Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается перспективность формирования заинтересованности, а также вовлечения молодежи в процессы интеграции на евразийском пространстве, активизация информационно-аналитической работы в данном направлении. Проанализирована текущая ситуация по включению молодежи в евразийские проекты, движения и организации. Приведены результаты социологических исследований в области диагностики отношения, уровня осведомленности и оценок молодежью процессов евразийской интеграции, свидетельствующие о наличии существенных проблем в понимании этих процессов. Обоснована важность работы в данном направлении, продиктованная необходимостью популяризации среди молодежи идей евразийской интеграции, ее целей и задач.

Ключевые слова:
молодежь, молодежные проекты, молодежные организации, молодежная инициатива, евразийское пространство, евразийская интеграция
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Ценностные ориентации любого человека определяют его мировоззрение, поведение, цель и смысл жизни. Сензитивность молодого возраста, с одной стороны, обеспечивает благоприятную среду для формирования устойчивого мировоззрения личности через ценностно-смысловые ориентации, однако, с другой стороны, уязвимость молодого возраста, выражающаяся в легкой подверженности как положительным так и отрицательным идеям, может способствовать отчуждению молодого поколения от социально-экономических, политических и культурных процессов, происходящих в общественной среде. Общественная среда понимается нами как комплекс социальных и природных сфер, в которых протекает жизнедеятельность человека и которые предоставляют ресурсы для удовлетворения его потребностей и развития. Такая среда формирует «запрос» на человека, в котором она нуждается, и немыслима без него. Процесс включения человека в среду предполагает направленное изменение, в ходе которого человек вырабатывает свойства, требуемые этой средой, что позволит ему развиваться и удовлетворять свои потребности. Соответственно, исключение предполагает утерю человеком свойств и особенностей, присущих этой социальной среде. Сам акт включения (как и исключения) человека в социальную среду определяется значительным количеством детерминант, среди которых можно выделить следующие: зависящие от человека; зависящие от состояния и уровня развития социальной среды, зависящие от процессов взаимодействия человека и социальной среды и регуляторов этих взаимодействий. [1] Говоря о детерминантах включения, зависящих от состояния социальной среды, следует выделить следующие типы включения. Первый - наиболее массовый тип включения, когда среда для поддержания своего существования должна искать людей, способных поддерживать ее функционирование. Поэтому ею предъявляется запрос на людей-функционеров, поддерживающих ее существование и включающихся в социальные структуры при условии удовлетворения их материальных потребностей на достаточно высоком уровне. Специфика такого включения состоит в том, что человека, включающегося в среду, при этом часто не интересуют ценности, доминирующие в этой социальной среде. На задний план отступают его личные интересы, склонности, способности, а на первый план выходит только возможность получать от среды материальное вознаграждение. Второй тип включения под действием запроса среды состоит в том, что среда предъявляет запрос на человека - и человек включается в социальные структуры, отдавая себе отчет в том, что его ценности расходятся с системами ценностей, принятыми в рамках данной среды. Здесь речь идет о чисто формальном включении, порождающем изначально раздвоенность человека: с одной стороны, он продолжает придерживаться своих собственных интересов и ценностей, а с другой - вынужден приспосабливаться к людям и ближайшей среде, в которой господствуют совершенно иные ценности и представления. Разумеется, такое включение приводит к различным формам социального нездоровья, деформациям личности. В данном случае человек изначально знает о своем несогласии с требованиями и ценностями структуры, но тем не менее вынужден мириться с ними. Такое включение неизбежно сопровождается напряженностью в отношениях между человеком и средой, что одинаково плохо и для человека, и для среды. Третий тип включения под воздействием запроса среды, когда ее требования совпадают с ценностными ориентациями личности, максимально способствует формированию полноценного социального здоровья. Такое включение строится на соответствии качеств человека и требований среды. Именно этот тип включения создает наиболее широкое пространство возможностей для проявления инициативы, личностного роста, становления профессиональных качеств человека, продвижения его по служебной лестнице и пр. Закономерно, что такая социальная среда является наиболее привлекательной для человека. Только в ее рамках может сложиться удачная профессиональная карьера, сформироваться ощущение полноты жизни и т.п. Четвертый тип включения под воздействием запроса среды представляет непосредственную опасность для человека. Речь идет о запросах на человека со стороны агрессивных, опасных для него сред. В качестве примеров таковых можно назвать такие, как: криминальные структуры, экстремистские группы, секты и т.