Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются процессы, происходящие в мусульманском сообществе Крыма, начиная с исторического этапа, связанного с появлением ислама в регионе. Особое внимание уделено исламу в Крыму в период с 1991 года, с разрушения СССР и до 2014 года, когда на основе референдума произошло воссоединение Крыма с Россией. Проанализирована новая модель взаимоотношений государства и исламских религиозных организаций, которая сложилась в Крыму в 2014-2016 гг., в условиях интеграции крымского мусульманского сообщества в российское социокультурное и правовое пространство. Особое внимание уделено вопросам, связанным с финансированием исламских религиозных организаций и российскому законодательству в этой сфере.

Ключевые слова:
Ислам, Крым, украинский кризис, Воссоединение Крыма с Россией, нетрадиционные исламские течения, борьба с религиозным экстремизмом
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

С наступлением XXI-го века в различных странах и регионах мира актуализировался интерес исследователей к исламу - не только как к одной из мировых религий, но и как к социальному, политическому, правовому и ценностному феномену. С одной стороны, этот исследовательский интерес обусловлен притоком мигрантов в Европейские страны, что стало причиной не только ценностных конфликтов двух культур - христианской и мусульманской, но и новых демографических вызовов для Европы. Особое преломление эта тема имеет в связи с проявлением противоречий между секулярной и религиозной культурами, а также в связи с проникновением мусульманских ценностей в европейскую повседневность. Отдельный аспект актуализации исламской темы связан с обострением ситуации на Ближнем Востоке, вызванной затяжным геополитическим кризисом в этом регионе. Применительно к Крыму данная тема имеет особое преломление, так как на полуострове проживает сегодня 12% мусульман, не все из которых поддержали воссоединение Крыма с Россией, произошедшее в результате демократического волеизъявления населения на референдуме в марте 2014 года. Актуальность исследования данной темы обоснована также необходимостью осмысления геополитических причин украинского кризиса 2013-го года, а также особого географического местоположения Крымского полуострова, привлекательного с военно-стратегической точки зрения для основных геополитических игроков Черноморско-Каспийского региона. Особенность Черноморско-Каспийского региона - это, прежде всего, его местонахождение, для которого характерно конфликтогенное окружение. С одной стороны, он граничит с Балканами, для которых характерны перманентные этнические и геополитические конфликты, с другой - с Ближним Востоком, где основная точка напряжения сегодня связана с Сирией. На юге нестабильность вызвана напряженными отношениями России и Грузии, проявившимися наиболее остро в ходе вооружённого конфликта в Южной Осетии в 2008 г. Латентный фон нестабильности в регионе сохраняется также в результате напряженности в отношениях США и Ирана. Новейший конфликтный дискурс связан с противоречиями между Россией и Украиной по поводу изменения статуса Крыма. Однако все перечисленные конфликты так или иначе связаны с тем, что в геополитическом контексте Черноморско-Каспийский регион представляет собой сферу притяжения интересов, связанных с доступом к транспортным зонам и энергетическим ресурсам территории бассейнов Черного и Каспийского морей. [10, c. 135 - 139] В этих условиях геополитические проблемы нередко находят своё специфическое преломление в противостояниях на этнической и религиозной почве. С другой стороны, межэтнические и межрелигиозные конфликты часто используются геополитическими акторами для достижения собственных целей. Наряду с кратким обзором геополитических факторов, связанных с заявленной темой, необходимо остановиться на культурно- историческом преломлении исследуемой проблемы, которое свидетельствует о переплетении культурных, языковых, политических и цивилизационных факторов в развитии и сосуществовании крымских религиозных групп. История Крыма богата событиями, которые не раз меняли его государственный статус. В большинстве случаев это было результатом внешнего соперничества государств, граничащих с полуостровом. Земли Крыма в разные периоды истории входили в зоны влияния Римской и Византийской империй, Хазарского Каганата и Золотой Орды. Своё окончательное закрепление эта тенденция получила в период многовекового противоборства на крымских границах Российской и Османской империй. [7] Согласно историческим исследованиям, в эпоху поздней античности в Крыму сформировался особый тип греко-иранской цивилизации, сосредоточенной в двух крупных городах-государствах: Херсонесе и Пантикапее. По мнению известного историка - антиковеда М. И. Ростовцева, «именно эта связь, между эллинами и иранцами, связь не этнографическая, и не политическая, а культурная, связь преемственности, и определяет культурные особенности жизненного уклада того, что