Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Евразийское пространство имеет огромное значение для внешней политики России и её публичной дипломатии. Сегодня то, что принято называть публичной дипломатией в Российской Федерации реализуется в рамках различных направлений внешней политики. Наиболее активно разрабатывается информационное обеспечение внешней политики государства, включая вопросы, связанные с информационной безопасностью России. Традиционным направлением является развитие культурных связей со странами, которые имеют многовековую историю взаимодействия с русской культурой. Новым направлением является развитие связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, поддержка различных форм образования на русском языке. Реализация всех этих направлений носит противоречивый характер. Это определяется тем, что в публичной дипломатии России отсутствует необходимое представление об объекте культурного взаимодействия и отсутствуют устойчивые обратные связи, наличие которых зависит от широкого общественного сотрудничества, неустойчивость общественного движения В сфере международного сотрудничества.

Ключевые слова:
публичная дипломатия, информационное обеспечение внешней политики, международные культурные связи, связи с соотечественниками
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Евразийское пространство имеет огромное значение для внешней политики России и её публичной дипломатии, поскольку является регионом, в котором сосредоточены жизненно важные интересы экономического и политического развития страны, её безопасности. Сегодня то, что принято называть публичной дипломатией в Российской Федерации реализуется в рамках различных направлений внешней политики. Во-первых, это - информационное обеспечение внешней политики государства. Во-вторых, традиционное развитие международных культурных связей страны, тем более на евразийском пространстве, где связи имеют многовековую историю взаимодействия с русской культурой. В-третьих, после распада СССР особенно актуальным стало развитие связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказание им помощи в реализации специфических интересов многомиллионной российской диаспоры, как в ближнем, так и дальнем зарубежье. В условиях современных информационных войн наиболее активно разрабатывается информационное обеспечение внешней политики государства. Оно призвано разъяснить международной общественности и представителям СМИ содержание внешней политики России и обеспечить поддержку внешнеполитическим мероприятиям РФ необходимую международную поддержку со стороны общественности. Национальные интересы России в информационной сфере определены в доктрине информационной безопасности РФ, как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития в части, касающейся информационной сферы. Целью обеспечения информационной безопасности в области стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства является формирование устойчивой системы неконфликтных межгосударственных отношений в информационном пространстве.[1] Безусловно, евразийское пространство входит в эту сферу жизненно важных интересов России уже не один век, оно является сферой приложения усилий для информационного обеспечения внешней политики государства, направленной на утверждение сотрудничества стран региона в различных направлениях созидательной деятельности, восстановление и дальнейшее развитие тесных связей, которые ранее существовали как единый народнохозяйственный комплекс и характеризовались отношениями дружбы между народами Советского Союза. В частности, в доктрине предусматривается: «…доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и мире, применение информационных технологий в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в области культуры; …содействие формированию системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, на укрепление равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности, а также на защиту суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве» [1]. Для евразийского региона особое значение имеет постоянно расширяющееся применение информационных технологий как в созидательных, так и разрушительных целях. В доктрине указывается: «Расширяются масштабы использования специальными службами отдельных государств средств оказания информационно-психологического воздействия, направленного на дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в различных регионах мира и приводящего к подрыву суверенитета и нарушению территориальной целостности других государств. в эту деятельность вовлекаются религиозные, этнические, правозащитные и иные организации, а также отдельные группы граждан, при этом широко используются возможности информационных технологий» [1]. Мы наблюдали в недавнем прошлом применение методов так называемой «цифровой дипломатии», которые привели в ряде мусульманских стран к катастрофическим последствиям. Для стран Центральной Азии и Кавказского региона особенно опасно распространение исламского фундаментализма и радикализма, террористической деятельности. В