Текст (PDF):
Читать
Скачать
Проблема безопасности является одной из важнейших в геополитике. Она актуализирована обострившимся геополитическим противостоянием глобальных политических акторов. Безопасность - одна из ключевых категорий в исследовании состояния и управления социальными системами различной сложности. Сам дискурс безопасности настолько сложен, что не может быть ограничен тем или иным узким смыслообразующим значением. Соответственно, в основе реальной мировой политики не должна лежать сколько-нибудь ограниченная концептуальная основа понимания проблемы безопасности в глобальном, но все же фрагментированном мире. Среди ученых нет единства даже в определении категории «безопасность», которых насчитывается несколько десятков. Сущность и содержание этой дефиниции зависит от методологического подхода к ее определению: политического, компаративистского, институционального, правового, социологического, бихевиористского (социолого-психологического), структурно-функционального и других. В наиболее общем виде определение безопасности было сформулировано в Законе Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-I (далее - Закон). Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В этом Законе были определены и жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности Законом (Ст. 1) были отнесены: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность [1]. В Федеральном законе Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - Закон) отсутствует определение безопасности, но в четвертой статье дано определение государственной политики в области обеспечения безопасности: «Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально- экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер». В Законе также сформулированы пять основных принципов обеспечения безопасности: 1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; 4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности; 5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. В Законе раскрывается содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно третьей статье деятельность по обеспечению безопасности включает в себя одиннадцать направлений: 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности; 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации [2]. На наш взгляд, в современных условиях особое значение имеет организация научной деятельности в области обеспечения безопасности. Теоретическое осмысление безопасности является актуальной и важной, так как по мнению некоторых отечественных исследователей проблемы и сами представления о безопасности, в том числе и в научных кругах не более чем поверхностные, не раскрывающие её природу и сущность. Это оказывает существенное влияние на формирование теоретических основ безопасности как важнейшего условия и средства её реального обеспечения [2]. На глобальном геопространстве Организацией Объединенных Наций обеспечение безопасности на всех уровнях провозглашено главным условием устойчивого развития человека, общества, государства и регионов. Согласно ст. 24 Главы VI Устава ООН главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности возлагается на Совет Безопасности ООН [4] . Прямо или косвенно в деятельности по обеспечению безопасности человека принимают участие более тридцати связанных с нею организаций, известных как программы и фонды (финансируются за счет добровольных взносов), а также специализированные учреждения (финансируются за счет добровольных взносов и обязательных взносов). Так, Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) работает почти в 170 странах; по Всемирной продовольственной программе ежегодная помощь оказывается более 80 миллионам человек в 75 странах мира; Международный валютный фонд (МВФ), который отказал в очередной раз (с 2003 года) в 2016 году Российской Федерации во временной финансовой поддержке, и который имеет в настоящее время 28,0 триллионов долларов США непогашенных кредитов в 74 странах мира [5]. Важнейшем направлением деятельности Международного агентства по атомной энергии (далее - МАГАТЭ, Агентство), созданного в 1957 году, является обеспечение нераспространения ядерного оружия в целях обеспечения безопасности человечества. К 2017 году соглашения о гарантиях с МАГАТЭ заключили 178 стран. Проблемами всех видов атомной безопасности: ядерная безопасность, радиационная безо- пасность, безопасность отходов и физическая ядерная безопасность - занимается Департамент ядерной безопасности Агентства. Участники Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающие ядерным оружием, обязались заключать с Агентством соглашения, которые предусматривают осуществление контроля МАГАТЭ в отношении всей их мирной ядерной деятельности. МАГАТЭ призвано предпринимать меры, предотвращающие использование ядерных материалов в военных целях, также вместе с отвечающими за эти вопросы органами и институтами системы ООН устанавливать нормы в области безопасности и охраны здоровья. В этих целях в рамках Секретариата Агентства был создан Департамент гарантий, который должен обеспечивать контроль за ядерными установками и материалами путём изучения соответствующих учётных документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых точках» установок. Гарантии распространяются на 95 процентов ядерных установок, за пределами стран, обладающих ядерным оружием: Великобритания, Индия, Китай, Пакистан, Российская Федерация, США и Франция. Кроме того, есть Израиль, который официально не подтверждает, но и не опровергает наличие у страны ядерного оружия, а также Корейская Народно-Демократическая Республика, утверждающая наличие собственного ядерного оружия. В обычном режиме деятельность по гарантиям осуществляется