позднее сделалось Россией». [8, с. 7] Особый этап истории полуострова связан с византийским присутствием в Крыму и крещением в 989 году в Херсонесе князя Владимира, который принёс христианскую веру в русское государство. Исторически Крым характеризуется полиэтноконфессиональным составом, однако в различные исторические отрезки времени на полуострове доминировали определенный состав населения и определенные верования, которые либо уходили в небытие, либо сохранились в традициях небольших этнических групп. Исключение составили христианство и ислам, являющиеся доминирующими традиционными религиями на территории Крымского полуострова. [3] Крымский ислам представляет умеренное суннитское течение - ханафитского масхаба и начинает свою историю в регионе с 13 века, вместе с монгольским завоеванием Крыма и включением его в состав Золотой Орды. Известно, что первая мечеть в Крыму появилась в 1219 году. В 1443 году было образовано Крымское ханство, вошедшее в состав Османской империи, и с этого времени ислам становится государственной религией в Крыму. В Крымском Ханстве существовала разветвленная структура мусульманского духовенства, включавшая богословов, законоведов, судей, учителей, проповедников, служителей мечетей и т.д. В 1783 году согласно манифесту Екатерины II-й, Крым вошёл в состав российского государства. А уже в 1788 году в Крыму было создано Таврическое магометанское духовное управление [2, с. 68], явившееся новым институциональным устройством мусульманского духовенства, во главе которого были муфтий и кади-аскер. К концу XVIII века в Крыму функционировало около 1600 мечетей, 25 медресе, действовала сеть мусульманских школ - мектебов. [1, с. 8] Следующий этап истории Крыма связан с революцией 1917 года в России и образованием СССР. В результате создания нового социалистического государства в Крыму была сформирована Крымская автономная социалистическая республика, которая входила в состав РСФСР до 1954 года, а затем была передана Украинской СССР. [9, c. 75-91] Религиозная жизнь в Крыму в этот период не отличалась от других регионов и республик Советского Союза. Разрушение религиозных храмов, включая и мусульманские мечети, было повсеместным явлением так же, как и репрессии, против духовенства. Духовенство как класс был практически ликвидирован в СССР, при этом не существовало различий по признаку вероисповедания. Достаточно вспомнить репрессии против православных священников, которые были отправлены в лагеря и ссылки, а многие из них были расстреляны в 30-е годы. Вместе с разрушением храмов была уничтожена и система религиозного образования, включая и мусульманское образование. В результате советского государственного строительства религия была вытеснена из публичного дискурса, однако у мусульман она сохранялась на бытовом уровне и передавалась из поколения в поколение через семейные ценности и традиции. Важное значение для понимания конфессиональных процессов в Крыму имеет не только исторический этап, связанный с господством атеизма в СССР, но также и факт депортации армян, болгар, греков, немцев и крымских татар из Крыма во время второй мировой войны. В 1941 году из Крыма были депортированы немцы, в 1944 году - армяне, болгары, греки, и крымские татары. Крымские татары были депортированы из Крыма 18 мая 1944 года по обвинению в коллаборационизме во время оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками и направлены советским правительством для проживания в Среднюю Азию, преимущественно в Узбекистан. Оценивая эти исторические события, следует отметить, что среди крымских татар были и герои, внесшие свой вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне, в частности, известный лётчик, дважды герой Советского Союза Аметхан Султан, советская разведчица Алиме Абденнанова и др. Возвращение репатриантов в Крым началось во второй половине 1980-х годов и носило в основном стихийный характер. [13] Интеграция армян, болгар, греков, немцев в местное сообщество носила мирный характер. В то же время, с возвращением из депортации крымских татар на полуострове стал накапливаться конфликтный потенциал, в том числе, и в религиозной сфере. В большой степени это было связано с коллективной травмой, которую пережили крымские татары в результате депортации. Но решающую роль в нагнетании напряжённости сыграло манипулирование коллективными чувствами крымских татар со стороны этнических и политических лидеров, которые использовали этническую мобилизацию в собственных целях. Оценивая развитие конфликтной ситуации в Крыму, отметим, что наиболее острые противостояния, имевшие место в прошлом, не были связаны с религиозным фактором. К примеру, среди причин массовых акций протеста крымских татар, пик которых пришёлся на 1990-е годы, можно назвать проблему отсутствия гражданства и доступ к земельным ресурсам. Наряду с этим, в ряде конфликтов была задействована религиозная составляющая, так как у большинства крымских татар наблюдается совпадение