доктрине отмечается: «Различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры.» [1]. Таким образом в области информационного обеспечения внешней политики России в евразийском регионе достаточно четко сформулированы цели и задачи, которые реализуются различными органами государственного управления. Доктрина предусматривает развитие разнообразных связей в области внешнеэкономической деятельности, образования, науки, культуры и спорта. Необходимо иметь ввиду, что для успешного развития благоприятной информационной среды для международного сотрудничества в евразийском пространстве решающее значение приобретает сотрудничество СМИ в контексте международной политики. Именно оно позволят найти наиболее короткий путь к общественному мнению стран евразийского пространства. Здесь накоплен определенный опыт работы в рамках СНГ и есть попытки создания межгосударственных СМИ, как, например, межгосударственная телерадиокомпания «Мир», но её деятельность носит пока ограниченный характер и требует более широкой поддержки государств-учредителей телерадиокомпании. на ней выходит, например, информационная программа «Вместе», предлагающая информацию из столиц государств-участников СНГ, репортажи с места событий и комментарии специалистов [2].Однако в целом развитие сотрудничества СМИ в рамках СНГ требует значительного расширения масштабов и углубления содержания, дополнительного финансирования. Нельзя допускать провалов, подобных тому, что произошёл на Украине, когда украинские СМИ под влиянием многочисленных западных фондов заняли в конечном итоге яростную антироссийскую позицию. Положительным примером в этой области стало активное развитие информационного сотрудничества с РФ и КНР, где демонстрируется и наличие политической воли и инициативы [3]. В 2014 г. в ходе регулярной встречи глав правительств РФ и КНР были подписаны соглашения об информационном обмене между Международным информационным агентством «Россия сегодня» и Китайским информационным сайтом «Жэньминьван» и договор о сотрудничестве между Международным информационным агентством «Россия сегодня» и Международным радио Китая[4]. С 2002 г. осуществляется регулярное сотрудничество журналистов Хабаровского края и провинции Хэйлунцзян [5]. В ноябре 1997 г. в Пекине было подписано Соглашение о сотрудничестве между ИТАР-ТАСС и Синьхуа. С 2002 г. проходят регулярные заседания Рабочей группы по делам китайско-российского сотрудничества в сфере средств массовой информации в рамках двусторонней комиссии по делам сотрудничества в сфере образования, культуры, здравоохранения и спорта, на котором присутствовали представители СМИ двух государств, в том числе ИТАР-ТАСС и Синьхуа. С 2006 г. информационные агентства, крупные газеты, теле- и радиокомпании двух стран обмениваются делегациями, телепрограммами, проводят совместные семинары и конференции. В 2009 г. в Пекине прошел первый Всемирный медиа саммит. Инициатором его созыва выступило агентство Синьхуа, среди соучредителей - агентство ИТАР-ТАСС. Второй медиа саммит состоялся в июле 2012 г. в Москве. Эти формы сотрудничества приобрели регулярный характер [6]. Более чем за 10 лет уровень взаимодействия китайских и российских СМИ заметно вырос. С каждым годом проводится всё больше мероприятий, на которых представители средств массовой информации обсуждают актуальные проблемы, делятся опытом и налаживают контакты между двумя странами. В 2015 г. Россия и Китай подписали Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [7]. Страны договорились о тесном сотрудничестве в противодействии международной киберпреступности, обмене информацией между соответствующими правоохранительными органами, обмене опытом в технологиях кибербезопасности и создании каналов коммуникации для быстрого реагирования на киберугрозы. Документ является важным стратегическим шагом в отношении РФ и КНР, укрепляет линию их сотрудничества в процессе становления политики информационной безопасности, которую Россия предлагала урегулировать в международном плане Западу. В 2016 г. В.В. Путин и Си Цзиньпин подписали Совместное заявление о сотрудничестве в области развития информационного пространства [8]. Оно подтвердило расширение сотрудничества в информационной сфере, противодействие использованию информационного пространства для вмешательства во внутренние дела государств, укрепление экономического сотрудничества в информационной сфере, защиту прав и интересов граждан в информационном пространстве и т.