Текст (PDF):
Читать
Скачать
Существенные изменения в геополитической обстановке, вызванные разрушением биполярного мира на рубеже XX - XXI веков, привели к деформации экономического пространства на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. Это крайне негативно сказалось на экономиках вновь образованных независимых государств. Российская Федерация со времени падения в берлинской стены как символа окончания холодной войны проводила активную внешнюю политику, направленную на сближение с остальной Европой. Сотрудничество развивалось с Европейским Союзом, Организацией Североатлантического договора, Североатлантического альянса (далее - НАТО), Россия вступила в Совет Европы, были согласованы четыре пространства по созданию «большой Европы» от Владивостока до Лиссабона. Но «украинский кризис», вызванный не только внутренними причинами, но и активными действиями США и их союзниками, кардинально изменил геополитическую обстановку и показал неготовность геополитических акторов совместными усилиями выстраивать единое геоэкономическое пространство совместно с Россией. Экономические трудности на пространстве бывшего СССР заставили Содружество Независимых Государств вернуться к проблеме экономической интеграции. 10 октября 2000 года Межгосударственный Совет Республик Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана принял Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС). В преамбуле Договора провозглашались цели по созданию Единого экономического пространства. ЕврАзЭС формировался в сложных геополитических и геоэкономических условиях под сильным внешним давлением геополитических соперников. Их объединенные усилия, несогласованность действий государств - членов ЕврАзЭС привели к необходимости изменить интеграционную стратегию, которая стала реализовываться в рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). ЕАЭС - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе (с 33 приложениями), подписанным Республиками Беларусь, Казахстан и Российская Федерация 29.05.2014 [1]. ЕАЭС зарегистрирован в качестве международной региональной организации в ООН. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Государствами - членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Процедура принятия и статус наблюдателя только разрабатывается, хотя о желании иметь такой статус заявила Республика Молдова, имеющая задолженность перед «Газпромом» в 6,5 миллиардов долларов США [2]. Но есть соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом [3], не ратифицированное Казахстаном и Арменией, и переговоры по этому вопросу ведутся с пятью государствами (Египет, Иран и Монголия - даже о вступлении; Таиланд, Сербия). Глава Министерства иностранных дел России С. Лавров, заявляет, что пятьдесят стран выразили желание сотрудничать с Евразийским экономическим союзом [4]. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. В рамках и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств -участников: -- Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; -- Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования; -- Соглашение об основах гармонизации технических регламентов; -- Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС. На официальном сайте ЕАЭС данные на 2014 год: население - 182,7 миллионов человек; ВВП - 2,2 триллиона долларов США; промышленное производство - 1,3 триллиона долларов США; объем внешней торговли товарами ЕАЭС с третьими странами в 2014 году - 877,6 миллиардов долларов США (3,7 процента мирового экспорта, 2,3 процента мирового импорта) [5]. Следует заметить, что президенты Казахстана и Беларуси считают, что охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, культуры, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза. По их мнению, политизация ЕАЭС, как они это называют, не способствует привлечению новых членов [6, 7]. В США современный этап интеграции на постсоветском геополитическом пространстве называют «новой советизацией» и с самого начала процесса формирования ЕАЭС они официально объявили о воспрепятствовании его развитию [8], считая, что это будет способствовать укреплению геополитического положения Российской Федерации. Геополитический разлом произошел по самой опасной европейской линии. Подобные кливеджи в прошлом стали причинами двух самых кровопролитных в мировой истории войн глобального характера. Современное евроатлантическое геополитическое пространство включает Северную Америку и часть Европы без России. Это активизировало процесс евразийской интеграции по линии Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза. Идет процесс формирования новой мировой геополитической и геоэкономической конструкции, в которой Евроатлантика и Евразия оформляются как новые геополитические центры противостояния и (или) сотрудничества. Геополитический статус ЕАЭС исследуется ведущими российскими экспертами геополитики