этнической и религиозной идентичности, которая нередко подвергалась манипулятивному воздействию со стороны этнических и политических лидеров с целью разжигания межнациональной и межконфессиональной розни в регионе. В итоге сконструированный конфликтный потенциал предъявлялся этническими лидерами в качестве аргумента и использовался как ресурс в их собственном конфликте с государственной властью, который имел перманентный характер, вплоть до событий 2014 года, когда в результате обострения политического кризиса на Украине Крым выбрал самостоятельный путь развития. На основании проведенного в марте 2014 года референдума, согласно волеизъявлению большинства населения, Крым вошел в состав России в качестве самостоятельного субъекта федерации. Осмысливая этот факт, по сути являющийся прецедентом для современной политической истории, необходимо подчеркнуть, что применение технологии мягкой силы в ходе подготовки и организации массовых акций протеста в Киеве было осуществлено для выдавливания Украины из сферы политического и культурного влияния России и перемещения под контроль национальных интересов США. Новый уровень конкуренции между США и Китаем, связанный с критической точкой в развитии их взаимоотношений, стал катализатором этих процессов. [12] В этих условиях полуостров Крым стал символическим местом на карте мира. Применяя синергетический подход, можно рассмотреть воссоединение Крыма с Россией как своеобразную точку бифуркации. Используя положения лауреата нобелевской премии И. Пригожина, можно взглянуть на «постукраинский» Крым в качестве системы, утратившей равновесное состояние и вышедшей на уровень самоорганизации. Так как в точке бифуркации существует пространство множественности для выбора дальнейшего вектора развития системы, Крым сегодня потенциально и одновременно содержит в себе несколько вариантов будущего - в диапазоне от снижения уровня развития и полного разрушения системы до более высокого уровня роста и инновационного скачка в развитии. [12] Конфессиональные процессы в Крыму, которые приобрели новый вектор развития в 2014-2016 годах, имеют особое преломление в связи с религиозными различиями внутри крымского сообщества. В решающей степени это связано с сосуществованием и взаимодействием трёх доминирующих этнических групп - русских, украинцев и крымских татар. По данным переписи населения, проведённой в республике в 2014 году, на полуострове проживают представители 175 национальностей. Наиболее многочисленными являются русские (68,3%), украинцы (15,8%) и крымские татары (10,6%). Большинство жителей Крыма составляют русские, причем это большинство не только этническое, но также и религиозное. Как русские, так и украинцы, проживающие в Крыму, в большинстве своём идентифицируют себя как православные, а крымские татары принадлежат преимущественно к мусульманскому сообществу. При этом следует отметить, что ислам в Крыму более укоренён в быту и традициях, чем православие, о чём мы уже писали выше. Для более полного понимания произошедших в Крыму в 2014-2016 гг. процессов отметим, что до 1954 г. Крымский полуостров входил в состав Российской Федерации, а затем был передан Украинской ССР как новая административная единица (процесс передачи не затронул г. Севастополь, который напрямую починялся Москве и оставался вплоть до развала СССР городом союзного подчинения, наряду с Москвой и Ленинградом (Санкт-Петербургом). В рамках единого государства этот акт не имел существенных политических последствий, но с распадом СССР ситуация стала парадоксальной - русское население Крыма оказалось в независимой Украине в положении национального меньшинства, хотя никогда не покидало территории полуострова, который значительную часть своей истории входил в состав России. Кроме того, русское население Крыма неоднократно демонстрировало своё отношение к акту передачи Крыма Украине в 1954 году как к нелигитимному политическому событию. В этом смысле можно сказать, что большинство русских жителей Крыма, на уровне гражданских, политических и правовых отношений, начиная с 1991 года, когда распался СССР и Крым оказался в составе независимой Украины, и вплоть до событий 2014 года, отождествляли себя с Украиной, однако в культурном отношении всегда находились в пространстве влияния России. В отношении крымских татар ситуация выглядит как противоположная. Учитывая языковую и культурную близость, крымские татары всегда были больше склонны воспринимать Турцию как более близкую в этнокультурном отношении страну, а в политическом отношении демонстрировали свою устойчивую связь с украинским государством. Начиная с марта 2014 года, после проведения референдума и правового обеспечения вхождения Республики Крым в российское политическое и правовое пространство, религиозные организации Крыма оказались в новой ситуации, связанной с необходимостью адаптации к российской политике, регулирующей взаимоотношения государства и церкви. Согласно данным министерства культуры Республики