п. По мере того, как происходит развитие отношений России и Китая в политической, экономической и других областях, связи масс-медиа становятся теснее и прочнее. Для успешной реализации целей и задач публичной дипломатии необходимо четко представлять субъект и объект, включаемые в организацию кросскультурных коммуникаций. Субъектом межкультурных коммуникаций в данном случае являются государственные органы власти и управления региона. За прошедшие годы ими создана международно-правовая основа для развития необходимых связей между государствами в области культурного взаимодействия. Однако реализация нормативной базы носит непоследовательный характер и серьёзно ограничена целым рядом факторов. Во многом отношения между странами зависят от сложившихся в них этнических стереотипов, через которые формируются отношения между ними. Этнические стереотипы формируются на протяжении десятилетий, иногда столетий. Разрушению целого ряда этнических стереотипов советского времени привело к перестройке общественного сознания на евразийском пространстве, которое до сих пор не завершено. Эта подвижность во многом определяется такими факторами, как продолжающийся процесс формирования общественного сознания в условиях становления и развития новой государственности и национальной самоидентификации. Противоречивость этого процесса обусловлена тем фактором, что практически во всех случаях государственность формируется на базе становления национальной самоидентификации в обществах, которым от СССР достался мультикультуральный состав. Политическими элитами евразийских государств этот фактор не учитывается в достаточной степени, что чревато известными конфликтами в регионе. В основе этнических стереотипов лежат культурные традиции народов и их религиозные особенности. Эти обстоятельства могут быть использованы различными политическими силами в целях развития отношений сотрудничества или конфликта. Наконец, важный фактор формирования общественного сознания - это идеологические установки, внедряемые в обществе различными политическими силами. С крушением советской системы идеологическая борьба не ослабла, а еще более усилилась на евразийском пространстве, приобрела более разнообразный характер. Эта борьба отражает столкновение различных политических сил внутри отдельных стран, но на евразийском пространстве она включает в себя еще и отношение к интеграционным процессам и отношение к России. От этой борьбы зависит внешняя и внутриполитическая стабильность на евразийском пространстве. На евразийском пространстве активную роль играет Китайская Народная Республика и её публичная дипломатия, о которой все более широко заявляет китайское руководство [16]. Особенно важное значение для евразийского пространства она приобрела после провозглашения Китаем стратегической инициативы по созданию Экономического пояса Нового Шёлкового пути [17].Инициатива распространяется на страны, которые являются членами СНГ и так или иначе участвуют в процессах экономической интеграции в рамках ЕАЭС. Китайская инициатива привлекает потенциальной возможностью крупных инвестиций в экономику региона. Возможное сопряжение интересов государств требует координаций усилий государств на евразийском пространстве и создание благоприятного климата для сотрудничества. КНР и РФ стремятся сопрягать свои усилия на евразийском пространстве. 8 мая 2015 года Россия и Китай подписали соглашение о сопряжении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайской инициативы Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) [18]. Для устойчивого гуманитарного сотрудничества исключительно важное значение имеет диалог общественности. Большую роль в этой сфере играют Российско-китайский комитет дружбы, мира и сотрудничества, и возрождение обществ дружбы России и Китая в субъектах РФ. Они обращается к традициям хорошо известной в нашей стране и Китае «народной дипломатии». 12 ноября 2014 г. в государственной резиденции Дяоюйтай в Пекине состоялась первая встреча сопредседателей Китайско-Российского комитета дружбы, мира и развития - Дай Бинго и Бориса Титова [23]. В июле 2017 г. состоялась встреча руководителей Комитета с главами РФ и КНР [25]. Стратегическая инициатива породила новое направление в научных исследованиях, носящее комплексный характер и изучающее различные аспекты реализации стратегии Нового Шелкового пути. Накануне встречи на высшем уровне в Пекине были обнародованы данные КНР о масштабах и характере международного научного сотрудничества по проблеме «Один пояс, один путь». По неполной статистике, научно-исследовательские структуры и высшие учебные заведения КНР поочередно учредили исследовательские платформы для изучения «Одного пояса, одного пути». К настоящему времени, таких научных центров насчитывается около 300. Более того, существует уже более 50 иностранных «мозговых центров», которые занимаются исследованием «Одного пояса, одного пути». Аналитические центры Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и западных стран собирают группы и проводят исследования на эту тему. Серия результатов исследований уже представлена мировой общественности. Китайские «мозговые центры» уже опубликовали более 400 тематических книг, а зарубежные аналитические заведения выпустили свыше сотни исследовательских докладов на тему «Одного пояса, одного пути». Постоянный вице-председатель Китайского отделения Международного экономического центра Чжан Сяоцян отметил, что параллельные тематические заседания позволят экспертам «мозговых центров» обменяться мнениями по вопросам продвижения сотрудничества в рамках «Одного пояса, одного пути», а также по поводу выявления активной роли «мозговых