более чем на 1100 установках по всему миру, включая атомные электростанции (АЭС), исследовательские реакторы, установки, связанные с ядерным топливом, и места хранения [6]. В первую четверку стран по количеству имеющихся работающих ядерных реакторов, входят США - 100 реакторов, Франция - 58, Япония - 43 (включая остановленный реактор на АЭС «Фукусима»), Россия и Китай - по 35 ядерных реакторов [7]. В целях обеспечения безопасности Агентство кроме Гарантий реализует и другие программы: Программа технического сотрудничества МАГАТЭ, Программа стандартов безопасности радиоактивных отходов, Программы ядерных технологий в области продовольствия и сельского хозяйства, биологии, физики, химии, геологии, безопасности морской среды и ряд других. Лаборатория морской среды МАГАТЭ в Монако - единственная морская лаборатория в системе Организации Объединенных Наций, в качестве основной задачи занимается изучением последствий захоронения отходов в море и использованием ядерных и изотопных технологий для расширения наших знании о морской среде. В связи с перспективой активизации морской деятельности в Арктике на Северном морском пути и идеей ряда стран сделать его свободным для прохода судов возникают угрозы бесконтрольного сброса с кораблей различных отходов, в том числе химических, бактериологических и радиоактивных. Кроме того, из-за необходимости постепенного вывода из эксплуатации мощностей Билибинской АЭС в Чукотском автономном округе реализуются мероприятия по размещению плавучей атомной теплоэлектростанции. Эти угрозы также актуализируют проблемы обеспечения всех видов атомной безопасности в Арктическом регионе. Существуют и иные риски и угрозы по линии МАГАТЭ . На 60-й ежегодной конференции Международного агентства по атомной энергии в сентябре 2016 года Иран, по итогом двухлетних интен- сивных переговоров согласившийся на реализацию Дополнительного протокола Договора о нераспространении ядерного оружия и подписавший с МАГАТЭ «Совместный всеобъемлющий план действий», предложил начать мониторинг незаконной ядерной программы Израиля и призвал поставить этот вопрос на повестку дня Агентства [8]. В этом же ряду находится проблема испытаний ядерного оружия в Северной Корее. Крымская проблема. Исследовательский реактор ИР-100 принадлежит Севастопольскому государственному университету, который расположен на базе бывшего военно-инженерного училища, ставшего при Украине университетом ядерной энергии и промышленности. МАГАТЭ после жалоб официального Киева считает этот объект украинским. В данный момент реактор не используется. Вузом готовятся регламентирующие документы и решаются технические вопросы, в том числе вопросы безопасности. Строящийся новый, четвертый энергоблок Ростовской АЭС, который поможет обеспечить полную энергетическую безопасность юга России, включая Крым, намечен на 2017 год. Из специализированных учреждений выделим координационный центр деятельности по борьбе со стихийными бедствиями - Управление ООН по вопросам уменьшения опасности стихийных бедствий. В центральных учреждениях ООН, прямо или косвенно занимающихся проблемами безопасности числятся, восемь департаментов, семь управления и пять Канцелярий, из которых выделим Департаменты по политическим вопросам и операций по поддержанию мира, Управления по вопросам разоружения и по координации гуманитарных вопросов, Канцелярию Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах. Кроме того, к системе Генеральной Ассамблее относятся главные и другие сессионные комитеты, Комиссия международного права, Комиссия по разоружению, Постоянные комитеты и специальные органы, Совет по правам человека. К вспомогательным органам Совета Безопасности относятся Военно-штабной комитет, комитеты по санкциям, контртеррористические комитеты, уголовные трибуналы (по Руанде и бывшей Югославии), Комиссия ООН по миротворчеству. О результатах работы этой международной организации можно судить по ее же информации. Так, в докладе ООН об итогах выполнения Программы устойчивого развития до 2015 года, принятой в 2000 году под названием «Цели развития тысячелетия», было отмечено, что к концу 2014 года в результате конфликтов почти 60 миллионов человек были вынуждены покинуть свои дома - наибольшее число людей после окончания Второй мировой войны. Если бы они составляли отдельную нацию и государство, то их страна стала бы двадцать четвертой в мире по численности населения. Каждый день по причине конфликтов в среднем 42 000 человек становились насильственно перемещенными лицами, вынужденными искать защиту - эта цифра почти вчетверо превысила аналогичный показатель 2010 года, составлявший 11 000 человек [9]. Международные события 2015-2016 годов (обострение противостояния международного сообщества и международных террористических организаций типа «Исламского государства», запрещенных во многих странах мира; украинская проблема; незатухающие межэтнические и межгосударственные конфликты в ряде азиатских и африканских государств, неконтролируемая миграция) значительно ухудшать и эти показатели. Закономерными становятся сомнения в эффективности деятельности ООН и периодически возникающие предложения о необходимости ее реформирования. В Резолюции А/70/1, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», декларируются семнадцать целей в области устойчивого развития и 169 задач. Они носят комплексный и неделимый характер, должны обеспечивать сбалансированность всех трех компонентов устойчивого развития: экономического, социального и экологического, предусматривают реализацию прав человека для всех и обеспечение гендерного равенства. Эти цели и задачи призваны стимулировать в ближайшие 15 лет деятельность в областях, имеющих большое