Крым в 2015 году в Крыму существовало 2083 религиозные организации. Однако официальную перерегистрацию прошли только 1409 организации. Это связано с российским законодательством, согласно которому по облегчённой процедуре регистрируются только организации, принадлежащие к традиционным религиозным конфессиям. Все остальные проходят экспертизу в министерстве юстиции Российской Федерации. В основном это связано с тем, что в предыдущие годы в Крыму получили широкое распространение нетрадиционные исламские течения, такие как салафизм (ваххабиты), «Братья Мусульмане», «Хизб ут Тахрир» (организация, запрещённая в России и ряде других государств) и хабашиты, которые оказывали деструктивное влияние на состояние внутриконфессиональной и межконфессиональной ситуации в Крыму в предыдущие годы. Сегодня в Крыму мусульмане составляют 12%. В целом, мусульманская среда в Крыму не является однородной. Это связано с тем, что до 2014 года функционирование исламских религиозных организаций во многом зависело от внешнего влияния, которое осуществлялось преимущественно Турцией и Саудовской Аравией, в меньшей степени такими странами, как Пакистан, Иран, Иордания, Египет и Кувейт. Наряду с этим, наблюдалось влияние на крымских мусульман радикальных исламистов Чечни, Северного Кавказа и Центральной Азии. Сколько-нибудь заметного влияния российских мусульманских организаций в среде крымских татар не просматривалось. [5] Влияние внешнего исламского фактора на крымскую умму привело к обострению конфликтов внутри мусульманского сообщества Крыма к 2010 году. На 1 января 2010 года в Крыму насчитывалось 1168 исламских религиозных общин, 503 священнослужителя, 8 духовных учебных заведений, 292 слушателя. При этом следует отметить, что за период с 2000 по 2010 год количество религиозных общин возросло в 3,5 раза. Число священнослужителей увеличилось на 53,8%, количество духовных учебных заведений - в 5 раз. Численность слушателей увеличилась в два раза, количество воскресных школ - в три раза. [5] Как правило, мечети и учебные заведения в Крыму строились на деньги турецких и арабских спонсоров. Усиление влияния зарубежных религиозных организаций на крымских мусульман проявилось в соответствующей переориентации определённой части верующих. [5] Институциональная структура ислама в Крыму до 2014 года не была однородной, в регионе действовали общины, входящие в структуру нескольких духовных управлений и центров: Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК), Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), Независимый духовный центр мусульман Украины (НДЦМУ), Духовное управление мусульман Украины «Умма» (ДУМУ «УММА), Духовный центр мусульман Крыма (ДЦМК). В числе зарегистрированных мусульманских общин Крыма 49 не принадлежали ни к одному из названных духовных управлений и имели независимый статус. Из них 25-30 общин принадлежали ваххабитам, которые распространяли своё влияние на крымских мусульман начиная с 1990-х годов, 10 общин принадлежали религиозно-политическому течению Хизб ут Тахрир, запрещённому в Российской Федерации и ряде других стран. Это течение впервые заявило о себе в Крыму в 2004 году. 11 общин принадлежало хаббашитам, которые появились в Крыму в 2007 году. Все названные течения представляют нетрадиционный ислам и распространились в Крыму в результате внешнего влияния, прежде всего таких стран как Саудовская Аравия и Турция. В частности, за счёт средств, поступивших из Саудовской Аравии, было построено 15 мечетей. Одним из требований арабских спонсоров было условие, в соответствии с которым сторона, финансирующая строительство мечети, рекомендует своего имама, при этом община не должна подчиняться ДУМК. [11] В 2010 году внешнее влияние на крымских мусульман привело к расколу внутри крымской уммы и конфликту общин, принадлежащих к нетрадиционным исламским течениям с ДУМК, который получил широкое освещение в прессе. Начиная с весны 2014 года, в условиях интеграции Крыма в российское политическое и правовое пространство, произошли изменения в религиозной сфере. Прежде всего, следует сказать о том, что на полуострове прекратила свою деятельность организация Хизб ут Тахрир, так как она запрещена в России. Начиная с марта 2014 года в Крыму формируется новая система отношений государства с исламскими религиозными общинами. Все исламские религиозные организации вошли в состав ДУМК, что позволило преодолеть внутренний конфликт в крымской умме. Также был создан Таврический муфтият. Функционируют курсы подготовки имамов, в рамках которых осуществляется взаимодействие с исламскими университетами, функционирующими в Российской Федерации. Вместе с вхождением Крыма в Россию были приостановлены потоки внешнего финансирования строительства мечетей в Крыму. Большую финансовую помощь исламским религиозным организациям Крыма оказывают регионы России, в частности, Татарстан и Чеченская Республика. После ухода из Крыма турецкого подрядчика (в результате инцидента