центров». Планируется достичь «Договоренностей по строительству красочного Шелкового пути». По словам заместителя министра образования КНР Тянь Сюэцзюня, Министерство образования Китая активно продвигает осуществление плана по привлечению иностранных студентов в рамках программы «Шелкового пути» для подготовки посланников между народами разных стран. Была учреждена стипендия китайского правительства «Шелковый путь», по которой ежегодно будет предоставляться 10 тысяч грантов для учебы в Китае новым учащимся стран, лежащих вдоль «Одного пояса, одного пути». Заместитель министра культуры КНР Дин Вэй рассказал о работе по культурному обмену. Министерство культуры Китая укрепляет межправительственное сотрудничество. К концу 2016 года ведомство уже подписало соглашения по культурному обмену между правительствами более 60 стран вдоль «Одного пояса, одного пути». Китай планирует к 2020 году увеличить число людей, задействованных в культурных контактах между Китаем и странами и регионами вдоль «Одного пояса, одного пути» до 30 тысяч. Более того, КНР планирует пригласить в страну на обмены и повышение квалификации около 800 экспертов, китаистов и переводчиков «мозговых центров», а также подготовить 150 молодых международных специалистов в области восстановления культуры и музейного управления персоналом. Заместитель начальника Государственного управления по делам печати, издательств, радио, кино и телевидения КНР Тун Ган отметил, что с целью выявления связующей роли радио, кино и новостной индустрии в рамках «Одного пояса, одного пути», Государственное управление по делам печати, издательств, радио, кино и телевидения Китая, начиная с 2013 года, осуществляет Проект в области кино и телевидения «Шелковый путь» и Образовательный проект «Шелковый путь». В 2014 был проведен международный кинофестиваль «Шелковый путь». В прошлом году в фестивале уже принимали участие 57 стран [26]. Таким образом мы видим, что первоначальный проект осуществления логистического проекта транспортных коммуникаций Китай - Европа, в результате обсуждения быстро до стратегического проекта «экономического пояса Нового Шелкового пути», который предусматривал обширную зону ускоренного экономического развития для стран, находящихся в русле логистики «Шелкового пути», а сегодня представляется как обширная зона межцивилизационного развития. Инициатива приобрела характер стратегического проекта, который, во-первых, является своеобразным ответом на проект глобального развития стран Запада, который сегодня оказался в определенном тупике и стал отвергаться значительной частью западного общества. Транснациональные корпорации, преодолев сопротивление современных западных национальных демократий, пытаются создать глобальный рынок, освободившись от всяких социальных обязательств перед обществом. Для того, чтобы осуществить этот глобальный проект им приходится отказаться от социализации личности, оставить индивидуальность один на один с чистым рынком, лишив её всякий ограничений морали и культуры, которое вырабатывало человечество на протяжении всей своей истории. Разложение западной цивилизации приобретает пугающий характер. Побочным явлением этого разложения становиться международный терроризм, превращающий людей в заложников общества, пренебрегающего человеческой жизнью, вовлекающей человечество в варварство и хаос. Везде, где Запад пытается искусственно внедрить свои идеалы, сегодня процветают коррупция, деградация общественных отношений, преступность и насилие, распад государственности и замена национальной культуры её националистическими извращениями или низкопробной массовой культурой. Стратегический проект «Один пояс - один путь» предполагает глобализацию не через противопоставление национального и глобального, а через гармоничное развитие - синтез национального и глобального, который позволяет не разрушать, а созидать новую глобальную реальность на основе уважения национальных особенностей, использования национальных традиций и ментальности в деле формирования новой экономической реальности, которая преобразует в свою очередь образ жизни и культуру народов, вовлеченных в экономическое развитие в рамках пояса Нового шелкового пути. При этом никто не объявляется врагом или отсталым народом, удел которого максимально сократить свою численность, чтобы предоставить «жизненное пространство» для «золотого миллиарда». Взаимное уважение культур народов и сохранение их культурного многообразия - основа гармоничного развития, позволяющего преодолеть межнациональные конфликты и недоверие между народами. На евразийском пространстве процессы взаимодействия народов, культур, государств все отчетливее приобретают характер созидательного сотрудничества, которое позволит сформировать пространство гармоничного сотрудничества, способное сформировать новое социальноэкономическую, культурную и общественнополитическую ситуацию в регионе. Евроазиатское сотрудничество призвано создать зону стабильности и процветания многих народов мира и внести свой вклад в развитие человеческой цивилизации.
Список литературы