значение для человечества и планеты. В этом международном документе представлен перечень современных рисков и угроз безопасности: -- национальная безопасность и территориальная целостность в мире перестают быть гарантией реальной безопасности человека; -- нищета и невозможность вести достойную жизнь миллиардов людей; -- усиление неравенства внутри стран и между ними; -- огромные диспропорции в распределении возможностей, богатства и власти; -- безработица, особенно среди молодежи; -- глобальные угрозы здоровью людей; -- более частые и интенсивные стихийные бедствия; -- обостряющиеся конфликты; -- воинствующий экстремизм; -- терроризм и связанные с этим гуманитарные кризисы; -- насильственное перемещение людей; -- гендерное неравенство; -- истощение природных ресурсов; -- негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая опустынивание, засухи, деградацию земель, нехватку питьевой воды; -- утрата биоразнообразия; -- изменение климата, и негативные последствия этого явления подрывают способность всех стран достичь устойчивого развития; -- рост температуры в мире, повышение уровня морей, закисление океана и другие последствия изменения климата серьезно сказываются на прибрежных районах и низколежащих прибрежных странах [10]. Первой из угроз названа угроза безопасности человека. Этим международным сообществом определяется место проблемы безопасности человека в глобальной геополитике. В Шанхайской Конвенции от 15 июня 2001 го- да, декларирующей создание «Шанхайской организации сотрудничества» (далее - ШОС), отмечено, что организация руководствуется целями и принципами Устава ООН, прежде всего касающимися поддержания международного мира и безопасности, развития между государствами дружественных отношений и сотрудничества [11]. В состав ШОС входят шесть стран-участниц: Российская Федерация, Китайская Народная Республика, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан; страны-наблюдатели: Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Иран, Республика Монголия, Республика Индия; партнеры по диалогу: Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка. Несмотря на малочисленный состав, ШОС является региональной организацией, занимающаяся вопросами безопасности на территории в 30 миллионов 200 тысяч квадратных километров (20,3 процентов от общемировой площади), сопоставимой с территорией Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, а по численности населения - один миллиард 600 миллионов (21,8 процентов населения планеты) - превосходящую ее. На саммите в Санкт-Петербурге в июне 2002 года была принята «Хартия Шанхайской организации сотрудничества», ратифицированная Федеральным законом Российской Федерации от 6 июня 2003 года № 66-ФЗ. В этом основополагающем документе ШОС были сформулированы десять основных целей и задач, из которых выделим укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка (Ст. 1), а из основных направлений сотрудничества в рамках ШОС первым в третьей статье обозначено поддержание мира и укрепление безопасности и доверия в регионе [12]. На XV встрече глав государств-членов ШОС в Уфе в июле 2015 года была принята «Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года», в которой было отмечено усиление взаимосвязи между безопасностью и процветанием государств. Комплексный характер вызовов и угроз, - подчеркивается в документе, - требует выработки коллективных подходов к борьбе с ними, а также осознания невозможности обеспечения собственной безопасности за счет безопасности других. В этих условиях императивом становится соблюдение всеми государствами универсальных принципов равной и неделимой безопасности, одинаково применимых к евроатлантическому, евразийскому и азиатско-тихоокеанскому пространствам. В числе первостепенных задач было обозначено обеспечение региональной безопасности, противодействие вызовам и угрозам безопасности государств-участников, включая вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Безопасность названа в числе других принципов и ценностей «шанхайского духа» [13]. Обеспечение безопасности во многом связано с уровнем экономического и социального развития государства. Важную роль в этом процессе играют наука и образование. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2016 года №2309-р был одобрен проект Соглашения от 15 июня 2006 года, заключенного в Шанхае, об учреждении и функционировании Университета Шанхайской организации сотрудничества (далее, соответственно, - Соглашение, Университет). Университет является сетью образовательных организаций высшего образования государств ШОС, объединившихся для усиления сотрудничества в области реализации совместных образовательных программ, научных и научно-технических проектов. Основная цель создания Университета - скоординированная подготовка высококвалифицированных кадров на основе согласованных инновационных образовательных программ по специальностям, представляющим приоритетный интерес для экономического и социального развития государств ШОС [14]. Организация Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ) была создана в мае 1992 года. В его составе шесть государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. Она имеет официальный статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. В Договоре о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года зафиксировано положение, в соответствие с которым государства - участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции (Ст. 2). В этих целях, согласно третье статье, создается Совет коллективной безопасности в составе Глав государств - участников [15]. В «Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года» (далее - Стратегия), принятой 14 октября 2016 года