Л. Г. Ивашовым, И. Ф. Кефели, Д. И. Кузнецовым, М. П. Комаровым, В. В. Матвеевым и другими [см., напр., 9, С. 767 - 784; 10, С.178 - 218; 11]. Арктическая зона Российской Федерации - северная часть геополитического и геоэкономического пространства ЕАЭС, составляющая по разным оценкам от пяти до десяти миллионов квадратных километров. Севернее 60 широты расположено 54,5 процентов территории страны. Протяженность северной сухопутной границы - 19,7 тысяч километров и примерно столько же - морской. Хотя официально морские границы мы имеем только с США - 49 километров и Японией - 194,3 километра. ЕАЭС граничит через АЗРФ с основным геополитическими соперниками - США, Китаем и Евросоюзом. В качестве инструментов экономического сотрудничества ЕАЭС с другими региональными экономическими структурами мира могли бы использоваться Арктический совет (далее - АС), Совет Баренцева Евроарктического региона (далее - СБЕР). Но среди 12 наблюдателей в Арктическом совете нет ни одного члена ЕАЭС, хотя есть такие неарктические государства как Италия, Нидерланды и даже Сингапур. Похожая ситуация и в СБЕР: из девяти наблюдателей есть далекие от Европы Канада, США и даже Япония, но кроме Российской Федерации нет больше ни одного члена ЕАЭС. В ходе реализации Арктических стратегий циркумполярных стран в Арктическом регионе заметно активизировался процесс его милитаризации со стороны геополитических соперников ЕАЭС [см., напр., 12, С. 12 - 44]. В «Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года» (далее - Стратегия), принятой 14 октября 2016 года среди современных глобальных вызовов и угроз коллективной безопасности ОДКБ выделено достижение в ряде случаев политических и экономических целей с использованием силы, в том числе экономического и информационного давления; практика вмешательства во внутренние дела государств. В ОДКБ классифицировали и региональные внешние вызовы и угрозы коллективной безопасности ОДКБ, и первыми названы политическая и социально-экономическая нестабильность в отдельных регионах, расположенных в непосредственной близости от границ государств - членов ОДКБ. Из внутренних вызовов и угроз коллективной безопасности ОДКБ внимание акцентировано на использовании рядом геополитических акторов информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку, а также манипулирование общественным сознанием в государствах - членах ОДКБ [13]. Один из приоритетов обеспечения экономической безопасности - безопасность российской Арктики, развитие транспортной архитектуры, безопасность и защита экономических интересов страны, связанных с функционированием Северного морского пути (СМП). В этом контексте показательно, что на Адмиралтейских верфях Санкт-Петербурга в апреле 2017 года прошла торжественная церемония закладки головного ледокола проекта 23550 «Иван Папанин». Он является многофункциональным, совмещая в себе функции боевого, поисково-спасательного и научно-исследовательского корабля. В настоящее время изучению современных рисков безопасности, включая экономическую, в Арктическом регионе уделяется большое внимание не отечественными, но только и зарубежными аналитиками [см., напр., 14,15]. Модели новой экономической географии утверждают принципы одновременной инерционности и динамизма в процессах размещения производительных сил. С одной стороны, существует зависимость от пути, от прежней траектории развития, которая ввиду эффекта возрастающей отдачи может на долгие десятилетия, даже на век, законсервировать сложившуюся экономическую специализацию территории. С другой стороны, есть периоды развития, когда у аутсайдеров появляется шанс на лидерство, на размещение у себя принципиально новых видов экономической деятельности. Одна из ключевых идей новой экономической географии - связь процессов глобальной экономической интеграции и локальной концентрации экономической деятельности - актуальна как для России, так и для остальных стран - участников ЕАЭС. Естественная концентрация экономической деятельности в крупных городах во многом обуславливает неравномерность пространственного развития любой страны. Совершенствованию пространственной организации экономики должна способствовать разрабатываемая в настоящее время Стратегия пространственного развития Российской Федерации, являющаяся одним из ключевых элементов системы стратегического планирования, заложенной Федеральным законом Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ [см.: 16]. Стратегия является принципиально новым документом для современной российской управленческой практики планирования, сочетающей в себе подходы стратегического и территориального планирования. Социально-экономическое развитие АЗРФ предполагается через создание «опорных зон» в виде Арктических акватерриториально-производственных комплексов (далее - АТПК). Одном из важнейших АТПК становится пилотный проект «Ямал-СПГ», а его реализация открывает