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.) Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.)

2. Официальный сайт межгосударственной телерадиокомпании «Мир». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirtv.ru/

3. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/5AMAccs7mSlXgbff1Ua785WwMWcABDJw.pdf; Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5099 (Дата обращения 20.04.2017); Россия и Китай создали совместную рабочую группу по сотрудничеству в области средств массовой информации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/551546/pop_up?_101_INSTANCE_WhKWb5DVBqKA_viewMode=print&_101_INSTANCE_WhKWb5DVBqKA_qrIndex=0

4. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/15201/

5. Сайт информационного агенстваRigmainfo. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rigma.info/news/company/zhurnalisty_kitaya_i_rossii_podpisali_deklaratsiyu_o_sotrudnichestve/

6. ИТАР-ТАСС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/tass-dos-e-hronologii/609057

7. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/media/files/5AMAccs7mSlXgbff1Ua785WwMWcABDJw.pdf

8. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/supplement/5099

9. Устав Содружества Независимых Государств Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=187

10. Соглашение о сотрудничестве в области культуры между Россией и СНГ от 15 мая 1992 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/main.aspx?uid=7602

11. Соглашение о создании системы межбиблиотечного абонемента государств - участников СНГ. /[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_69454.html

12. Соглашение о вывозе и ввозе культурных ценностей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.issa.ru/legislation/docsng/docsng_13.html

13. Соглашение о совместном фильмопроизводстве.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.miradx.ru/news/podpisano-soglashenieo-sovmestnom-filmoproizvodstve

14. Концепция сотрудничества государствучастников Содружества Независимых Государств в сфере культуры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31083225#pos=42;-314

15. Культурное сотрудничество стран СНГ - в планах более 120 мероприятий за пять лет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cis.minsk.by/news.php?id=52501

16. Китаю и Казахстану нужно создать «экономический коридор Шелкового пути» - председатель КНР Си Цзиньпин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fmprc.gov.cn /rus/zxxx/t1075402.shtml; Председатель КНР: новый Шелковый путь превращается из замысла в реальность. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rossaprimavera.ru/news/rech-si-czinpina-na-otkrytii-foruma-poyas-i-put

17. ЛюЛимин. Российско-Китайское гуманитарное сотрудничество в рамках «Одного пояса и одного пути» //Русский язык в Китае. Август 2015г. Т.34 №3; Морозов Ю.В., Сафронова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества России и Китая с центрально-азиатскими партнерами в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-gumanitarnogo-sotrudnichestva-rossii-i-kitaya-s-tsentralno-aziatskimi-partnerami-v-ramkah-shanhayskoy-organizatsii

18. Статья Министра иностранных дел России С.В.Лаврова «С оптимизмом смотрим в будущее: к 15-летию подписания российско-китайского Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», опубликованная в газете «Жэньминь Жибао» 18 июля 2016 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/press_service/minister_speeches/-/asset_publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/2356326

19. Дополнительный протокол от 5 декабря 2000 г. к «Соглашению между Правительством Российской Федерации Правительством Китайской Народной Республики о создании организационных основах механизма регулярных Встреч глав правительств Россией Китая» от 27 июня 1997 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuTreaty/b80e82bi/201014173127_63081.htm>

20. Информационные материалы к заседанию Российско-китайской Межправительственной Комиссии по сотрудничеству В области образования, культуры, здравоохранения и спорта.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/1083b7937ae580ae432569e7004199c2/432569d80021985f43256bf90029f30a?OpenDocument/

21. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/news/15201/; Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rosminzdrav. ru/news /2016/07/04 /3056-sostoyalos-xvii-zasedanie-rossiysko-kitayskoy-komissii-po-gumanitarnomu-sotrudnichestvu; Портал архивы России. Федеральное архивное агентство. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusarchives.ru/novosti/novosti-rosarhiva/sostoyalos-pervoe-zasedanie-rossiysko-kitayskoy-podkomissii-po-sotrudnichestvu-v-oblasti-arhivov-mezhpravitelstvennoy-rossiysko-kitayskoy-komissii-po-gumanitarnomu-sotrudnichestvu

22. Протокол тринадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499014883; Сотрудничество России и КНР в области молодежной политики выйдет на новый уровень. //Официальный сайт министерства образования РФ. Минобрнауки. РФ/новости/8466. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/m/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/8466

23. ВУЗы России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studychinese.ru/russia-vuz/; Обзор результатов первого международного форума «Учить и учиться по-русски». //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-rezultatov-pervogo-mezhdunarodnogo-foruma-uchit-i-uchitsyapo-russki

24. Российско-китайский комитет дружбы, мира и развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian-chinese.com/author/stas/page/50/

25. Российско-китайский комитет дружбы, мира и развития. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://russian-chinese.com/author/stas/page/1/

26. Инициатива «Один пояс, один путь» связывает народы разных стран. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/n3/2017/0514/c31516-9215371.html

Войти или Создать
* Забыли пароль?