с российским военным самолётом) возобновлено строительство соборной мечети в городе Симферополе, которое осуществляется сегодня под патронатом Президента Российской Федерации Владимира Путина. Действует законодательство по отношению к экстремистской деятельности религиозных организаций. В частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности», Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. о судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности. Согласно этим нормативным документам российского государства сформирована система, определяющая правовую степень ответственности граждан, религиозных организаций, общественных объединений, должностных лиц, госслужащих, а также средств массовой информации за распространение экстремистских материалов. В результате действия нового законодательства, а также более действенной политики государства в сфере регулирования национальных и религиозных вопросов, в 2014-2016 году в Крыму наблюдается заметное снижение уровня конфликтности в сфере этноконфессиональных отношений. Наряду с этим, в Европейских странах на официальном уровне доминирует критический дискурс в отношении соблюдения прав человека в Крыму. В связи с этим уместно указать на «Доклад о состоянии прав человека в Крыму», который был представлен в Страсбурге 13 апреля 2016 года на заседании Комитета министров Совета Европы по итогам поездки в Крым миссии Совета Европы, во главе с Жераром Штудманом, осуществлённой 25-31 января 2016 года. [6] В целом ситуация с правами человека в Крыму, согласно выводам авторов доклада, показывает, что необходимо осуществлять дальнейшее наблюдение. В докладе Жерара Щтудмана было отмечено, в частности, что в Крыму на данном этапе не наблюдается признаков ухудшения в сфере образования на крымско- татарском языке, по прежнему действует принцип выбора языка обучения ребёнка по заявлению родителей. Также в докладе было отмечено, что в Крыму свободно демонстрируется крымско-татарская символика. Жерар Штудман, по итогам посещения Крыма, обратил внимание на официальное признание Россией меджлиса крымских татар экстремистской организацией. В этой связи следует сказать о том, что внутри крымско-татарского национального движения и ранее существовали оппозиционные меджлису силы. Кроме того, в самом меджлисе на протяжении всей истории его деятельности периодически проявлялись внутренние противоречия, которые особенно обострились в 2014 году. Часть бывших членов меджлиса поддержали воссоединение Крыма с Россией и сегодня занимают крупные посты в органах государственной власти Крыма и РФ. В частности, Ремзи Ильясов, Заур Смирнов, Руслан Бальбек, который избран от Крыма депутатом Государственной Думы Российской Федерации. Кроме этого, в Крыму сегодня набирает авторитет общественная организация «Къырым Бирлиги», представляющая современную альтернативу меджлису и поддержанная Ассоциацией крымско-татарских дернеков, проживающих в Турции. Подводя итог сказанному, хотелось бы обратиться к мыслям известного крымско-татарского просветителя Исмаила Гаспринского, который обращался ко всем российским мусульманам со следующими словами: «Рождаясь и живя в России, под охраной и покровительством общегосударственных законов, неся, наравне со всеми, общие обязанности и повинности, русские мусульмане исполняют свой долг, как верноподданные граждане России. Но этого мало. Желательно, чтобы эта ещё внешняя, официальная связь приобретала всё более и более нравственный характер: чтобы она неустанно укреплялась и оживлялась сознанием не только её политической необходимости, но и сознанием её внутреннего исторического значения и полезности: желательно, чтобы русское мусульманство прониклось убеждением в том, что Провидение, соединив его судьбы с судьбами великой России, открыло пред ним удобные пути к цивилизации, образованности и прогрессу». [4, с. 27] Выводы. 1. Для мусульман, проживающих в Крыму, сегодня созданы все условия, необходимые для удовлетворения религиозных потребностей - функционируют мечети, духовные учебные заведения, осуществляется подготовка кадров духовенства. 2. Умма Крыма интегрируется в исламское сообщество России, о чём свидетельствует развитие межрегионального сотрудничества, в частности, с Татарстаном и Чеченской Республикой. 3. Выстроена новая система взаимоотношений государства с исламскими религиозными организациями, которая создаёт необходимые условия для деятельности религиозных общин, но, в тоже время, препятствует распространению экстремизма. 4. Наряду с этим, существует необходимость преодоления стереотипов, циркулирующих в европейском общественном мнении, о нарушении коллективных прав крымских татар в Крыму, так как данные стереотипы активно конструируются заинтересованными внешними политическими акторами. 5. В целом ситуация в этноконфессиональной сфере Крыма характеризуется снижением этноконфликтного потенциала и является более спокойной и прогнозируемой, чем в предыдущие годы.
Список литературы