новые возможности развития наземного Северного широтного хода и Северного морского пути. Это должно способствовать укреплению безопасности на северных рубежах Евразийского геополитического пространства. Следует отметить, что здесь основная нагрузка вновь ложится на Российскую Федерацию. В транспортной геополитике появятся возможности активизировать морские транспортные коридоры: Баренцево-Евроарктический (в порты Европы и Северо-Восточной Америки) - 2100 морских миль (1 852 м); СМП (Архангельск - Певек или пгт Проведение) - 2500 морских миль, а если считать от Мурманска до Иокогамы - 5,7 тысяч морских миль (в порты Северо-Западной Америки) и Азиатско-Тихоокеанский - 2100 морских миль (в порты Юго-Восточной Азии). Южный морской путь (Иокогама - Мурманск) - 12,8 тысяч морских миль. Вместе с тем, на Дальнем Востоке к России приблизилась граница главного геополитического соперника ЕАЭС - США. По линии Бейкера-Шеварнадзе 90 тысяч квадратных километров Берингова моря отошла к США. После ратификации Россией Морской конвенции 1982 года огромный сектор, (сопоставимый по площади с самым большим островом на Земле - Гренландией) за пределами 200-мильной экономической зоны отошел под международную юрисдикцию. Япония, используя сложную ситуацию, в которой находится Россия, отказалась от прежних договоренностей по процессу заключения мирного договора и выдвинула главным условием предварительную передачу ей двух островов Курильской гряды. Надежный союзник США таким образом пытается ограничить российскому Дальневосточному флоту выход в Тихий океан, взяв под контроль еще несколько проливов с новых «северных» территорий. В настоящее время на Дальнем Востоке создано 16 территорий опережающего развития (далее - ТОР) в восьми регионах. В рамках ТОР планируется реализация 255 инвестиционных проектов с объемом привлеченных инвестиций в размере одного триллиона 428 миллиардов рублей [17]. 20-22.04.2017 года в Красноярске прошел уже XIV Экономический форум. На нем свои наработки представили эксперты из фонда «Центр стратегических разработок», аналитического центра «Проектный офис» и Экспертного совета. А также состоялось обсуждение Комплексного плана действий Правительства Российской Федерации на 2017-2025 годы. В качестве целевого показателя экономического роста, начиная с 2020 года, Министром экономического развития Российской Федерации М. Орешкиным была названа цифра в три процента и более, а главными задачами названы рост производительности труда и повышение качества человеческого капитала. По мнению бывшего министра финансов России А. Кудрина, потеряно целое десятилетие, в ходе которого темпы роста российской экономики не превышали в среднем 1 - 1,5 процента в год и «кризис следовал за кризисом». А сейчас возникает ситуация, когда в течение 5-6 лет Россия, если не будет проведён комплекс реформ, рискует не только не завоевать новых позиций в сфере международной технологической конкуренции, но и даже утратить имеющиеся. Причины сложившейся ситуации «имеют скорее внутреннее происхождение» [см.: 18]. В деловой программе не было обозначена в прямой постановке тема ЕАЭС. Но на Круглом столе «Социально-экономическое развитие Центральной Азии» рассматривались особенности развития стран Средней Азии в контексте взаимодействия с Россией и Китаем, а также их внутреннего экономического взаимодействия. Оценивались перспективы международного сотрудничества в рамках существующих и перспективных объединений стран. Обсуждались контексты возможного межрегионального сотрудничества (сибирские регионы России и регионы Казахстана), особенности развития и возможности взаимодействия с Республикой Монголия [см.: 19]. Красноярский край занимает первое место в России по запасам древесины (леса занимают 69 процентов его территории). Здесь находится второе по объему запасов золота в России Олимпиадинское месторождение. Край является одним из наиболее перспективных районов нефтедобычи в стране. Кроме того, Красноярский край обладает крупнейшим в России гидроэнергетическим потенциалом. На Енисее одни из крупнейших в мире гидроэлектростанций - 20 действующих и одна строящаяся (Богучанская ГЭС). Таким образом, Евразийский экономический союз предпринимает попытки занять соответствующее место на геополитическом поле планеты, используя совместные геополитические и геоэкономические ресурсы в целях снижения международной напряженности и восстановления нормальных экономических взаимоотношений с другими политическими акторами. Свою роль в решении этих сложных задач призвана сыграть Российская Федерация, и такая ее и всего ЕАЭС важная часть, как Арктическая зона Российской Федерации. Социально-экономическое развитие АЗРФ предполагается через создание «опорных зон» в виде Арктических акватерриториально-производственных комплексов и кооперацию усилий в реализации геополитической стратегии Евразийского экономического союза.