д. В процессах включения человека в такие среды зачастую происходит быстрый распад личности, ее деградация. Пятый тип включения, идущий от среды, связан с запросами дестабилизированных и переходных социальных структур. Переходная социальная среда может требовать особого типа людей, способных быстро разрушать существующие структуры, традиции, нормы, стереотипы, системы управления, устоявшиеся системы ценностей и т.п. Здесь резко возрастает спрос на всякого рода экстремистов, радикалов, пассионариев и пр. По мере взросления на человека все большее влияние начинают оказывать разнообразные социальные среды, а также появляющееся у него самосознание, собственная позиция, осознанные интересы и т.д. [2] Внимание к формированию ценностей и ценностных ориентаций молодого поколения должно быть первоосновой любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый жизненный смысл. Ценности служат ориентиром жизни человека, определяющим его цели и жизненные стремления… [3] Влияние на ценностную составляющую личности, в частности, через осознание и принятие молодыми людьми национальных особенностей не только своей страны, но и дружественных стран-соседей, понимание общности исторического прошлого и положительное отношение к развитию международного сотрудничества, обеспечит включение и инициативное участие молодых людей в формирование и развитие единого Евразийского пространства. Эффективная работа с молодым поколением - один из основополагающих элементов в интеграционных процессах стран Содружества. В 2005 году в подтверждение этого тезиса было заключено Соглашение среди стран-участниц СНГ, согласно положениям которого был основан Совет по делам молодежи государств-участников стран СНГ (далее - Совет). Деятельность Совета обозначилась как содействие сотрудничеству в сфере работы с молодежью. Реализация «Стратегии международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года» в рамках Совета основывалась на признании того, что молодежь является важнейшим фактором устойчивого интеграционного процесса в условиях глобализации. Разработанная Стратегия активизировала работу с молодежью, содействовала усилению взаимодействия с молодежными общественными объединениями и представителями разных групп молодежи стран СНГ. [4] Очевидно, что с целью прямого вовлечения молодежи в евразийские проекты необходимо, в частности, увеличивать количество реальных и онлайновых площадок для общения и взаимодействия, действующих как на постоянной основе, так и в рамках единичных мероприятий. Ярким примером включения молодежи в процессы евразийской интеграции является постоянно действующий консультативный орган Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств - Молодежная межпарламентская ассамблея (ММПА СНГ), которая в 2017 году отмечают свой пятилетний юбилей. Сформулированные цели этого органа включают вовлечение молодых парламентариев в процесс развития сотрудничества государств - участников СНГ в политической, экономической, гуманитарной, экологической, культурной и иных сферах; создание условий для диалога и обмена опытом молодых парламентариев СНГ и представителей молодежных организаций; приобщение молодежи к парламентской дипломатии, повышение правовой культуры, социальной и гражданской активности молодого поколения Среди конкретных задач, способствующих достижению поставленных целей, хотелось бы выделить следующие: содействие деятельности МПА СНГ в осуществлении законотворческой деятельности и принятии решений, затрагивающих права и законные интересы молодежи; содействие осуществлению согласованной молодежной политики в государствах - участниках СНГ; обеспечение практического участия молодежи в разработке проектов модельных законодательных актов, рекомендаций и нормативных правовых актов МПА СНГ, в том числе по вопросам молодежной политики; привлечение представителей молодежи к работе в международных парламентских структурах; повышение интереса молодежи к Содружеству Независимых Государств, деятельности МПА СНГ и других органов СНГ, международной парламентской дипломатии. [5] Другой пример - автономная некоммерческая организация по содействию в развитии сотрудничества стран Содружества Независимых Государств «Содружество народов Евразии», которая активно занимается, в том числе, мониторингом настроений в молодежной среде в отношении процессов евразийской интеграции. Так, в январе 2017 года она организовала в городе Оренбурге работу Международной экспертной площадки «Евразийский экономический союз в восприятии студенческой молодежи приграничных регионов России и Казахстана». В рамках ее работы были представлены результаты международного социологического исследования, проведенного учеными российского Центра «Общественное мнение» и Западно-Казахстанского государственного университета им. М. Утемисова, посвященного анализу отношения студенческой молодежи Российской Федерации (РФ) и Республики Казахстан (РК) к процессам евразийской интеграции и, в частности, сотрудничеству двух стран в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В исследовании приняли участие 500 студентов из 5 вузов, расположенных на территориях РФ и РК. Так, результаты диагностики уровня знаний молодежи и ее оценок ЕАЭС показали, что в целом молодежь обеих стран поддерживает интеграционные процессы, адекватно воспринимает главные задачи ЕАЭС. Вместе с тем эксперты были единодушны в том, что необходимо не только не прекращать информационную работу с молодежью, но и углублять ее всеми возможными средствами (Интернет, печатные СМИ, телевидение, буклеты, видеофильмы и др.) и формами (спецсеминары и коллоквиумы в учебных курсах, научные конференции, дебаты, ток-шоу и т.