1. Александров И. Ф. О мусульманском духовенстве и управлении духовными делами мусульман в Крыму после его присоединения к России. Симферополь, 1914

2. Броневский Мартин. Описание Крыма // Историческое наследие Крыма. Симферополь, 2005. № 10

3. Булатов Айдер. Ислам в Крыму: от трагического прошлого к проблемам современности. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://idmedina.ru/boks/islamic (дата обращения: 30.10.16)

4. Гаспринский Исмаил. Россия и Восток. Казань: Фонд Жиен, Татарское книжное издательство, 1993. 123 с

5. Григорьянц В. Нетрадиционный ислам в Крыму: Часть 1. Арабы и местный ДУМ. [Электронный ресурс]. URL: islamreview.ru/politics (дата обращения: 30.10.16)

6. Жерар Штудман представил Комитету министров Совета Европы доклад по итогам недавнего посещения Крыма. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://echr.today/news (дата обращения: 30.10.16)

7. Киселёва Н. В. Этнополитические процессы в Крыму: исторический опыт, современные проблемы и перспективы их решения / Киселёва Н.В., Мальгин А.В., Петров В.П., Форманчук А.А. Симферополь: Салта, 2015. 352 с. С. 297

8. Ростовцев М. И. Эллинство и иранство на юге России / Вступ. ст., коммент. и примеч. А.В.Арсентьева. М.: Издательский дом «Книжная находка», 2002. 160 с

9. Сенюшкина Т. А. Воссоединение Крыма с Россией как этнополитический процесс // Политическая Экспертиза: ПОЛИТЭКС. Изд-во Санкт-Петербургского универистета. 2015. Том 11. № 4. С. 75-91. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/1226/30/ (дата обращения: 30.10.16)

10. Сенюшкина Т. Политизация ислама и проблемы безопасности в Черноморско- Каспийском регионе // Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2009 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов / Под ред. В.А.Тишкова и В.В.Степанова. М.: ИЭА РАН, 2010. С. 135 - 139

11. Сенюшкина Т. Социально-политическая ситуация в Крыму // Россия и мусульманский мир. 2013. № 10. С. 87-94

12. Сенюшкина Т. Феноменология геополитического выбора: к вопросу о конструировании индивидуальных и коллективных угроз в пространстве жизненного мира // Тезисы XIII международного семинара «Этничность и власть: политика памяти и культурно-символические ресурсы этнополитической мобилизации», 22-23 мая 2014 г. Ялта, 2014. С. 87-89

13. Senyushkina T. Turbulent Past Complicates Crimea’s Minority Relations. // Local Governance and Minority Empowerment in the CIS. First edition./ Ed. Valery Tishkov, Elena Filippova. - Open Society Institute. Local Government and Public Service Reform Initiative. Budapest, 2002. P. 207 - 234. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://eawarn.ru/pub/Pubs/MultiEthnicEnglish/LGI_Senyushkina.htm (дата обращения: 30.10.16)

Войти или Создать
* Забыли пароль?