подчеркнуто, что ОДКБ стала неотъемлемой частью системы региональных организаций, действующих в сфере безопасности. В Стратегии сформулированы современные глобальные вызовы и угрозы коллективной безопасности ОДКБ. -- опасность эскалации существующих и возникновения новых очагов международных и внутригосударственных конфликтов; -- достижение в ряде случаев политических и экономических целей с использованием силы, в том числе экономического и информационного давления; практика вмешательства во внутренние дела государств; -- применение технологий так называемых «цветных революций» и «гибридных войн»; -- нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений; -- стремление произвольно трактовать нормы и принципы международного права, проводить политику двойных стандартов, применения силы или угрозы применения силы в международных отношениях; -- вовлечение государств и союзов в разрешение существующих конфликтов вразрез с общепризнанными нормами и принципами международного права и вне рамок согласованных международным сообществом форматов по урегулированию; -- наращивание имеющихся, развертывание новых военных группировок и создание военной инфраструктуры на сопредельных к зоне ответственности ОДКБ территориях; заявления о решении межгосударственных вопросов с применением военной силы; -- усиление межнациональной и межконфессиональной нетерпимости, ксенофобии; -- рост угроз международного терроризма и экстремизма, недостаточный уровень практического международного сотрудничества в сфере противодействия этим угрозам; -- незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. В ОДКБ классифицировали и региональные внешние вызовы и угрозы коллективной безопасности ОДКБ: -- политическая и социально-экономическая нестабильность в отдельных регионах, расположенных в непосредственной близости от границ государств - членов ОДКБ; -- наличие неурегулированных конфликтов в сопредельных с зоной ответственности ОДКБ государствах; -- проведение другими государствами политики, нацеленной на достижение превосходства в военной сфере; -- развертывание в одностороннем порядке глобальных систем противоракетной обороны одним государством или группой государств без учета законных интересов других стран и без предоставления последним юридически обязывающих гарантий; -- возможность практической реализации «концепции глобального удара» и развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия, а также намерение разместить оружие в космосе; -- возможность увеличения числа государств, обладающих военным ядерным потенциалом; -- распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, незаконный оборот относящихся к ним материалов; -- деятельность, направленная на дезорганизацию государственной власти и изменение конституционного строя в государствах - членах ОДКБ; -- осуществление деструктивного идеологического и психологического воздействия на население государств - членов ОДКБ через электронные информационные сети и медиаресурсы; -- вероятность вторжения или проникновения на территорию государств - членов ОДКБ вооруженных бандформирований и боевиков международных террористических и экстремистских организаций; -- увеличение потоков незаконной миграции на / через территории государств - членов ОДКБ из третьих стран. Существуют также внутренние вызовы и угрозы коллективной безопасности ОДКБ: • деятельность экстремистских и террористических организаций и отдельных лиц, направленная на дестабилизацию внутриполитической ситуации в государствах - членах ОДКБ; • пропаганда и финансирование терроризма, рекрутирование граждан государств - членов ОДКБ в ряды международных террористических и религиозно-экстремистских организаций; • прогнозируемый рост террористической активности за счет возвращающихся на родину граждан государств - членов ОДКБ, прошедших боевую практику в рядах международных террористических организаций; • использование деструктивными силами межнациональных, межэтнических и межконфессиональных факторов для провоцирования конфликтов в государствах - членах ОДКБ; • деятельность организованных транснациональных преступных группировок в сферах наркобизнеса и организации незаконной миграции; • рост количества и масштабов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • использование информационных и коммуникационных технологий в целях оказания деструктивного воздействия на общественно-политическую и социально- экономическую обстановку, а также манипулирования общественным сознанием в государствах - членах ОДКБ [16]. На заседании Совета Безопасности ООН в октябре 2016 года Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа выступил в дебатах по теме: «Сотрудничество ООН с региональными и субрегиональными организациями - ОДКБ, ШОС и СНГ - с целью поддержания международного мира и безопасности». В ходе дебатов отмечалось, что ООН не под силу в одиночку справиться с современными угрозами миру и безопасности, необходимо формирование коллективных подходов, что требует последовательного наращивания сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными организациями, которые обладают более тонким пониманием ситуации и общего внутриполитического контекста на местах [17]. Анализ основополагающих документов таких организаций как ООН, МАГАТЭ, ШОС и ОДКБ подтверждает важность проблемы обеспечения безопасности как на глобальном так и на региональном уровнях. Деятельность перечисленных организаций способствует укреплению безопасности, но в современных условиях не в состоянии в полном объеме исключить риски и угрозы безопасности. Во многом это вызвано недостаточностью теоретической разработки проблемы и несовпадающими трактовками категории «безопасность» глобальными акторами геополитики.