д.). [6] Результаты другого исследования, нацеленного на определение отношения молодежи стран постсоветского пространства к ЕАЭС и их удовлетворенностью количеством информации деятельностью Союза, которое в настоящее время (с 1 марта по 13 мая 2017 г.) проводит Центр евразийских исследований (ЦЕИ) «Отношение студентов постсоветских стран к ЕАЭС», представляются не такими радужными. Несмотря на то, что по результатам первого этапа опроса (на 28.03.2017 г. было опрошено 251 человек) большинство опрошенных студентов поддерживают интеграционные процессы в Евразийском регионе, ответы на некоторые вопросы свидетельствуют о проблемах во владении информацией в этой области. Так, правильно расшифровали аббревиатуру ЕАЭС всего 66% респондентов, 20% респондентов считают, что проводится эксперимент по возрождению СССР, а 22% респондентов считают, что формат ЕАЭС является стремлением повторить успех Европейского союза. Особое внимание, по нашему мнению, необходимо обратить на то, что больше половины опрошенных студентов не видят для себя преимуществ от интеграционных проектов ЕАЭС. [7] Вышесказанное еще раз подтверждает необходимость постоянного информационного освещения процессов евразийской интеграции, поиска новых путей повышения заинтересованности молодежи в евразийской интеграции через раскрытие перспектив и возможностей, которые открывает перед молодыми людьми евразийское пространство как с точки зрения реализации научно-исследовательских и гуманитарных, так и предпринимательских амбиций и инициатив, непосредственного включения молодежи в данный процесс. Так, в качестве примеров площадок для освещения процессов евразийской интеграции можно рассмотреть следующие мероприятия. С 1 по 7 июля 2016 года в г. Санкт-Петербурге прошел Первый Евразийский форум казачьей молодежи «Казачье единство 2016», в котором приняли участие члены молодежных объединений казачества, действующих на территории России и стран СНГ - Белоруссии, Казахстана. Цель форума была связана с обменом опытом по всем тем направлениям, в которых на данный момент занято молодое поколение казаков, а именно: функционирование молодежных казачьих организаций, объединений и дружин; обсуждение вопросов социальной работы, волонтерского движения, военно-спортивной деятельности; государственной службы и др. Одна из дискуссионных площадок напрямую была связана с вопросами евразийской интеграции и называлась «Роль и место казачества в современных интеграционных процессах в контексте Евразийского экономического пространства» [8] С 20 по 25 сентября 2016 г. в Ереване проходил Первый Евразийский гражданский форум «Молодежь за общее будущее», в ходе которого обсуждались проблемы и перспективы евразийской интеграции, процессы сближения неправительственных организаций союзных государств, разрабатывали предложения и резолюции по развитию гражданского общества стран ЕАЭС. Среди прочих форм взаимодействия делегатов в рамках форума использовался такой эффективный инструмент вовлечения молодежи, как деловая игра - «Модель ЕАЭС», целью которой стало понимание общих интересов, которые есть у стран-участниц Евразийской интеграции. Значимым результатом Форума стало также учреждение Евразийского гражданского совета молодежи (ЕГСМ). [9] Недавно завершился IV Евразийский молодежный инновационный конвент (IV ЕМИК), проходивший с 13 по 15 апреля 2017 г. в Санкт- Петербурге - ежегодное международное мероприятие, проводимое по инициативе Евразийской молодежной ассамблеи при содействии Законодательного собрания Ленинградской области и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Особое внимание в этом году уделяется вопросам экологии и молодежной политики. В рамках мероприятия состоялись дискуссии на темы: «Экологическое партнерство», «Молодежная политика и сотрудничество», «Развитие социокультурных связей», «Патриотизм». [10] С 14 по 22 октября 2017 г. в городе Сочи пройдет XIX Всемирный фестиваль молодежи и студентов, в котором планируется участие молодых людей из 150 стран мира. В рамках фестиваля планируется работа специальной евразийской площадки. [11] Естественно, что это лишь малая доля многочисленных мероприятий, организуемых молодежными объединениями или при участии молодежи, которые в той или иной мере включают освещение вопросов евразийской интеграции. Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решением от 28 октября 2016 г. утвердил План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ на 2017-2018 годы. Согласно одобренному перечню мероприятий в рамках непосредственно молодежного сотрудничества предполагается реализация 22 крупных мероприятий, инициаторами проведения которых выступили МПА СНГ, Азербайджанская Республика, Республика Беларусь и Российская Федерация. [12] В заключении хотелось бы еще раз обозначить, что взаимодействие молодежи в рамках молодежных организаций, движений, регулярных или разовых мероприятий, образовательного и научного обмена, безусловно, способствует развитию долгосрочных контактов, причем как в межличностной так и профессиональной сферах, способствует формированию знаний, умений и навыков, которые в будущем помогут молодым людям полноценно влиять на интеграционные процессы и управлять ими, а также способствует распространению и популяризации евразийской интеграции, формированию ее положительного имиджа среди молодого поколения, что в свою очередь, является залогом успеха этой идеи в будущем.
Список литературы

