaking-communities/>

8. Ukraine Freedom Support Act of 2014. PL 113-272. U. S. Congress. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.congress.gov/113/plaws/publ272/PLAW-113publ272.pdf>

9. Using Media Literacy to Fight Disinformation. Deutsche Welle <http://www.dw.com/en/using-media-literacy-to-fight-disinformation/a-19410261>

10. Цветкова Н. А. «Русский мир» в публичной дипломатии США: направления на 2015-2018 гг. // США и Канада: экономика, политика, культура. - 2016. - № 8 (560). - С. 59-72.

Войти или Создать
* Забыли пароль?