1. Актуальные проблемы исследования социального здоровья. Опыт социолого-философского анализа. Часть I / Под ред. Р.А.Зобова и А.А.Козлова: Учеб. пос. - СПб.: Химиздат, 2004. - 168 с

2. Авакова Э. Б. Социальные факторы снижения трудовой мотивации молодежи: дис. ... канд. соц. наук. СПбГУЭФ, СПб, 2012. С. 95-97

3. Авакова Э. Б. Динамика ценностных ориентаций современной молодежи / Управление персоналом. Ученые записки. Книга VIII. - СПб.: Центр подготовки персонала ФНС России, 2010. - С. 99-101

4. Стратегия международного молодёжного сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/supplement/812 (дата обращения: 20.04.2017)

5. Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://iacis.ru/structure/mmpa (дата обращения: 21.04.2017)

6. Официальный сайт АНО «Содружество народов Евразии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://evrazia-ural.ru/meropriyatiya/rezultaty-socoprosa-molodezh-kazahstana-i-rossii-podderzhivaet-kurs-na-evraziyskuyu (дата обращения: 21.04.2017)

7. Паламарчук А., Кофнер Ю. Отношение студентов постсоветских стран к ЕАЭС: предварительные результаты соцопроса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://eurasian-studies.org/archives/2932 (дата обращения: 21.04.2017)

8. Официальный сайт Синодального комитета по взаимодействию с казачеством [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.skvk.org/33395 (дата обращения: 21.04.2017)

9. Официальный сайт Евразийского Движения Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://eurasian-movement.ru/archives/22619 (дата обращения: 21.04.2017)

10. IV Евразийский молодежный инновационный конвент стартовал в Санкт-Петербурге / Официальный сайт Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://iacis.ru/pressroom/news/partnery/iv_evraziyskiy_molodezhnyy_innovatsionnyy_konvent_startoval_v_sankt_peterburge (дата обращения: 24.04.2017)

11. Официальный сайт Всемирного фестиваля молодежи и студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.russia2017.com (дата обращения: 24.04.2017)

12. Информационно-правовая система Нормативка.by [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://normativka.by/lib/document/ 500241950 (дата обращения: 24.04.2017)

Войти или Создать
* Забыли пароль?